понеділок, серпня 29, 2011


Субмарины будут сталкиваться всегда

 Французским и британским подводникам не хватило места в океане. Две атомные субмарины потерпели аварию в Атлантическом океане. Подлодки столкнулись на большой глубине, не заметив друг друга. По счастью, обошлось без жертв и серьезных повреждений, хотя на борту обоих кораблей находилось более 30 ядерных ракет. Эксперты говорят, что у субмарин был один шанс на миллион встретиться в открытом океане. Тем не менее, такие инциденты происходят довольно часто.

Они не должны были встретиться, но это произошло. Две огромные атомные субмарины с ядерным вооружением на борту нашли друг друга в Атлантике. Детали этой аварии держатся в строжайшем секрете. Так было и будет всегда: подлодки выходят в океан выполнять боевые задачи, военное руководство никогда не раскроет детали. Известно лишь, что оба корабля смогли вернуться на свои базы, никто не погиб, отделались легкими повреждениям и вмятинами на корпусе. Но случай все равно уникальный в своем роде, замечает эксперт Центра анализа стратегий и технологий Андрей Фролов: "Насколько я знаю, раньше никогда стратегические, их можно так назвать, лодки не сталкивались, то есть атомные лодки сталкивались, но это были, как правило, либо две многоцелевых либо одна ядерная вторая многоцелевая. Более того, как правило, сталкивались советская и американская лодки. А здесь участниками инцидента являются французская и английская, что тоже является уникальным".
Угрозы ядерной безопасности в результате происшествия не было – это, пожалуй, главный итог аварии, о котором сейчас старательно напоминают и во Франции и Великобритании. В подобной ситуации шансы на радиоактивное заражение минимальны, но все же есть, даже несмотря на защиту реактора, и ракет, о которых всегда говорят эксперты, стараясь успокоить. "Системы заглушки реактора на автомате имеются. Боеголовки - защита у них стоит, и поэтому произвольный взрыв тоже маловероятен", - комментирует Фролов.
За всю историю подводного флота действительно крупных аварий было не так много. Хотя возможностей было полно. Несмотря на кажущуюся маловероятность таких столкновений, происходят они не так уж редко. Капитан 1-го ранга Игорь Курдин, в прошлом командир атомной субмарины, а сейчас председатель клуба моряков-подводников, поясняет нам особенности подводного движения: "Когда лодка на поверхности, просто как боевой корабль, то существуют международные правила предупреждения столкновения судов. Это то же самое, что правила дорожного движения. Если их нарушить, то происходит столкновение. Но под водой не существует никаких международных правил, даже договоренностей".
Не так давно Россия предлагала ввести некие правила безопасности для подводных лодок. Но в первую очередь Соединенные штаты выступили против. Правила убивают смысл подводной войны, если все будут знать кто, где находится, невозможно будет вести разведку. В итоге частые встречи на глубине и приводят к авариям. Пик инцидентов пришелся на годы холодной войны, американские субмарины постоянно крутились у российских берегов, но и сейчас подводные аварии доказывают - противостояние продолжается. "Холодная война под водой продолжается, она не заканчивалась. И наши, американские, французские, английские лодки не просто совершают круизы под водой. Они выходят именно на выполнение боевых задач", - говорит Курдин.
Как правило, столкновение происходит не лоб в лоб. На носу субмарины расположен гидролокатор, антенна "смотрит" далеко вперед. Но внизу, сверху, сзади образуются мертвые зоны, они не "просматриваются". Чтобы заглянуть за корму, надо развернуться. Лишь у советских кораблей есть возможность "рассмотреть" противника по кильватерному следу и избежать аварии. Но в случае с западными ракетоносцами довольно часто лодки садились друг на друга или царапались бортами. Спасало только одно - низкая скорость, поясняет Игорь Курдин: "Подводные лодки маневрируют под водой, как правило, в основном на небольших скоростях - 4-5 узлов. Взаимное положение лодок в момент столкновения не приводит к таранному удару, который наносит серьезное повреждение подводной лодке. Хотя несколько столкновений за эти сто лет были, которые приводили к гибели одного или обоих кораблей. Их мало, но они были".
Многие подводники не раз сами попадали в такие аварии. Одну из них довелось пережить экипажу знаменитой К-19. Это было уже после катастрофы 61-го года, когда случилась авария в реакторе и К-19 стали называть "Хиросимой". В ноябре 69-го лодка прошла еще одно испытание. Штурманом на ней тогда был капитан второго ранга Валентин Шабанов. "Акустики ничего не слышали. Как будто столкнулись с каким-то предметом. Продули балласт, всплыли, покрутились - ничего нет", - вспоминает он. Только потом стало известно, что К-19 столкнулась с американской подлодкой. Получив повреждение, обе субмарины разошлись в разные стороны. Американцы скрылись в направлении Новой земли, а затем ушли на Исландию. Советские моряки уже в доке увидели, что произошло. "Нос, оказывается, принял форму бульдозера, как выразился механик. Нам-то с мостика не было видно. Вышла из строя в "носу" вся акустика, слегка повреждены торпедные аппараты", - рассказывает Шабанов.
Американский капитан сам тогда страшно испугался. Боевые части уже были готовы к запуску ракет. Лодка стояла с выключенными двигателями, потому ее и не заметили на К-19. Такая бесшумная субмарина почти незаметна в океане. Сейчас, когда аппаратура только совершенствуется, обнаружить чужака еще сложнее. Это и приводит к авариями. А капитан Шабанов напоминает: подводный флот всегда использовали как средство наблюдения - и тогда, и сейчас. И пока это так, риск столкновений будет велик. "В районах боеподготовки за нами следили постоянно. Иногда было даже лень проверять - и так знали, что кто-то висит на хвосте", - говорит Шабанов.
Современная подводная лодка - это огромный город, большую территорию которого занимают не его жители, а вооружение. Шахты с ядерными ракетами - самый опасный груз, способный уничтожить все на многие километры вокруг. И каждую минуту в Мировом океане дежурят десятки таких "атомных городов", способных однажды встретиться там, на глубине.

Немає коментарів: