НЕДАВНО в газете «Вашингтон пост» была опубликована статья, в которой говорится о намерении блока НАТО развернуть на территории Чехии и Польши комплексы противоракетной обороны. Объяснением причин, побудивших к такого рода действиям, служила необходимость якобы противодействовать угрозам ближневосточных террористов. Вероятно, по этой же причине в Гренландии и на Аляске были построены современные комплексы РЛС и радиотехнической разведки. В этом юбилейном году, когда отмечается 100-летие Русского подводного флота, на страницах газеты мне хотелось бы рассказать об истории одного корабля из целой серии атомных многоцелевых подводных лодок проекта 671РТ, которые по классификации НАТО значились как Victor II, о подводной лодке К-513 и судьбе одного из командиров субмарины. Как и люди, боевые корабли имеют дату рождения и так же, как старики, завершают свой путь, будучи уже никому не нужными, старыми и ржавыми...
Лодки данного проекта имели «противолодочную» специализацию и до 1977 года относились к крейсерским, а после 1977 года были отнесены к «большим» АПЛ, в том числе предназначенным и для поражения надводных кораблей противника, в частности ударных авианосцев. Особенностью американских авианосцев послевоенного поколения являлась усовершенствованная система противоторпедной защиты, в ходе разработки и создания которой был реализован опыт ВМС, накопленный в годы Второй мировой войны. Военные успехи подводных лодок вызвали совершенствование противолодочных средств авианосного соединения. Для поиска и уничтожения подводных кораблей стали активно применяться вертолеты противолодочной обороны, на надводных кораблях внедрялись современные гидроакустические комплексы большой мощности. Все эти противолодочные средства потребовали от командования ВМФ Советского Союза приступить к разработке и внедрению новых технических решений, позволяющих, с одной стороны, уменьшить шумность лодок, а с другой — увеличить дальность применения противокорабельного ракетно-торпедного оружия, что в совокупности позволило бы надежно скрыть советские подводные лодки от «глаз» и «ушей» противника.
В середине 60-х годов в целях расширения боевых возможностей лодок 671-го проекта в борьбе с надводными кораблями было принято решение об усилении торпедного вооружения путем оснащения подводных лодок мощными дальноходными торпедами калибра 650 мм и внедрения специально разработанных для подводных лодок ракетных комплексов. Торпеды крупного калибра были способны полностью вывести из строя боевой корабль большого водоизмещения, а использование ядерной боевой части значительно повышал потенциал данного оружия. Особенностью этих торпед была способность преодолевать значительное расстояние до цели с высокой скоростью — до 50 узлов. Ракетный комплекс позволял выстреливать ракету из торпедного аппарата с такой глубины, которая надежно скрывала место запуска и позволяла подводной лодке своевременно покинуть опасный район. Выходя из-под воды, ракета летела по баллистической траектории на значительное расстояние и могла нести ядерный боеприпас. Высокая точность поражения, скрытность запуска и значительная дальность полета делали ракеты подводного базирования мощным современным оружием. Размещение новых видов оружия на борту лодки потребовало внесение ряда конструктивных изменений, в том числе увеличение длины торпедного отсека, в связи с чем модернизированные подводные лодки стали кораблями проекта 671РТ — ракетно-торпедные. Вся страна, несмотря на тяжелые последствия войны и лишения послевоенной поры, поднимала промышленность, создавая новые отрасли, как ракетостроение, подводное судостроение, изучение атомного ядра в мирных и военных целях, тем самым ковала ракетно-ядерный щит. Про подводников и тогда, в 60-е годы, и в нынешнее время говорят мало, но освоение космоса шло параллельно с освоением океанских глубин атомными субмаринами, а создание ядерного оружия происходило параллельно со строительством первой в мире атомной станции в Обнинске.
Подводная лодка К-513 была заложена 22июля 1975 года на стапеле Ленинградского адмиралтейского объединения. 21 августа 1976 года корабль был спущен на воду, и в декабре этого же года проходили государственные испытания. Незадолго до Нового года, 27 декабря, председатель Государственной комиссии, контр-адмирал Н.С.Борисеев подписал приемный акт. В феврале подводная лодка К-513 была включена в состав Краснознаменного Северного флота и вошла в состав прославленной 33-й дивизии подводных лодок 1-й флотилии. В этот период личным составом проводились напряженные и кропотливые занятия по изучению корабля и технических средств, механизмов боевых постов, отработке навыков, занятия по боевой и специальной подготовке — все то, что позволяет группе военнослужащих стать экипажем корабля, способным выполнить любую боевую задачу. Находясь в 1979 году на боевой службе, подводная лодка К-513 под командованием капитана І ранга А.И.Шевченко совершила cовместный арктический поход с другой лодкой, которая под командованием капитана ІІ ранга В.Т.Аникина продолжила движение в Тихий океан через Полюс недоступности, а К-513 направилась к вершине земли, где 1 сентября произвела всплытие в географической точке Северного полюса. На земном шаре имеется не так уж много людей, которые могут заявить: «Я бывал на Северном полюсе!». Наши подводники не только бывали на полюсе, но, помимо подъема Государственного флага, еще и играли в футбол! Возвращаясь с боевой службы, лодка столкнулась с подводной частью айсберга, и только благодаря мастерству и мужеству экипажа удалось избежать серьезной аварии. Высокие профессиональные навыки позволили подводникам с отличием выполнить поставленные задачи. 26 ноября 1979 года экипаж атомохода был награжден вымпелом Министерства обороны СССР «За мужество и воинскую доблесть», а ряд моряков-подводников было удостоено государственных наград.
МИРНЫЙ для советских людей 1979 год заканчивался, но в Афганистан уже вводился ограниченный военный контингент советских войск, «холодная война» и гонка вооружений все больше и больше набирали обороты, на Ближнем Востоке разрастался военный конфликт. Вокруг границ СССР развертывались новые военные базы НАТО, которые значительно сокращали время подлета ракет с ядерными зарядами к целям на территории Родины. Военные корабли США и стран НАТО несли постоянное боевое дежурство вблизи от берегов СССР и были готовы по команде из Белого дома в любой момент нанести ракетно-ядерный удар. В ответ на эти агрессивные действия руководство Советского Союза поставило перед Генеральным штабом задачу ответить адекватными мерами и также «приблизить» советские ракеты к территории США и государств военного блока НАТО. Эта задача была под силу только для ракет морского базирования, и перед советскими подводникам встал вопрос скрытного выхода к побережью США, в обход существующих противолодочных рубежей. Руководителем этого легендарного похода назначили А.И.Шевченко, занимавшего на тот момент должность заместителя командира дивизии атомных подводных лодок.
Военная судьба командира корабля, ныне вице-адмирала А.И.Шевченко заслуживает того, чтобы о нем рассказать подробнее... Он единственный из подводников СССР, который совершил три похода к Северному полюсу и к Полюсу недоступности. За поход к полюсу в 1979 году Анатолия Ивановича Шевченко представляли к званию Героя Советского Союза, но по неизвестным причинам награждение не состоялось.
Любая «автономка» не похожа на предыдущую, а командиры подводных лодок не должны мыслить шаблонами. Этот поход по прокладке новых фарватеров подо льдами оказался необычайно трудным и сложным. В Северном Ледовитом океане над лодкой висел плотный многометровый лед, который не давал ни одного шанса на спасение в случае непредвиденных обстоятельств. Чрезвычайно сложной была и навигационная обстановка. К тому же у одного из офицеров открылась прободная язва и потребовалась медицинская помощь. Только в Чукотском море подводники сумели передать больного на ледокольный буксир «Москва», после чего продолжили поход. Но не прошло и нескольких дней, как с признаками аппендицита на койке медблока оказался командир группы гидроакустиков. Военным медикам пришлось оперировать в походных условиях, рассчитывая только на собственные силы. Операция прошла удачно, и офицер пошел на поправку, но у командира А.Шевченко добавилось седых волос на висках. В результате этого похода поставленная Родиной задача была успешно выполнена, подводная лодка незамеченной вышла в определенный штабом район, тем самым проложив курс для других кораблей и раскрыв на картах Главного управления навигации и океанографии Минобороны неизвестные до той поры «белые пятна». До сих пор штурманы современных субмарин прокладывают курс по тем, разведанным А.И.Шевченко, фарватерам.
Летом 1985 года правительство СССР доверило командиру дивизии АПЛ капитану І ранга Анатолию Шевченко возглавить масштабную противолодочную операцию в водах Атлантики. Скрытно выйдя на оперативные океанские просторы, советские лодки блестяще осуществили противолодочную операцию под условным наименованием «Апорт». В период активных действий советских подводников американское военное командование в течение трех недель было вынуждено держать силы береговой охраны и ПЛО в высшей степени готовности. Отрабатывая задачи, подводники выявили не только районы патрулирования подводных ракетоносцев вероятного противника, но успешно засекли несколько иностранных лодок, экипажи которых привыкли плавать в «домашней» обстановке. Благодаря умелым действиям подводников были выявлены ранее неизвестные рубежи ПЛО. Пентагон и блок НАТО наглядно получили урок того, что на всякое действие в отношении СССР будет ответное противодействие. Экипажи подводных лодок продемонстрировали высокие профессиональные качества и умение находить выход из самых невероятных ситуаций. Широкомасштабная противолодочная операция Военно-морского флота СССР наглядно продемонстрировала всему миру возможности советского флота, который в случае необходимости был готов противостоять американским подводным ракетоносцам на просторах мирового океана.
Летом 1987 года, возглавляя поисковую операцию в море, Анатолию Ивановичу Шевченко было присвоено звание контр-адмирала...
Четырежды командование флотом подавало представления на А.И.Шевченко на звание Героя Советского Союза и один раз — на Героя России, но по необъяснимым причинам мужество и профессионализм подводника так и не было отмечено по заслугам. Флотские или какие-то еще чиновники положили все «под сукно»... Сейчас, находясь на пенсии, Анатолий Иванович продолжает свою связь с флотом и передает свой богатейший опыт в учебном центре ВМФ.
РЕВОЛЮЦИЯ, произошедшая в Иране в конце 70-х годов, вызвала недовольство правительства США, которое тут же направило свои ВМС в район Персидского залива. Несколько авианосных соединений 2, 6 и 7-го флотов, а также десантные корабли с морскими пехотинцами на борту находились в состоянии повышенной готовности. Противостояние между Ираном и США обострилось настолько, что администрация президента Картера заявляла мировой общественности о том, что оставляет за собой право использовать в отношении Ирана все возможные виды оружия, включая тактическое ядерное оружие. В этой сложной международной обстановке перед СССР возникла необходимость военного присутствия в районе Персидского залива и Индийского океана. Стремление советского правительства держать под контролем ситуацию в Персидском заливе было обусловлено прежде всего желанием не допустить развязывания локального конфликта, способного перерасти в ядерную войну. В какой-то степени эта же причина побудила руководство СССР осуществить ввод в Афганистан ограниченного военного контингента, который также служил сдерживающим фактором в набирающем обороты противостоянии. Перед командованием ВМФ была поставлена задача организации атомными подводными лодками Северного флота боевой службы в Аравийском море и Индийском океане. С весны 1979 года и по 1981 год на боевую службу в этот район было направлено несколько подводных лодок, в том числе и К-513. В напряженных условиях экипажи подводных лодок осуществляли слежение за авианосными ударными группировками США, вели их постоянную разведку. Во взаимодействии с подводниками боевую службу несли и корабли из состава Черноморского флота. Весной 1981 года ситуация в Персидском заливе вошла в самую опасную стадию. Иранская сторона, объявив северную часть залива запретной зоной, стала наносить ракетно-бомбовые удары по танкерам и сухогрузам, следовавшим в данном районе. ВМС США незамедлительно отреагировали на эти удары и приступили к активным боевым операциям. В этот период подводная лодка К-513 под командованием капитана ІІ ранга В.А.Масалова находилась на боевой службе в районе Красного моря, где осуществила заходы в порты Республики Мозамбик, Народно-Демократической Республики Йемен и Эфиопии. На базе Дахлак была осуществлена смена экипажей, после которой подводники из экипажа В.А.Масалова возвращались на Родину на большом десантном корабле «Иван Рогов». Лодка же еще 3 месяца оставалась на боевой службе.
В 1982 году, во время следующей боевой службы, К-513 пересекла экватор и посетила с дружественным визитом порт Луанда в Республике Ангола. По окончании визита в Анголу подводная лодка решала задачи разведки в районе о. Вознесения, где размещались военно-морские базы ВМС Великобритании. В этом же походе экипаж К-513 совместно с надводными кораблями ВМФ обеспечивал испытания новой гидроакустической системы ПЛО, которая позже была внедрена на кораблях ВМФ. В 1984—85 годах лодка находилась в ремонте, а экипаж капитана І ранга В.А.Масалова выполнял боевую службу в районе моря Бофорта на ПЛ К-517. Весь период службы лодка находилась подо льдами, что потребовало от всего экипажа высокой выучки и слаженности. Сложная навигационная обстановка и плотный ледяной покров не давали права на ошибку.
В октябре 1985 года по окончании работ
К-513 была включена в состав формирующейся 24-й дивизии подводных лодок Северного флота. Корабль, еще находящийся в ремонте, был принял экипажем капитана ІІ ранга А.И.Гончарова. Моряки собственными силами выполнили значительный объем работ и в декабре провели испытания лодки. Летом 1986 года впервые в истории 24-й дивизии лодка выполнила боевую службу. Позже, в июле 1989 года, лодка была передана в состав 17-й дивизии 11-й флотилии подводных лодок Северного флота. В июле 1992 года, в День Военно-морского флота, в торжественной обстановке боевой корабль сменил Военно-морской флаг СССР на Военно-морской Андреевский флаг. Спустя некоторое время корабль был исключен из списков флота. Так закончился боевой путь подводной лодки К-513, во время которого довольно часто звучало слово «впервые в истории флота»...
В газете «Военно-промышленный курьер» (№15, 17—23 декабря 2003 года) было опубликовано краткое сообщение: «Группа технических экспертов норвежской компании «Струвик» посетила судоремонтный завод «Hерпа» в Мурманской области, где они ознакомились с ходом подготовки к утилизации атомной подводной лодки второго поколения К-513 проекта Victor II, финансирование которой осуществляется в рамках российско-норвежского контракта...». Так вот самым прозаичным образом завершила свое существование атомная многоцелевая подводная лодка К-513 проект 671РТ, служившая домом целому поколению моряков-подводников, в том числе моему брату, старшине команды турбинистов Александру Сергеевичу Переславцеву.
Михаил ПЕРЕСЛАВЦЕВ.
Подольск,
Московская область.
Подольск,
Московская область.
Немає коментарів:
Дописати коментар