понеділок, вересня 26, 2011

Что может бывший "флот прорыва"

"Стоять в Севастополе, желательно — вечно". Так можно сформулировать нынешнюю "боевую задачу" ЧФ РФ

Во времена СССР развитие ВМФ определялось стратегией применения вооруженных сил в глобальном конфликте. В ядерной войне основную задачу — нанесение непоправимого урона противнику — должны были выполнять стратегические ядерные силы, в том числе их морская компонента — подводные лодки-носители баллистических ракет, так называемые ракетные подводные крейсера стратегического назначения (РПКСН). Все остальные силы флота предназначались для обеспечения развертывания РПКСН в районах боевого применения, чтобы не позволить вероятному противнику уничтожить их до того как баллистические ракеты подводных лодок возьмут курс на военные и промышленные центры США. Конкретно Черноморскому флоту отводилась задача захватить черноморские проливы, вырваться в Средиземное море, разгромить там 6-й флот США и обеспечить развертывание РПКСН в юго-восточной Атлантике.

Псевдо-военные задачи
По состоянию на 2011 год численность личного состава ЧФ РФ составляет около 14 тыс. военнослужащих, в том числе на территории Украины — более 12 тыс. В боевом составе флота числятся две подводные лодки — "Алроса" проекта 877 сейчас в ремонте на Балтике и Б-380 (аналог украинского "Запорожья") уже более десяти лет стоит в доке и вряд ли из него когда-нибудь выйдет. Также военную мощь обеспечивает один ракетный крейсер "Москва" проекта 1164, три сторожевых корабля — "Ладный", "Пытливый" и "Сметливый" — самому молодому из которых 31 год, а самому старому — 42). Они усилены семью малыми противолодочными кораблями 1976-1989 годов постройки, десятью тральщиками, девятью ракетными кораблями и катерами, семью большими десантными кораблями и почти сотней вспомогательных судов. Авиация ЧФ насчитывает 18 фронтовых бомбардировщиков Су-24, четыре самолета-разведчика Су-24МР, 10 противолодочных и поисково-спасательных Бе-12, шесть транспортников Ан-26, девять транспортно-боевых вертолетов Ми-8 и 27 корабельных Ка-27. Морская пехота — 810 бригада численностью около 2100 человек. Также на Кавказском побережье РФ развернута береговая ракетно-артиллерийская бригада, имеющая на вооружении береговые ракетные комплексы "Бастион", "Рубеж" и "Бал", и артиллерийский комплекс "Берег".
Говорить о сбалансированности развития ЧФ РФ неуместно. За последние десять лет он пополнился только четырьмя боевыми единицами — ракетным кораблем "Самум" (2002 г.), тральщиками "Валентин Пикуль" (2002 г., первоначально предназначался для ВМС Индии) и "Вице-адмирал Захарьин" (долгострой, спущен на воду в 2008 году) и десантным катером ДКА-144 проекта 11770 (2008 г.). Три корабля, кроме "Самума", вошли в состав Новороссийской военно-морской базы. В тот же период из состава флота были выведены ракетный крейсер ("Адмирал Головко", 2002 г.), большой противолодочный корабль ("Очаков", 2011 г.), сторожевой корабль ("Сдержанный", 2002 г.), малый ракетный корабль ("Зарница", 2005 г.), ракетный катер проекта 266 (2008 г.), два тральщика ("Стрелок", 2002 г. и "Снайпер", 2005 г.). Готовится к списанию подводная лодка Б-380 — бывший "Горьковский комсомолец" так и не ставший "Святым князем Георгием".
Какие же задачи планирует решать ЧФ РФ в такой конфигурации? Согласно открытым источникам штаба флота, основным видом боевого применения является его участие в проведении стратегической оборонительной операции на юго-западном театре военных действий (ТВД). Кроме того, в начале 2000-х были проведены исследования по вопросам применения флота еще для нескольких задач. В частности, при проведении специальной операции по недопущению возникновения регионального вооруженного конфликта на Кавказе; при проведении миротворческих операций под эгидой ООН, а также по оказанию гуманитарной помощи, по защите окружающей среды, для поисково-спасательных работ и т.д.
Обозначенные планы сложно назвать реалистичными или выполнимыми. Яркий пример тому — участие флота в "операции по принуждению к миру" в Грузии в августе 2008-го. Основная оперативно-тактическая задача, которую доверили флоту — переброска морским путем десантников 7 десантно-штурмовой дивизии из Новороссийска в Сухуми — была выполнена, по оценкам российского военного руководства, из рук вон плохо, с задержкой на несколько суток. Действия же разнородной корабельной группировки флота у берегов Грузии 9-12 августа вообще вызывают недоумение. Для блокирования (?) мизерного грузинского флота (девять катеров различных типов, в том числе два, которые теоретически могли иметь, но реально не имели ракетного вооружения) в северо-восточную часть Черного моря была направлена флотилия из 18 боевых кораблей и катеров, во главе с ракетным крейсером. Цель участия в операции последнего, дальность применения ударного вооружения которого составляет 700 км, эксперты объяснить так и смогли. В результате российские военные моряки утопили грузинский гидрографический катер, который приняли за "флагман" грузинского флота РКА "Тбилиси". На том их миссия и закончилась, а Поти без боя был взят танкистами и десантниками с берега.
Что же касается конфликта с более сильным противником в Черном море — НАТО, то здесь даже теоретические расчеты не оставляют ЧФ РФ в существующем виде никаких шансов на успех. Турция, основной "черноморский боец" Альянса, имеет бесспорное превосходство над российским флотом, в первую очередь по подводным лодкам и ударным кораблям. Соотношение крылатых ракет в первом залпе ЧФ РФ и ВМС Турции составляет 4 к 1 в пользу последней. Вряд ли этого не знают в Москве. Однако не спешат признавать, что флот не способен решать сугубо военные задачи. Напротив, от руководства российского военного ведомства регулярно звучат пропагандистские лозунги о том, что вскоре флот пополнится десятками новых боевых кораблей и летательных аппаратов.
Мнимые и реальные перспективы
При этом традиционными стали жалобы о том, что перевооружению ЧФ РФ мешает Украина. В действительности же украинский МИД занимает позицию, согласно которой обновление корабельного состава флота, базирующегося в Крыму, должно происходить по согласованию с украинской стороной и по принципу "тип на тип, класс на класс", аргументируя это положениями Соглашения о статусе и условиях пребывания ЧФ РФ на территории Украины. Требования не назовешь жесткими, но они раздражают российское руководство. Хотя у флота есть Новороссийская военно-морская база, на которую пожелания Украины не распространяются. С другой стороны, всегда можно договориться в обход базовых соглашений, вот только практика таких договоренностей без энтузиазма воспринимается украинской стороной. К примеру, в 2002 году с Балтики был перебазирован и вошел в состав дислоцирующейся в Севастополе 41 бригады ракетных катеров РКВП "Самум". Перебазирование было согласовано с украинской стороной на уровне подкомиссии по вопросам функционирования ЧФ РФ и его пребывания на территории Украины смешанной российско-украинской комиссии. Украина разрешила перебазирование корабля, а россияне со своей стороны "согласились рассмотреть" вопрос передачи нашей стране одного из "спорных объектов" — Севастопольского матросского клуба. В результате корабль в Севастополь пришел, а клуб так и остался в ведении России. Или другой пример. В 2000 году на авиабазу в поселке Гвардейском вместо устаревших штурмовиков Су-17М3 поступили самолеты Су-24. По информации российских военных кругов, вопрос о замене парка самолетов ЧФ РФ решался около двух с половиной лет, а непосредственно 22 новых бомбардировщика ожидали перелета из Анапы в Крым почти полгода. Договоренность о перебазировании самолетов была достигнута накануне нового года в телефонной беседе между Леонидом Кучмой и Владимиром Путиным. Однако вместе с Су-24 в эскадрилью поступили и самолеты-разведчики Су-24МР. Россияне объяснили это тем, что Су-24 и Су-24МР — это "самолеты одного типа". А спустя несколько лет российская сторона отказалась допускать на эти самолеты украинскую верификационную комиссию, поясняя свои действия тем, что "Су-24МР — это совсем другой тип самолета".
Словом, "препятствование со стороны Украины" сложно назвать причиной отсутствия перевооружения ЧФ РФ. На самом деле объясняется это сугубо внутренними российскими проблемами — ненадлежащее финансирование строительства новых кораблей, деградация кораблестроительного комплекса и развал отдельных его отраслей. Действительно, с 2000 по 2010 год весь ВМФ России пополнился одной атомной и одной дизельной подводными лодками, одним большим противолодочным кораблем, двумя ракетно-артиллерийскими кораблями 2-го ранга, двумя сторожевыми кораблями ближней морской зоны, одним малым артиллерийским кораблем, двумя тральщиками и тремя ракетными катерами. За это же время российский ОПК поставил вдвое больше кораблей и подлодок военным флотам Китая и Индии.
По мнению главного редактора журнала "Moscow Defense Brief" Михаила Барабанова, "в ближайшие 10-15 лет серьезных перспектив обновления состава надводного флота России нет. Хотя в последние годы и была произведена закладка нескольких кораблей новых проектов, однако реальный объем финансирования обращает все эти программы в долгострой. Общее количество кораблей, запланированное к строительству согласно Государственной программе вооружений, даже в случае ее успешной и полной реализации не позволит рассчитывать на равноценную замену выбывающего корабельного состава и формирование однородных соединений кораблей новых типов. Скорее всего, дело сведется к пополнению отдельных флотов несколькими отдельными кораблями". Таким образом, победные реляции представителей МО РФ о том, что к 2020 году ЧФ РФ пополнится 15 новыми фрегатами проекта 22350 и дизельными подводными лодками проекта 677 "в соотношении 60 на 30" — это попытка выдать желаемое за действительное. Согласно реалистичным прогнозам экспертов, при благоприятном стечении обстоятельств за этот период флот может пополниться тремя-четырьмя кораблями класса "фрегат-корвет" и одной-двумя новыми подводными лодками, что не сможет обеспечить полноценную замену нынешнему безудержно стареющему ядру ЧФ РФ.
Две причины занимать место
С другой стороны, неспособность ЧФ РФ решать боевые задачи отнюдь не умаляет его ценности как инструмента политического и экономического давления. Во-первых, его базирование на территории Украины делает нашу страну де-факто союзником Российской Федерации. Ведь применение войск с территории Украины, независимо от того, произошло это с ведома Киева или нет, согласно международному праву трактуется как соучастие в агрессии. В 2008 году только дружеские отношения Виктора Ющенко и Михаила Саакашвили позволили избежать втягивания нашей страны в международный конфликт. Для Кремля флот в Севастополе, как туз в рукаве, — в любой момент можно задействовать механизмы давления. И речь идет не только о влиянии флота на общественно-политическую ситуацию в Крыму, а и о реальной угрозе применения силы. Если Украина считает, что договор о дружбе, сотрудничестве и партнерстве с Россией закрепил ее территориальную целостность и нерушимость существующих границ, то в Кремле могут думать иначе.
Во-вторых, с распадом СССР Российская Федерация потеряла 80% исключительно выгодных, незамерзающих черноморских портов. Береговая линия РФ в Черном море сократилась до менее чем 400 км. Единственным крупным стратегическим морским портом РФ на юге страны остался только Новороссийск. Российский бизнес, оказавшись физически ограниченным в возможностях для наращивания портовых мощностей, в то же время не заинтересован в перераспределение грузопотоков в пользу украинских портов. В этой ситуации интерес российских финансово-промышленных групп состоит в том, чтобы перспективы вывода военного флота в Новороссийскую военно-морскую базу оставались всего лишь перспективами. Более того, гипотетическая возможность передачи украинским властям причалов и прибрежных территорий Севастопольской бухты, занимаемых до сих пор ЧФ РФ — это путь к созданию еще одного украинского порта-конкурента.
Таким образом, оперативно-стратегическое значение флота, состояние его боевой и технической готовности отходит на задний план. Главное — чтобы флот оставался в Севастополе. Занимал место.
Дискавери. Как уплывали корабли
В 1985 году ЧФ РФ располагал 268 боевыми единицами: 2 ракетные дизельные подводные лодки, 40 — торпедных, 25 ракетно-артиллерийских кораблей, 66 противолодочных, 38 — минно-тральных, 19 — десантных, а также 78 боевых катеров.
К 1991 году на флоте насчитывалось уже 246 боевых единиц: 28 подводных лодок, 2 противолодочных крейсера, 6 ракетных крейсеров и больших противолодочных кораблей 1-го ранга, 20 эсминцев, больших противолодочных и сторожевых кораблей 2-го ранга, 40 малых противолодочных и сторожевых кораблей, 30 малых ракетных кораблей и катеров, 70 тральщиков, 50 десантных кораблей и катеров.
К моменту встречи экспертов РФ и Украины по вопросам раздела Черноморского флота 4 ноября 1996 года, которая стала отправной точкой для дележа "советского военно-морского наследства", количество кораблей по сравнению с 1991-м сократилось на 58%. Во флоте оставалось 4 подводные лодки, 6 крейсеров и больших противолодочных кораблей 1-го ранга, 10 ракетно-артиллерийских и противолодочных кораблей 2-го ранга, 15 малых противолодочных кораблей, 16 малых ракетных кораблей и катеров, 18 минно-тральных кораблей, 22 десантных, 12 артиллерийских катеров. Всего — 103 единицы.
Фактическое соотношение при разделе корабельного состава флота между Россией и Украиной составило 74:26. Таким образом, боевое ядро ЧФ РФ насчитывало 3 подводных лодки, 6 крейсеров и больших противолодочных кораблей 1-го ранга, 7 ракетно-артиллерийских и противолодочных кораблей 2-го ранга, 11 малых противолодочных кораблей, 9 малых ракетных кораблей и катеров, 13 тральщиков, 18 десантных кораблей и катеров и 8 артиллерийских катеров. Итого — 76 единиц или 31% от численного состава 1991 года.
Сегодня ЧФ РФ — это 2 подводных лодки, 1 крейсер и 1 большой противолодочный корабль, 3 ракетно-артиллерийских корабля 2-го ранга, 7 малых противолодочных кораблей, 10 тральщиков, 9 ракетных кораблей и катеров, 7 больших десантных кораблей и полторы сотни вспомогательных судов. Это чуть более половины от той части ЧФ СССР, которая осталась в составе флота России после раздела, или 16% от корабельного состава 1991 года.

Немає коментарів: