http://www.bellona.ru/russian_import_area/international/russia/navy/northern_fleet/incidents/k-159/31024?printerfriendly=yes'
По данным ВНИПИЭТа, в Гремихе храниться 800 отработавших тепловыделяющих сборок, в которых находится около 1,4 тонн топливной композиции, а также 6 активных зон реакторов с ЖМТ. (41)
В настоящее время в Гремихе не осталось АПЛ боевого состава. Но в базе у семи пирсов находятся 12 отстойных АПЛ первого и второго поколений с топливом на борту. (42)
Хранение ОЯТ
На территории БТБ в Гремихе было предусмотрено хранение двух видов ОЯТ - от водо-водяных реакторов АПЛ I-го поколения и от реакторов с ЖМТ, АПЛ пр.645 (К-27) и АПЛ пр.705 (класса «Альфа»).
Основной производственной площадкой для приема ОЯТ обоих видов была камера сухого дока (СД-10), вырубленного в скальной породе. В ней проводились все работы, включая ремонт и перегрузку топлива. В зоне камеры дока действовали два крана (грузоподъемностью 10 тонн и 75 тонн), с помощью которых осуществлялись все грузовые операции по перемещению контейнеров с ОЯТ. (43)
Хранилище для ОЯТ водо-водяных реакторов (здание No.1) конструктивно было выполнено в виде 4-х автономных бассейнов с общим технологическим залом. Каждый бассейн имел объем 70 м3 и вмещал в себя ОТВС от 2-х отработанных активных зон АПЛ первого поколения.
Хранение ОТВС осуществлялось по-канально (т.е. без чехлов) под слоем воды, каждая ОТВС закреплялась на отдельном кронштейне.
Общая емкость хранилища составляла примерно 1500 ОТВС и позволяла одновременно принять ОЯТ от 4 АПЛ I-го поколения.
В 1984 г., после обнаружения течи, все четыре бассейна были осушены, три выгружены, а в четвертый были помещены 95 оставшихся поврежденных ОТВС, не пригодных для транспортирования и переработки на х/к «Маяк».
Хранение контейнеров с ОЯТ на открытой площадке
В начале 60-х г.г. в Гремиху поступило топливо после перезарядки первых атомных лодок - примерно 110 контейнеров типа ТК-6 (ТК-11), содержащих 672 ОТВС. До настоящего времени данное топливо хранится на открытой площадке. (44)
По оценке всех инспекций, состояние контейнеров крайне неудовлетворительное. В связи с тем, что контейнеры и чехлы являются нестандартными и на них отсутствует какая-либо проектная и конструкторская документация, решение о вывозе или захоронении этих отработанных сборок не принято.
Хранение реакторов ЖМТ
Также в середине 60-х г.г. в Гремиху были доставлены и размещены в бетонных контейнерах у стенки дока две головные отработанные активные зоны первой АПЛ с реакторами с ЖМТ (К-27), перезарядка которой выполнялась в Северодвинске. Поскольку в Гремихе предполагались производить все последующие перезарядки реакторов с ЖМТ, то в начале 80-х годов в зоне сухого дока была произведена существенная реконструкция, и заново построены два сооружения - здание 1«А» и здание 1«Б». В здании 1«А» размещалось все необходимое оборудование для выгрузки отработанной зоны ЖМТ в сборе, и предусматривалось временное хранение зон ЖМТ с принудительным охлаждением. В здании 1«Б» предполагалось последующее хранение ОЯТ с ЖМТ с естественным охлаждением. Общая емкость хранения ЖМТ составляла 10 комплектов - 2 зоны в здании 1«А» и 8 в здании 1«Б».
К настоящему времени в Гремихе было выполнено 6 выгрузок активных зон с АПЛ класса «Альфа». Все выгруженные зоны на данный момент находятся в здании 1«Б», в том числе и две зоны с АПЛ К-27, т.е. всего - 6 активных зон ЖМТ. (45)
После выгрузки всех АПЛ класса «Альфа», в хранилище Гремихи будет сосредоточено не менее 9 активных зон реакторов с ЖМТ. Сроки хранения данного топлива и возможность его переработки не определены. Заказ No.900, который в настоящее время хранится на о.Ягры в г.Северодвинске, планируется захоронить в Гремихе сухим способом. Согласно имеющимся данным, разработаны специальные контейнеры для транспортировки ОЯТ с реакторов с ЖМТ.
Выводы
Гремиха рассматривается как одно из мест, где планируется строительство хранилища ОЯТ. Гражданская и военная администрации заинтересованы в строительстве хранилища, поскольку это позволит решить проблему занятости населения, проживающего в Гремихе. Главным аргументом против строительства хранилища ОЯТ и РАО в Гремихе является большая отдаленность и отсутствие наземных транспортных коммуникаций. В связи с этим увеличивается стоимость перевозок, строительства объектов, электроэнергии, социальных и других услуг.
Немає коментарів:
Дописати коментар