Назначен командиром «подводного истребителя»
На должность командира головной АПЛ К-38 проекта 671 меня выдвинул Командующий Северным флотом адмирал Касатонов В.А. Это была первая в длинной серии противолодочная АПЛ второго поколения, названная кем-то «подводным истребителем» за свои особые тактико-технические свойства. Такое назначение вызвало у меня радостное состояние. Без блата я иду командиром на новейшую лодку, строящуюся в Ленинграде на Адмиралтейском заводе!
Тепло попрощался с Ф.А. Митрофановым и экипажем. Вскоре вместе с семьёй выехал в родной город. Через некоторое время поехал в уже знакомый Обнинск, оставив жену и детей в Ленинграде. Часть экипажа К-38 уже находилась в Учебном центре. В экипаж вошли офицеры и мичманы с АПЛ первого поколения. Только командирами групп дистанционного управления и «киповцами» стали выпускники военно-морских училищ.
Была разработана специальная программа подготовки экипажа, которая предусматривала теоретическую подготовку в Учебном центре, изучение новой техники в различных НИИ и практическое освоение корабля во время строительства на заводе.
В Обнинске мне скоро дали квартиру в новом доме. Приехала Кира с Димой и Таней, и мы стали жить, наконец, вместе, нормальной семьёй.
За восемь месяцев обучения в Учебном центре теория была пройдена. Некоторые специалисты ещё обучались в институтах, а экипаж вернулся в Ленинград, где на стапеле Адмиралтейского завода нас ждал строящийся «пароход».
Три года на постройке АПЛ К-38
Завод – лучшее место для подготовки людей путём наглядной практической работы с механизмами и устройствами, а также для сколачивания экипажа.
С офицерами АПЛ провели беседы директор завода Борис Евгеньевич Клопотов, районный инженер военной приёмки капитан 2 ранга Небесов Гарри Львович и ответственный сдатчик К-38 Олег Сергеевич Покровский. Меня принял командир Ленинградской Военно-Морской базы вице-адмирал Байков И.И.
С адмиралом обсуждал вопрос о том, как обеспечить экипаж жильём. Неженатых офицеров и мичманов, а также срочнослужащих старшин и матросов, разместили в казарме 39-й бригады строящихся подводных лодок, расположенной близко от заводской проходной. Вопрос с размещением семей разрешился тоже оперативно: для них командир ЛенВМБ приказал отдать двухэтажный дом № 1 на проспекте Газа, находившийся рядом с заводом. Морская инженерная служба в течение двух недель отремонтировала здание, и семьи офицеров стали въезжать в типичную «коммуналку», имеющую электричество, холодную воду и канализацию. Газ подвели позднее. Комфорта не было, но все были рады и этому. Очевидным достоинством размещения было то, что корабль и экипаж были рядом.
Через некоторое время получили квартиры командир, замполит, старпом и помощник. Командир БЧ-5 Николай Думенский был тогда холостым и жил близко от завода. Бытовые проблемы экипажа решались не лучшим образом, но зато без задержки. Обеспеченность экипажа жильём определила уровень нашей подготовки, так как за личный состав и за семьи мы были спокойны.
Всё служебное время и даже часть личного времени мы проводили на корабле. Офицеры корабля были направлены на предприятия промышленности, где они изучали опытные образцы техники, предназначенной для установки на АПЛ К-38. Взаимоотношения с заводским персоналом и военпредами были хорошие. В постройке своего корабля мы участвовали с 1964 года по 1967 год.
АПЛ К-38 существенно отличалась по своей конструкции от АПЛ первого поколения. С самого начала пришлось разрабатывать штатное расписание и организацию службы корабля нового поколения. Опыта и знаний в этом деле было достаточно. Когда корабль был уже насыщен механизмами и устройствами, стали отрабатывать организацию и корабельные расписания на борту. Готовые документы послали в Главный штаб ВМФ. Через короткое время они вернулись утверждёнными Главкомом. У нас уже были написаны корабельные инструкции и книжки «Боевой номер» всему личному составу.
Экипаж мы сформировали неплохой. Когда поработали вместе, установилось общее понимание идеологии подводной службы, принципов взаимоотношений на корабле между членами экипажа, ответственности за корабль и друг за друга. Наши повседневные служебные беседы, на которых мы обсуждали различные ситуации службы и жизни, я называл про себя «уроками словесности». В результате этих «уроков» сложилось у всех понимание, что успех деятельности АПЛ зависит от знаний, умения и порядочности каждого члена экипажа, что удача или неудача на всех одна. Получился экипаж, с которым мы приняли успешно корабль в состав ВМФ и совершили первые походы без серьёзных аварий. Острые ситуации случались не раз, но вины личного состава не было. Их следует отнести к случайным отказам, неизбежным при освоении новой техники.
Государственную комиссию испытаний АПЛ К-38 возглавлял начальник Постоянной комиссии приёмки кораблей ВМФ Герой Советского Союза вице-адмирал Холостяков Георгий Никитич. Когда он прибыл знакомиться с экипажем, вызвал меня к себе. Я представился:
– Командир АПЛ К-38 капитан 3 ранга Чернов по Вашему приказанию прибыл.
Холостяков Г.Н. смотрел на меня с удивлением и пожимал плечами. Задал несколько вопросов о моей предшествующей службе. Потом мне рассказывали, что он интересовался, почему командиром назначили такого молодого офицера.
На смену Г.Н. Холостякову вскоре пришёл легендарный командир ПЛ С-56 периода войны Герой Советского Союза вице-адмирал Щедрин Григорий Иванович. Он часто бывал на лодке при постройке и на швартовных испытаниях. Работа с ним пошла дружно. Григорий Иванович прекрасно понимал флотскую службу. Соблюдая традиции, считал, что лодку надо знать, поэтому часто приезжал из Москвы для её изучения.
Немає коментарів:
Дописати коментар