Перехожу на атомные лодки
Когда проходил набор офицеров на атомные подводные лодки, получил предложение стать старшим помощником строящейся АПЛ. В 1960 году я мог стать командиром дизель-электрической ПЛ 613 или другого проекта. К этому времени уже три с половиной года был старпомом, имел допуск на самостоятельное управление ПЛ и диплом командирских классов.
Поэтому сначала задумался. После размышлений решил продолжить на атомоходе освоенную мной службу старпома, видя перспективу атомного подводного флота. Полагал, что знание своей работы позволит быстрее и лучше освоить новую технику.
Дела сдал быстро и без замечаний возвратившемуся с командирских классов Константину Макарову. Из Гремихи перебазировался на большом охотнике со всей семьёй и накопившимся семейным скарбом в Североморск, где устроил семью в гостиницу, а затем отправил поездом в Ленинград. Любимую швейную машину Киры оставили в суматохе отплытия на пирсе в Гремихе, о чём Кира долго горевала, поскольку сама шила всё для детей.
А я был назначен на строящуюся ракетную АПЛ К-16 проекта 658. Лодка строилась в Северодвинске, а экипаж формировался в Западной Лице, куда я и отправился, получив предписание в отделе кадров флота.
Командир, капитан 2 ранга Митрофанов Феликс Александрович, был эрудированным человеком, хорошо разбирающимся в людях и технике, а также в тактике и стратегии. Мне вновь повезло с командиром.
В сформированном экипаже не было специалистов, знающих атомную технику. Мы начали подготовку в Учебном центре ВМФ в Обнинске. Нас переодели в армейскую форму одежды МВД и заменили удостоверения личности. Я числился командиром группы, какой – не ясно, но это соответствовало званию «капитан», что было единственной «почти правдой», так как я был капитан-лейтенантом.
Руководил Учебным центром всеми уважаемый бывший командир первой АПЛ К-3 контр-адмирал Осипенко Леонид Гаврилович.
Нас обучали офицеры с этого корабля, познавшие всё на первой советской АПЛ. Они были исключительно требовательны. На первых порах думалось, что невозможно за короткий срок познать новейшую технику, построенную на такой сложной теории. Но постепенно мы изучили и физику ядерных реакторов, и устройство паропроизводящих и паротурбинных агрегатов, и дозиметрию. Учиться было тяжело, но интересно познавать нечто таинственное.
Труднее всех приходилось «киповцам» и «управленцам», да и всему личному составу БЧ-5. От них требовали на память рисовать схемы всех устройств, трубопроводов и электропитания, знать много различных технических характеристик и цифровых параметров. Они должны были знать признаки аварийных ситуаций и свои действия в случае их возникновения для предотвращения развития аварии.
Офицеры экипажа закончили Учебный центр с высокими оценками, а некоторые, в том числе и я, с отличием.
Немає коментарів:
Дописати коментар