понеділок, вересня 05, 2011


Проект 671. Самая многочисленная "серия" торпедных АИЛ

С 1962 по 1967 п. американский флот получил 14 значительно более совершенных и мощных АПЛ типа Trashier, называвшихся морские охотники или киллеры. Эти од­нокорпусные субмарины могли погружаться на глубину до 250 м и развивали скорость до 30 узлов (55 км/ч). их отличительной чертой была относительная малошумность, сверхмощное гидроакустическое оборудование и облегченное торпедное вооружение, состоявшее из четырех 533-мм торпедных аппаратов (Ильин, Колесников, 2000).

В силу этих обстоятельств советскому руководству, осведомленному о достижени­ях потенциального противника, стала очевидна необходимость разработки подобных подводных атомоходов второго поколения. Поэтому с августа 1958 г., в соответствии с постановлением советского правительства, развернулись работы по созданию новой унифицированной ЯППУ для АПЛ второго поколения. Примерно в то же время был объявлен конкурс проектов подлодок второго поколения, в котором приняли участие ведущие конструкторские коллективы СССР, специализировавшиеся на подводном кораблестроении: СКБ-143, ЦКБ-18 и СКБ-112 Судопроект. Наибольшим техничес­ким задело обладало ленинградское СКБ-143, подготовившее технические предложе­ния по торпедной АПЛ (проект 671) и ракетной ДЭПЛ (проект 639).
Одним из главных достижений этого проекта стало увеличение диаметра прочного корпуса, позволившее поперечное размещение двух новых, более компактных ядер­ных реакторов. По итогам конкурса СКБ-143 получило задание на проектирование новой атомной торпедной подводной лодки проекта 671 (производственный шифр Ерш, по классификации NATO - Victor-l). Исходя из того, что новая АПЛ предназначалась для уничтожения американских ПЛАРБ в районах их боевого патрулирования (на откры­той воде, а не под льдом), под давлением проектировщика заказчик счел возможным отказаться от требования обеспечения надводной непотопляемости при заполнении водой любого из отсеков (Ильин, Колесников, 2000).
В 1960 г. на ленинградском Адмиралтейском объединении (ЛАО) было начато стро­ительство серии новых торпедных атомоходов. Акт о приемке в состав ВМФ головной АПЛ этого проекта К-38 был подписан 5 ноября 1967 г. В рамках проекта 671 были построены 15 АПЛ. Из них три корабля (К-314, К-454 и К-469) были достроены по изме­ненному проекту. Отличие заключалось в их оснащении, помимо традиционных торпед, ракетно-торпедным комплексом Вьюга, принятом на вооружение в августе 1969 r.
ЯППУ атомоходов этого проекта включала две паропроизводящих установки ОК­300 и имела мощность 30.000 л.с. Водо-водяной реактор ВМ-4 имел тепловую мощ­ность 70 МЕт и четыре парогенератора ПГ -4 Т. Реактор каждого борта был автоном­ным. Перезарядку активных зон предполагалось производить один раз в 8 лет.
При создании АПЛ проекта 671 больше внимания было уделено снижению их шум­ности. В частности, было применено гидроакустическое резиновое покрытие легкого корпуса. В результате всех усилий шумность АПЛ второго поколения удалось снизить в пять раз - по сравнению с АПЛ первого поколения. Вооружение этих АПЛ состояло из шести торпедных аппаратов, обеспечивавших стрельбу на глубине до 250 м. В бое­комплект входило 18 торпед и мин (Ильин, Колесников, 2000).
По сравнению с наиболее передовым на то время американским аналогом субмари­ной - SSN 637 Sturgeoп (передовой корабль серии вступил в строй 3 марта 1967 г.)советская АПЛ имела большую подводную скорость и несколько большую глубину по­гружения. В то же время американские АПЛ обладали меньшей шумностью и более совершенным гидроакустическим оборудованием, что обеспечивало им лучшие поис­ковые возможности. Как говорят подводники, гидроакустические комплексы амери­канских АПЛ обладали возможностью обнаруживать советские АПЛ в радиусе 100 км, В то время как советские поисковые системы могли обнаруживать потенциального про­тивника только в радиусе 10 км.
При ходовых испытаниях первого атомохода проекта 671 К-38 удалось развить под­водную скорость более 34 узлов (65 км/ч), что сделало ее в то время самой быстроход­ной АПЛ в мире. К 1974 г. Северный флот пополнился еще 11 однотипными АПЛ, первоначально базировавшимися в Западной Лице, а в период с 1981 по 1983 гг. пере­базированными в Гремиху.
В большинстве случаев необходимость создания нового проекта АПЛ, или модифика­ция изделий уже выпускаемого проекта, была обусловлена изменением требований к вооружению подводных кораблей. Поэтому неудивительно, что после модернизации ра­кетного комплекса Вьюга, потребовалось существенно менять облик АПЛ проекта 671. В 1963 г. началось проектирование модернизированной АПЛ - проект 671 РТ, в июле 1967 г. Была утверждена техническая документация на новый подводный корабль.
Было принято решение строить АПЛ этого проекта на горьковском заводе Красное Сормово, где освободились мощности после сдачи флоту серии ПЛАРК проекта 670. В 1971 г. строительство АПЛ проекта 671РТ также началось на Адмиралтейской вер­фи в Ленинграде, что объяснялось недостаточными темпами работ в Горьком.
Все корабли этого проекта вошли в состав 33-й дивизии подводных лодок Северно­го флота, базировавшейся в Западной Лице. В 1985 г. АПЛ проекта 671РТ были пере­базированы в губу Ягельная и включены в состав 24-й дивизии подводных лодок Се­верного флота. В 1993 г. эти атомные субмарины были передислоцированы на Иокан­гский рейд в Гремихе. В период с 1993 по 1995 гг. все АПЛ проекта 671 РТ были выве­дены из состава флота и переданы для утилизации.
Параллельно с развертыванием работ по созданию принципиально новых АПЛ про­ектов 945 и 971, была предпринята попытка продолжить модернизацию лодок проек­тов 671 и 671Рт. В основу модернизации проекта 671РТМ (производственный шифр Щука, по классификации NATO - Viсtоr-З) легли решения по размещению нового поколения радиоэлектронного вооружения, а также приняты меры по снижению де­маскирующих полей корабля. Считается, что АПЛ проекта 671 РТМ представляли со­бой плавный переход от атОJ1юходов второго поколения к третьему поколению советс­ких атомных субмарин.
Одним из важнейших новых элементов модернизированной АПЛ стал противоло­дочный ракетный комплекс Шквал. В его состав входила сверхскоростная подводная ракета, развивавшая скорость до 370 км/ч при дальности хода 11 км. Управление раке­той, снабженной ядерной боевой частью, осуществлялось посредством инерциальной системы, не чувствительной к помехам. Первые испытания ракетного комплекса были проведены на оз. Иссык-Куль в 1964 г. В 1977 г. комплекс ВА-l11 Шквал с ракетой М­5 был принят на вооружение ВМФ. По мнению российских экспертов, за рубежом до настоящего времени не создано аналогов этому комплексу, обладающему почти абсо­лютной вероятностью поражения цели (Ильин, Колесников, 2000).
Среди оригинальных 'новшеств, впервые примененных на АПЛ проекта 671РТМ, следует упомянуть созданный в 1975 г. складной одноместный вертолет Ка-56, предназ­начавшийся для транспортировки диверсантов. Он выстреливался вместе с пилотом из 533-мм торпедного аппарата находящейся в погруженном положении АПЛ (Ильин, Колесников, 2000).
Наиболее важным усовершенствованием, внедренным на АПЛ проекта 671РТМ, стал принципиально новый вид оружия - стратегические малоразмерные дозвуковые крылатые ракеты Гранат имеющие дальность стрельбы 3.000 км. Оснащение АПЛ крылатыми ракетами превратило их в многоцелевые корабли, способные решать ши­рокий круг задач в условиях как в обычной, так и в ядерной войны.
Строительство АПЛ проекта 671РТМ было решено организовать одновременно на Ленинградском Адмиралтейском объединении (с последующей достройкой на СРЗ Звез­дочка) и на ЗЛК в Комсомольске-на-Амуре (с последующей достройкой на СРЗ Звезда).
Основные технические характеристики АПЛ проекта 671 представлены в табл. 2.

3.2.2. Мы их почти догнали! А местами - перегнали...
Создание в СССР АПЛ проекта 671 РТМ в очередной раз совпало с началом реали­зации в США программы строительства многоцелевых АПЛ третьего поколения типаSSN-688. Эти АПЛ стали самыми массовыми атомными субмаринами в мире - в 1996 г. был построен последний, шестьдесят второй атомоход этой серии. Новые американ­ские АПЛ по-прежнему превосходили советские атомоходы по уровню скрытности и характеристикам гидроакустических комплексов, однако разрыв существенно сокра­тился. В то же время американские АПЛ фактически сравнялись с советскими по мак­симальной скорости подводного хода и незначительно уступали по глубине погруже­ния. Несмотря на эти различия, АПЛ проекта 671РТМ были практически равноценны­ми кораблями с SSN-688 (Ильин, Колесников, 2000).
Относительно способности АПЛ проектов 671 выполнять боевые задачи можно судить по результатам маневров Апорт (1985 г.) и Атрина (1987 г.) в Атлантике, когда несмотря на все усилия противолодочного флота США, советские АПЛ смогли выпол­нить учебные и практические задания. Успешное проведение этих операций подтвер­дило, что в случае массированного вторжения советских АПЛ в воды потенциального противника тот не сможет организовать эффективное противодействие.
В соответствии с советско-американскими договоренностями, в 1989 г. с советских и американских многоцелевых АПЛ было снято ядерное вооружение. В результате суб­марины проекта 671РТМ лишились Шквала и Граната.
29 августа 1991 г. у АПЛ проектов 671, 671РТ, 671РТМ буквы К в тактических номерах были заменены на буквы Б.
Первой из состава флота была списана АПЛ проекта 671 К-314, находившаяся на ТОФ - срок ее службы подошел к концу 14 марта 1989 г. После чего в период с 1993 по 1996 гг. боевой состав флотов покинули и остальные АПЛ проекта 671 (Ильин, Колесников, 2000).

Таблица 2.
Основные технические характеристики АЛЛ проектов 671, 671РТ и 671РТМ (Ильин,Колесников,2000).

  проект
671
671РТ
671РТМ
  количество построенных кораблей
15
7
26
  производственный шифр
Ерш
Семга
Щука
  название по классификации NATO
Vic/or-l
Vic/or-2
Victоr-З
  длина (М)
92,5
101,8
106,1
  ширина (м)
10,6
10,8
10,8
 водоизмещение нормальное / полное (т)
4.250/6.085
4.673 / 7.190
6.990/7.250
 запас плавучести (%)
32,1
29
28
 максимальная скорость подводного хода (узлы / км/ч)
33,5 /62
31,7/59
31,0/58
 надводная скорость(узлы / км/ч)
11,5/21
1l,7/21
11,6/21
 максимальная глубина погружения (м)
400
400
600
 рабочая глубина погружения (м)
320
320
400
 автономность(сутки)
60
60
80
 характеристики ЯЭУ и ППУ
2 реактора ВМ-4(ОК-300) мощность 2х70 МВт 2 ППУх30.000 Л.с.
2 реактора ВМ-4(ОК-300) мощность 2х70 МВт 2 ППУх30.000 Л.с.
2 реактора ВМ-4(ОК-300) мощность 2х70 МВт 2 ППУх30.000 Л.с.
  экипаж (чел)
76
88
92

Немає коментарів: