середу, жовтня 26, 2011


ЛЮБИМОЕ детище флотовцев
В истории Российского флота есть страницы, которые одновременно вызывают и гордость, и тревогу. История Северодвинского учебного отряда подводного плавания - из их числа. Эта воинская часть, как и легендарная кронштадтская "три девятки ноль", известна не одному поколению моряков-подводников. Она была создана почти полвека назад - 20 сентября 1955 года и неразрывно связана со становлением океанского ракетного атомного подводного флота.
Однако встретить юбилей в том качестве, в котором эта кузница кадров для атомных подводных лодок служила стране многие годы, ей уже не суждено
. В прошлом году генеральный штаб преобразовал учебный отряд в школу младших специалистов (ШМС). Теперь поговаривают, что и она будет упразднена, потому как действующих атомных подводных лодок у России осталось с гулькин нос и острой нужды в спецтрюмных, электриках и других специалистах нет.
У истоков
Поостывший во мне за давностью лет интерес к истории знаменитой "кузницы кадров" подогрела недавняя беседа с военным педагогом капитаном II ранга в отставке Александром Сергеевичем Федуловым.
А встретились с ним по завершении цикла рассказов о бывших первых секретарях Северодвинского горкома КПСС под рубрикой "Во главе города". Александр Сергеевич упрекнул меня в том, что в этих краеведческих экскурсах крайне мало сказано о военных моряках. И попутно на примерах учебного отряда рассказал, как крепли и развивались связи военных моряков с корабелами.
А начал с того, что Северодвинский гарнизон является органичной частью городской инфраструктуры. Подтверждение тому - участие флотских специалистов в разработке всех общегородских городских программ. Подготовка и проведение всех городских праздников тоже проходила с обязательным участием командира Беломорской военно- морской базы и начальника политотдела, командования военно-морского полигона, командиров двух бригад атомных подводных лодок.
Друзьями и партнерами "отцов города" были командиры БелВМБ вице-адмиралы М. Проскунов, А. Симоненко, В. Мочалов, Н. Пахомов, контр-адмиралы В. Барановский, Л. Сальников, начальники политотдела контр-адмиралы А. Марков, В. Харитонов, И. Иванов, Б. Смирнов, Г Яковлев. Они вместе встречали праздники, дружили семьями, сообща обеспечивали снабжение города и гарнизона продовольствием, промышленными товарами. В 60-е годы, например,на птицефабрики в Подмосковье регулярно направлялись из учебного отряда команды матросов во главе с офицерами.
Они вагонами привозили дефицитные в ту пору мясо птицы, куриные яйца, которые командование гарнизона и руководители города распределяли по детским садам, больницам, магазинам, рабочим столовым. Курсанты учебного отряда помогали устранять аварии, разгружать железнодорожные вагоны, ремонтировать автотранспорт. И такая традиция зародилась с первых лет северодвинской учебки.
В командиры из..."зоны"
Учебный отряд подводного плавания был создан в Северодвинске сразу после закладки на Севмаше первой советской атомной подводной лодки. Инициатором его создания стал Главнокомандующий Военно-морским флотом СССР (1956-1985 гг.) Адмирал Флота Советского Союза С.Г Горшков.
Вручая новой воинской части Боевое Знамя, флотоводец сказал, что очень важно иметь корабли, вооруженные самым современным оружием, но куда важнее обеспечить их безаварийную эксплуатацию. Для того, дескать, и создается в Северодвинске уникальный учебный отряд, каких еще не было в ВМФ. В нем будут готовить из матросов срочной службы специалистов для атомных подводных лодок.
Первым командиром учебного отряда стал контр- адмирал Андрей Афанасьевич Юдин. Драматически, по словам А. Федулова, складывалась судьба этого боевого флотского офицера, выдвиженца Главкома ВМФ СССР адмирала Н.Г Кузнецова. После войны он стал помощником командующего Северным флотом, хорошо зарекомендовал себя в этой должности и был назначен заместителем командующего Черноморским флотом.
К новому месту службы адмирал поехал на личном автомобиле. В дороге насмерть сбил молодую женщину. Его осудили на восемь лет. У погибшей остался малолетний ребенок, и Юдины взяли над ним опекунство. Андрея Афанасьевича, благодаря настойчивым хлопотам жены, досрочно освободили и даже вернули на военную службу. Так он стал командиром уникального учебного отряда. Приняв под начало фактически стройплощадку, Юдин передал ее своему преемнику в виде уже обустроенного военного городка с добротными казармами, плацем, камбузом, матросским клубом, библиотекой, шлюпочной базой.
При активной поддержке адмирала проводились шлюпочные переходы по Северной Двине, вдоль побережья Белого моря. В гости к курсантам приезжали космонавты, бывали здесь руководители государства Н.С. Хрущев, Л.И. Брежнев, знаменитые артисты, а художественная самодеятельность учебки гремела на всю Архангельскую область.
Что касается родоначальника учебного отряда и Почетного гражданина Северодвинска С.Г. Горшкова, то память о нем помогает городу и поныне. Ремонт и модернизация на Севмаше ТАКР "Адмирал Горшков", а также последующее техническое обеспечение этого корабля заводскими специалистами дадут на четверть века работу многим северодвинским корабелам. Однако Сергей Георгиевич, наверное, перевернулся бы в фобу, если б узнал, что авианосец, названный его, горшковским, именем, будет служить другой державе.
Легендарный Заир-Бек
Дольше всех (1966-1986 гг.) командовал учебным отрядом капитан I ранга Алибек Заир-Бек. Говорили, что, когда он выслужил уже все сроки и по закону должен был быть уволен, С.Г Горшков, знавший его по службе на Черноморском флоте, во время очередного посещения своего любимого детища сказал: "Служи, Алибек, пока желание есть и здоровье позволяет...". И Заир-Бек служил до 62 лет.
Этот флотский долгожитель, утверждает А.Федулов, был не только строгим и требовательным командиром, не терпящим расхлябанности, но и заботливым боевым товарищем, незаурядным созидателем. С развитием подводного флота росло и число курсантов. Складских же помещений не хватало.
И тогда по приказу Заир-Бека толстую кирпичную стену, огораживающую городок со стороны ул. Первомайской, нарастили до трех с половиной метров и, используя ее как капитальную, построили так называемым хозспособом склады, модернизировали котельную, а автопарк на протяжении четверти века считался лучшим в гарнизоне.
Рукотворным памятником Заир-Беку сегодня служит чугунная ограда вокруг стадиона у Дома офицеров. Теперь мало кто знает, что ее установили по инициативе именно этого офицера. А дело, говорят, было так. Жена Алибека Вера Федоровна работала в Доме офицеров. Стадион же возле ДОФа был закреплен за учебным отрядом. Как курсанты ни выравнивали по весне окружавший его деревянный забор, дощатые пролеты к осени опять кренились.
У видев, в какую красоту стал облачаться стадион "Север", супруги загорелись идеей установить такие же чугунные блоки и у ДОФа. С подачи Заир-Бека командир военно-морской базы вице-адмирал М. Проскунов и начальник политотдела контрадмирал А. Марков договорились с директорами заводов, руководством стройтреста о выделении необходимого количества чугунных пролетов для флотского стадиона. По всему гарнизону прошли субботники по сбору металлолома, а вырученные от сдачи вторсырья деньги пошли на оплату литья.
Непотопляемая подводная лодка
Но главным для Алибека всегда оставалось качество учебного процесса. Наставники будущих подводников проходили стажировку на действующих атомоходах, выходили в море, участвовали в учениях, ракетных и торпедных стрельбах. В части кипела рационализаторская работа, совершенствовалась учебная база. По словам Федулова, к середине 70-х годов учебный отряд превратился в непотопляемую атомную подводную лодку, отсеки и боевые посты которой размещались по береговым кабинетам и тренажерам.
Одним из таких стал созданный при участии Александра Сергеевича тренажер "Титан". Этот кабинет общекорабельных систем (ОКС) монтировали три года. Собирали из оборудования двух прибывших на модернизацию АПЛ. Проектировал тренажер кандидат технических наук доцент Феликс Станиславович Давидович, работавший на СПО "Арктика". Он так рассчитал учебно-тренировочное оборудование и так начинил его электроникой, что "Титан" был способен имитировать в ходе занятий и тренировок 58 аварийных ситуаций.
Это позволяло приблизить обучение курсантов и экипажей строящихся и ремонтирующихся кораблей к условиям реального плавания под водой и несения ходовых вахт. И, что самое ценное, занятия на "Титане" давали курсантам практические навыки грамотных действий в аварийных ситуациях. Не случайно прошедшие на них обучение молодые подводники по приходе на подводный атомный крейсер без особых трудностей сдавали зачеты и допускались к самостоятельному несению вахт.
В ходе строительства атомоходов, естественно, вносились изменения и усовершенствования в общекорабельные системы. И преподаватели учебного отряда, инструкторы учебных кабинетов тут же модернизировали учебную базу. Особенно ревностно к этому относились офицеры И. Чекмасов, А. Коломытцев, В. Белякин, мичманы А. Рагулин, Е. Холодилин.
А сколько было вложено труда в создание кабинета действующих механизмов (КДМ)! В нем был установлен в разрезе атомный реактор, такие же, как на лодке, холодильные установки, испарители, стояли, как и на кораблях, генераторы и насосы, компрессоры. И все это приводилось в движение, а на пультах управления высвечивались показания приборов. Курсантов обучали такие опытные преподаватели, как капитан 1Г ранга Е. Попов, инструкторы - мичманы В. Волков, В. Шеховцов.
Заслон аварийности
За десятилетия в Северодвинском учебном отряде подготовлено около ста тысяч турбинистов, мотористов, спецтрюмных, электриков, операторов ракетных комплексов и других специалистов для экипажей АПЛ. В том, что на атомных подводных лодках в бытность Федулова кадровым офицером не случалось серьезных аварий,- немалая заслуга преподавателей и инструкторов учебного отряда.
Федулов вспомнил, как формировали первый экипаж головной "Акулы". Командовал им капитан I ранга А.В. Ольховиков, ставший позднее контр-адмиралом и Героем Советского Союза. Командиром БЧ-5 на нем был капитан Г ранга В.В. Кисеев, ныне живущий в Северодвинске и работающий преподавателем в Северодвинском техническом колледже.
Когда в середине 70-х годов была заложена первая "Акула", Главком ВМФ С.Г Горшков сразу с торжеств приехал в учебный отряд. Осмотрев свое любимое детище, флотоводец приказал собрать преподавателей школы мичманов-техников и провел закрытое совещание. На нем он сказал, что экипаж заложенного тяжелого подводного крейсера будет укомплектован только офицерами и мичманами и задача преподавателей - подготовить для него самых лучших специалистов.
Выполнение этой задачи и стало последней страницей во флотской биографии Заир- Бека. Северодвинская "кузница кадров" подплава под его началом успешно с ней справилась. На "Акулу" действительно отбирались лучшие из лучших, и они не подвели.
А как будут укомплектовывать экипажи находящихся сегодня на стапелях суперподлодок? Ответа на этот вопрос у военного педагога нет. Есть только надежда, что благоразумный выход из этой ситуации будет найден.

Немає коментарів: