Атомные подводные лодки ВМС США постоянно вели разведку на подходах к советским военно-морским базам и записывали гидроакустические шумовые "портреты" советских атомных подводных лодок по плану операции "Хоулистоун". Это было сложное и опасное подводное мореплавание, за которое командирам и экипажам подводных лодок, участвующих в таких операциях, морская разведка ВМС США хорошо платила, а правительство Соединенных Штатов Америки щедро их награждало. В то же время, командирам советских подводных лодок, участникам подводных столкновений, как правило, в лучшем случае объявлялись выговоры.
Как правило, американские атомные подводные лодки находились в мертвой зоне (зоне тени) гидроакустических средств наблюдения советских атомных подводных лодок, поэтому не могли наблюдаться последними. При выполнении маневров, связанных с изменением курса или глубины погружения, советским подводным лодкам, даже при кратковременном взаимном гидроакустическом контакте, столкновения избежать не удавалось, прежде всего, из-за дефицита времени, и особенно - информации о пространственной ориентации их относительно друг друга.
Подводная лодка "К-17" приближалась к родной базе, за шестьдесят суток боевой службы она вложилась в печальную статистику, в соответствии с которой на каждой боевой службе происходит две-три аварийных ситуации. Сколько раз подводники за боевую службу стоят у смертельной черты - никто ни знает, такой статистики на флоте не ведется.
И вот, наконец, пришвартовались. На пирсе построены экипажи подлодок 26 дивизии атомных подводных лодок КТОФ. Приехали представители во главе с начальником штаба флота, грянул оркестр. Харитонов построил свой экипаж на палубе подводной лодки.
После чего начальник штаба КТОФ, командир дивизии и начальник штаба дивизии поднялись по трапу на палубу "К-17".
Согласно традиции, сложившейся у подводников Советского Союза в годы Великой Отечественной Войны, командиру подводной лодки, вернувшейся с дальнего похода и успешно выполнившей боевое задание, комдив Верник вручил Харитонову жареного поросенка. Передав поросенка старпому, Харитонов первый раз за два месяца сошел по трапу на пирс.
По чрезвычайной ситуации, произошедшей с подводной лодкой "К-17" в Южно - Китайском море, у Японского острова Окинава, и в Японском море при столкновении с неизвестной подлодкой, была создана комиссия КТОФ во главе с заместителем командующего КТОФ вице-адмиралом Масловым. Произведя расследование инцидента и опросив причастных, комиссия сделала выводы, которые были доложены командующему флота.
В соответствии с выводами комиссии, командующий подписал приказ, на основании которого заместитель командира 26 дивизии атомных подводных лодок капитан первого ранга, Герой Советского Союза Соловьев был отстранен от занимаемой должности. Это, что касается случая у острова Окинава. Отдельная разборка с соответствующими выводами произошла и по столкновению подводной лодки с неизвестной субмариной.
Сразу по прибытии в базу, подводную часть корпуса субмарины обследовали водолазы, которые обнаружили внушительных размеров вмятину на корме в легком корпусе, в районе линии правого вала. Была повреждена система воздуха высокого давления и система среднего давления. Американская подводная лодка прошла под "К-17" и задела ее в районе девятого отсека своей боевой рубкой. Более тщательную проверку и ремонт позже произвели в доке. Подводную лодку около месяца ремонтировали, а потом отправили на выполнение курсовых задач.
Американская подводная лодка следила за "К-17" из сектора акустической тени и, видимо, потеряла советскую субмарину, когда она начала менять глубину для всплытия на сеанс связи. Командир американской подводной лодки лег на пеленг потери контакта. Это опасный маневр, который в итоге и привел к аварии.
Тем не менее, Харитонову поставили в вину, что он слышал шумы неизвестной цели и не предпринял соответствующие действия. Командир "К-17" не стал оправдываться, это действительно так, хотя контакт был кратковременным, а затем его и вовсе потеряли. Конечно, получив доклад акустика "К-17", командиру лучше всего было уйти влево. Но это хорошо анализировать в кабинете в спокойной обстановке, там, на глубине, когда многое было неизвестно, принимать решения намного сложней. Кроме того, подобного опыта практически не было. Такие случаи в морской практике довольно редки, и всего не предусмотришь.
Командиру "К-17" капитану второго ранга Харитонову Г.А. был объявлен "строгий выговор". Взыскания получили также старпом, капитан второго ранга Обросимов и начальник РЛС, командир БЧ-4 капитан-лейтенант Ярусный, в чьем ведении была гидроакустическая станция "Керчь", проморгавшая подводную цель.
И теперь, чтобы снять взыскание, Харитонову нужно будет еще разок сходить в автономке, но пронести боевую службу чисто, без всяких там ЧП. Вот так и повелась у подводников традиция, что самая высокая награда - снятие взыскания. Нет, это нехорошая традиция, надо от нее избавляться. Вот принять на "грудь" полстакана спирта с тостом "За тех, кто в море, а те, что на берегу, сами напьются!", да закусить жареным поросенком - вот это традиция! А что? Честно заработали.
Прядкин Виктор Максимович "Подводное столкновение".
Немає коментарів:
Дописати коментар