пʼятницю, листопада 25, 2011

ИЗ ВОСПОМИНАНИЙ ВЕТЕРАНА-ПОДВОДНИКА АПЛ К-27,ТУРБИНИСТА,А НЫНЕ КАПИТАНА 3- ГО РАНГА В ОТСТАВКЕ СТАКИОНИСА ПАВЛА (Литва)

АПЛ «К-27».  Мой первый день.

В  Кронштадтском учебном отряде нам, курсантам, часто рассказывали о службе на Севере. И все, без исключения рассказчики, что старшины-инструкторы, что офицеры - командиры взводов, особо подчеркивали, что самое заброшенное и гиблое место на Северном флоте - Гремиха. Вот уж куда нам настоятельно не рекомендовалось попасть.
На фотографии-Павел Стакионис с супругой Фаиной.Вильнюс-2011год.

Закончили мы учебку в начале февраля. Мне, как отличнику учебы, командиру отделения, предложили остаться в учебном отряде в качестве инструктора. Но я решительно отказался. Я хотел на подводную лодку. И непременно на атомную. Как нас вывозили из Кронштдата и везли на Север не интересно, главное, что через 10 дней выпускники учебного отряда, около 3500 молодых, уже не курсантов, а матросов, были в Североморске. Разместили нас в пересыльном пункте под названием «Флотский экипаж». Почему именно «Флотский» и почему «Экипаж» мне до сих пор не понятно. Это был обычное подразделение с минимальным личным составом, который выполнял всевозможные хозяйственные работы, начиная от уборки улиц и заканчивая переборкой овощей на базах. Но в основном туда прибывали матросы и старшины срочной службы и через несколько дней их перераспределяли в другие части. В течение первой недели основную массу наших курсантов разобрали покупатели. К концу второй недели пребывания на пересыльном пункте, нас осталось человек 80-85. В основном это были специалисты  БЧ-5 ( турбинисты, трюмные, электрики).
         Забирать нас почему-то не торопились. Казалось, о нас забыли напрочь. Так в ожидании прошел целый месяц. И, наконец, 12 марта 1971 года, нас построили, приказали собрать вещи и повели на причал. Погрузили на какой-то буксир и повезли. На рейде стоял большой белоснежный красавец-теплоход  «Вацлав Воровский». Высадили нас на него. Разместили на самой нижней палубе (хорошо хоть не в трюме). Выходить из кубрика запретили. Сопровождающий офицер нам объявил, что направляемся мы в пос. Островной, по-другому Йоканьга. О таком населенном пункте мы не слышали, да и не важно куда, лишь бы скорее.  Когда теплоход снялся с якоря мы не заметили. Ведь в кубрике не было даже иллюминаторов. То, что мы уже в открытом море, мы заметили по качке. Поначалу все было нормально, но позже…, то один, то другой матросик побежали в сторону гальюна, а потом уж целыми группами стали осаждать его… Начала действовать качка!
         Двое суток пути основная масса моих попутчиков страдала от качки. На ногах оставалось человек 20, я в том числе. Ведь те, кто страдал от качки, ничего не ели. Не могли принимать пищу, всё сразу же выходило назад. Зато нам, оставшимся «на ногах»,  было раздолье. Весь паек доставался нам.
         Утром третьего дня, сопровождающий нас офицер объявил о прибытии в пункт назначения – поселок Йоканьга. Долго ждали, когда нас выведут наверх. Наконец, часов около 10, вывели нас на пирс. Построились в две шеренги. Погода была, я вам доложу, на редкость мерзопакостная. Ветер чуть не сбивал с ног, при этом швырял в лицо целые пригоршни липкого снега. Видимость минимальная, что находится на берегу с пирса не видно. Одним словом, говно, а не погода. Стоял я в первой шеренге, слева от меня Малахов Лёня, ростом 199 см, справа - Левченко Юра, ростом 198 см. Между ними я казался маломеркой, с ростом 176 см.
В нескольких метрах наблюдал за нами капитан 1 ранга. Подтянутый, бравый. Даже через зимнюю форму одежды угадывалось его спортивное сложение. Сопровождал его мичман. Выше среднего роста, тоже спортивного вида. Изредка они обменивались межу собой какими-то короткими фразами.
         Капитан 1 ранга дождался пока сопровождающий нас офицер, провел перекличку, затем подошел к строю, поздоровался. Представился: « Капитан 1 ранга Новицкий». Нам, конечно, его фамилия ни о чем не говорила. Спросил, есть ли среди нас столяры, плотники, художники, маляры и другие строительные специальности.  Затем приказал мичману переписать фамилии всех отозвавшихся. Напоследок спросил, есть ли спортсмены. Мы с Юркой и Леней решили, что это набирают  команду в хозвзвод, а на берегу нам служить совсем не хотелось. Да, мы были спортсменами, но не признались. Юра Левченко был разрядником – волейболистом, а Лёня Малахов - баскетболистом. Я же был, в то время, кандидатом в мастера спорта по борьбе самбо и дзюдо. Перед этим, в январе месяце, я стал призером  ЛенВМБ по вольной борьбе в своей весовой категории.
Новицкий попросил мичмана записать фамилии Малахова и Левченко, его заинтересовал их высокий рост. Он правильно понял, что с таким высоким ростом только в баскетбол и играть. Ну, а мои друзья, видя такое дело, не захотели расставаться со мной и сказали, мичману, чтобы он тоже и меня записал.
После этого наш строй повели в сторону поселка. К великому нашему удивлению прошли мы этот поселочек без остановки и направились в сторону открытой тундры. Всех интересовал один и тот же вопрос: «Куда нас ведут?» Начало уже смеркаться. В это время года день короткий. Да и голод уж давал о себе знать. Шли долго, часа два. Пришли к казармам. Построили нас на плацу перед штабом. «Наш» мичман вышел из штаба с кипой личных дел, зачитал фамилии, которые записал еще на пирсе и повел за собой. Потом выкрикивали еще фамилии и забирали людей. В конце концов, на плацу остался я один. Растерянность жуткая меня охватила. «Как же так? Всех разобрали, а я? Куда меня?». Стоял я в одиночестве и полной растерянности минут 15-20. Вижу, приближается ко мне скорым шагом офицер.
Спрашивает: «Как фамилия?».  Отвечаю по уставу: «Курсант, виноват, матрос Стакионис». Он командует: «Видишь казарму справа? Бегом марш на третий этаж». Я от радости, что и меня вспомнили, ноги - в руки и бегом изо всех сил в указанном направлении. Одним махом взбежал на третий этаж. Захожу в кубрик. Там чистота, уют. Кровати с никелированными спинками стоят в один ярус. Покрашено всё в светлые тона. Увидел своих, стоят гурьбой, озираются по сторонам.  Спокойно стало на душе. Присоединился и я к ним. Рассказывают: «Видим, что тебя нет с нами. Подошли к Новицкому и сказали, что главного спортсмена - то  не взяли». Он приказал дневальному  найти Елетина (капитан-лейтенант Елетин Г. Командир турбинной группы). Приказал ему немедленно доставить меня с плаца в кубрик.
Затем нас построили. Построением командовал старшина 1 ст. Тетеревков Александр. Он был в то время строевым старшиной. Перекличку провел мичман, что встречал нас на пирсе. После переклички доложил капитану 1  ранга , что пополнение в полном составе. После чего капитан 1 ранга объявил нам: «Поздравляю. Вы прибыли в экипаж Крейсерской атомной подводной лодки «К-27». Место нашего базирования – поселок Гремиха Йоканьгской военно-морской базы. Я - командир, Новицкий Геннадий Гелиодорович, а это мичман Осипов, боцман…»
Тут мы, конечно, и выпали в осадок. Только сейчас мы узнали, где мы находимся.  За названиями  Йоканьга, Островная скрывалась наша Гремиха. Гремиха, о которой мы столько слышали нелестного! Ну, и никак мы не могли ожидать, что капитан 1 ранга, интересовавшийся малярами и плотниками, оказался командиром атомной подводной лодки.
- Вопросы есть? -  спросил командир.
Кто-то из нас робко спросил: «А при чем здесь маляры-плотники, о которых Вы спрашивали на пирсе?»
- А при том, - отвечает командир,- что из маляра-плотника или спортсмена, я всегда смогу сделать хорошего матроса. Если даже придется посадить его пару-тройку раз на губу. А вот из матроса, пусть самого лучшего, я не смогу сделать художника, если у последнего отсутствуют хоть какие-то способности к этому.
Вот так началась моя служба в экипаже  АПЛ «К-27» - самом лучшем коллективе из всех, что мне пришлось встречать в жизни.
Как позже выяснилось, молодое пополнение  распределили по трем экипажам: АПЛ «К-3» «Ленинский комсомол», АПЛ «К-11» и АПЛ «К-27». 
Здесь я встретил замечательных людей, о которых помню всегда и, которые останутся в моем сердце навек: Новицкий Г.Г., Иванов А.А, Агафонов Г.А., Елетин Г.А., Сивов Л.Д., Астанков В.А., Кошаев В., Осипов Л., Мойстус Н., Загороднюк А., Гусаренко К., Левченко Ю., Малахов Л., Егоров В., Перттунен М.  и других моих командиров  и  сослуживцев.



Павел Стакионис-турбинист апл К-27.Ныне капитан 3- го ранга в отставке.





Немає коментарів: