Пентагон: Особенности службы
Сегодня, 08:06
Здание министерства обороны США состоит из пяти колец, соединённых между собой коридорами, каждое кольцо имеет пять внешних граней, пять надземных и два подземных этажа, высота надземной части - 23,5 м. В вестибюле здания расположено множество магазинов, офисов банков и других организаций, ориентированных на обслуживание работников министерства. Есть несколько библиотек, только в одной из них хранится более 300 тысяч книг и 1,7 тысячи наименований журналов и газет на разных языках. Для сотрудников, которые приезжают на работу на машине, существует 16 парковок, вмещающих почти 9 тысяч автомобилей. Ежедневно сотрудники поглощают 4,5 тысячи чашек кофе, 804 литра молока и 6,8 тысячи безалкогольных напитков. Ночью сотрудники Пентагона заказывают 35–50 пицц, в преддверии военных действий их число увеличивается до 2–3 тысяч.
А каковы особенности службы в Пентагоне? И как складываются отношения между его сотрудниками? Ответам на эти и другие вопросы посвящена предлагаемая нашим читателям статья.
В системе органов управления военной машиной США за прошедшие два десятилетия значительно возросло влияние такой специфической структуры, как комитет начальников штабов (КНШ) вооружённых сил США. Его численность поддерживается в пределах 1.500 человек, причём в соотношении 3 к 1 в пользу «людей в форме».
В настоящее время членами КНШ помимо председателя и его заместителя являются начальники штабов сухопутных сил (армии), ВВС и ВМС и комендант морской пехоты. Все они - четырёхзвёздные генералы (адмиралы), которые, как правило, исполняют свои обязанности два двухлетних срока. Хотя бывают случаи, когда период их службы на данных самых высоких (наряду, кстати, с командующими объединёнными командованиями) в американской военной иерархии должностях длится и дольше.
Председатель комитета является непререкаемым авторитетом в качестве главного советника президента и министра обороны по военным вопросам. Начальники штабов, хотя формально и являются советниками высших должностных лиц государства в областях, связанных с их видами вооружённых сил, не могут лично доводить своё, в том числе и отличное от председателя, мнение по тем или иным вопросам, да ещё через его голову до министра или президента. Однако председатель КНШ при докладах президенту обязан довести мнение любого члена КНШ, не согласного с принятым комитетом решением.
Начальники штабов видов вооружённых сил не включены в цепочку оперативного управления войсками «в поле», чем занимаются командующие объединёнными (географическими или функциональными) командованиями, получающие приказы напрямую от президента через министра обороны, минуя КНШ. Тем не менее начальники штабов ответственны перед президентом и законодателями за всё, что касается их видов вооружённых сил, за исключением оперативных вопросов. Поэтому они выполняют функции координаторов в решении соответствующих проблем.
Заседания КНШ проходят в большом помещении, расположенном на втором этаже Пентагона, получившем официальное название по цвету обоев и портьер - «Золотая комната» и неофициальное - «Танк». История неофициального названия уходит корнями в годы Второй мировой войны, когда предшественник нынешнего КНШ собирался на свои заседания в плохо приспособленной для работы затемнённой комнате, своим спартанским убранством и теснотой напоминавшей внутреннее пространство боевой машины.
При генерале Колине Пауэлле в качестве председателя КНШ порядок заседаний данного коллегиального органа управления вооружённых сил был, с одной стороны, демократизирован, в том числе не стало жёсткой регламентации проведения заседаний, а с другой - ужесточён. С этих пор только председатель или его заместитель стали определять актуальность тех или иных проблем, необходимость их обсуждения и доведения до высшего руководства страны.
В соответствии с принятым в 1986 году «Законом Голдуотера - Николса» полномочия председателя КНШ неимоверно возросли, существенно изменилась и роль объединённого штаба. Он превратился в исполнительный орган председателя и его заместителя (в случае необходимости), а не коллегиального органа КНШ. При этом на его сотрудников возложены задачи по обеспечению высших должностных лиц государства досконально выверенной информацией по всем аспектам жизнедеятельности вооружённых сил. Помимо этого в их обязанности вменено обеспечение командующих объединёнными (межвидовыми) командованиями указаниями и директивами, необходимыми для планирования и осуществления как боевой и оперативной подготовки, так и фактического применения вооружённых сил. В связи с этим именно председатель КНШ и объединённый штаб несут ответственность за разработку «Национальной военной стратегии», которая выходит в свет в ответ на подготавливаемую администрацией президента «Стратегию национальной безопасности».
В объединённом штабе, возглавляемом трёхзвёздным генералом, на сегодняшний день насчитывается восемь управлений: личного состава (J-1), разведывательное (J-2), оперативное (J-3), тыла (J-4), стратегического планирования и политики (J-5), систем управления, связи и компьютерного обеспечения (J-6), оперативного планирования и организации взаимодействия видов ВС (J-7) и структуры сил, ресурсов и оценок (J-8). Кроме того, в штабе создано ещё несколько структур, в частности отдел общественных отношений, которые фактически обслуживают только председателя КНШ и его заместителя.
Представляется важным отметить тот факт, что основными рабочими органами в управлениях объединённого штаба (ОШ) являются отделы и группы. Первые обычно включают от 10 до 40, а вторые - от 5 до 15 человек. Отделы возглавляют, как правило, опытные полковники или капитаны 1 ранга, имеющие большой стаж как штабной, так и работы «в поле». Начальниками групп могут быть молодые перспективные полковники либо подполковники.
Наиболее характерным для ОШ в целом является рутинная работа в области обеспечения функционирования так называемой системы объединённого стратегического планирования. Боевым планированием занимаются непосредственно в штабах объединённых командований, а сотрудники объединённого штаба лишь привлекаются для оказания им помощи «в поле». Однако в случае международных кризисов и учений стратегического уровня офицеры штаба могут быть непосредственно задействованы для решения связанных с этими событиями задач. Так, обычно их привлекают для работы, а фактически для усиления личного состава в основном командном центре, расположенном на втором этаже Пентагона, либо в запасном, дислоцированном в штате Мэриленд (на Мэрилендских холмах). Причём привлекаются офицеры от всех восьми управлений. Кроме того, из офицеров пяти управлений (J-4, 5, 6, 7 и 8) в случае необходимости формируются так называемые рабочие группы реагирования в готовности к привлечению для решения неожиданно возникающих задач. В случае эскалации кризиса и его затягивания в рамках оперативного управления создаётся специальная группа кризисных действий, которой руководит одно из высших должностных лиц данного подразделения. Обычно это офицеры в звании полковник - капитан 1 ранга, но также и офицеры более низких званий.
Весьма значительный и постоянно увеличивающийся объём задач, стоящих перед генералами и офицерами объединённого штаба, требует и особой квалификации. При этом речь идёт не столько о наличии предварительно полученного образования и опыта службы в войсках, но и специфической подготовки в самом штабе. Так, после завершения всех процедур по переводу по службе и бесед с начальниками вновь прибывшие военнослужащие (и равные им по должностям гражданские служащие) направляются на так называемые курсы ориентации в системе подготовки сотрудников штаба. По сути, это компьютерный курс продолжительностью один рабочий день. Он помогает новичкам ознакомиться со всеми ключевыми фигурами штаба, общими процедурами штабной работы, перечнем и содержанием основных документов, разрабатываемых объединённым штабом в целом.
Следующим, более продолжительным этапом приобретения навыков штабной работы является обучение прибывших нюансам разработки и написанию документов по различной тематике, а также персональной работе на компьютере. Представляется весьма важным подчеркнуть ещё один фактор, определяющий специфику службы или работы в штабе. Это - умение работать с информацией. Без этого, как подчёркивают американские ветераны штабной работы, сотрудник в конце концов окажется в информационном вакууме, а затем и в изоляции. Чтобы этого не случилось, в штабе сформирована историческая секция, ознакомление с документами которой помогает вновь прибывшему (да и не только) сразу войти в курс всех мероприятий, документов, докладов, обозрений, касающихся специфики работы.
Помимо этого, каждый сотрудник штаба обязан уметь пользоваться в работе ещё одним источником информации, а точнее - ориентироваться в текущем информационном потоке сообщений и доступных (для его должности) докладов разведки от соответствующих инстанций. Помимо этого практически на всех сотрудников Пентагона в американском военном ведомстве издаётся ежедневная газета «Эрли Берд» («Ранняя пташка»), являющаяся фактически дайджестом прессы США, в которой помещаются статьи на собственно военную, военно-политическую тематику, а также по военно-техническим, военно-экономическим и военно-финансовым вопросам.
Вообще средствам массовой информации в американском военном ведомстве традиционно уделяется самое пристальное внимание в связи с тем, что формируемое СМИ общественное мнение зачастую самым непосредственным образом влияет не только на выработку тех или иных решений в военно-стратегической области, но и даже на судьбу высших чинов министерства и соответствующих штабов. Американские военные руководители регулярно начинают свой рабочий день не только с ознакомления с прессой, но и с совещаний, посвящённых тому, что и как излагается в СМИ по тем или иным животрепещущим проблемам вооружённых сил. Тем более что в командных инстанциях ВС США весьма популярен тезис о том, что подавляющее количество интересующих руководство сведений содержится именно в открытых источниках информации.
В принципиальном плане служба в объединённом штабе весьма схожа со службой в видовых штабах, которые также размещаются в Пентагоне. Главное состоит в том, что офицер, переведённый в один из трёх штабов видов ВС из войск или, как говорят американцы, «с поля, где колёса встречаются с дорогой», должен уяснить, что отныне он выпадает из оперативных звеньев управления войсками. Подавляющая часть рабочего времени в видовом штабе посвящена решению рутинных вопросов, связанных с обеспечением нормального функционирования развёрнутых подразделений, частей и соединений.
Примечательно, что, как и во взаимоотношениях министерства обороны и КНШ, имеет место и негласное соперничество между штабами видов вооружённых сил и аппаратами видовых же министерств. Как и в первом случае, генералы и офицеры, перешедшие служить в высший видовой штаб из войск, естественно, не теряют контактов со своими сослуживцами «в поле» и в большей степени, чем их в основном гражданские коллеги в аппарате видового министра, знают проблемы войск и имеют на них (войска) влияние. С другой стороны, аппаратчики министра, «съевшие не одну собаку» в ходе различных политических и процессуальных передряг в вашингтонских коридорах власти, явно превосходят «людей в форме» в знании нюансов политического расклада и умении «проталкивать» выгодные для своего вида решения через высшие инстанции как исполнительной, так и законодательной ветвей власти.
Источник.Военное Обозрение
Немає коментарів:
Дописати коментар