понеділок, січня 30, 2012

"Надводные атомные"
В 1959 г. в Советском Союзе была завершена постройка первого в мире надводного судна с атомной энергетической установкой — ледокола «Ленин», а в 1961 г. в боевой состав ВМС США вошел первый атомный крейсер УРО «Лонг Бич».
Эти ли события послужили толчком н созданию отечественного боевого атомного надводного корабля или же оно было продиктовано естественным развитием военно-морской техники, фактом остается то, что исследования по определению облика первого в нашей стране боевого надводного атомохода начались
только в 1964 г., что поставило нас в положение догоняющих. В немалой степени причина подобной «неторопливости» лежит в известных взглядах Н. С. Хрущева на роль и развитие ВМФ, в частности на крупные надводные корабли.
Основой исследований, однако, явилась объективная потребность флота в океанском надводном корабле, способном действовать в удаленных районах мирового океана в составе группировки и самостоятельно,  преимущественно с противолодочными задачами. Исследования завершились тактикотехническим заданием на разработку проекта большого противолодочного корабля с атомной энергетикой водоизмещением 8 тыс. т. Главным конструктором был назначен Б. КупенскиЙ (ныне покойный), до этого являвшийся главным конструктором первых отечественных газотурбинйых ВПК типа «Комсомолец Украины». От Военно-Морского Флота главным наблюдающим за проектированием и строительством корабля с самого начала и до окончательной его передачи флоту стал капитан 2 ранга (ныне капитан 1 ранга в запасе) А. Савин.
Следует заметить, что эта малоизвестная широкому кругу читателей должность, так называемого «сквозного» наблюдающего. т. е. специалиста ВМФ. ведущего военно-научное сопровождение корабля на всех этапах его проектирования, постройки и испытаний, требует огромного объема знаний, эрудиции и опыта, в большинстве вопросов его подготовка и степень ответственности должны быть адекватны уровню главного конструктора. Хотелось бы сразу отметить, что Б. Купенский и А. Савин оказались достойными друг друга партнерами.
Несправедливо было бы умолчать и еще об одном лице. решительным образом влиявшем на весь процесс создания корабля — бывшем главнокомандующем ВМФ С. Горшкове, который хорошо знал оружие и технику флота, любил заниматься вопросами его строительства и проектирования кораблей. Он как правило, принимал грамотные решения, в чем автор этих строк имел неоднократную возможность убедиться лично. В то же время Сергей Георгиевич был человеком своей эпохи, его собственные взгляды, оценки и соображения проявлялись в виде жестких указаний, получавших соответствующее теоретическое обоснование. Отстаивать в то время другие соображения было трудно. Правда, это личные впечатления автора.
Новый атомный корабль с самого начала стал любимым детищем главкома. Тем не менее проектирование шло трудно и довольно медленно. С первых же этапов «поползло вверх» водоизмещение, что заставило искать все новые и новые варианты главной энергетической установки, в первую очередь паропроизводящей ее части. Ледокольная и лодочные аналоги не годились: возникали сложности с компоновкой. В конце концов приняли решение о создании специальной энергетической установки (ЭУ).
При этом главком потребовал размещения резервной ЭУ на органическом топливе. Его опасения можно понять: отечественный опыт эксплуатации атомоходов был сравнительно небольшим, а боевой корабль — это даже не ледокол, да и обеспечение его стоянки при нашей системе базирования всегда было болевой точкой флота.
Принципиально новым явилось внедрение на корабле надводной конструктивной защиты. В середине 50-х годов по результатам обстрелов ракетами бронированных отсеков недостроенного тяжелого крейсера «Сталинград» пришли к выводу, что ракеты никакая броня «не держит». Поэтому бронирование надводных кораблей посчитали нецелесообразным. Постепенно забывалась технология, уходили опытные кадры. Собственно, в те годы и бронировать-то особенно было нечего. Строившиеся надводные корабли независимо от классификации и водоизмещения по своему конструктивному исполнению продолжили традиции, выработанные в ходе создания миноносцев. Кроме того, доля водоизмещения, ранее выделявшаяся на бронирование, интенсивно «съедалась» расширением номенклатуры вооружения, ростом необходимых для него площадей и объемов, уровня энергопотребления, а также все возрастающими требованиями к условиям обитаемости экипажа с увеличением автономности. Однако к началу проектирования надводного атомохода конструктивная защита вновь была признана средством, существенно  повышающим живучесть корабля. Пришлось начинать практически с «чистого листа», синтезировать достижения в технологии, материаловедении и конструировании с существовавшими представлениями о характере поражающих факторов различных видов оружия.
При проектировании исходили из того, что решение кораблем главной задачи будет обеспечено только при наличии достаточной боевой устойчивости. Не вызывало сомнений, что наибольшую опасность для него представляет авиация, поэтому предусматривалось эшелонирование средств ПВО корабля по всей ее
глубине, элементам, принципам построения, калибрам и т. д.
Противокорабельные ракеты в проекте появились не сразу. Строившиеся у нас в те годы противолодочные корабли достаточно эффективного ударного оружия не несли, что существенно снижало их боевую устойчивость. Было учтено также то что надводный флот США начал интенсивно оснащаться противонорабелъными ракетами.
Таким образом облик первого отечественного атомного корабля приобрел многоцелевую направленность и он получил окончательное наименование — атомный ракетный крейсер.
В 1973 г. его проектирование было завершено, а весной следующего года состоялась закладка. От первого легкого крейсера советской постройки, оставившего заметный след в истории нашего ВМФ, головной крейсер унаследовал наименование "Киров". Его постройка велась медленно и не очень ритмично.
Уместно напомнить, что вкус к строительству крупных военных кораблей у судостроителей отбили еще в разгар хрущевской «оттепели», и у них навсегда остались в памяти разделка на металл почти готовых красавцев крейсеров типа "Свердлов". Недаром, видимо, существует мнение, что Вооруженные Силы—это
такая организация, которую легко развалить, но практически невозможно быстро воссоздать заново. Трудно не согласиться с подобным высказыванием, особенно применительно к военному кораблестроению.
«Киров» был спущен на воду в конце 1977 г. и еще два с лишним года достраивался на плаву. В 1980 г. он прошел испытания и вошел в состав Северного флота. В 1984 г. появился второй корабль этого типа — «Фрунзе», в 1988 г. третий — «Калинин». Завершается постройка четвертого — «Андропова.
Наши атомные ракетные крейсера прямых аналогов за рубежом не имеют: американские — типа «Внрджиния» по водоизмещению (11 300т) в 2,5. а «Лонг Бич» (17500) в 1,5 раза меньше.
На советских атомоходах энергетическая установка включает две паровые турбины мощностью до 70 тыс. л. с. каждая. В резервном варианте турбины получают пар от двух автоматизированных паровых котлов, работающих на органическом топливе. Крейсер развивает полную скорость более 30 уз, под котлами — не менее 14. Экипаж почти вдвое меньше, чем было на одинаковом по водоизмещению линкоре «Октябрьская революция».   Главное оружие — противокорабельный ракетный комплекс большой дальности. Ракеты при полной автономности в полете имеют многовариантную программу атаки целей и повышенную помехозащищенность, размещены в индивидуальных подпалубных пусковых установках.
Зенитное ракетное оружие на «Кирове» и «Фрунзез- такое же, как и на крейсере «Слава». На «Калинине» установлены более современные ЗРК.
Артиллерийское оружие головного корабля — две одноорудийные 100-мм автоматические установки с радиолокационной системой управления. Начиная со второго корабля, на них вместо двух «соток» стали размещать одну двухорудийную 130-мм артустановку. На «Кирове» и «Фрунзе», как и на «Славе», в качестве средств ближней самообороны служат восемь 30-мм шестиствольных автоматов. На «Калинине»
вместо этого оружия установлены два новых ракетно-артиллерийских комплекса самообороны. Каждый из них включает РЛС обнаружения целей и три боевых модуля. В модуле на общей платформе смонтированы две 30-мм шестиствольные пушки, восемь контейнерных пусковых ЗУР и РЛС управления огнем.
Противолодочное  вооружение головного крейсера включает современный автоматизированный    гидроакустический комплекс, противолодочный ракетный комплекс в составе  двухконтейнерной
наводящейся по углу в двух плоскостях пусковой установки и радиокомандной системы управления.
Два 533-мм пятитрубных торпедных аппарата размещены, как и на «Славе», внутри корпуса корабля. Стрельба осуществляется через бортовые лаппорты, которые по-походному закрыты ставнями.
На втором и последующих крейсерах вместо противолодочного ракетного комплекса и торпедных аппаратов установлен новый универсальный ракето-торпедный комплекс. Его однотрубные пусковые устаяовки (по пять на борту) используются как для стрельбы ракето-торпедами, так и обычными торпедами.
Набор противолодочшдх средств дополняют реактивно-бомбовые установки РБУ, основное назначение которых на этих кораблях — поражение атакующих их торпед. Начиная с третьего корпуса на атомных крейсерах устанавливают новый комплекс  РБУ противоторпедной защиты.
На корабле базируются три вертолета в поисково-спасательном, противолодочном и других вариантах. Для этого предусмотрен подпалубный ангар,  погреба боезапаса, подъемник и взлетнопосадочная площадка.
Радиоэлектронное вооружение включает специализированные ЭВМ, автоматизированные системы управления оружием и техническими средствами, радиолокационные станции различного назначения, комплексы связи и т. д.
Таким образом, атомные крейсера типа "Киров" вобрали в себя практически всю номенклатуру боевых и технических средств, созданных в последние годы.
Более наглядное представление о корабле можно получить по схеме общего расположения, приведенной на цветной вклейке.
Сейчас часто задают вопрос: нужны ли нам атомные надводные корабли и целесообразно ли развивать их далее? Пока на это трудно однозначно ответить, учитывая резкое сокращение ассигнований на содержание и строительство ВМФ, а также отношение общественности к атомной энергетике. На наш взгляд, это не означает, что у атомоходов нет будущего. Опыт их создания и эксплуатации у нас и за рубежом показал, что внедрение атомных энергетических установок на надводных кораблях дало резкий скачок их боевых возможностей. А современный уровень развития науки и техники позволяет в значительной степени повысить безопасность эксплуатации АЭУ. К примеру, хотя США и прекратили строительство атомных крейсеров десять лет назад и их нет сейчас в американских программах кораблестроения, однако в боевом  составе ВМС находится девять таких нораблей. А шесть атомных авианосцев планируют дополнить еще тремя, первый из которых уже спущен на воду. Поэтому нам важно сейчас не растерять накопленный опыт проектирования и строительства атомных крейсеров, В противном случае это может привести к нарушению непрерывности в сложном и дорогостоящем кораблестроительном деле, а впоследствии к значительным дополнительным затратам времени, материальных, финансовых и трудовых ресурсов, как уже бывало в истории нашего флота в 20-е и 50-е годы.
Тактико-технические характеристики
                                                 1144.1      1144.2
1. Размеры:
Водоизмещение, т      
— стандартное                               24100   24300
— полное                                        24300    24500
— наибольшее                               26190   26190
Длина наиб., м                                251              251
Ширина наиб., м                                28,5          28,5
Осадка габ., м                               10,33    10,33
2. Энергетическая установка:
Кол-во, тип ППУ                            2 х КН-3   2 х КН-3
Кол-во, мощность ГТЗА, л.с.         2х70000   2х70000
Кол-во, мощность ТГ, кВт            4х3000   4х3000
Кол-во, мощность ГТГ, кВт            4х1500   4х1500
3. Скорость, дальность плавания, автономность:
Скорость хода, узл.   полного - 31
оперативно-экономического - 18   полного - 31
оперативно-экономического - 18
Автономность, сут.      
4. Вооружение:
4.1. Артиллерийское:
{Калибр, мм / К-во башен х К-во стволов / Боезапас }
100-мм   АК-100 / 2 х 1 / ...   -
                                               130-мм   -   АК-130 / 1х 2/ ...
                                  30-мм   АК-630 / 8 х 6 / ...  
4.2. Ракетное:
{ Тип ПУ / К-во ПУ х К-во направляющих / Боезапас }
ПКР   "Гранит" / ВПУ / 20 / 20 ракет   "Гранит" / ВПУ / 20 / 20 ракет
ЗРК   2 С-ЗООФ / ВПУ / 12 х 8 / 96 ракет   1 С-ЗООФ / ВПУ / 6 х 8 / 48 ракет
                                                 1 С-ЗООФМ / ВПУ / ... / 46 ракет
2 "Оса-М" / 2-балочн. ПУ / 2 х 2 / 40 ракет   -
                              -   1 "Кинжал" /... /... / 64 ракеты
ЗРАК                         -   6 ЗКБР "Кортик" / ... /... / ...
4.3. Торпедное, противолодочное, минное:
{ Модель / Боезапас }
ПЛРК                            "Метель" / 10    "Водопад" / 10
РБУ                                 1 х 12                    ПТЗ "Удав"
                                        2 х 6                   2 х 6
ТА                              2х5 533-мм                     -
УРПТУ                                     -                              10
4.4. Авиационное:
Вертолёты                          3 Ка-27                   3 Ка-27
4.5. Радиоэлектронное:
БИУС                                "Аллея-2М"              "Лесоруб-44"
РЛС общего обнаружения   РЛК "Флаг"      РЛК "Флаг"
Комплекс РЭБ                 "Гурзуф"              "Кантата"
ГАК                                  "Полином"            "Полином"
6. Прочие сведения:
Экипаж, чел.   759 (в т.ч. 120 офицеров)   760 (в т.ч. 120 офицеров)
КРАТКАЯ ИСТОРИЯ СЛУЖБЫ
• «КИРОВ»: [з/н 800]; с 27.5.1992 г. «АДМИРАЛ УШАКОВ». Зачислен в списки ВМФ 6.10.1973 г.; заложен 26.3.1974 г. на Балтийском ССЗ №189 в Ленинграде; спущен на воду 27.12.1977 г. (25.07.1977 г. удостоен Краснознамённого Военно-морского флага, унаследованного от КРЛ пр.26 ДКБФ); введён в строй 30.12.1980 г.; вошёл в состав КСФ 6.3.1981 г.; 4.12.1984 г. награждён Вымпелом Министра обороны СССР; с 1990 г. находился в резерве после аварии; впоследствии выведен из состава флота и расформирован.
• «ФРУНЗЕ»: [з/н 801]; с 27.5.1992 г. «АДМИРАЛ ЛАЗАРЕВ». Зачислен в списки ВМФ 25.2.1978 г.; заложен 26.7.1978 г. на Балтийском ССЗ №189 в Ленинграде по пр.11442; спущен на воду 26.5.1981 г.; введён в строй 31.10.1984 г.; вошёл в состав КТОФ 7.12.1984 г.; 21.08–22.11.1985 г. совершил переход с Балтики во Владивосток, произведя деловые заходы в Луанду (Ангола), Аден (Южный Йемен) и в порты Вьетнама; в конце 1990-х гг. выведен в резерв.
• «КАЛИНИН»: [з/н 802]; с 27.5.1992 г. «АДМИРАЛ НАХИМОВ». Зачислен в списки ВМФ 21.7.1983 г.; заложен в мае 1983 г. на Балтийском ССЗ №189 в Ленинграде по пр.11442; спущен на воду 26.4.1986 г.; введён в строй 30.12.1988 г.; вошёл в состав КСФ 21.4.1989 г.; в 1994 г. выведен в резерв; в 1999 г. встал на «Севмашпредприятии» на ремонт.
• «ЮРИЙ АНДРОПОВ»: [з/н 803]; с 27.5.1992 г. «ПЁТР ВЕЛИКИЙ». Зачислен в списки ВМФ 11.3.1984 г.; заложен в апреле 1986 г. на Балтийском ССЗ №189 в Ленинграде по пр.11442; спущен на воду 29.4.1989 г.; поднял флаг 26.7.1992 г.; официально введён в строй 5.10.1995 г. и перешёл в Кронштадт для прохождения государственных испытаний; 27.10.1996 г. во время ходовых испытаний в Балтийском море в котельном отделении произошла авария, врезультате которой погибли 5 и были ранены 6 человек; 9.04.1998 г. подписан приёмный акт о приёмке ТАРКР в состав ВМФ; в апреле 1998 г. вошёл в состав КСФ.
• «АДМИРАЛ ФЛОТА СОВЕТСКОГО СОЮЗА КУЗНЕЦОВ»: [з/н 804]. Зачислен в списки ВМФ 31.12.1988 г.; снят со строительства и исключен из списков ВМФ 4.10.1990 г.

Немає коментарів: