Назначение на Щ-124
Училище окончено. Назначение – 124-я бригада подводных лодок ТОФ, город Порт-Артур Китайской Народной республики. Туда же были направлены Юра Клубков и Гена Кудинов. Оба приехали с женами.
В Порт-Артур прибыл в начале февраля 1954 года. Бригадой командовал контр-адмирал Головачев, начальником штаба был капитан 1 ранга Медведев Е.И, а начальником политотдела капитан 1 ранга Томилин, защитник полуострова Ханко в период Великой Отечественной войны.
В бригаде было две ПЛ типа «С» («Сталинцы») и четыре типа «Щ». Китайцев обучали на подводных лодках С-52 и С-53. Щуки уже не плавали, экипажи почти расформированы. На ПЛ Щ-124, на которую меня назначили командиром БЧ-2-3, были старпом, замполит, командир БЧ-5 и команда около двадцати человек.
Через пять дней старпом убыл во Владивосток с группой матросов в экипаж. И я стал И.О. старпома во главе ПЛ Щ-124. А через месяц была сформирована команда из 15-ти матросов для разоружения четырёх «Щук». Во главе поставили меня. Началась выгрузка аккумуляторных батарей, перископов и артиллерии: орудий калибром 100-мм и 45-мм. Все было законсервировано и отправлено на склады. Четыре корпуса подводных лодок стояли без электропитания. Вахта с «летучей мышью» обходила регулярно пустые корпуса и следила, чтобы подводные лодки не утонули.
Подводные лодки С-52 и С-53 готовили к передаче КНР. Вдруг оказалось, что артрасчеты китайских экипажей не выполнили стрельбу из сорокапяток по конусу. Срочно было приказано получить «сорокопятку» и установить на одну из «Щук», что и было выполнено. Китайские артрасчеты были посажены в отсеки, освещение – «летучая мышь» на отсек. Взяли «Щуку» на буксир и в море. Я был на буксире. Самолет с конусом в воздухе, боевая тревога для артрасчетов! За час – полтара задача была выполнена, все артрасчеты отстрелялись. Пушка вновь снята, законсервирована и сдана на склад вместе с гильзами снарядов.
При выполнении торпедных стрельб китайцами ловил торпеды на торпедолове. Главное, чтобы торпеды не утонули.
Новое место службы. Пошёл по второму кругу
В июне два «сталинца» были переданы КНР. Из освободившегося личного состава этих лодок был сформирован экипаж на новостроящуюся ПЛ 613 проекта, находящуюся в городе Баку. Я был назначен на должность командира БЧ-2-3.
Путь не короткий с командой: Порт-Артур – Владивосток – Москва – Баку. В конце августа прибыли в Баку, где я участвовал в приемке ПЛ «С-261». В апреле 1955 года приемка ПЛ была закончена.
Эта зенитная артиллерийская установка -- тоже моё заведование
Переход в Астрахань. Каспий провожал приличным штормом. В доке вошли на Астраханский плёс, и на буксирах потянули нас по Волге до Горького.
1 мая 1955 года встречали в Сталинграде. После Сталинграда буксировали по две лодки. Некоторые буксиры были колесные. Часто буксиры в пути покидали нас, командуя нам: «Бросай якорья!», «Отдай чалки!».
И вот мы строим на якорях сутки-другие, а вокруг заливные луга Поволжья. Появляется буксир, капитан командует: «Принимай чалки!», «Поднимай якорья!». И дальше в путь.
Однажды около часа ночи нашу пару лодок буксир чуть не вытащил с фарватера на заливной берег. Апрель, половодье, разлив, темно, ничего не видно, ориентировались только по кильватерным огням буксира. Короче, во время остановились, отдали якоря, а с рассветом увидели кусты почти рядом с лодкой, а за кустами -- заливные луга. Картина: «Подводные лодки в степях Поволжья».
Далее лодки шли в доке по Мариинской системе на Северный Флот в Полярное. А я из Горького уехал в отпуск в Ленинград.
Немає коментарів:
Дописати коментар