Зачем Китай строит флот десантных кораблей?
Вчера, 08:51
Европейские страны сокращают расходы на все, что только можно, а США планирует сэкономить на новых подводных лодках несколько миллиардов долларов. Тем временем Китай не собирается уменьшать расходы на оборону и бодро совершенствует свои вооруженные силы.
В частности, Китай активно обновляет свои военно-морские силы. Например, с 2007 года в строй было принято два десантных корабля проекта 071, третий прошлой осенью был спущен на воду, а строительство четвертого уже начато. На первый взгляд, ничего особенного – любая морская держава стремится строить собственные корабли. Но проект 071 интересен тем, что это самый крупный из разработанных в Китае боевых кораблей. Этот факт делает ситуацию еще более интересной, ведь китайцы сумели буквально тихой сапой наладить производство очень сложного проекта. Выходит, Китай уже имеет довольно неплохую судостроительную промышленность. Есть все основания применить старую фразу «то ли еще будет».
И, судя по реакции западных СМИ, аналитиков и экспертов, будет нечто интересное. Типичный пример этой реакции – заявление ведущего специалиста лондонского Международного института стратегических исследований. Кристиан де Миер утверждает, что факт строительства целой серии больших десантных кораблей можно считать самым настоящим доказательством намерений Китая значительно усилить свой флот. Возможно, даже в отнюдь не мирных целях. По словам де Миера, без десантных кораблей не получится выполнять «хирургические» военные операции на Тихом океане. В контексте любых военных решений Пекина всегда моментально всплывает тема острова-государства Тайвань. Уже очень много лет различные аналитики и политологи предрекают захват Тайваня китайскими войсками, но до сих пор активных боевых действий так и не случилось. Тем не менее, опять зазвучали предположения о том, что «ноль семьдесят первые» предназначены именно для высадки сил Национально-освободительной армии Китая (НОАК) на территории Китайской республики. «Тайваньский след» в усилении китайского флота является довольно заезженной, а, следовательно, малоинтересной версией. Хотя бы потому, что если бы Китай действительно хотел присоединить к себе Тайвань, то он давно бы это сделал и безо всяких новых десантных кораблей.
Есть и другая точка зрения на проблему. Согласно ей, Китай более не намерен «купаться» в пределах территориальных вод и собирается выходить в океанские походы. Кроме того, некоторые острова в Южно-Китайском море из-за своих залежей полезных ископаемых являются лакомым кусочком для любой страны региона, и Китай – не исключение. Судьбой этих островов обеспокоены не только восточноазиатские государства. США тоже были замечены в проявлении определенного интереса к региону. Возможно, дело касается не только банального присутствия по всему миру. В скором времени в Сингапур прибудут американские десантные корабли, которые там станут базироваться, так что китайские «071» могут быть симметричным ответом американскому флоту. Но вряд ли стоит ждать боевых столкновений китайских и американских кораблей. Уже много лет как Китай перестал быть слабой страной, которая не сможет ответить на агрессию. Есть, конечно, ощутимое отставание в качестве и отчасти в количестве, но в современной войне количественно-качественные преимущества почти не дают гарантий отсутствия потерь. Да и сама по себе война крупных стран никому не нужна.
Наконец, последняя и самая примечательная своей оригинальностью версия причин роста китайских ВМС. Десантные корабли могут с большой эффективностью использоваться не только в военных операциях, но и в спасательных работах. К примеру, они могут перевозить большое количество гуманитарных грузов и не нуждаются в специально оборудованном порту для его выгрузки. Прямо внутри десантного дока – это подразумевается проектом – могут перевозиться до четырех катеров на воздушной подушке. Соответственно, этим катерам можно доверить доставку на берег не только войск и техники, но и медикаментов, питьевой воды и других неотъемлемых атрибутов спасательных операций. Юго-Восточная Азия известна своими регулярными стихийными бедствиями, и всегда армии пострадавших стран, а иногда и соседних государств, участвуют в ликвидации последствий. Помимо непосредственного спасения людей такие гуманитарные акции могут иметь положительный «побочный эффект» политического характера. Порой приходится слышать, что 7-й флот США, участвовавший в спасательной операции после декабрьского цунами 2004 года, не только помог пострадавшим, но и значительно улучшил образ Соединенных Штатов в регионе. Следует сказать, что с американской стороны в спасательных работах участвовали как боевые корабли, так и вспомогательные суда – к перевозкам грузов изначально приспособлены только последние. Но боевые корабли в январе 2005-го в Индийском океане тоже не баклуши били. Вполне возможно, что такой «спасательно-политический» опыт США в некоторой мере вдохновил китайское командование на первоочередное строительство десантных кораблей.
Аналитиков и экспертов своим вниманием мы удостоили. Теперь самое время обратиться к официальному Пекину. Он не скрывает, что заинтересован в создании мощного современного флота. Точно так же не являются секретом и цели подобного внимания военно-морским силам. По официальным заявлениям китайского военного и политического руководства, ВМС НОАК должны обеспечивать безопасность торгового флота Поднебесной и, в случае надобности, прийти на помощь китайским гражданам, работающим за рубежом. Оба этих направления выглядят более чем реалистичными: гражданское судостроение Китая недавно вышло на третье место по объемам в мире, отобрав «бронзу» у Южной Кореи. Причем подавляющая часть собранных на китайских верфях судов ходит под красным флагом с пятью желтыми звездами. Что касается китайцев, трудящихся за пределами страны, то только в Юго-Восточной Азии их насчитывается свыше 800 тысяч человек. В целом, официальные причины развития флота выглядят весьма и весьма простыми, логичными и понятными.
Можно сколько угодно спорить, почему Китай активно развивает свои военно-морские силы, и почему строительство крупных кораблей было начато именно с десантных. Версий, как мы видим, немало, и все они разные. Одни выглядят более вероятными, другие менее, но из всех следует один и тот же вывод: Китай планомерно и сознательно увеличивает количественные и качественные показатели своего военного флота. Да, большая часть даже новой китайской техники с большим трудом может тягаться с кораблями и подлодками ведущих стран. Точно так же не каждый проект китайских кораблей можно назвать полностью оригинальным: тот же проект 071 довольно сильно похож на американские десантные корабли типа San Antonio. Однако у Поднебесной уже достаточно развита судостроительная промышленность, чтобы начать предпринимать первые шаги в строительстве техники, способной претендовать на лидирующие позиции в мире. Так что нам еще доведется услышать об океанских походах ВМС НОАК, а вместе с ними о новых предположениях западных экспертов и аналитиков.
В частности, Китай активно обновляет свои военно-морские силы. Например, с 2007 года в строй было принято два десантных корабля проекта 071, третий прошлой осенью был спущен на воду, а строительство четвертого уже начато. На первый взгляд, ничего особенного – любая морская держава стремится строить собственные корабли. Но проект 071 интересен тем, что это самый крупный из разработанных в Китае боевых кораблей. Этот факт делает ситуацию еще более интересной, ведь китайцы сумели буквально тихой сапой наладить производство очень сложного проекта. Выходит, Китай уже имеет довольно неплохую судостроительную промышленность. Есть все основания применить старую фразу «то ли еще будет».
И, судя по реакции западных СМИ, аналитиков и экспертов, будет нечто интересное. Типичный пример этой реакции – заявление ведущего специалиста лондонского Международного института стратегических исследований. Кристиан де Миер утверждает, что факт строительства целой серии больших десантных кораблей можно считать самым настоящим доказательством намерений Китая значительно усилить свой флот. Возможно, даже в отнюдь не мирных целях. По словам де Миера, без десантных кораблей не получится выполнять «хирургические» военные операции на Тихом океане. В контексте любых военных решений Пекина всегда моментально всплывает тема острова-государства Тайвань. Уже очень много лет различные аналитики и политологи предрекают захват Тайваня китайскими войсками, но до сих пор активных боевых действий так и не случилось. Тем не менее, опять зазвучали предположения о том, что «ноль семьдесят первые» предназначены именно для высадки сил Национально-освободительной армии Китая (НОАК) на территории Китайской республики. «Тайваньский след» в усилении китайского флота является довольно заезженной, а, следовательно, малоинтересной версией. Хотя бы потому, что если бы Китай действительно хотел присоединить к себе Тайвань, то он давно бы это сделал и безо всяких новых десантных кораблей.
Есть и другая точка зрения на проблему. Согласно ей, Китай более не намерен «купаться» в пределах территориальных вод и собирается выходить в океанские походы. Кроме того, некоторые острова в Южно-Китайском море из-за своих залежей полезных ископаемых являются лакомым кусочком для любой страны региона, и Китай – не исключение. Судьбой этих островов обеспокоены не только восточноазиатские государства. США тоже были замечены в проявлении определенного интереса к региону. Возможно, дело касается не только банального присутствия по всему миру. В скором времени в Сингапур прибудут американские десантные корабли, которые там станут базироваться, так что китайские «071» могут быть симметричным ответом американскому флоту. Но вряд ли стоит ждать боевых столкновений китайских и американских кораблей. Уже много лет как Китай перестал быть слабой страной, которая не сможет ответить на агрессию. Есть, конечно, ощутимое отставание в качестве и отчасти в количестве, но в современной войне количественно-качественные преимущества почти не дают гарантий отсутствия потерь. Да и сама по себе война крупных стран никому не нужна.
Наконец, последняя и самая примечательная своей оригинальностью версия причин роста китайских ВМС. Десантные корабли могут с большой эффективностью использоваться не только в военных операциях, но и в спасательных работах. К примеру, они могут перевозить большое количество гуманитарных грузов и не нуждаются в специально оборудованном порту для его выгрузки. Прямо внутри десантного дока – это подразумевается проектом – могут перевозиться до четырех катеров на воздушной подушке. Соответственно, этим катерам можно доверить доставку на берег не только войск и техники, но и медикаментов, питьевой воды и других неотъемлемых атрибутов спасательных операций. Юго-Восточная Азия известна своими регулярными стихийными бедствиями, и всегда армии пострадавших стран, а иногда и соседних государств, участвуют в ликвидации последствий. Помимо непосредственного спасения людей такие гуманитарные акции могут иметь положительный «побочный эффект» политического характера. Порой приходится слышать, что 7-й флот США, участвовавший в спасательной операции после декабрьского цунами 2004 года, не только помог пострадавшим, но и значительно улучшил образ Соединенных Штатов в регионе. Следует сказать, что с американской стороны в спасательных работах участвовали как боевые корабли, так и вспомогательные суда – к перевозкам грузов изначально приспособлены только последние. Но боевые корабли в январе 2005-го в Индийском океане тоже не баклуши били. Вполне возможно, что такой «спасательно-политический» опыт США в некоторой мере вдохновил китайское командование на первоочередное строительство десантных кораблей.
Аналитиков и экспертов своим вниманием мы удостоили. Теперь самое время обратиться к официальному Пекину. Он не скрывает, что заинтересован в создании мощного современного флота. Точно так же не являются секретом и цели подобного внимания военно-морским силам. По официальным заявлениям китайского военного и политического руководства, ВМС НОАК должны обеспечивать безопасность торгового флота Поднебесной и, в случае надобности, прийти на помощь китайским гражданам, работающим за рубежом. Оба этих направления выглядят более чем реалистичными: гражданское судостроение Китая недавно вышло на третье место по объемам в мире, отобрав «бронзу» у Южной Кореи. Причем подавляющая часть собранных на китайских верфях судов ходит под красным флагом с пятью желтыми звездами. Что касается китайцев, трудящихся за пределами страны, то только в Юго-Восточной Азии их насчитывается свыше 800 тысяч человек. В целом, официальные причины развития флота выглядят весьма и весьма простыми, логичными и понятными.
Можно сколько угодно спорить, почему Китай активно развивает свои военно-морские силы, и почему строительство крупных кораблей было начато именно с десантных. Версий, как мы видим, немало, и все они разные. Одни выглядят более вероятными, другие менее, но из всех следует один и тот же вывод: Китай планомерно и сознательно увеличивает количественные и качественные показатели своего военного флота. Да, большая часть даже новой китайской техники с большим трудом может тягаться с кораблями и подлодками ведущих стран. Точно так же не каждый проект китайских кораблей можно назвать полностью оригинальным: тот же проект 071 довольно сильно похож на американские десантные корабли типа San Antonio. Однако у Поднебесной уже достаточно развита судостроительная промышленность, чтобы начать предпринимать первые шаги в строительстве техники, способной претендовать на лидирующие позиции в мире. Так что нам еще доведется услышать об океанских походах ВМС НОАК, а вместе с ними о новых предположениях западных экспертов и аналитиков.
Немає коментарів:
Дописати коментар