неділя, лютого 19, 2012

Назад пути нет?

 То, что в Днепропетровске назвали «медицинской реформой», по сути является опасной для народа болезнью

Сами медики горько шутят: «Реформу здравоохранения власть придумала для того, чтобы сократить количество населения до объема имеющейся в стране «кормовой базы».

Говорят врачи и пациенты

Пресловутая реформа медицины сегодня для жителей Днепропетровска - одна из главных тем. Ее красочно рекламируют с экранов телевизоров, но лишь общими фразами, конкретики говорят мало. А горожане недоумевают: куда делись врачи, почему закрываются больницы и в чем конкретно проявляется обещанное «улучшение»? Вот что пишут горожане:
 «Пришел в больницу (извините, уже в амбулаторию) с острой болью уха. Говорят, идите к семейному врачу, но у него - очередь человек 10. Я в регистратуру - там отвечают: нужны флюорография, анализ крови и осмотр стоматолога. Говорю, что у меня острая боль. А в ответ: «Без этих данных я не могу вам дать талончик к ЛОРу». В итоге поехал в платную поликлинику, получил лечение, отдал 100 гривен».
«С такой помпой открывали поликлинику на Фрунзенском! А вот пришлось обратиться к врачу, оказалось, что половина специалистов в новом здании уже не работает. Их вернули в старое помещение. В кабинетах холодина, включены обогреватели, врачам холодно. Хороша реформа».
Интересно, что комментировать реформу берутся только чиновники. А врачи-практики, если и готовы что-то говорить, то без фамилий и только в неофициальной беседе. Боятся начальства.
– У нас семейных врачей есть 10% от необходимого количества, переводить всех поголовно на семейную медицину - это просто безумие, - говорит врач с 20-летним стажем. – В Европе семейная медицина не является обязаловкой, пациент имеет право выбора. В Германии медицина вообще работает по тем принципам, которые были в СССР, - по системе Семашко. А у нас медицину не приближают, а отдаляют от больного. Реформаторы видят семейное здравоохранение как поток денег, врачу становится выгодным, чтобы люди чаще и дольше болели.
Еще одна проблема – неоправданное резкое уменьшение стационаров. Дневной стационар не решает проблему, если больному, например, необходим постельный режим.
– В той же Германии человека не футболят с одного уровня медпомощи на другой, и если он поступает в стационар, там получает полный курс обследований, - констатирует врач. – У нас же говорят, что стационары были пустыми. Но это происходило потому, что больницы были обескровлены – ни нормального питания, ни медикаментов, ни бытовых условий. Логичней было бы обеспечить нормальные условия в существующих больницах, а не закрывать их.
На самом деле логика этой реформы совсем в другом – больницы закрывают из экономии бюджета, как честно об этом написано в решении одного из райсоветов: «Сократить 15 хирургических коек из-за их нерентабельности». Так здравоохранение и не должно быть «рентабельным», оно – социальная обязанность государства перед народом. И, конечно, логичней было бы постепенно выстраивать новую модель, постепенно вытесняя старую. А у нас сначала сломали то, что было, а дальше – «как получится».
– Пока идет реорганизация, пациенты, по сути, лишены медицинской помощи, - возмущается врач. – Возможно, после реформы что-то и будет хорошо, но доживут до этого времени далеко не все. Руководство облздрава рассказывает, как будет финансироваться работа семейного врача – показатели, премии, надбавки, автомобили, мобильные телефоны, квартиры и прочее. Но все это будет «когда-то», а лечить надо сегодня.
Семейные врачи у нас превращаются из докторов в диспетчеров, они будут не лечить, а направлять больных к нужным специалистам. Но это им невыгодно, каждое такое направление испортит «показатели». А поход к узкому специалисту без направления для больного будет платным. Сколько это будет стоить – не отвечает никто, остается только догадываться.

Только цифры
На итоговой коллегии горздрава чиновники выдали много интересных цифр. Например, о том, что в Днепропетровске уже работают 72 амбулатории, где трудится 112 семейных врачей, а должно их быть – 400.
– При этом 43% медперсонала – пенсионного возраста. Во всех больницах города работает всего 15 интернов. Укомплектованность медучреждений врачами – 91%, - доложил директор департамента здравоохранения Александр Рудяк.
На содержание лечебных учреждений в 2011 году было выделено 589 миллионов гривен, в расчете на одного жителя – это 634 гривны. Но львиную долю финансирования (71,2%) «съедает» нищенская зарплата медиков. Еще 10,5% идут на оплату энергоносителей. А вот на медикаменты остается всего 4,6%, на питание - 1,5%. За год в стационарах пролечено 208 555 пациентов. Коечный фонд сократился на 1015 коек.
- В 2011 году общая заболеваемость населения уменьшилась на 2,7%, распространенность патологий - на 0,4%, - доложил Александр Рудяк, но признал: – Выросло количество случаев заболевания органов дыхания, сердечно-сосудистой и пищеварительной систем.
Этот рост объясним: как живем, чем дышим, чем питаемся – от того и болеем.
В структуре смертности на первом месте стоят сердечно-сосудистые заболевания – 67%. Инфаркт миокарда за год перенесли 1764 человека, инсульт – 1618. Количество впервые выявленных больных туберкулезом увеличилось за год до 988 человек, количество пациентов с деструктивными формами – на 13%. На 12,4% увеличилось количество выявлений онкологических заболеваний в запущенных стадиях.
По данным главного санитарного врача города Александра Штепы, шесть больниц Днепропетровска не соответствуют санитарным нормам: №6 и 21, детская больница №1, поликлиническое отделение №2 детской больницы №3, поликлиника больницы №11, клиническое объединение «скорой помощи».
- Здания этих больниц были построены давно и по площади на одну койку, и по набору помещений не отвечают нормативным требованиям, - заявил Штепа.
Во многих больницах установлено устаревшее оборудование, что значительно ухудшает результативность лечения:
- Из 52 больных коклюшем только у восьми удалось выделить возбудитель заболевания, - уточнил Штепа. - До сих пор не открыт бактериологический отдел в лаборатории детской больницы №6. Не закончена реконструкция централизованной бактериологической лаборатории. Значительная часть больных не обследуется в полном объеме, что не позволяет провести адекватное лечение.

Доживем?
На коллегии выступила одна из разработчиков реформы - профессор Валерия Лехан, заведующая кафедрой Медакадемии, которая признала, что результаты реформы проявятся не сразу - первые улучшения в здоровье ждут через 5 лет, а хорошие результаты – через 10.
- Следует быть готовыми к тому, что показатели смертности снизятся, а показатели заболеваемости возрастут за счет своевременного выявления заболеваний, - заявила она.
Профессор попеняла анонимным «руководителям системы здравоохранения», что многие из них не знают даже нормативной базы проведения реформирования. И не проводят работу с коллективами.
- Разговаривайте со своими коллективами, чтобы каждый сотрудник знал, куда идет учреждение, - посоветовала Лехан. - Готовьте людей к тому, что зарабатывать они будут в зависимости от того, как будут работать.
Главврач центра первичной медико-санитарной помощи №5 Юрий Сапа обрисовал те проблемы, с которыми он столкнулся: это и юридические преграды, и нестыковки в типовых документах, штатах, уставе, и получение лицензии.
- Территориальному рассредоточению акушерско-гинекологической службы мешает отсутствие адекватных профильных кабинетов, оборудованных в соответствии с требованиями, - скромно сообщил главврач. – А отсутствие материальной базы и средств быстрой диагностики делает невозможным расширение сети амбулаторий.
Председатель профсоюза медработников Ирина Алексеева напомнила, что для семейной медицины в Украине нужны 33 тысячи подготовленных врачей, а имеется только 8 тысяч, медсестер нужно 66 тысяч, но их всего 13 тысяч. В отрасли низкая заработная плата, особенно в первичном звене, это и отбивает охоту у молодежи работать терапевтами, педиатрами, семейными врачами.
- Реформы осуществляются в условиях суровых бюджетных ограничений, нет четкого понимания изменений, волевые решения принимаются до формирования полного пакета нормативно-правовых актов, они основываются только на личных представлениях конкретных руководителей, - подытожила Ирина Алексеева.
Вот такие тревожные дела творятся в системе здравоохранения города, который стал заложником и подопытным кроликом для реформаторов. А что самое страшное, так это то, что уже официально объявлено – «назад пути нет». Даже если эксперимент окажется провальным, возвращать назад уже будет нечего. Все, что было, основательно разрушено. Есть только один шанс – остановиться и подумать.

ЦИТАТА:
Начальник управления охраны здоровья облгосадминистрации Валентина Гинзбург:
- Мы должны постепенно приучить людей к тому, что если они пришли в консультацию с направлением, их обследуют бесплатно, а если сами решили обследоваться, то придется это оплатить.

Юлия Рудая
Газета ГОРОЖАНИН

Немає коментарів: