середа, лютого 15, 2012

Вооруженные силы Украины: провалы и победы 2011 года

 2011 год стал для Вооруженных сил весьма насыщенным событиями – как позитивными, так и не очень. На фоне недостаточного финансирования армия и флот демонстрировали довольно насыщенную боевую подготовку, хотя мы здесь видим больше заслугу Департамента прессы и связей со СМИ МО Украины, мощно насыщавшего информпространство соответствующей информацией, нежели реальные достижения в деле повышения обороноспособности. Но хватало и событий совсем иного рода.
Источник.Flot2017



«ФЛОТ2017» составил ТОП-5 событий в Вооруженных силах по итогам уходящего года. Их порядок мы определяли не по резонансу в СМИ и обществе, а по военно-политическому значению для державы и самой армии. Естественно – по нашим оценкам.

1. Участие в французской бойне в Кот-д'Ивуаре

4 апреля 2011 года два украинских вертолета Ми-24, которые входили в состав миссии ООН в Кот-д'Ивуаре (были передислоцированы из миссии в Либерии, где дислоцирован украинский 56-й отдельный вертолетный отряд), применили оружие. Сама акция была совершена в рамках французской операции «Ликорн» (Кот-д'Ивуар – бывшая колония Франции) при поддержке ООН.

Это был первый случай в истории украинской военной авиации (как ВВС, так и армейской) применения вооружения в боевой ситуации.

В частности, наши вертолеты совершили обстрел из 30-миллиметровых авиационных пушек склада с оружием в городе Абиджан. В Минобороны Украины сразу же заявили, что действия экипажей вертолетов носили демонстрационный характер, и в результате действий украинских вертолетчиков никто не пострадал (правда, изначально факт применения оружия вообще отрицался, но потом МО все же признало этот факт).

По данным «ФЛОТ2017», в операции «Ликорн» украинские миротворцы попали в точно такую же западню, как во время восстания в Аль-Куте в Ираке 6 апреля 2004 года. Состоит она в том, что контингент понятия не имел о порядке применения оружия (реальном), и даже командир отряда не мог дать приказ на открытие огня без разрешения Киева. В то же время, в Киеве (в Генштабе и Объединенном Оперативном Командовании, осуществляющем оперативное управление миротворческими контингентами ВС Украины) также не нашлось желающих дать такую команду. В итоге сложилась ситуация, когда командование операции ООН требовало от украинцев выполнять взятые на себя обязательства и подчиняться боевым приказам на открытие огня, но сами миротворцы так и не получили «главного» разрешения из Украины, в конце концов открыв огонь под свою ответственность.

Урок, который должно вынести из этого случая украинское военно-политическое руководство (и эти уроки повторяются, а выводов никто не делает) состоит в том, что если это руководство берет на себя ответственность отправить украинских миротворцев в «горячую точку», оно должно брать на себя и ответственность за возможные последствия, ведь люди-то не в туристический тур отправляются. И, самое главное, украинский военный в любой «горячей точке» должен всегда четко знать, когда и как он может применить оружие. В самой Украине боец-часовой у склада с тушенкой точно знает, в каких случаях он должен стрелять, а тот же боец в зоне боевых действий должен ждать, пока из Киева придет высочайшее соизволение. Пора понять: так не воюют, и если Киев не готов к такой ответственности, то не стоит и играть в миротворчество, всему миру на потеху.

2. Эвакуация украинских граждан из Ливии силами ВМС Украины

В конце марта 2011 года большой десантный корабль ВМС Украины "Константин Ольшанский" прибыл к берегам Ливии для эвакуации граждан Украины из зоны вооруженного конфликта. Выйдя из территориальных вод Украины 23 марта и преодолев свыше 1,3 тысячи миль, корабль стал на якорь в нейтральных водах. В порт корабль зашел после того, как на дипломатическом уровне было получено соответствующее разрешение и решены некоторые другие организационные вопросы. При этом особое внимание было уделено обеспечению безопасности украинских граждан во время проведения гуманитарной миссии.

4 апреля экипаж большого десантного корабля ВМС ВС Украины "Константин Ольшанский" завершил прием граждан на борт и покинул акваторию международного ливийского порта Триполи, взяв курс на Мальту. Всего "Константин Ольшанский" взял на борт 193 пассажира, в том числе - 85 граждан Украины и 108 граждан из еще 14 стран мира. На Мальте большой десантный корабль "Константин Ольшанский" высадил около 70 граждан иностранных государств и взял курс на Украину.

Интересно, что изначально планировалось забрать из Ливии 400-500 чел, однако просто не нашлось столько желающих убыть из страны. Таким образом, целый бдк гнали за 1300 миль ради менее чем 200 чел. Понятно, что жизнь и здоровье любого украинского гражданина бесценны, но, учитывая изначальную нацеленность на максимальную безопасность эвакуируемых (а значит, и экипажа, который должен был любой ценой избежать попадания в боевую ситуацию), подобную операцию можно было провести с помощью гражданского судна, куда более предназначенного для транспортировки гражданских.

Таким образом, применение бдк "Константин Ольшанский" для эвакуации играло в основном политическую роль. Но невозможно не согласиться, что это применение имело крайне позитивное и важное значение в создании позитивного имиджа ВМС Украины (а это – более чем актуальный вопрос для украинского флота, который является самым «политическим» видом Вооруженных сил Украины, учитывая его роль в Крыму и Севастополе). То есть в чисто военном плане толку от такой акции было не так много (если не учитывать значение в плане боевой подготовки, что значит не так мало на фоне показателей наплаванности экипажей в ВМС Украины), но в военно-политическом плане – это очень серьезное событие.

3. «Продовольственные» скандалы

В начале 2011 года прогремел «продовольственный» скандал, который в различных «трансформациях» тянулся до марта. Игры чиновников Минобороны с аутсорсингом (организацией питания солдат коммерческими структурами), сильно попахивающие коррупцией, привели Вооруженные силы Украины в глухой тупик, - на начало февраля тысячи солдат срочной и контрактной службы остались без горячего питания.

В частности, Министр обороны Украины Михаил Ежель принял решение кормить сухими пайками военнослужащих, которых обслуживало ООО «Ивала», дабы сменить поставщика услуг на ООО «ОПТУКРПРОМ-ПР». После настойчивой «просьбы» покинуть рынок услуг, предприятие «Ивала» вынуждено было прекратить предоставлять услуги Министерству обороны, которое задолжало поставщикам услуг по питанию солдат около 85 млн грн. Итогом этих действий должностных лиц МО Украины стало то, что без горячей пищи осталась большая часть из 15 тысяч военнослужащих из 105 воинских частей, дислоцированных в Полтавской, Донецкой, Харьковской, Луганской, Запорожской, Днепропетровской, Кировоградской областях и в Киеве, которые обслуживала «Ивала».

Затем к «Ивале» в список изгоев добавились и другие компании, который выживались руководством МО для продвижения «своих» коммерческих структур.

Ежель тогда сделал множество заявлений, делая вид, что никакой коррупцией и не пахнет, и пообещав к сентябрю 2011 года вообще отказаться от аутсорсинга, т.е. отказаться от услуг коммерческих структур в организации питания солдат, и вернув «срочников» на кухню. Эти клятвенные заверения оказались пустыми – задвинув «свои» компании в этот бизнес, никто от такого лакомого куска и не думал отказываться.

По странному стечению обстоятельств, этим весьма громким скандалом не заинтересовалась Генпрокуратура и иные уполномоченные госструктуры. То есть заявления от представителей ГПУ мы слышали, но реального расследования так и не увидели.

В то же время, эти скандалы очень ярко засвидетельствовали: сильно отдающие коррупцией действия происходят в условиях хронического недофинансирования Вооруженных сил, а значит, напрямую весьма больно бьют по обороноспособности Украины. Плюс негативный имидж, который создается под воздействием подобных скандалов у оборонного ведомства в обществе.

4. Корветная программа

С весны до осени продолжалась эпопея с принятием «корветной программы». В иной державе подобная программа одного из многих видов вооружений считалась бы вполне рядовой и не заслуживающей особого внимания, но в Украине ситуация совсем иная. По сути, «корветная программа» стала символом и воплощением военно-политических амбиций державы, реализуемых на фоне полного провала в сфере вооружений и военной техники (ВВТ) в Вооруженных силах Украины, оснащенных в основном морально и физически устаревшими образцами еще советского образца.

Недаром Министр обороны Михаил Ежель заявил, что «с реализации программы «корвет» начнется возрождение Украины как мощного морского государства». Он также заметил: «Эта программа позволит нам обновить и пополнить корабельный состав ВМС за счет кораблей, способных выполнять задачи в удаленных районах и открытом море, создать современную систему базирования кораблей и тем самым способствовать повышению уровня национальной безопасности и защиты интересов государства на море».

Еще в марте этого года правительство утвердило базовый документ в виде Концепции Государственной целевой оборонной программы строительства кораблей класса "корвет" по проекту 58250 (соответствующее Распоряжение КМУ от 9 марта 2011 № 176-р было опубликовано на официальном сайте правительства). Согласно Концепции, предусмотрено создание серии корветов, которые войдут в состав Военно-Морских Сил Украины до 2021 года, и предусмотрен общий ориентировочный объем финансирования программы - 16,22 млрд. гривен. Собственно, эти цифры перекочевали затем в государственную целевую программу, принятую правительством осенью этого года.

«Корветная программа» – это не только надежда ВМС Украины, но и восстановление функционирования судостроительной и других отраслей оборонно-промышленного комплекса. Тот же Ежель по этому поводу отметил: «Строительство корветов обеспечит стабильной работой более 100 предприятий во всех регионах нашего государства, а это почти 10 тысяч рабочих мест». По его словам, главный акцент при разработке программы делался на максимальной загрузке отечественных предприятий и научных организаций.

Правда, не столь давно, комментируя предложенный Минобороны бюджет на 2012 год, директор Департамента финансов Министерства обороны Украины генерал-лейтенант Иван Марко заявил, что на создание украинского корвета в 2012 году будет выделено 433,6 млн грн. Можно без проблем посчитать, что при сохранении нынешних темпов финансирования, постройка только самих корветов растянется более чем на 25 лет – то есть более чем на четверть века. Если же учесть необходимость и создания инфраструктуры, без которой эксплуатация этих кораблей невозможна (а это оставшаяся часть суммы за вычетом 11 млрд на постройку самих кораблей), то вся программа будет реализовываться почти 37 лет.

5. «Адекватное реагирование-2011»

Начало осени в Вооружённых силах Украины ознаменовалось проведением комплекса широкомасштабных исследовательских командно-штабных учений «Адекватное реагирование-2011». На 15 полигонах и учебных центрах Сухопутных войск, Воздушных и Военно-морских сил, было последовательно проведено более 40 разнообразных учений и тренировок, в частности исследовательского характера (тактических, тактико-специальных, лётно-тактических) с выполнением боевых стрельб и пусков ракет. В целом в «Адекватном реагировании» приняли участие около 10 тысяч военнослужащих, свыше 2.300 единиц вооружения и военной техники, в частности 40 боевых и транспортных самолётов, свыше 30 вертолётов и 33 корабля.

По словам начальника Генштаба ВС Украины генерал-полковника Григория Педченко, результаты исследований, которые проводились в рамках «Адекватного реагирования», не только лягут в основу концепции последующего реформирования и развития вооружённых сил до 2017 года и государственной комплексной программы реформирования и развития ВСУ на 2012-2017 годы, но и будут использованы во время подготовки офицерских кадров в высших военных учебных заведениях и, в частности, в национальном университете обороны, командно-преподавательский состав и слушатели которого принимали непосредственное участие в учениях. В ходе них практику реального управления войсками в условиях, максимально приближённых к современным требованиям организации и ведения боевых действий, получили почти все органы военного управления, начиная от Генерального штаба и заканчивая батальоном, ротой.

В то же время, у нас учения «Адекватное реагирование» вызвали некоторые вопросы.

Так, размах, безусловно, впечатлил – если говорить о привычных для ВС Украины мероприятиях такого плана. Но одновременно из отрабатываемых на учениях вопросов стало ясным, что на суше и на море украинская армия и флот собираются, кроме прочего (например, борьбы с террористами), противостоять и регулярным вооруженным силам противника. На данный момент в роли таковых при тех или иных обстоятельствах можно назвать троих – это армии и флоты Турции, России и Румынии. Соизмеримыми с украинскими военными возможностями можно назвать только румынские, т.е. только в противостоянии с Румынией Украина может «адекватно реагировать» (использовать «классическую» схему вооруженного противоборства с использованием национальных Вооруженных сил), и то это еще большой вопрос, если учесть разницу в профессионализме и уровне боеготовности военных двух стран.

Но в двух других случаях ни о какой «адекватности» речи быть не может. Ведь вполне очевидно, что при попытке вести классические боевые действия против армий и флотов России и Турции, у ВС Украины шансов нет. Здесь можно говорить только об асимметричных, т.е. «неадекватных» ответах на вооруженную агрессию. Т.е. – о нанесении ракетных и воздушных ударов по инфраструктуре противника, о переходе к партизанской войне.

Очевидно, именно такие возможности Украина и должна развивать, раз уж заявила о своей внеблоковости, и готовится самостоятельно противостоять возможной агрессии. Вместо этого Украина фактически похоронила свой резерв, оставив микроскопическую как для внеблоковой державы армию (которая и далее сокращается), скоро похоронит ракетные войска и ВВС, состояние вооружения и уровень подготовки которых вызывает грусть. И демонстрирует набор учений и стрельб батальонного уровня (в советские времена – обыденность, тогда как сейчас – настоящее чудо для украинских военных, при их повседневном уровне боевой подготовки), делая из них усиленно пропиаренное милитари-шоу. Смысла в таких действиях немного.

Вторая странность учений состояла в их целях. В частности, Минобороны громогласно заявило, что одна из целей «Адекватного реагирования-2011» состоит в том, чтобы апробировать пути дальнейшего реформирования и развития Вооруженных Сил Украины, прежде всего по оптимизации системы управления, структуры войск (сил) для приведения Вооруженных Сил Украины к требованиям современности, создание компактной, мобильной, боеспособной армии, построенной по наивысшим мировым стандартам. Официально заявлено, что (цитата) «Результаты этих исследований лягут в основу Концепции дальнейшего реформирования и развития Вооруженных Сил Украины до 2017 года, Государственной комплексной программы реформирования и развития Вооруженных Сил Украины на 2012-2017 годы, работа над которыми продолжается в Министерстве обороны Украины и Генеральном штабе Вооруженных Сил Украины».

Однако еще год назад, осенью-зимой 2010-го, Минобороны заявило об окончании работы над этими документами. Представители военного руководства на публике усиленно оперировали конкретными цифрами и положениями, будто бы указанными в данных документах. Более того: якобы опираясь на них, Президент Украины Янукович весь 2011 год резво сокращал Вооруженные силы, подписывая соответствующие указы. И вот оказывается, что лишь осенью 2011 года проводятся учения, результаты которых только «лягут в основу» реформирования, которое де-факто, в виде бессистемных сокращений армии, ведется уже почти год.

Таким образом, поневоле напрашивается вывод: серьезные процессы, которые происходят сегодня в ВС Украины, на самом деле не имеют никакого взвешенного научного подхода, и базируются на дилетантском подходе к вопросу военного строительства. При этом главная цель руководства державы и МО – максимально сэкономить на обороноспособности, без малейшего представления о плачевности результатов таких необдуманных действий. И все это прикрывается грандиозными милитари-шоу в виде учений, которые остаются непонятными и странными и по смыслу, и по содержанию.

Впрочем, есть от них и плюсы. Во-первых, личный состав получил хоть какую-то «порцию» боевой подготовки. А во-вторых, эти учения имели серьезное значение в военно-политическом плане: и народ Украины, и другие страны увидели, что ВС Украины в трудное для державы время все же готовятся к выполнению поставленных задач.




Немає коментарів: