Почему еда в России вдвое дороже, чем за рубежом, а качество - хуже
26.02.2012 08:52
Россияне переплачивают за продукты примерно половину их реальной стоимости. И к тому же еда в России далеко не самого лучшего качества. Если учесть ещё и низкий уровень заработной платы, которая в РФ традиционно ниже, чем в странах Евросоюза и США, получится, что значительная часть всех зарабатываемых гражданами денег уходит на то, чтобы купить продукты первой необходимости.В конце прошлого года РОМИР опубликовал любопытную статистику: в декабре 2011 года наши расходы на продукты и товары повседневного спроса выросли «всего» на 6,5%. А с учётом инфляции и вовсе остались на уровне 2010 года. Действительно, по сравнению с аналогичными показателями прошлых лет статистика и впрямь выглядит более чем оптимистично.
В декабре 2008 года среднестатистический россиянин расходовал на еду 25% своего бюджета, в 2009-м – 23%, в 2010-м – и вовсе 18%. Но вот если данные показатели сравнить с тем, сколько расходуют на еду традиционно более обеспеченные американцы или европейцы, получится, что даже продукты питания первой необходимости для большинства наших сограждан если и не находятся в зоне недоступности, то уж точно относятся к разряду дорогих трат.
У нас вся структура себестоимости вообще сильно отличается и от США, и от Европы. Зачастую её вообще просто нельзя просчитать.
Приведём для начала простой пример. Килограмм говядины в среднестатистическом американском супермаркете стоит 4–9 долларов, курятины – 1,5–5, свинины – 4–8 долларов. Нетрудно подсчитать, что красное мясо (говядина) россиянам зачастую обходится в 2–3 раза дороже, свинина – в 2, и даже курятина, собственное производство которой у нас уже многие годы преподносится в качестве небывалых успехов отечественного АПК, и та оказывается минимум в 1,5 раза дороже.
Аналитики указывают на то, что экономическая модель в США в принципе сильно отличается от российской и что, дескать, именно поэтому на американском рынке цены существенно ниже не только на продукты, но, например, и на одежду. Причём не только по сравнению с Россией, но и по сравнению со странами Евросоюза. Однако на поверку оказывается, что дело не только в разности экономических моделей. В той же Европе одежда и продукты питания хотя и дороже, чем в США, но всё же несколько дешевле, чем в России.
Одна из главных причин высоких цен – низкая производительность труда в отечественном АПК. «У нас продукты традиционно дороже, и в ближайшее время будут ещё дорожать, – прогнозирует управляющий проектов компании «Молочное дело» Сергей Лищук. – Ведь у нас очень низкая производительность труда. Какой-нибудь фермер в Финляндии может надоить в разы больше молока, чем наши фермеры в том же Алтайском крае, который считается самой благоприятной зоной для молочного животноводства в стране. Про другие регионы даже и говорить не приходится».
Действительно, по словам эксперта, среднестатистическая европейская корова даёт 8 тыс. литров молока в год. Лучший отечественный показатель – 5 тыс. литров в год, а средний – всего 3,5 тыс. литров. Причём зачастую качество продукции российских молочников оставляет желать лучшего. «Знаете, почему в нашей стране ещё долго не будет хорошего сыра? Чтобы сделать качественный сыр, нужно молоко с чистой микробиологией. А у нас в хозяйствах, когда коров доят, им вымя не моют, потому что перерабатывающие предприятия и так всё раскупают, зачем утруждаться. Культуры производства у нас нет, и о качестве продукции у нас никто даже не думает», – переживает Сергей Лищук.
Что касается мясного животноводства, без развития которого производство говядины (красного мяса) невозможно в принципе, то в нашей стране этого направления в сельском хозяйстве не было исторически. Даже в СССР, когда сельское хозяйство было куда более развитым, чем в современной России, существовало только мясо-молочное направление.
И сегодня, как констатируют аналитики рынка, никто из потенциальных инвесторов в производство качественной говядины даже и не думает вкладываться. Всё дело в том, что для выращивания «мясного» бычка нужен как минимум год, не говоря уже о том, что всё это время животное должно находиться в нормально отапливаемом помещении, хорошо питаться и т.п. Учитывая, что большинство сельских регионов нашей страны сегодня даже в жилых домах не имеют газового отопления, представить себе огромные фермы с отапливаемыми ангарами невозможно и во сне. «Вот и получается, что стоимость отечественной говядины в два раза выше, чем у западных аналогов. Например, немецкое мясо стоит 200 рублей за килограмм, а наше – уже 400», – констатирует Сергей Лищук.
Несколько лучше ситуация обстоит со свининой и курятиной. «Оборачиваемость» средств в этих отраслях намного выше: современный птицекомплекс начинает себя окупать примерно через год, свиноферма – через три-пять лет. «По курятине мы способны получить такую же цену, как, например, нам дают сегодня Бразилия, США, Европа. То же и по свинине. И в эти сектора инвестиции уже потихонечку приходят, но пока ещё недостаточно», – резюмирует Сергей Лищук.
Сложная ситуация складывается и на отечественном зерновом рынке. Даже несмотря на то, что за последние годы Россия немного нарастила свой экспортный потенциал и полностью закрывает потребности внутреннего рынка, зарубежным конкурентам наши зерновики всё равно проигрывают. И по урожаю, и по качеству продукции. Для сравнения: в среднем урожай зерновых в нашей стране составляет около 16 центнеров с гектара, в Европе – 28.
«У нас какой-нибудь «олигарх» берёт себе в обработку несколько тысяч гектаров, на которых крестьяне работают по старым, дедовским технологиям, собирает урожай, продаёт его и до следующего сезона уезжает жить куда-нибудь за границу. Такие люди честно мне говорили, что ни в каком развитии производства они не заинтересованы, потому что им денег и так хватает», – поделился с «Нашей Версией» на условиях анонимности один из участников зернового рынка. Причём по меркам отечественного АПК подобные бизнесмены считаются «крепкими хозяйственниками» – именно им принадлежит значительная часть крупных агрохолдингов.
В результате, по подсчётам экспертов, уже на уровне производства российские продукты питания оказываются минимум на 50% дороже зарубежных аналогов, причём нередко ещё и проигрывая по качеству. Не стоит забывать и о том, что продукты значительно прибавляют в цене, попадая на полки супермаркетов. Если в России средненормальной наценкой ретейлера считаются 25–30%, то в той же Европе – всего 15%, а в отдельных дискаунтерах и вовсе 8–12%.
Причина завышения наценок – отсутствие конкуренции на российском рынке. Так, по официальной статистике, сетевому ретейлу в нашей стране принадлежит не более 40% рынка, в то время как за рубежом крупные сетевики контролируют до 90% и при этом ещё и конкурируют между собой. «У нас большинство ретейлеров открывали новые магазины себе в убыток, рассчитывая на то, что в перспективе сюда придут крупные западные игроки и купят их. Не пришли и не купили. А те, что пришли, начали развиваться самостоятельно», – рассказывает один из участников рынка, пожелавший остаться неизвестным.
Отсутствие на российском рынке по-настоящему крупных западных игроков аналитики объясняют тем, что большинство из них просто не могут войти в нашу коррупционную систему.
«Ретейл у нас работает очень плохо, причём зачастую даже в самых простых вещах: посмотрите, они маленький грузовик по часу разгружают. В том же Walmart на разгрузку огромной фуры уходит 3 минуты. А ведь из таких простых вещей и складывается минимизация издержек. Но зато наши ретейлеры очень эффективно заточены на работу в российской коррупционной системе. У них уже настолько высокий уровень «специализации», что при малейшем изменении системы они просто не выживут», – иронизирует руководитель экспертной группы Reland group Николай Григорьев.
По словам эксперта, расходы на специфическое функционирование отечественной экономической системы, проще говоря «коррупционную составляющую», нередко являются главной причиной высоких цен на продукты в нашей стране. «У нас вся структура себестоимости вообще сильно отличается и от США, и от Европы. Зачастую её вообще просто нельзя просчитать. У нас и производители, и ретейлеры помимо своей основной работы должны совершать ещё много «подвигов» в рамках нашей безумно неэффективной экономики», – заключает Николай Григорьев.
Автор: Кира Ремнёва, НАША ВЕРСИЯ
Немає коментарів:
Дописати коментар