Противокорабельные ракетные комплексы. Часть третья. Под водой
Предыдущие статьи серии материалов об отечественных противокорабельных крылатых ракетах были посвящены береговым комплексам и комплексам авиационного базирования. Читайте ниже о ракетных комплексах, которыми вооружаются подводные лодки.
Проект 651
В 1955 году начались работы по созданию новой подводной лодки пр. 651. Изначально разработка подводной лодки по этому проекту должна была основываться на пр. 645. Однако в этом случае можно было разместить четыре контейнера с ракетами П-5, а вот резервов для размещения оборудования, которое требовалось для ракет П-6, не было. Были и другие причины, по которым пришлось отказаться от первоначального замысла. Жесткие требования по унификации с предыдущими проектами отменили.
Глубина применения четырех торпедных аппаратов нормального калибра менее 100 м. Важнее было оборонительное вооружение, которое состояло из 4 торпедных аппаратов калибра 400 мм, имеющих большой боезапас и использующихся на глубине до 200 м. Контейнеры, в которых были размещены ракеты П-6, находились в высокой надстройке корпуса. Если посмотреть слева, хорошо заметны вырезы за контейнерами, предназначенные для истечения струй ракетных двигателей.
Ракетоносец пр. 651 – это самая большая дизель-электрическая субмарина в отечественном кораблестроении. Столь крупный корабль старались довести до уровня атомохода, только вот практические результаты не всегда соответствовали замыслу. Установка дизелей 1Д43 по 4000 л.с. и электродвигателей ПГ-141 мощностью 6000 л.с. позволяло достигнуть скорости 16 узлов при надводном ходе и 18,1 узла при подводном. Вот только новые дизели, не вполне отработанные еще в стендовых условиях, часто отказывали.
История с энергоустановкой была еще интереснее. Для того чтобы еще больше увеличить дальность подводного хода, конструкторы заменили свинцово-кислотные аккумуляторные батареи на серебряно-цинковые. Возникшая проблема была связана не с тем, что десятая часть батарей первой лодки вышла из строя, основной проблемой стал дефицит серебра. Именно дефицит, а не его стоимость. Поэтому лодок с серебряно-цинковыми аккумуляторами было построено всего три. Рассматривался также вариант использования атомной энергии, но эти разработки не были особенно успешными.
Строительство головной лодки было начато в 1960 году, первый спуск на воду состоялся 31 июля 1962 года. На Балтике в том же году прошли ходовые испытания. Ракетное оружие испытывали только весной следующего года. При этом выяснилось, что струя продуктов сгорания топлива от двигателя ракеты заглушает двигатель ракеты, находящейся позади. Проведенные эксперименты показали, что оптимальным будет пуск ракет в шахматном порядке, то есть 1-4-2-3, минимальные интервалы между пусками должны составлять соответственно 6, 26 и 5 секунд. Основные стрельбы состоялись в ходе государственных испытаний, когда лодка перешла в состав Северного флота. Все три ракеты П-6, пущенные 21 ноября 1963 года, достигли цели. Стрельбы ракетами П-5 дали странный результат: «ракета дошла до боевого поля, но координаты падения определить не удалось».
В середине 1960-х годов пр. 651 присвоили название «Касатка», на флоте же эти подводные лодки называли не иначе как «утюги».
Большая часть «утюгов» несла службу на Севере, две лодки – на Тихом океане. Спустя десять лет после вывода кораблей из состава флота один из них оказался в качестве музейного экспоната в американском городе Санкт-Петерсберг, другой – в немецком Пенемюнде.
Проект 675
Спустя три года после начала работ над пр. 651 вышло постановление о создании пр. 675 с максимально возможным уровнем унификации с пр. 659. Предполагалось уменьшить время на разработку из-за отказа от проектной документации. Основой технического проекта послужило не тактико-техническое задание, а дополнение к требованиям моряков к пр. 659. Время показало, что быстрее разработать лодку за счет этого не удалось. Рассмотрение эскизного проекта выявило, что для размещения системы управления «Аргумент» для П-6 при сохранении стоек системы «Север», необходимых для П-5, требуется увеличение диаметра корпуса на 1,2 м. Затем выявили, что увеличение длины корпуса на 2,8 м поможет разместить уже не 6 контейнеров с ракетами, а 8. Новшеством стало добавление гидроакустического комплекса «Керчь». Перекомпоновали отсеки, уменьшили в два раза количество 400-мм торпедных аппаратов, соответственно и их боезапас. А вооружение нормального калибра оставили без изменения. Подводная лодка проекта 675 развивала скорость до 22,8 узлов, что вполне приемлемо для ракетоносца.
Изначально ракетный комплекс П-6 был рассчитан на 4 ракеты лодки пр. 659. В пр. 675 количество ракет увеличилось до 8, а вот возможность залпа более чем из четырех ракет не появилась. В результате вторые четыре ракеты можно было выпустить только через полчаса, а не через 12-18 минут, когда второй залп стал уже маловероятным из-за смертельной угрозы для подводной лодки, так долго находящейся на поверхности.
Была проблема и с размещением одновременно ракет П-5 и П-6. В двух из восьми контейнерах ракеты П-5 вообще нельзя было разместить, были и другие сложности, в результате чего ракеты П-5 вообще стали снимать с вооружения.
Головная лодка была заложена в мае 1961 года, спуск на воду произошел 6 сентября 1962 года. Первые испытания в июне 1963-го прошли неудачно: только одна из пяти ракет попала в цель. Они же показали, что благодаря высокой надстройке можно было производить пуск ракет на скорости восемь-десять узлов при волнении моря до 5 баллов. Лодку доработали. В результате следующих испытаний, прошедших 30 октября, две ракеты в цель попали, третья пролетела над целью и самоликвидировалась через 26 км. Уже на следующий день подводная лодка была введена в боевой состав.
Проект 675 «Акула» был единственным типом отечественных атомоходов в середине 1960-х годов. Название не прижилось. Позже его применили к пр. 941. Лодка пр. 675 активно несла боевую службу как средство борьбы с авианосцами противника. В составе флота они прослужили до 1989-95 годов, долгая и интенсивная служба нередко сопровождалась авариями.
Еще до закладки первой подводной лодки пр. 675 велись работы по модернизации ракетоносцев. Планировалось создание лодки пр. 675М, вооруженной 10-12 ракетами П-6, с двумя реакторами, автономностью 60 суток, способной развивать скорость до 28-30 узлов и погружаться на глубину до 400 м. Дополнительная пара ракет, увеличение скорости на шесть-семь узлов и глубины погружения на 100 м не сумели оправдать наращивание мощность энергоустановки и увеличения водоизмещения в полтора раза. Остались неисправленными и недостатки пр. 675. При пуске ракет П-6 лодке приходилось находиться в надводном положении 24 минуты, залп был ограничен 4 ракетами П-6 или 5 стратегическими П-7.
П-70 "Аметист"
Любая подводная лодка, показавшаяся на поверхности, легко обнаруживается РЛС противника и становится добычей авиации и кораблей противника. К тому же от всплытия до запуска ракеты проходит не менее 6-15 минут, которые противник использует для перехвата ракеты. Поэтому подводники долгое время мечтали о пуске ракет из-под воды.
В 1959 году вышло постановление о разработке крылатой ракеты с подводным стартом. Мировых аналогов на тот момент просто не было. В том же году был закончен эскизный проект. В период август-сентябрь 1960-го года проходили бросковые испытания ракеты. На первом этапе было сделано 10 пусков с погружаемого стенда «Аметист» в Балаклаве. 24 июня 1961 года был произведен пуск габаритно-весового макета, имевшего из штатного оборудования один лишь стартовый агрегат. Результаты испытания были хорошими – макет придерживался расчетной траектории под водой и нормально вышел на поверхность.
В 1963-1964 годах было произведено переоборудование подводной лодки С-229 по проекту 613АД в носитель ракет «Аметист». Во втором полугодии 1964 года было совершено 6 одиночных запусков с ее борта, было три прямых попадания ракет в цель. В марте 1965 – сентябре 1966 года проводились испытания на Черном море, проведенные 13 пусков были в основном успешными.
Ракетоносителем для «Аметиста» стала подводная лодка пр. 661, созданная для борьбы с авианосцами противника. При длительном подводном ходе лодка развивала скорость до 37-38 узлов, то есть на 5-7 узлов больше, чем ее предполагаемая добыча. Вдоль бортов носовой части корпуса размещалось в контейнерах 10 ракет «Аметист». Основным недостатком ракетоносца было то, что для пуска всех ракет требовалось произвести два залпа с интервалом в три минуты, что существенно снижало эффект от ракетной атаки.
Следующим ракетоносцем стали подводные лодки пр. 670. Первая такая лодка вступила в строй в 1967 году. Контейнерные пусковые установки в количестве восьми штук размещались вне корпуса в передней части лодки. Две ракеты «Аметист» были оснащены ядерными боеприпасами, остальные шесть – обычными. Стрельба велась двумя залпами по четыре ракеты при скорости лодки до 5,5 узлов на глубине до 30 м. Волнение моря при этом должно быть в пределах 5 баллов.
Пуск производился из контейнера, который предварительно заполнялся забортной водой. После выхода из контейнера ракета раскладывала крылья, включались стартовые двигатели и двигатели подводного хода. При выходе на поверхность срабатывали стартовые двигатели воздушной траектории, потом маршевый двигатель. Полет продолжался на высоте 50-60 м с дозвуковой скоростью, это сильно затрудняло перехват ракеты ПВО кораблей противника. Небольшая дальность стрельбы (40-60 км или 80 км) дала возможность осуществлять целеуказание средствами подводной лодки. Ракеты «Аметист» были оснащены автономными бортовыми системами управления «Тор», реализующими принцип «выстрелил и забыл».
Испытания ракет «Аметист» с подводной лодки пр. 670 А проходили в октябре-ноябре 1967 года на Северном флоте. Было произведено 2 одиночных пуска, 2 двойных и один пуск четырех ракет сразу. О результатах можно судить хотя бы по тому, что в 1968 году ракетный комплекс «Аметист» получил секретный индекс П-70 и был принят на вооружение.
Основные недостатки этого типа ракет – небольшая дальность стрельбы, малая помехозащищенность и избирательность бортовой системы управления. К тому же ракета не была универсальной, пуск мог производиться исключительно с подводной лодки и из-под воды.
Одна из подводных лодок, вооруженных ракетами «Аметист», с начала 1988 года и по 1991 год находилась в составе военно-морского флота Индии, около года проведя в автономных плаваниях, все стрельбы завершались прямыми попаданиями в цель. Индия предлагала продлить лизинг или выкупить подобную лодку, однако, под нажимом США, руководство РФ отказалось от продолжения сотрудничества в этом направлении.
П-120 Малахит
В 1963 годы вышло постановление о разработке унифицированной ПКР для применения с подводных лодок и с надводных кораблей, в частности для того, чтобы заменить П-70 на подводных лодках пр. 670А. Эскизный проект ракеты «Малахит» был закончен в феврале 1964 года, первые образцы были изготовлены спустя четыре года. В 1972 году П-120 были приняты на вооружение для надводных малых ракетных кораблей «Овод» пр. 1234, а в 1973 году – для оснащения подводных лодок «Чайка» пр. 670М, работа над которыми была начата в конце 1960-х годов.
Ракета П-120 имела складное крыло и внешне сильно напоминала свою предшественницу – П-70. Боевая часть ракеты была осколочно-фугасной (840 кг) или ядерной (200 кт). Скорость полета ракеты соответствовала М=1, а дальность доходила до 150 км. Новшеством стало использование универсального стартового агрегата, который позволял делать старт как с погруженной подводной лодки, так и с надводного корабля. Бортовая система управления АПЛИ-5 сильно отличалась от той, что была установлена на П-70.
Подлодки пр. 670 М были оснащены 8 пусковыми установками СМ-156, которые, в сочетании с гидроакустическим комплексом «Рубикон» (дальность обнаружения свыше 150 км), давали возможность использовать комплекс «Малахит» на максимальную дальность без внешнего целеуказания. КСУ «Дунай-670М» одновременно проверяла все восемь ракет и готовила их к старту, при этом время подготовки снизилось в 1,3 раза по сравнению с комплексом «Аметист». Пуск ракет осуществлялся на глубине 50 м из контейнера, заполненного забортной водой. Всего таких лодок было шесть, они отслужили 25 лет – свой установленный срок эксплуатации. И были благополучно выведены из состава ВМФ.
Конец 1975 - середина 1980 года – период модернизации П-120. За это время были достигнуты значительные успехи. Работа бортовой системы управления стала более надежна, что касается головки самонаведения, были увеличены ее чувствительность, защищенность от помех и избирательность. Выработка команд в корабельной системе управления «Дунай-1234» и ввод данных в БСУ ракеты были ускорены. Да и конструкция трёхконтейнерных пусковых установок и загрузочного устройства изменилась в лучшую сторону.
П-700 «Гранит»
Работы над новым ПРК на основе ракеты П-700 «Гранит», имеющем возможность подводного старта, были закончены в 1981 году. Два года спустя ПКР приняли на вооружение подводных лодок пр. 949, атомном крейсере пр. 11442 и тяжелом авианесущем крейсере пр. 11435.
П-700 имеет маршевый турбореактивный двигатель, развивает сверхзвуковую скорость полета до 4М, дальность достигает 500 км. Автономная на всем протяжении полета, ракета имеет многовариантную программу атаки и повышенный уровень помехозащищенности, поэтому применяется для поражения групп надводных целей.
Бортовая система управления способна легко разбираться в помеховой обстановке, отбрасывать ложные цели и выделять истинные.
Стрельба может вестись залпом из всех ракет либо в режиме беглого огня. Во втором случае над несколькими ракетами с низкой траекторией поднимается ракета-наводчик. Происходит обмен информацией о целях, их распределение, классификация по степени важности, а также тактика атаки и план ее проведения. Если наводчик сбит, его место занимает другая ракета. Бортовая вычислительная машина среди прочего имеет данные по противодействию современным средствам радиоэлектронной борьбы, а также приемы уклонения от огня средств ПВО противника. Сбить такую ракету почти невозможно. Даже если в нее попадет противоракета, благодаря своей скорости и массе «Гранит» долетит до цели.
П-700 состоит на вооружении 12 атомных подводных крейсеров пр. 949А типа «Антей», по 24 ПКР на каждом. По 20 ракет в подпалубных пусковых установках СМ-233 имеют 4 тяжелых атомных крейсера пр. 1144. ТАВКР "Адмирал флота Советского Союза Кузнецов" (пр. 1143.5) оснащен 12 ПКР.
«Клаб-С»
Первый пуск разработанных и созданных в Екатеринбурге ракетных систем «Клаб-С» состоялся в марте 2000 года с атомной подводной лодки на Северной флоте, а в июне – с дизельной подводной лодки. Результаты стрельб признаны успешными.
Ракетная система основана на ракетах «Альфа», которые начали разрабатываться еще в 1983 году и впервые были показаны общественности в 1993 году. В том же 1993 ракеты были приняты на вооружение. Данный ракетный комплекс состоит из боевых средств (разного назначения ракет, универсальной системы управления и пусковых установок), а также комплекса наземного оборудования, который решает задачи технического обеспечения.
Комплекс «Клаб-С» использует несколько видов ракет. Первый – ПКР ЗМ-54Э подводного базирования, которая предназначена для поражения разных классов надводных кораблей поодиночке или в группах при условии активного противодействия. ГСН ракеты имеет дальность действия 60 км, функционирует при волнении моря до 5-6 баллов и хорошо защищена от помех. Составные части ракеты – стартовый ускоритель, низколетящая дозвуковая маршевая ступень и сверхзвуковая отделяемая проникающая боевая часть. Двухступенчатая дозвуковая ПКР ЗМ-54Э1 применяется в тех же целях, отличается меньшей длиной, в два раза большей массой боевой части и в 1,4 раза большей дальностью.
Баллистическая управляемая ракета 91РЭ1 применяется против субмарин противника. Боевой частью ракеты может выступать как высокоскоростная противолодочная торпеда МПТ-1УМЭ, так и подводная ракета АПР-3МЭ с гидроакустической системой самонаведения. Пуск ракеты возможен при скорости носителя до 15 узлов.
Предназначением двухступенчатой крылатой ракеты ЗМ-14Э подводного базирования является поражение наземных целей, внешний вид, габариты и двигательная установка аналогичны ПКР ЗМ-54Э1, некоторое сходство наблюдается и с РК-55 «Гранат». Подрывная часть уже фугасная, а не проникающая, подрыв осуществляется в воздухе для причинения наибольшего ущерба объекту. Ракета оснащена активной ГСН, показатели эффективности которой превосходят зарубежные аналоги. Стартовая масса равна 2000 кг, масса боевой части – 450 кг. На скорости полета до 240 м/с ракета поражает цели на расстоянии до 300 км.
Для использования ракетной системы «Клаб-С» практически нет погодно-климатических и физико-географических ограничений. Унифицированная корабельная часть ракет позволяет легко менять состав боекомплекта в связи с конкретной задачей. Мировых аналогов «Клаб-С» не существует, поэтому наличие этой ракетной системы может даже слабый флот превратить в серьезного противника.
Последняя, четвертая статья серии, посвященной противокорабельным крылатым ракетам, будет о корабельных комплексах.
Военное Обозрение.
Немає коментарів:
Дописати коментар