середа, лютого 29, 2012

Первонахимовцы. Выпуск Ленинградского Нахимовского училища 1948 года. 

Лободенко Вилен Васильевич.

Не так уж и много воды утекло со времени, когда в мае 2009 года остро испытывали нужду в фотографиях для очерка Первые адмиралы из "маленьких моряков". Лободенко Вилен Васильевич. Начало. Впредь наука - надо как-то, не мешкая и не откладывая, бумажные документы в электронный вид переводить. Да вот только времени не хватает, зато жизнь интересная, наполненная смыслом, порой - открытиями. При очередной ревизии с целью подтягивания тылов и автобиография нашлась, и фотографии. Впредь правило - не хранить в непрозрачной упаковке. И каждому фонду - опись, хоть старому, хоть только что полученному.
http://www.navy.ru/blog/historyofNVMU/1967.php


Автобиография, составленная Лободенко В.В. по просьбе Соколова Н.П.

Как и положено начинаю с рождения. Это произошло, по рассказам матери, в ночь на 5 марта 1930 года в г. Днепропетровске, тогда еще УССР , в семье рабочих. Правда отец - Василий Макарович, по настоянию которого я и назван ВИЛЕНом , в это время проходил срочную службу матросом в электро-минной школе Кронштадта. Назначению его в эту школу способствовала приобретенная на строительстве ДНЕПРОГЭСа специальность электрика, мама на этой же стройке работала слесарем. Оба они в дополнение активно работали сначала в комсомольских, а затем и в партийных организациях. Дальнейшая моя жизнь до войны связана со службой и учебой отца: Кронштадт, Ленинград, Москва, Мурманск и Полярный.

Сначала о прохождении службы.

С ноября 1943 года по август 1946 года - воспитанник Тбилисского Нахимовского Военно-морского училища
С августа 1946 года по август 1948 года - воспитанник Ленинградского Нахимовского Военно-морского училища
С августа 1948 по июль 1952 года - курсант ВВМУ им Фрунзе
С июля 1952 года по сентябрь 1952 года - командир БЧ-1-4 и сл.Р. - Сетевой заградитель «Поной» 23-й ДиОВР СФ - лейтенант,
С сентября 1952 года по декабрь 1952 года - командир БЧ-1-4 и сл.Р - ТЩ-113 23 ДиОВР
С декабря 1952 года по январь 1955 года - командир БЧ -1-4 ПЛ С-51 33-й ДиПЛ СФ
С января 1955 года по ноябрь 1956 года - помощник командира ПЛ С-45 33-й ДиПЛ
С ноября 1956 года по октябрь 1957 года - слушатель Высших специальных офицерских классов. Капитан-лейтенант
С октября 1957 года по апрель 1959 года - старший помощник командира ПЛ С- 346 25-й БрПЛ 33-й ДиПЛ СФ
С апреля 1959 года по июль 1961 года - командир ПЛ С- 346 25-й БПЛ 12-й ЭскПЛ, капитан 3 ранга



Командир ПЛ "С-346" капитан 3 ранга В.Лободенко. Норвежское море. 1960 год.



Экваториальная Атлантика. 1963 год. На мостике расчет акустического наблюдения. В центре командир ПЛ Лободенко, слева с перевязанной головой старпом Тимошенков, с секстаном замполит Тимошенко.

С июля 1961 года по сентябрь 1964 года - командир ПЛ Б-105 33-й ДиПЛ СФ, капитан 2 ранга.



1964 год.

С сентября 1964 года по июль 1967 года - слушатель ВМА
С июля 1967 года по май 1970 года - командир 2 эк. РПК СН "К- 26" 31-й и 19-й ДиПЛ 12-й Эск, 3-й ФлПЛ СФ
С 1968 года - капитан 1 ранга
С мая 1970 года по август 1973 года - зам. командира, начальник штаба 19-й ДиПЛ 3-й ФлПЛ
С августа 1973 года по май 1976 года - командир 19-й ДиПЛ.
Контр- адмирал - с мая 1975 года



Гаджиево. 1978 год. Парад подводников. В центре командующий 3-й Флотилией1 Лев Матушкин.

С мая 1976 года по январь 1980 года - начальник штаба 3-й ФлПЛ СФ
С января 1980 года по октябрь 1987 года - начальник специальной службы ВМФ, ГШ ВМФ, Москва
И далее - пенсионер.

СЛУЖБА ОФИЦЕРОМ ФЛОТА.

Активное строительство Военно-морского флота в начале пятидесятых годов потребовало создания дополнительных высших военно-морских училищ, готовящих офицеров для строящихся кораблей. В дополнение к старейшим училищам (имени Фрунзе, Кирова, Дзержинского и Владивостокского имени С.О. Макарова) в 1952 году, в год моего окончания ВМОЛКУ имени М.В.Фрунзе, первый выпуск офицеров осуществили 1-е Балтийское, Высшее Черноморское имени П.С.Нахимова, а на следующий год готовили к выпуску своих курсантов еще несколько училищ (Рижское, Калининградское, Архангельское, инженерные Пушкинское и Севастопольское). На кораблях действующего флота была острая нехватка офицеров. Очевидно, это обстоятельство и необходимость разгрузить флоты от массового одновременного наплыва молодых офицеров привели к тому, что выпускников Каспийского училища и нас, «фрунзаков», выпустили в начале июля без стажировки и очередного отпуска, распределив, главным образом, на ремонтирующиеся и строящиеся корабли, полагая таким образом восполнить недостающую стажировку.
Я был страстным поклонником подводных лодок Северного флота и поэтому просился для службы именно туда. Этому желанию способствовало то, что моя жизнь была связана с Севером с 1938 года, куда был назначен после окончания Военно-политической академии мой отец - Лободенко Василии Макарович, который погиб на ЭМ «Стремительный» в 1941 году. Причиной стремления к службе на лодках было и то, что с 1944 года моим отчимом стал знаменитый подводник, Герой Советского Союза контр-адмирал Колышкин Иван Александрович. В конце 1943 года, пройдя медицинскую комиссию в санитарной части бригады подводных лодок в Полярном, 13-летним мальчишкой я поехал в Тбилиси поступать в первое открывшееся там Нахимовское училище, связав с того времени свою судьбу со службой на флоте. Других помыслов о том, где служить в дальнейшем, и не было.
Конечно, большим разочарованием было мое назначение сразу после выпуска на ремонтировавшийся сетевой заградитель «Поной « командиром БЧ 1-4. Поэтому когда всех выпускников собрал командующий тогда Северным флотом адмирал Чабаненко Андрей Трофимович и спросил кто недоволен своим назначением, я, единственный из собранных лейтенантов, заявил о своем желании служить на подводных лодках. Ничего не обещая командующий направил служить по назначению, однако какие-то указания кадровикам были даны, потому что в декабре этого же года я был переведен на краснознаменную подводную лодку «С-51», тоже находившуюся в ремонте, командиром БЧ 1-4.
Прошедшие пять месяцев не прошли даром. Я получил практику работы с подчиненными, а главным образом - штурманскую практику на тральщике, куда был переведен с «Поноя». Перенимать чей-то опыт было не у кого. Пришлось все осваивать самому. Совершенно новыми были вопросы хозяйственной деятельности на корабле, взаимодействие с гидрографическим отделом флота при получении карт, пособий, ремонте оборудования и т.п. Этому в училище не учили. Освоение театра плавания происходило в штормовой период практически от государственной границы до Новой земли, включая Белое море, снабжали продуктами посты наблюдения и связи на побережье. Плавая на исключительно «валком» американском тральщике типа «АМ», я проникся глубоким уважением к этим морякам - «пахарям моря».
Подводная лодка «С-51» 9-бис серии была одной из пяти тихоокеанских, которые перешли на северный флот в 1943 году под командованием тогда капитана-лейтенанта Кучеренко И.О., в будущем Героя Советского Союза, контр-адмирала, командующего подводными силами Балтики в пятидесятых годах. Так началась моя служба на подводных лодках Северного флота.
«Альма-матер» всех подводников Северного флота - 33-я Краснознаменная ордена Ушакова 1-й степени дивизия (бывшая бригада, а в последующем 4-я эскадра ) подводных лодок, базирующаяся на Полярный в Екатерининской гавани. Именно отсюда уходили транзитом соединения подводных лодок во вновь создаваемые пункты базирования на Севере и северным морским путем пополняли состав Тихоокеанского флота в послевоенный период. Эти же причины привели меня на службу в г. Ягельная (позже Гаджиево), куда во вновь создаваемую базу перешла наша 25-я бригада, где я уже был командиром корабля.
С 1962 года была снова служба в Полярном командиром новой - большой дизельной лодки, которую мы приняли на судостроительном заводе в Ленинграде. Много было всякого за время службы, и хорошего, и плохого, но корабли, на которых мне довелось служить, были всегда на хорошем счету и основные задачи в дальних плаваниях и в поддержании боевой готовности выполнялись с высоким качеством. В 1963 году за выполнение задач в плавании в районах экваториальной Атлантики я и многие члены экипажа были награждены правительственными наградами. В 1964 году я поступил в военно-морскую академию, после окончания которой началась служба на атомных подводных крейсерах стратегического назначения в Гаджиево.
Эта служба носит другой характер, вызванный повышенным чувством ответственности не только за свой корабль, но и за безопасность государства.
К 1980 году начало подводить здоровье и меня перевели на ответственную, но менее напряженную работу в Главный штаб. Далее была отставка.



1987 год. Прощание с начальником ГШ ВМФ Макаровым К.В. при уходе в отставку.

За время службы было много всякого, и радостного, и огорчительного, но никогда не было сожаления о выбранном и пройденном жизненном пути. Меня всегда окружали интересные и, в основном, хорошие люди.
Теперь, пожалуй, о сегодняшних днях.
В Москве моя должность была важной, но служба «чиновником» была непривычной и, уходя в отставку, я расстался с ней спокойно и без сожаления. Год безделья после ухода стал невмоготу и в 1988 году с помощью друзей устроился работать инженером-электронщиком на учебный командный пункт кафедры оперативного искусства ВМФ Военной Академии Генерального штаба. Работали мы в паре с Борисом Багдасарьяном, обеспечивая преподавателей и слушателей оперативно-тактическими расчетами на различных учебных мероприятиях и в научной работе. В силу возложенных обязанностей вынужден был освоить электронную технику и четыре поколения персональных компьютеров.
Таким образом контакта с флотом стараюсь не терять, трудясь на на учебном командном пункте, где прошли обучение, и при моем участии в том числе, все сегодняшние командующие флотами и командование ВМФ, включая Главнокомандующего.
Мучительно больно за нынешнее состояние флота, армии и страны в целом. Конечно возмущен распродажей страны со времен перестройки Горбачева с его приспешниками, Яковлевым, Шеварнадзе, Собчаком и другими врагами. Особенно возмутительна "эпоха" Ельцина и окружающих его воров-олигархов...
Это о мировоззрении, а для души решил на пенсии восполнить недостатки в музыкальном образовании. Приобрел музыкальную «доску» - синтезатор и обучаюсь игре на клавишных. Пока довольно примитивно. Но уже жена и соседи неудовольствия не высказывают.
Вот пожалуй и все. Радия Зубкова толкнул. На встрече собираемся быть. Будь здоров. Привет однокашникам.
С уважением, В.Лободенко
Р.S. Имею компьютер и свой адрес в Интернете... Пересылка фотографий и сообщений происходит быстрее.
Всего доброго, Вилен



2003 год. После награждения медалью МО РФ "За доблестный труд".

Немає коментарів: