Клуб взяточников. Коррупционеры Украины позаботились, чтобы о них не знали граждане?
06.02.2012 08:47
Борьба с коррупцией приобрела анекдотический характер. Власть занесет всех взяточников в черный список. Но гражданам его не покажет. Будет ли действительно так плохо чиновникам-взяточникам, как об этом говорил президент? «Я скажу так: каленым железом будем выжигать. Все, кто трогает руками собственность украинского народа, будут за это страдать и будут наказаны», —пригрозил в прошлом году президент Виктор Янукович. Слова «гаранта» не остались без внимания: уже с начала февраля нечистых на руку чиновников действительно будут клеймить. Правда, не средневековым, а вполне современным способом — внесением их имен в специальный электронный реестр.
Над созданием позорного списка власти трудятся с июля 2011 года, когда вступил в силу закон о противодействии коррупции (кстати, тоже авторства президента). На днях министр юстиции Александр Лавринович сообщил, что его ведомство подготовило специальное положение, в котором прописаны все нюансы новой системы учета «кабинетных воров».
Главная идея новшества состоит в том, чтобы погоревший на злоупотреблениях чиновник не мог продолжать преступную деятельность. Ведь сегодня многие взяточники, попавшись на нарушениях закона в одной госструктуре, тут же устраиваются на работу в другой казенный орган. И там, естественно, продолжают стричь купоны.
Как только реестр заработает, данные на каждого коррупционера (а это более 15 тыс. человек в год) на основании судебного приговора по уголовному делу, протокола об административном нарушении или приказа о дисциплинарной ответственности будут вносить в единую базу. И когда потом этот правонарушитель захочет снова устроиться на работу, его начальник сможет проверить благонадежность соискателя.
«В реестре фамилия чиновника будет находиться до тех пор, пока не пройдет срок погашения судимости (в случае уголовной ответственности) или пока не пройдет один год (при административной или дисциплинарной ответственности)», — пояснил замначальника Главного управления надзора за соблюдением законов спецподразделениями и другими органами, ведущими борьбу с организованной преступностью и коррупцией, Генпрокуратуры Николай Вознюк.
В Минюсте на долгие объяснения время не тратили, там сослались на Конституцию и гарантированные права человека. «Не зря ведь милиция, раскрывая дело по коррупционным статьям, не называет имен и фамилий, — уточнил источник в министерстве. — К тому же недавно был принят Закон «О защите персональных данных», он еще более ограничивает наши возможности».
Однако эксперты по вопросам борьбы с коррупцией иного мнения. Они говорят: чиновники хронически не переносят подобные инициативы. Каждый боится, что когда-то и ему придется предстать перед судом. Вот поэтому стать публичным реестр коррупционеров практически не имел шансов.
«В процессе обсуждения мое мнение было однозначным: реестр должен быть открытым, — рассказывает замглавы парламентского комитета по вопросам законодательного обеспечения правоохранительных органов Владимир Стретович. — Чтобы каждый чиновник понимал: в случае совершения преступления ему это не сойдет с рук. И, кстати, во многих странах имена коррупционеров не скрывают: например, в Гонконге еще с 60-х каждый может ознакомиться с таким списком».
Но с момента действия закона к ответственности были привлечены всего с десяток чиновников по всей стране. В начале января эсбэушники в Ровенской области составили протокол в отношении городского головы Березно, у которого в подчинении работала бывшая супруга. В итоге суд обязал мэра заплатить штраф в размере 850 грн. Пострадали и военный комиссар, трудоустроивший жену, и начальница одного из подразделений семенной инспекции, позаботившаяся о будущем дочери.
Но дойдет ли дело до Кабмина, Администрации президента и Верховной Рады? Вряд ли. И не только потому, что большие полномочия позволяют решить практически любой вопрос полюбовно даже без денег. Сам закон имеет существенный недостаток: он предполагает ответственность лишь за непосредственное подчинение одного члена семьи другому.
Понятно, что для высоких чинов такое ограничение не проблема. Скажем, у спикера Верховной Рады Владимира Литвина во власти работают оба брата: один — глава погранслужбы, второй — командующий войсками Южного оперативного командования. У экс-министра Кабмина Анатолия Толстоухова и сын оказался при деле, возглавив Киевский зоопарк, и жена раньше была на хорошей должности — заместителя «молодежного» министра. Что уж говорить, если и у зама генерального прокурора есть родной брат в Антимонопольном комитете, а у генпрокурора брат — один из руководителей Высшего специализированного суда по рассмотрению гражданских и уголовных дел.
«С правовой точки зрения здесь ни к чему не подкопаешься, ведь нельзя же запрещать работать во власти только по признаку родства, — говорит руководитель Центра политико-правовых реформ Игорь Колиушко. — Здесь должны быть задействованы другие рычаги, такие как ответственная кадровая политика и контроль со стороны общественности. Чиновник должен понимать и бояться того, что его могут заподозрить в лоббировании чьей-то кандидатуры».
Из 14 дел, рассмотренных судами с момента вступления закона в силу, около десяти были незначительны. Их фабула примерно похожа: мелкий начальник помог кому-то в получении справки или разрешения и взял за это конфеты и коньяк. Лишь в нескольких случаях чиновникам дарили более-менее стоящие подарки — ноутбуки, стиральные машины и т.д.
Но, опять-таки, правоохранители пока не пришли в гости ни к одному обитателю Банковой или Грушевского. А там, если поискать, уж точно можно найти презенты покруче. Вспомнить хотя бы, как замглавы президентского секретариата Анна Герман красовалась на публике в подаренных кем-то часах с бриллиантами за $58 тыс. Или же заявление тогда еще министра МВД, а ныне премьера Крыма Анатолия Могилева о том, что дорогущий Cadillac Escalade ему подарил некий благотворитель.
«К сожалению, проконтролировать всех очень сложно. Кроме как повышением культуры во власти тут ничего не сделаешь, — считает Владимир Стретович. — Наши правители должны были бы брать пример с западных коллег, которые даже малейший подарок передают государству или платят его полную стоимость. Но наши этого не хотят делать».
Вот и выходит, что законы власть имущие пишут вполне европейские, а соблюдают их, как водится, по-украински. Поэтому бояться клейма коррупционера стоит разве что или мелким управленцам, не имеющим доступа в высокие киевские кабинеты, или функционерам, попавшим в опалу. У всех остальных руки по-прежнему развязаны.
Автор: Максим Асауляк, Weelky.ua
Над созданием позорного списка власти трудятся с июля 2011 года, когда вступил в силу закон о противодействии коррупции (кстати, тоже авторства президента). На днях министр юстиции Александр Лавринович сообщил, что его ведомство подготовило специальное положение, в котором прописаны все нюансы новой системы учета «кабинетных воров».
Главная идея новшества состоит в том, чтобы погоревший на злоупотреблениях чиновник не мог продолжать преступную деятельность. Ведь сегодня многие взяточники, попавшись на нарушениях закона в одной госструктуре, тут же устраиваются на работу в другой казенный орган. И там, естественно, продолжают стричь купоны.
Как только реестр заработает, данные на каждого коррупционера (а это более 15 тыс. человек в год) на основании судебного приговора по уголовному делу, протокола об административном нарушении или приказа о дисциплинарной ответственности будут вносить в единую базу. И когда потом этот правонарушитель захочет снова устроиться на работу, его начальник сможет проверить благонадежность соискателя.
«В реестре фамилия чиновника будет находиться до тех пор, пока не пройдет срок погашения судимости (в случае уголовной ответственности) или пока не пройдет один год (при административной или дисциплинарной ответственности)», — пояснил замначальника Главного управления надзора за соблюдением законов спецподразделениями и другими органами, ведущими борьбу с организованной преступностью и коррупцией, Генпрокуратуры Николай Вознюк.
Своих все-таки не сдали
Будет ли действительно так плохо чиновникам-взяточникам, как об этом говорил президент? Журналисты издания Weekly.ua выяснили, что при подготовке реестра было изменено одно из самых принципиальных его положений. В конце 2011 года в президентской канцелярии обещали, что каждый гражданин сможет зайти на специальный сайт и проверить начальника своего ЖЭКа или сельского голову на предмет чистоплотности в смысле поборов. Но сейчас положение о реестре этого уже не предусматривает. «Судя по документу, получать информацию о том или ином человеке из реестра смогут только представители государственных органов по официальному запросу», — подчеркнул Вознюк.В Минюсте на долгие объяснения время не тратили, там сослались на Конституцию и гарантированные права человека. «Не зря ведь милиция, раскрывая дело по коррупционным статьям, не называет имен и фамилий, — уточнил источник в министерстве. — К тому же недавно был принят Закон «О защите персональных данных», он еще более ограничивает наши возможности».
Однако эксперты по вопросам борьбы с коррупцией иного мнения. Они говорят: чиновники хронически не переносят подобные инициативы. Каждый боится, что когда-то и ему придется предстать перед судом. Вот поэтому стать публичным реестр коррупционеров практически не имел шансов.
«В процессе обсуждения мое мнение было однозначным: реестр должен быть открытым, — рассказывает замглавы парламентского комитета по вопросам законодательного обеспечения правоохранительных органов Владимир Стретович. — Чтобы каждый чиновник понимал: в случае совершения преступления ему это не сойдет с рук. И, кстати, во многих странах имена коррупционеров не скрывают: например, в Гонконге еще с 60-х каждый может ознакомиться с таким списком».
850 грн. штрафа за кумовство
Так же могут сойти на нет или же стать простой формальностью и другие пункты закона о противодействии коррупции, которые еще недавно назывались революционными. Например, документ впервые запретил кумовство во власти, то есть когда, заняв руководящую должность, чиновник начинает пристраивать возле себя детей, жен-мужей и других родственников. Теперь за такие действия ему грозит если не биржа труда, то штраф — уж точно.Но с момента действия закона к ответственности были привлечены всего с десяток чиновников по всей стране. В начале января эсбэушники в Ровенской области составили протокол в отношении городского головы Березно, у которого в подчинении работала бывшая супруга. В итоге суд обязал мэра заплатить штраф в размере 850 грн. Пострадали и военный комиссар, трудоустроивший жену, и начальница одного из подразделений семенной инспекции, позаботившаяся о будущем дочери.
Но дойдет ли дело до Кабмина, Администрации президента и Верховной Рады? Вряд ли. И не только потому, что большие полномочия позволяют решить практически любой вопрос полюбовно даже без денег. Сам закон имеет существенный недостаток: он предполагает ответственность лишь за непосредственное подчинение одного члена семьи другому.
Понятно, что для высоких чинов такое ограничение не проблема. Скажем, у спикера Верховной Рады Владимира Литвина во власти работают оба брата: один — глава погранслужбы, второй — командующий войсками Южного оперативного командования. У экс-министра Кабмина Анатолия Толстоухова и сын оказался при деле, возглавив Киевский зоопарк, и жена раньше была на хорошей должности — заместителя «молодежного» министра. Что уж говорить, если и у зама генерального прокурора есть родной брат в Антимонопольном комитете, а у генпрокурора брат — один из руководителей Высшего специализированного суда по рассмотрению гражданских и уголовных дел.
«С правовой точки зрения здесь ни к чему не подкопаешься, ведь нельзя же запрещать работать во власти только по признаку родства, — говорит руководитель Центра политико-правовых реформ Игорь Колиушко. — Здесь должны быть задействованы другие рычаги, такие как ответственная кадровая политика и контроль со стороны общественности. Чиновник должен понимать и бояться того, что его могут заподозрить в лоббировании чьей-то кандидатуры».
Дорогие подарки не в почете
Борьба с коррупцией на нынешнем этапе далее громких заявлений пока не продвинулась, о чем свидетельствует тот факт, что лишь мелкие сошки страдают от запрета на получение чиновниками дорогих подарков. Согласно принятому в прошлом году закону власть имущие не имеют право принимать презенты, стоимость которых превышает половину минимальной зарплаты (сейчас — 537 грн.). А от подчиненных и лиц, которым госслужащий оказал содействие в решении какого-то вопроса, и вовсе ничего получать нельзя.Из 14 дел, рассмотренных судами с момента вступления закона в силу, около десяти были незначительны. Их фабула примерно похожа: мелкий начальник помог кому-то в получении справки или разрешения и взял за это конфеты и коньяк. Лишь в нескольких случаях чиновникам дарили более-менее стоящие подарки — ноутбуки, стиральные машины и т.д.
Но, опять-таки, правоохранители пока не пришли в гости ни к одному обитателю Банковой или Грушевского. А там, если поискать, уж точно можно найти презенты покруче. Вспомнить хотя бы, как замглавы президентского секретариата Анна Герман красовалась на публике в подаренных кем-то часах с бриллиантами за $58 тыс. Или же заявление тогда еще министра МВД, а ныне премьера Крыма Анатолия Могилева о том, что дорогущий Cadillac Escalade ему подарил некий благотворитель.
«К сожалению, проконтролировать всех очень сложно. Кроме как повышением культуры во власти тут ничего не сделаешь, — считает Владимир Стретович. — Наши правители должны были бы брать пример с западных коллег, которые даже малейший подарок передают государству или платят его полную стоимость. Но наши этого не хотят делать».
Вот и выходит, что законы власть имущие пишут вполне европейские, а соблюдают их, как водится, по-украински. Поэтому бояться клейма коррупционера стоит разве что или мелким управленцам, не имеющим доступа в высокие киевские кабинеты, или функционерам, попавшим в опалу. У всех остальных руки по-прежнему развязаны.
Доходы чиновников сделали тайной
В конце января Конституционный суд Украины существенно ограничил доступ к информации о благосостоянии чиновников. Своим решением он разъяснил, что«сбор, хранение, использование и распространение конфиденциальной информации о лице без его согласия является вмешательством в его личную и семейную жизнь и допускается исключительно в случаях, определенных законом, и только в интересах национальной безопасности, экономического благосостояния и прав человека». В разряд конфиденциальной в том числе попала информация о материальном положении должностного лица и его семьи.Автор: Максим Асауляк, Weelky.ua
Немає коментарів:
Дописати коментар