суботу, березня 03, 2012

Сегодня читателю  предоставляю возможность ознакомиться с биографией капитана 2- го ранга  в отставке БОРОВКОВА СЕРГЕЯ НИКОЛАЕВИЧА.командира дизельной подводной лодки  С-95 Балтийского Флота чей комментарий я разместил ранее на блоге, и продолжение которых следует на книгу некого В.Викторова "Записки врача дизельной подводной лодки".


Родился 17 октября 1930 г. в деревне Пустовое Марищенского сельсовета Пучежского района Ивановской области в семье крестьянина. Наша деревня в 14 домов (колхоз «Красная Звезда») находилась на краю Пучежского района. В 1 км. Находилась деревня Ежи уже Луховского района.
Мой отец  Боровков Николай Федорович 1893 г.р. солдатом воевал в первую Мировую войну с 4-мя георгиевскими крестами и в Великую Отечественную. В промежутках занимался сельским хозяйством.
Моя мать Боровкова (Габике) родилась в 1897 году. В семье нас было 5 детей: четыре сестры и я один сын. В 1945 году закончил 7 классов Марищенской  неполной средней школы и поступил в Горьковское Военно-Морское подготовительное училище. В 1947 году училище перевели в г. Энгельс  и стало называться Саратовским. В 1948 году закончил 10 классов в Подготовительном училище и весь наш выпуск из 2-х рот направили в Черноморское Высшее Военно-Морское училище в городе Севастополь. На третьем курсе был принят кадетом в члены КПСС, а на четвертом в члены. На четвертом курсе учебу перевели на факультеты. Я выбрал минно-торпедный. В 1952 году закончил училище, был назначен командующим торпедной группы на ПЛ С-61. головная 613 пр. Николаевского завода в Севастополе.

В составе 12 добровольцев закончил 3-х месячные курсы подводников в КУОПП г.Ленинграда.
В апреле 1953 года был назначен командиром БЧ-2-3 на строющуюся ПЛ С-75 613 пр. в г. Николаев.  После приемки ПЛ от завода в Севастополе в октябре 1953 г. корабль передали вновь сформированному экипажу. (флот еле успевал готовить кадры) и весь экипаж нашей лодки был переведен на строющуюся ПЛ С-87. Тоже Николаевского завода. В Николаеве женился в апреле 1954 г. Наде (моей жене) было 21 год. После приемки ПЛ С-87 от завода перешли в Севастополь в 180 БПЛ. В сентябре 1954 года ПЛ С-87 по Волге перевели на Северный флот. В июне 1954 года был назначен помощником командира ПЛ С-87. С октября 1954 г. в Полярном до лета 1955 г. 13 января 1955 г. в Полярном родился сын Валерий. В феврале 1955 г. был назначен старшим помощником ПЛ С-87. Летом 1955 г. ПЛ С-87 в составе экспедиции особого назначения (ЭОН-65) Северным морским путем перешли на Тоф и 1 сентября вошла в состав 125 БПЛ Камчатской Военной Флотилии.
Был допущен к управлению ПЛ 613 проекта. В октябре 1955 г. жена с сыном прилетели ко мне. Первое время жили в частном домике одного Мичмана в фотолаборатории.  Дивизия ПЛ располагалась в б/х Крашенинникова. В 3-х км. поселок Тарья Камчатская.
Через несколько месяцев дали комнату 2-х комнатной квартиры в домике с печным отоплением, а потом в более благоустроенном квартиру с комнаткой 12 кв. м. Была интенсивная боевая подготовка. Корабль занимал неплохое место по результатам БП. Выходили в автономное плавание в район Гавайских островов.
 В 1957 году ПЛ С-87 поставили в ремонт. Командира капитана 3 ранга Поникаровского В.Н. назначили командиром ПЛ 611 пр. (Буки), а я ожидал приказа ГКВМФ о зачислении слушателем на командирские классы.
 В январе 1954 г. присвоили в/звание старший лейтенант.  
В июле 1956 г. присвоили в/звание Капитан-лейтенант.
В июле 1958 г. окончил Высшие офицерские классы по специальности командира ПЛ, и приказом ГКВМФ был назначен командиром ПЛ М-252 15 серии в Советскую гавань. В Совгавань попало 5 выпускников классов для замены засидевшихся командиров.
В октябре 1958 г. принял от капитана 3 ранга Кривинского ПЛ М-252. до моего прибытия в Советскую Гавань на ПЛ М-252 были оформлены документы на списание из состава ВМФ по техническому состоянию. Корабль стоял у причала, Главком документы не подписал. Остались в составе ВМФ, чтобы ПЛ смогла выходить в море требовался, по крайней мере, доковский ремонт. Приемники гидроакустической станции и эхолота затекли и многое другое. У причала отработали и сдали задачу №1 (организация службы и подготовка к плаванию). Отрабатывались элементы задачи №2 с проигрыванием упражнений у причала. Потом лодку поставили в док на короткое время, ввели в строй (повысили изоляцию) шумопеленгаторную станцию и эхолот. Начали выходить в море. Отрабатывал БП в море, ночью л/с реконтирует механизмы и зарядку батареи. С первым выходом реконтируемые приемники затекли. За короткое время сдали все курсовые задачи с высокими оценками и вошли в первую линию. Выходили в море по 28-25 раз в месяц. Команду ПЛ прозвали Молодежно-Комсомольской бригадой. Были в в/звании офицеры: командир капитан-лейтенант 28 лет, помощник к-ра ст. лейтенант 24 года, остальные лейтенанты 22-23 лет. В сентябре 1959 года вышли в море на сдачу задачи по совместным действиям ПЛПЛ (т.к. немецкие Волчьи стаи).
Вышел из строя левый дизель (рассыпались вкладыши опорно-упорного подшипника),запасного не было, т.к. для старых кораблей уже не делались. А.Б. выходила все сроки и замены не предвиделось. Плотности хватало на 12 часов подводного хода. 18 сентября в конце дня получено радио о возвращении в базу. Оказалось по погоде надвигался тайфун «Надежда» (давались женские имена). Ночью 19 сентября немного не дотянули до Совгавани лодку снесло близко к берегу. Единственный дизель не справился ,кормой вынесло на мельное место. Лодка затонула, личный состав спасался вплоть до берега. Это было 19 сентября – в день рождения моей жены. Погибло 7 человек (ст. лейтенант Алекер - помощник к-ра, лейтенант Соколов – командир БЧ-3,ст./ст. Лучинин-к/о р/силы, ст.м-с Коковихин- ст.р/с, ст.м-е Сукновальник-к/о г/акустиков, м-с Совков – уч.радиста, м-с Батуков уч. моториста). Некоторые добравшись до берега вновь затягивало в море. Работало три комиссии по уголовному делу. Все комиссии сделали одинаковый вывод, что основной обвиняемый командир ПЛ не виновен. 12.10.1959 г. родился сын Сергей. Приказом ГКВМФ в ноябре 1959 г. с должности командира ПЛ М-252 снять и назначить старшим помощником средней ПЛ. По моей просьбе перед начальником ОК. Тоф оставить меня служить в Совгавани на ПЛ в любой должности. Меня назначили на свободную должность Помощника командира ПЛ С-77 613 пр. При нахождении командира в отпуске по болезни командир бригады назначал меня, будучи Помощником временно исполняющим должность с выходом в море без обеспечивающего. В сентябре 1960 г. был назначен старшим помощником командира ПЛ С-77. Представление меня на должность ком-ра ПЛ до Москвы не доходило (были многие пострадавшие начальники, связанные с моим именем).
В апреле 1962 года я дал согласие на должность старшего помощника начальника штаба по оперативной и боевой подготовке бригады ПЛ в Совгавани.
В феврале 1966 года приказом Главкома назначен на должность командира ПЛ М-258 пр.А-615 (зажигалки). Работа дизелей на жидком кислороде в подводном Положении. ПЛ М-258 после пожара в море с гибелью личного состава в 1965 году стояла у причала и ждала своей участи в ОФИ.
В октябре 1966 г. был назначен командиром ПЛ М-355 того же проекта и там же в Палдиски.
В апреле 1968 года назначен командиром ПЛ С-95. За время ремонта ПЛ С-95 и консервации мне пришлось побывать командиром всех плавающих ПЛ бригады. В августе 1971 г. будучи командиром ПЛ С-95, с экипажем ПЛ С-33 на ПЛ С-267 вышел на боевую службу. Находясь в море получил сообщение по радио о назначении меня на С-267. По моему согласию  в мае 1977 года меня назначили оперативным дежурным Таллинской ВМБ.
Военное звание капитана 3 ранга получил в апреле 1961 г., капитана 2-го ранга в июле 1962 г.
В июле 1977 года уволен в запас по возрасту стажем 28 лет 11 месяцев и льготных для начисления пенсии 38 лет в мае.
С 1959 г. я в душе отмечаю 2 дня рождения 19.09 и 17.10 каждый год в один и тот же день недели.
С ноября 1977 г. по март 1979 г. работал Первым помощником командира ГИСУ «Зенит» (замполитом). Из гидрографии перешел на работу в Прибалтийскую базу в Таллине заместителем начальника ЖКОЛАО.
С октября 1980 г. по октябрь 1996 года работал на Балтийском Судоремонтном заводе в Капитанской службе Кракмейстером в плавкраке, сменным помощником капитана флота. В течение 11 месяцев 1985-86 годов был в командировке в Народной Республике Анголе на Судоремонтном Комплексе БСРЗ.
В ноябре 1996  г. с женой переехал на постоянное жительство в Кронштадт. К этому времени старший сын служил в Кронштадте. У него 2 сына Андрей и Сергей. Мой младший сын на 5 курсе Высшего Мореходного училища в Калининграде трагически погиб. В Ленинграде его жена и дочь Катя. Катя замужем, есть 2 летняя дочь Алина. 

Немає коментарів: