Виталий КОСТРИЧЕНКО
Водоизмещение (т): надводная нормальная - 1945, надводная полная - 1952, подводная нормальная - 2471,5, подводная полная - 2550. Размеры корпуса (м): длина по КВЛ - 89,7 (максимальная - 91,3 и по крепкому корпусу - 70,1), ширина максимальна - 7,5 (по крепкому корпусу - 5,6 и по стабилизаторам - 8,0), осадка средняя - 5,1. Силовая установка - дизель-электрическая, трехвальна. Три дизеля марки 2 Д 42 по 1900 к.с. Один средний гребной электродвигатель ПГ-102К (2700 к.с.) и два бортовых ПГ-101К (по 1350 к.с.), один электродвигатель экономического хода ПГ-104К (140 к.с.). Четыре группы аккумуляторных батарей марки 46су по 112 элементов. Скорость хода надводная - 16,8 узла, подводная - 16,0 узла. Запас топлива (усиленный) - 477,3 тонны. Дальность плавания надводная - 30 000 миль при 8,8 узла, 17 700 миль под РДП, подводная - 400 миль (при 2 узлах ). Автономность - 90 суток, экипаж - 72 чел., в т.ч. 11 офицеров. Вооружение: шесть носовых и четыре кормовых 533-мм торпедные аппараты. Боезапас - 22 торпеды, 6 торпед ли и 32 мины типа МТД. РЛС "Флаг"* и "Накат", КЕРОСИН "Арктика-М", МГ-15 и "Тулома".
В составе ВМС Украины находится пока единственная океанская дизельная торпедная подводная лодка проекта 641, что носит наименование "Запорожья". Субмаринам этого проекта в НАТО было предоставлено кодовое обозначение - "Фокстрот" ("Foxtrot"), и более чем 40 лет они успешно несли боевые службы в Атлантике, Средиземном море, Тихом и Индийском океанах. Лодки этого проекта поставлялись в Польшу, Левею, Индому и на Кубу. "Фокстрот" под украинским военно-морским флагом еще не выходил на боевую службу и в настоящее время находится в завершающей стадии капитального ремонта.
История проектирования
Второе послевоенное десятилетие советского подводного флота характеризовалось не только строительством атомных и дизель-электрических субмарин с ракетным оружием, но и последующим развитием дизель-электрических подводных лодок, с торпедным оружием. Для замены средних подводных лодок первого послевоенного десятилетия проекта 613 была спроектирована и построена большой серией субмарина проекта 633. Для замены больших подводных лодок проекта 611 также была нужна новая океанская субмарина с увеличенной дальностью плавания, большей автономностью, улучшившими условиями обитания экипажа, и более современными оборудованием и вооружением.
За результатами исследований, выполненных в КБ-18 (в настоящее время ЦКБ МТ "Рубин"), в октябре 1954 года было принято общее решение ВМФ и Минсудпрома (МСП) о разработке технического проекта 641 океанской дизель-электрической подводной лодки большего водоизмещения, чем субмарины проекта 611. Технический проект 641 выполнялся под руководством главного конструктора С. А. Егорова (позже - Из. А. Дерибина) и был готов уже в январе 1955 года, а в июле того же года утвержденный постановлением Совета Министров СССР. Сразу же начался выпуск рабочих чертежей, а в августе 1955 года было принято общее решение ВМФ и МСП об увеличении глубины погружения путем применения новейшей корпусной стали марки АК-25 с пределом текучести 60 кгс/кв. мм При корегуванни технического проекта пришлось увеличить длину крепкого корпуса (на 0,8 м) и изменить размещение оборудования в отсеках. Вместе с тем обводы корпуса остались почти теми же, что и у лодок 611-го проекта - из штевневой носовой конечной частью, что существенно снижало маневренные и ходовые качества субмарины в подводном положении. Ограниченной осталась и подводная дальность плавания, которое снижало тактические возможности лодок этого проекта.
Строительство лодок проекта 641 велось на двух заводах (главный наблюдатель от ВМФ - капитан 2 ранга Л. А. Александров): 45 единиц построил Ленинградский СБЗ "Судомех" и 13 - Ново Адмиралтейский СБЗ. Всего планировалась серия из 160 субмарин, но в связи с переориентацией на строительство атомных подводных лодок серия ограничилась 58 лодками. Для ВМФ Индии было также заказано восемь лодок экспортного проекта И641 (S20 Karssula, S21 Karanj, S22 Khanderi, S23 Kalvari, S40 Vela, S41 Vagir, S42 Vagli, S43 Va-gsheer), по две лодки получили Польша (проекту 641: 292 Wilk - эх. Б-107, 293 Dzik - эх. Б-29 ) и Куба (проекту И641до: 725 - эх. Б-309, 729 - эх.Б-510 ), 6 ПЧ проекта И641к были поставлены в ВМС Ливии (311 Al Badr, 312 Al Fatex, 313 Al Ahad, 314 Al Mitraka, 315 Al Khyber, 316 Al Humain). Впоследствии пошла и модификация проекта под шифром 641б ("Tango"), что стал третьим поколением советских послевоенных дизельных субмарин. В начале ХХI века в составе российского ВМФ уже нет лодок проекта 641, они сохранились только в флотах Украины, Индии, Ливии и Кубы.
Описание конструкции
Подводная лодка проекта 641 имеет развитые надстройки и штевневу носовую конечную часть легкого корпуса. Цилиндровый крепкий корпус с концами в виде усеченных конусов изготовлен из стали АК-25 толщиной в 22 - 35 мм Крепкий корпус разделяется стальными водонепроникненими перебирками на семь отсеков. Главный балласт размещен у десяти цистернах (ЦГБ), большая часть которых оборудована кингстонами и может использоваться для приема топлива. Емкость ЦГБ (в кубических метрах): № 1 - 57,7; № 2 - 47,4; №3 - 52,45; № 4 - 61,2; № 5 (средняя) - 55,44; № 6 (средняя) - 51,36; № 7 - 50,96; № 8 - 35,60; № 9 - 59,30; №10 - 61,0. Емкость топливных цистерн: № 2 - 45,77; № 4 - 59,55; № 7 - 49,88; № 8 - 35,09; № 9 - 58,45.
Емкость других цистерн: носовые диферентни № 1 и 2 - по 8,775, кормовые диферентни № 3 и 4 - по 8,71, носовые цистерны кольцевого зазора № 1 и 2 - по 5,34, кормовые № 3 и 4 - по 3,34, цистерна быстрого погружения (54 - 61 шп.) - 18,4, уровневая цистерна № 1 - 17,86, кормовая - 33,94.
Энергетическая установка
Вместо двутактных тяжелых дизелей марки 37д мощностью по 2000 к.с. на ПЧ "Запорожье" установлены штатные облегчены четырехтактовые дизели марки 2Д42 мощностью по 1900 к.с. при 715 об/хв. и охлаждение пресной водой. На субмарине установлена система дистанционного управления дизелями ДАУ-2Д42. Гребные электродвигатели (дальше - ЭД) изготовлены на предприятии "Уралэлектротяжмаш", средний ЭД марки ПГ-102ДО развивает мощность в 2700 к.с. при 540 об/хв., бортовые ЭД ПГ-101ДО - мощность по 1350 к.с. при 440
об/хв. ЭД экономического хода ПГ-104ДО развивает мощность в 140 к.с. при 185 - 210 об/хв. Нормальный запас топлива марки ДС составляет 255 тонн, усиленный - 455 тонн. Аккумуляторные батареи размещены во втором и четвертом отсеках (всего 448 элементов в четырех группах). На лодке в конце 80-х годов были установлены свинцово-кислотные аккумуляторные батареи марки 48см (повышенной емкости) №А-19 и
№А-20. Два дизель-компрессора ДК-2 производительностью
8 л/хв. (230 кгс/кв.см) расположенные в 5 отсеке, а один электрокомпрессор ЕК-10-2 производительностью 18 л/хв. (200 кгс/кв. см) - в 6 отсеке.
На сдаточных экзаменах ПЧ "Запорожье", что именовался в советском флоте Б-435, смог развить наибольшую надводную скорость хода у 16,6 узла, а наибольшая дальность плавания при скорости экономического хода 8,3 узла достигла 17 700 миль. Наибольшая скорость подводного хода - 16,05 узла. Скорость хода под РДП (экономическая) - 8 узлов, а дальность плавания под РДП составляет 12 000 миль. При максимально возможной скорости под РДП у 10,1 узла дальность плавания составляет 17 900 миль. При работе ЭД экономическим ходом скорость ПЧ не превышает 2 узлы, а дальность плавания - 456 миль. Диаметр циркуляции не превышает 4,0 длину корпуса лодки.
Диаметр среднего гребного винта - 1,68 м (ГПШ), углубление - 2,90 м, вес винта - 622 кг. Шестилопастные бортовые винты диаметром 1,72 м имеют вес по 569 кг, углубление - 2,50 м. Якорь Холла весом 1,0 т расположен по правому борту в носовой части корпуса. Длина цепи - 175 метров (7 смычек), вес цепи - 3805 кг. Есть электрошпиль.
Вооружение
В торпедных аппаратах стандартного калибра 533-мм можно было применять новейшие торпеды. Обычно применялись акустические торпеды типов 53-65м и 53-65к, принятые на вооружение в 1969 году. Они имели дальность хода в 22 и 19 км (соответственно), скорость хода в 44 и 45 узлов, глубина поражения надводной цели, - до 12 метров, вес взрывчатки 300 - 307 кг. Внутренние трубчатые 533-мм торпедные аппараты производства завода "Красное Сормово" им. Жданова имеют длину 8145 мм, угол - 2 градуса, расположенного параллельно диаметральной плоскости корабля, вертикально, на расстоянии 700 мм один от другого. Заводские номера торпедных аппаратов: 41901-41910 (первые шесть - носовые ). ПУТС системы "Ленинград-641" (зав. № 6741) размещен в первом, третьем и седьмом отсеках. Время загрузки торпед в носовые аппараты не превышает 6 часов, в кормовых - 3 часов. ПЧ может принять вместо кормовых и запасных торпед 32 мины МДТ, РМ-2, 26 мин ли типа ПМ-2. Время загрузки мин на стеллаже и в кормовые аппараты не превышает 6 часов, скорость постановки - 5 узлов, метод - изолированная постановка двух мин из трубы торпедного аппарата воздушным выстрелом.
Глубина торпедной стрельбы достигала 80 - 100 метров. Имеются воздушно-пенная система пожежегасиння ВПЧ-52, устройство кондиционирования воздуха К-5 и устройство удаления камбузных отходов типа ДУК. Вместо несовершенного "Спрута" был установлен стабилизатор глубины "Мрамор".
Радиотехническое вооружение
Подводная лодка "Запорожья" имеет РЛС выявление надводных целей типа "Флаг", РЛС радиотехнической разведки "Накат", радиолокационный ответчик системы держ. опознание "Хром-К". В верхней части носового края располагается КЕРОСИН "Тулома", на верхней палубе - КЕРОСИН связи МГ-15 (на ее крышке - КЕРОСИН МГ-13 для выявления работы КЕРОСИН противника) и в нижней части форштевня - КЕРОСИН "Арктика-М". Есть также КЕРОСИН шумопеленгування МГ-10 и станция "Береста" (МГ-23) для определения скорости распространения звука в воде, КЕРОСИН АСС МГС-29, устройство РДП (работа дизеля под водой).
Командирский 180-мм перископ атаки ПК-8,5 длиной 8500 мм (с подвижным окуляром и увеличением у 1,5 раза с углом обзора 38 градусов, в 6 раз ли - 9 градусов) может быть подняты или опущены в течение 15 секунд. Зенитный перископ ПЗНГ-8 (с гидравлическим поводом вращения) имеет длину 8000 мм Ход перископов соответственно составляет 4990 и 4510 мм Использование перископов возможно на глубине до 30 метров при скорости хода до 6,5 узла. Субмарина укомплектована радиопеленгатором "Рамка", гирокомпасами
"Курс-5" (№ У316 - носовой и № У318 - кормовой), магнитным компасом КДЕ-П (№9019), показателем направления "Градус" (№02021), лагом ЛР-2 (№ 9018), эхолотом НЕЛ-6 (№0515). На мостике может быть использован выносной прожектор МСНП-250 (диаметром 250 мм). На лодке используется внутрикорабельная система связи П-400 "Каштан", есть выдвижная антенна надводной связи ВАН-С. Из радиооборудования на лодке установленные: передатчики Р-657 "Тантал" и Р-651м "Искра-м" (КВ), Р-619 (УКВ) и радиоприемники Р-676 и Р-675п.
"ЗАПОРОЖЬЕ". ИСТОРИЯ СЛУЖБЫ
Большая дизельная торпедная подводная лодка, которая носит теперь имя города Запорожье, была построена на Ново Адмиралтейском СБЗ под заводским номером "объект С-260". Корабль был заложен на стапеле 24 марта 1970 года, строительство велось быстрыми темпами (секционным методом), и уже 29 мая 1970 года корпус субмарины был торжественно спущен на воду. Субмарина завершила цикл ходовых и государственных экзаменов в течение 20 суток: за сентября - ноябрь 1970 года лодка прошла в надводном положении 1660 миль (236 ходовых часов) и в подводном положении - 432 мили (188 ходовых часов) и потратил 125 т топлива. В результате 6 ноября 1970 года был подписан приемный акт, и ВПЧ Б-435 вошел в состав ВМФ СССР. Субмарина вышла на первую боевую службу в Атлантику в мае 1971 года и вернулась на базу лишь в конце декабря. За 210 дней лодка имела 17 640 ходовых часов, прошла в надводном положении 18 342 мили и в подводном положении - 5340 миль, выполнил 71 погружение и потратил 825 тонн топлива. В период с 27 июня по 10 августа 1972 года Б-435 прошел докування и средний ремонт в СРЗ-35.
Субмарина успешно выполнила около десятка боевых служб. До 1990 года она входила в состав Краснознаменного Северного флота, а затем перешла на Черное море в состав 153-и бригады 14-и дивизии ПЧ ЧЧФ и имела бортовой номер 565 (ВЧ-15019). После распада СССР лодка почти не выходила в море, и за 1994 год он находился в море только 16 суток, имея 82 ходовых часа. Субмарина прошла 243,5 миле в надводном положении и 4,2 мили под водой.
В 1995 году она находилась в море всего 4 часа, сделав 53-мильный январский переход под буксирами из Балаклави в Южную бухту Севастополя.
В состав ВМС Украины субмарина Б-435 была передана из состава ЧФ РФ летом в 1997 году и 11 июле была переименована в "Запорожье", а 21 июля официально вошла в состав ВМС Украины и 1 августа подняла флаг ВМС Украины. Опять под буксирами лодку перетянули 3 августа 1997 года к причалу пидплаву в Балаклави. Отсутствие работоспособных аккумуляторных батарей едва не поставило крест на судьбе первой украинской субмарины. Но на помощь пришли запорожские шефы из "Укржелдортранса", которые выделили 18 млн. гривен на проведение ремонтных работ, докування и закупку в Греции новых аккумуляторных батарей. Купленные батареи доставил с Греции к Севастополю в феврале 2003 года украинский большой десантный корабль "Константин Ольшанский". Докування украинская субмарина прошла в плавучем дочке Балаклавского судоремонтного завода "Металлист" из августа 2002 года по 22 февраля 2003 года. В 7 часов утра 28 февраля 2003 года буксиры ВМС Украины "Корець", "Кременець" и "Красноперекопск" вывели подводную лодку "Запорожья" из Балаклави. В 14 часов "Корець" пошел в базу, а буксиры, которые остались, ввели в 15 часов субмарину в ковш Кілен-бухти к причалу 13-го СРЗ ЧФ РФ. Специалисты этого завода выполнят ремонтные работы, которые остались. Лодка им знакома, потому что завод уже ремонтировал его в 1992 году. Предусматривается, что весной в 2005 году ПЧ "Запорожье" сможет выйти в море и приступить к выполнению заданий боевой учебы.
Командиры подводной лодки:
ВМФ СССР:
Косенко Владимир Николаевич - 16.10.1970 - 21.05.1976;
Потешкин Станислав Алексеевич;
Маначинский Михаил Яковлевич - до ноября 1979;
Пучнин Владимир Васильевич - 06.01.1980 - 09.1983;
Семенов Владимир Александрович - 09.1983 - 10.1984;
Кулик Олег Михайлович - 10.1984 - 10.1985;
Прохоров Юрий Васильевич - 10.1985 - 09.1986;
Федоров Валерий Николаевич - 29.09.1986 - 11.03.1992;
Табачний Сергей Георгиевич - 11.03.1992 - 14.08.1993;
Егоров Андрей Юриевич - 14.08.1993 - 26.12.1996;
Дмитриев Игорь Германович - 26.12.1996 - 11.07.1997.
ВМС Украины:
Джемела Иван Иванович - 11.07.1997 - 01.02.2000;
Орлов Олег Анатолиевич - 01.06.2000 - по это время.
ОБЩАЯ ОЦЕНКА ПРОЕКТА
Для своего времени дизельные подводные лодки проекта 641 полностью удовлетворяли требования к океанским субмаринам, но технический прогресс и успешное развитие атомных подводных лодок с практически неограниченной дальностью плавания привели к быстрому моральному старению "фокстротов". Уже к началу восьмидесятых годов ХХ века боевое применение дизельных субмарин стало возможным лишь в морской зоне ближнего, а решающим фактором их тактических характеристик стали малошумнисть, высокие скоростные и маневренные характеристики, наличие систем автоматизированного управления.
Субмарина проекта 641 в ХХІ веке очевидно устарела и может использоваться лишь в учебно-тренировочных целях. Военно-морским Силам Украины нужны несколько новых подводных лодок.
Литература
Апальков Ю. В. Подводные лодки - Том 1, часть 2 - Спб, 2003.
Буров В. Н. Отечественное военное кораблестроение в третьем столетии своей истории. - Спб, Судостроение, 1995.
Кузин В. П., Никольский В. И. Военно-морской Флот СССР 1945 - 1991 гг. - Спб, ИМО, 1996.
Павлов А. С. Военные корабли России 2001 г. - Якутск, 2001.
Широкорад А. Б. Советские подводные лодки послевоенной постройки. - Москва, 1997.
Исторический журнал подводной лодки "Запорожья" ВМС Украины.
Немає коментарів:
Дописати коментар