суботу, березня 10, 2012

С 25 мая и до 31 мая 1968 г. в 1- й Военно-Морской Госпиталь прибыли десятки членов экипажа атомной подводной лодки К-27,которые получили различные дозы облучения во время ядерной аварии на ней.Врачи в первый же день принимали меры по спасению подводников.Первое это-.переливание крови, костного мозга .Для этого требовлось значительное количество доноров.Сегодня я публикую воспоминания бывшего командира ДПЛ Б-402,ныне капитана 1- го ранга АНАТОЛИЯ ПЕТРОВИЧА АНДРЕЕВА,примавшего активное участие в сдаче крови,костного мозга для подводников апл К-27,спасая этим многие жизни.Пользуясь случаем,хочу выразить ему и тем кто с ним сдавал для нас кровь -свою человеческую благодарность.Возможно в моих жилах есть частица крови и костного мозга ув.АНАТОЛИЯ ПЕТРОВИЧА АНДРЕЕВА И ЕГО МОРЯКОВ.

.Май 1968г,на первой моей подводной лодке Б-402 заканчивались приготовления к ходовым испытаниям.  Я уже чувствовал,что сборная команда,собранная из моряков 4 эскадры  пл СФ и офицеров Черноморского флота после стажировки и сдачи курсовых задач на подводных лодках 96и211бригад СФ стала экипажем,с которым можно идти в море,выполнять любые задачи.
Большую роль в становлении коллектива сыграли такие офицеры как замполит Юрий Кобзарь,к-р БЧ-5 Ливанов,начальник РТС Цыбулевский и доктор. В конце мая приехала бригада врачей с центра переливания крови г. Ленинграда и взяла забор крови для нужд города у части экипажа. Через пару дней меня отловили на заводе ,приказали немедленно прибыть к начальнику штаба бригады.Меня это удивило, т.к этот замечательный человек кап.1ранга Гуляев Иван Иванович зря не дергал командиров,а мы с ним утром обсудили все вопросы выхода и я был счастлив,что он идет старшим на моем первом выходе. Он встретил меня у дверей кабинета,пригласил сесть на диван и со встревоженным видом стал внимательно расспрашивать о состоянии экипажа,настроении среди моряков и офицеров,не задавая вопросов о состоянии техники.Сделав продолжительную паузу сказал-Вам предстоит после обеда ,оставив минимальное число людей на вахте,всем экипажем следовать в госпиталь и выполнить все указания начальника мед.службы Лен.ВМБ Я заикнулся о плане выхода но он мне с большой грустью сказал-там ваши моряки поймут,что такое подводная служба и дружба Построив всю команду практически в полном составе с мыслями о странном задании ,отправились в госпиталь.Там зам. начальника госпиталя,спросив кто плохо себя,отправил всех в приемный покой,а мне в своем кабинете объяснил,что сдавать кровь некоторые будут прямо в палатах.А ваша какая группа? Я ответил что знаю одно-могу всем,а мне никто. Если не возражаете,пойдемте со мной и провел в какую-то палату. Там в двухместной палате кто-то лежал,закрытый висячей вдоль кровати простыню.Мою руку привели в соответствующее состояние и стали напрямую передавать кровь соседу,который слегка стонал.Все шло видимо нормально,я даже задремал.Очнулся через какое-то время,когда освобождали мою руку и попросили полежать и отдохнуть,но не вставать. Через некоторое время пришел какой-то врач и спросил, не буду ли я возражать, если , не смотря на мой возраст(целых 33 года ) у меня возьмут костный мозг, а потом меня отвезут домой. Я только спросил как долго это будет и что с моим экипажем. Он сказал, что мои ребята молодцы , почти все сделали нормально и некоторые группы отправлены в часть. После довольно неприятной процедуры мне дали отдохнуть и на санитарной машине довезли до Финляндского вокзала и я поехал к семье в Разлив. Следующий день был выходной , а в понедельник доктор доложил мне что только два человека не сдали кровь по медицинским показателям, остальные чувствуют себя нормально.  Кровь  сдавали для моряков с какой-то северной  подводной лодки. 
     На следующий день мы уже начали ходовые испытания под руководством кап.1ранга Гуляева И.И. и о нашем мероприятии разговор не заходил.
     Когда возвратились , через несколько дней, на завод, комбриг Колчин И. приказал выделить двух офицеров и двух старшин в распоряжение нач-ка госпиталя для сопровождения груза. Выделил  пом. к-ра  и к-ра БЧ-3. Они возвратились через несколько дней и рассказали, что сопровождали погибших моряков на Родину на грузовых самолетах флота. На одном аэродроме их встретил комендант с группой военнослужащих и убитые горем родители, передача произошла быстро и четко. Хуже было в другом пункте передачи. Там комендант заранее объявил в селе о прибытии погибшего. В результате, на аэродроме кроме родственников собралась большая толпа разъяренных и подвыпивших людей, окружившая нашу группу и требующая открыть гроб. И только вызванная по тревоге группа солдат какой-то части предотвратила неприятный инцедент.  С трудом передав все коменданту, наша группа улетела в Ленинград.
И только после выхода книги  Н.Г. Мормуляк  " Катастрофы под водой "  найдя выданную мне от имени Главкома грамоту с необычной формулировкой "За самоотверженный поступок  при оказании помощи пострадавшим военным морякам...", сличив даты, я понял  кому мы оказали помощь в далеком 1968 году и горжусь этой грамотой больше многих наград. Она мне теперь особенно дорога, как память о великих делах на благо нашей Родины экипажа К-27 .

                                                                                                    Бывший командир ПЛ Б-402 капитан 1 ранга Андреев А.П. 

Немає коментарів: