Российский флот растет снизу вверх
Константин Богданов, военный обозреватель РИА Новости.
Пока высокое начальство решает судьбы концепций флотского строительства, этот самый флот продолжает заказывать себе новые корабли. Скандалы с контрактами на атомные субмарины, длившиеся весь истекший год и ставшие самым крепким орешком в проблеме "Гособоронзаказа-2011", на время скрыли из виду ситуацию с заказом надводных кораблей. А военные уже сосредотачиваются на серийном строительстве отработанных проектов, унифицированных по вооружению.
"Корабельный состав ВМФ из-за отсутствия достаточного количества финансовых средств на его поддержание и развитие по своему количеству вплотную приблизился к минимально необходимому для решения поставленных задач", – сказал вице-премьер Дмитрий Рогозин в четверг на совещании с руководством оборонных предприятий "Севмаш", "Звездочка", а также с командованием ВМФ по развитию военно-морского флота России.
По словам вице-премьера, значительное количество кораблей эксплуатируется за пределами своих сроков службы, и ВМФ России необходимо срочное обновление. "Сложившаяся за последние годы практика единичного и растянутого по срокам строительства и ремонта отдельных кораблей привела к разрушению производственной кооперации", – подчеркнул Рогозин.
Тихо и упрямо строятся
Тем не менее, назвать практику флотского строительства совсем уж единичной было бы неверно. Буквально в минувшую среду в Санкт-Петербурге были заложены сразу два боевых корабля: фрегат проекта 22350 "Адмирал Головко" и корвет проекта 20385 "Гремящий".
На текущий момент действуют контракты на постройку восьми фрегатов проекта 22350 (в это число включены и "Горшков" с "Касатоновым") и восьми корветов проекта 20385 ("Гремящий" станет первым из них).
Что строим?
Российский флот не занимается гигантоманией и не замахивается на "общемировой стандарт де-факто" – ударные группы тяжелых океанских кораблей, развернутых вокруг атомных авианосцев. Этот "концепт", прямо скажем, и Советскому Союзу в лучшие годы не удался, по целому ряду причин – от слабости промышленной и судоремонтной базы до идеологических метаний в высшем военном и военно-промышленном руководстве.
Корветы (если уж быть точным, многоцелевые сторожевые корабли ближней морской зоны) проектов 20380/20385 призваны закрыть собой недостачу в силах обороны прибрежных районов.
Фрегаты (многоцелевые сторожевые корабли дальней морской зоны) проекта 22350 вообще принято считать чуть ли не осью нового ВМФ России. В начале 2000-х, когда этот проект закладывался в качестве перспективного, назывались масштабы строительства в 30 единиц. Оценивать такие наполеоновские планы сложно, однако подход сохраняется: сейчас называются объемы строительства "до 20 единиц в ближайшие 15-20 лет".
Военные пока очень осторожно отзываются, что в "Госпрограмме вооружений до 2020 года" авианосцы не значатся, однако на всякий случай запустили серию НИРов для определения роли и места таких кораблей в перспективной боевой системе флота.
Морской стандарт
Возобладавший среди отечественных военных подход к экономии и унификации ракетных боевых средств флота стоит отметить отдельно. Когда-то, в советские времена, ВМФ в потрясающих темпах плодил "уникальные" ударные ракетные комплексы с несовместимыми пусковыми и ракетами. Притом в каждом конкретном случае принятие на вооружение той или иной ракетной системы было абсолютно оправдано с точки зрения насущности решаемых им задач. Но все это вместе порождало чудовищный зоопарк боевых средств в масштабах всего флота.
Здесь еще поработала и привыкшая жить на широкую ногу военная промышленность: иной раз военные, люди практичные, в техническом задании четко прописывали унификацию новой ракеты со старой пусковой. В итоге все получалось "как всегда".
Такова, например, история лодок проектов 670 и 670М, которые должны были вооружаться одним ракетным комплексом (более старые лодки хотели перевооружить на новую ракету "Малахит" с увеличенной дальностью), а в итоге каждый проект остался при своем вооружении – вплоть до вывода лодок из боевого состава уже в начале 90-х годов.
Времена меняются, деньги, невеликие и в блестящую эпоху советского флотоводца Сергея Георгиевича Горшкова, кончились. В идеологии флотского строительства закрепился УКСК (универсальный корабельный стрельбовый комплекс), которым будут оснащаться все корабли основных классов – включая и виновников торжества проектов 20385 и 22350, а также их потенциальных старших братьев – эсминцев океанской зоны.
По сути, это группа унифицированных вертикальных пусковых установок, из которых можно применять самый широкий набор ракетного вооружения. В арсенале корабля, снабженного УКСК, могут числиться сверхзвуковые противокорабельные КР "Оникс" и ракеты универсального комплекса "Калибр" (в трех версиях: сверхзвуковая противокорабельная, дозвуковая для работы по наземным целям и противолодочная). В будущем есть планы расширить арсенал и за счет зенитных ракет, хотя пока что УКСК используется только для ударных систем.
Заграница нам поможет
Затягивание сроков ввода в строй кораблей проекта 22350 (головной корабль, напомним, заложили еще в 2006 году) породило к жизни простое, в сущности, решение. Время, необходимое для раскрутки строительства "Горшковых", будет потрачено на параллельный ввод в состав флота фрегатов проекта 1135.7.
Это довольно интересный корабль. В основе его лежит проект 1135.6 – отдаленный потомок советских сторожевиков проекта 1135, разработанный под заказ индийского флота (так называемые фрегаты типа Talwar). "Балтийский завод" уже передал в Индию три первых корабля этого класса, еще три строятся на калининградской верфи "Янтарь".
Российский флот, остро нуждающийся в пополнении корабельного состава, не стал изобретать велосипед и затребовал себе "внутренний" вариант "Тальвара" под шифром 1135.7. Притом проекты оказались настолько близкими, что многие системы, вписанные на 1135.7, оставались, в сущности, продукцией военного назначения, разработанной по требованиям иностранного заказчика, т.к. до недавнего времени не имели соответствующих "литер" на применение в российских вооруженных силах.
Вот такой он, надводный российский флот XXI века: прижимистый, прагматичный и знающий себе пределы. Общественность как-то не привыкла видеть отечественных военных такими – видимо, придется привыкать.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
http://www.ria.ru/analytics/20120202/554954703.html
Пока высокое начальство решает судьбы концепций флотского строительства, этот самый флот продолжает заказывать себе новые корабли. Скандалы с контрактами на атомные субмарины, длившиеся весь истекший год и ставшие самым крепким орешком в проблеме "Гособоронзаказа-2011", на время скрыли из виду ситуацию с заказом надводных кораблей. А военные уже сосредотачиваются на серийном строительстве отработанных проектов, унифицированных по вооружению.
"Корабельный состав ВМФ из-за отсутствия достаточного количества финансовых средств на его поддержание и развитие по своему количеству вплотную приблизился к минимально необходимому для решения поставленных задач", – сказал вице-премьер Дмитрий Рогозин в четверг на совещании с руководством оборонных предприятий "Севмаш", "Звездочка", а также с командованием ВМФ по развитию военно-морского флота России.
По словам вице-премьера, значительное количество кораблей эксплуатируется за пределами своих сроков службы, и ВМФ России необходимо срочное обновление. "Сложившаяся за последние годы практика единичного и растянутого по срокам строительства и ремонта отдельных кораблей привела к разрушению производственной кооперации", – подчеркнул Рогозин.
Тихо и упрямо строятся
Тем не менее, назвать практику флотского строительства совсем уж единичной было бы неверно. Буквально в минувшую среду в Санкт-Петербурге были заложены сразу два боевых корабля: фрегат проекта 22350 "Адмирал Головко" и корвет проекта 20385 "Гремящий".
"Головко" – третий корабль в серии проекта 22350, головной фрегат "Адмирал флота Советского Союза Горшков" спущен на воду в октябре 2010 года, а второй ("Адмирал флота Касатонов") планируется спустить в этом году. "Гремящий" формально является головным в проекте 20385, однако сам этот проект – дальнейшее развитие корветов проектов 20380 и 20381, два из которых уже введены в состав Балтфлота, один проходит испытания и еще один строится.
На текущий момент действуют контракты на постройку восьми фрегатов проекта 22350 (в это число включены и "Горшков" с "Касатоновым") и восьми корветов проекта 20385 ("Гремящий" станет первым из них).
Что строим?
Российский флот не занимается гигантоманией и не замахивается на "общемировой стандарт де-факто" – ударные группы тяжелых океанских кораблей, развернутых вокруг атомных авианосцев. Этот "концепт", прямо скажем, и Советскому Союзу в лучшие годы не удался, по целому ряду причин – от слабости промышленной и судоремонтной базы до идеологических метаний в высшем военном и военно-промышленном руководстве.
Российский флот заказывает простых и понятных "тружеников моря". В 90-е годы массовый вывод кораблей из боевого состава флота, который (в нестратегической своей части) финансировался строго по остаточному принципу, оставил в рядах морских сил страны совершенно непотребные бреши.
Единичный ввод надводных кораблей основных классов (того же крейсера "Петр Великий" в 1996 году) не влиял на картину обвальной деградации оперативных возможностей всех четырех флотов.Корветы (если уж быть точным, многоцелевые сторожевые корабли ближней морской зоны) проектов 20380/20385 призваны закрыть собой недостачу в силах обороны прибрежных районов.
Фрегаты (многоцелевые сторожевые корабли дальней морской зоны) проекта 22350 вообще принято считать чуть ли не осью нового ВМФ России. В начале 2000-х, когда этот проект закладывался в качестве перспективного, назывались масштабы строительства в 30 единиц. Оценивать такие наполеоновские планы сложно, однако подход сохраняется: сейчас называются объемы строительства "до 20 единиц в ближайшие 15-20 лет".
Головной фрегат ВМФ РФ "Адмирал флота Сергей Горшков" спущен на воду на ОАО "Северная Верфь" в Санкт-Петербурге.
На подходе – разработка и строительство эсминцев океанской зоны, проводится конкурс проектов по этой теме. По ряду данных, флот хочет, чтобы эти корабли были достаточны крупные и тяжеловооруженные – фактически, они станут уже не столько эсминцами, сколько ракетными крейсерами. Флот идет "снизу вверх", отрабатывая новые решения и унифицируя корабельные системы на новых боевых единицах.
Глава Объединенной судостроительной корпорации Роман Троценко, продвигающий проект создания новых верфей на острове Котлин, регулярно рекламирует флоту идею строительства атомного авианосца.Военные пока очень осторожно отзываются, что в "Госпрограмме вооружений до 2020 года" авианосцы не значатся, однако на всякий случай запустили серию НИРов для определения роли и места таких кораблей в перспективной боевой системе флота.
Морской стандарт
Возобладавший среди отечественных военных подход к экономии и унификации ракетных боевых средств флота стоит отметить отдельно. Когда-то, в советские времена, ВМФ в потрясающих темпах плодил "уникальные" ударные ракетные комплексы с несовместимыми пусковыми и ракетами. Притом в каждом конкретном случае принятие на вооружение той или иной ракетной системы было абсолютно оправдано с точки зрения насущности решаемых им задач. Но все это вместе порождало чудовищный зоопарк боевых средств в масштабах всего флота.
Здесь еще поработала и привыкшая жить на широкую ногу военная промышленность: иной раз военные, люди практичные, в техническом задании четко прописывали унификацию новой ракеты со старой пусковой. В итоге все получалось "как всегда".
Такова, например, история лодок проектов 670 и 670М, которые должны были вооружаться одним ракетным комплексом (более старые лодки хотели перевооружить на новую ракету "Малахит" с увеличенной дальностью), а в итоге каждый проект остался при своем вооружении – вплоть до вывода лодок из боевого состава уже в начале 90-х годов.
Времена меняются, деньги, невеликие и в блестящую эпоху советского флотоводца Сергея Георгиевича Горшкова, кончились. В идеологии флотского строительства закрепился УКСК (универсальный корабельный стрельбовый комплекс), которым будут оснащаться все корабли основных классов – включая и виновников торжества проектов 20385 и 22350, а также их потенциальных старших братьев – эсминцев океанской зоны.
По сути, это группа унифицированных вертикальных пусковых установок, из которых можно применять самый широкий набор ракетного вооружения. В арсенале корабля, снабженного УКСК, могут числиться сверхзвуковые противокорабельные КР "Оникс" и ракеты универсального комплекса "Калибр" (в трех версиях: сверхзвуковая противокорабельная, дозвуковая для работы по наземным целям и противолодочная). В будущем есть планы расширить арсенал и за счет зенитных ракет, хотя пока что УКСК используется только для ударных систем.
Заграница нам поможет
Затягивание сроков ввода в строй кораблей проекта 22350 (головной корабль, напомним, заложили еще в 2006 году) породило к жизни простое, в сущности, решение. Время, необходимое для раскрутки строительства "Горшковых", будет потрачено на параллельный ввод в состав флота фрегатов проекта 1135.7.
Это довольно интересный корабль. В основе его лежит проект 1135.6 – отдаленный потомок советских сторожевиков проекта 1135, разработанный под заказ индийского флота (так называемые фрегаты типа Talwar). "Балтийский завод" уже передал в Индию три первых корабля этого класса, еще три строятся на калининградской верфи "Янтарь".
Российский флот, остро нуждающийся в пополнении корабельного состава, не стал изобретать велосипед и затребовал себе "внутренний" вариант "Тальвара" под шифром 1135.7. Притом проекты оказались настолько близкими, что многие системы, вписанные на 1135.7, оставались, в сущности, продукцией военного назначения, разработанной по требованиям иностранного заказчика, т.к. до недавнего времени не имели соответствующих "литер" на применение в российских вооруженных силах.
Сейчас ВМФ России разместил заказ на шесть фрегатов проекта 1135.7 на заводе "Янтарь". Два уже заложены: "Адмирал Григорович" в декабре 2010 года, а "Адмирал Эссен" в июле 2011. В течение 2012 года планируется заложить еще два или три корабля, и еще один или два – уже в 2013 году.
И что-то подсказывает, что шестью фрегатами дело не ограничится: проект 22350 довольно дорог, доводить до ума его еще только предстоит, а нынешние военные, изрядно травмированные катастрофой 90-х годов, свято блюдут принцип "работает – не трогай!". Так что если 1135.7 приживется на флоте, строить его будут крупной серией – возможно, модернизировав.Вот такой он, надводный российский флот XXI века: прижимистый, прагматичный и знающий себе пределы. Общественность как-то не привыкла видеть отечественных военных такими – видимо, придется привыкать.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
Немає коментарів:
Дописати коментар