четвер, березня 29, 2012

Подводное кораблестроение на «Красном Сормове»
От "ЩУКИ" до "БАРРАКУДЫ"
В истории завода "Красное Сормово" много значительных дат. Но дату 14 июня 1929 года следует выделить особо. В этот день на завод пришло задание Управления Военно-Морских сил на постройку первой подводной лодки типа "Щука" III серии с указанием довести строительство до 20 подлодок на случай войны.
23 февраля 1930 года заложили головную лодку, тактический № Щ-304. Ее назвали "Комсомолец", так как деньги на строительство собирали комсомольцы всей страны.
ПЛ "Комсомолец" была передана ВМФ в 1934 году На этой лодке получили свое первое подводное крещение курсанты Военно-морского училища: Магомед Гаджиев, Валентин Стариков, Евгений Осипов и другие прославленные впоследствии подводники.
Техбюро под руководством И.Д. Игнатьева управляло производством и организацией транспортировки ПЛ по внутренним водным путям. Транспортный док, обеспечивающий их перевод из Сормова в Кронштадт, спроектировал молодой инженер-судостроитель В. В. Крылов (во время войны - главный конструктор завода).

В предвоенные годы на заводе было заложено 11 "Щук", имеющих главные размерения 58 х 6 х 4 м и вооруженных двумя пушками "К-45", четырьмя носовыми торпедными аппаратами и двумя кормовыми (экипаж 38 чел.).
В 1936 году заводу поручается строительство двух серий подводных лодок: IX-бис типа "С" с главными размерениями 77,7 х 6,4 х 4 м, усиленных пушкой "К-100" (экипаж 45 чел.), и XII серия типа "М" ("Малютка") с главными размерениями 44,5 х 3,3 х 2,8 м, цельносварным корпусом, вооруженная пушкой "К-45" и двумя торпедными аппаратами (экипаж - 20 чел.).
Закладка первых двух ПЛ типа "С" состоялась 14 декабря 1936 года. До 1941 года построено 34 ПЛ этого типа.
Строительство "Малюток" велось под руководством начальников участков по корпусным работам П.П. Маркушева (впоследствии главного инженера завода), по судомонтажным - П.Н. Светлова. Лодки предназначались для сдачи Северному, Черноморскому и Тихоокеанскому флотам.
К началу Великой Отечественной войны вступили в строй 15 сормовских "Малюток". Все лодки были в боевом составе и составляли более 20 процентов от общего их числа.
В январе 1942 года Государственный Комитет Обороны принял постановление о продолжении строительства ПЛ на заводе. В связи с этим был организован судостроительный отдел. Его возглавил М.И.Лернер, бывший руководитель сдаточной базы в Кронштадте. За годы войны моряки получили 27 сормовских ПЛ. Они успешно воевали на всех флотах и самоотверженно действовали на вражеских коммуникациях.
В историю вошла знаменитая атака века, совершенная подводной лодкой "С-13" (строитель Н.К. Петухов) под командованием А.И. Маринеско. Он принял се в Кронштадте в 1943 году.
Строителем и ответственным сдатчиком ПЛ "С-16" (1943 г.) был П.А. Черноверхский, впоследствии главный инженер завода "Красное Сормово", а затем начальник 1-го Главного управления МСП СССР.
После окончания войны в ноябре 1945 года правительство утвердило план военного судостроения на 1946-1955 гг.
ДИЗЕЛЬНЫЕ ПЛ ПРОЕКТА 613
1950 год. На сормовском стапеле заложена головная лодка 613 проекта "С-80". В декабре 1951 года вошла в состав ВМФ. Она имела улучшенные ходовые и маневренные качества, средства связи и наблюдения, усиленное торпедное, минное и артиллерийское зенитное вооружение. По заключению комиссии Государственной приемки: "Подводная лодка "С-80" является вполне современным кораблем, способным выполнять боевую задачу на любом морском театре войны".
После войны это была самая крупная серия подводных лодок - 215 единиц. Из них 113 ПЛ построено на "Красном Сормове". в Темпы строительства и сдачи проекта 613 и поныне впечатляют: 16 ПЛ ' (1953 т.), 29 ПЛ (1954 с), 37 ПЛ (1955 г.), р26 ПЛ (1956 с). В то же время шла реконструкция корпусных и монтажных цехов завода под строительство новых лодок.
СРЕДНИЕ ДИЗЕЛЬНЫЕ ПЛ ПРОЕКТА 633
Напряженно работало заводское СКБ-112. В 1954 г. оно получило правительственное задание передать чертежно-конструкторскую документацию на подводную лодку этого проекта Китайской Народной Республике.
В 1956 году СКБ-112 было выделено из состава завода и стало самостоятельным (его возглавил В.П. Воробьев), но конструкторы продолжали работать в тесном контакте с заводчанами.
В октябре 1957 года была заложена головная лодка 633 проекта, в мае 1958 года ее спустили на воду, а в августе 1959 года сдали ВМФ (ответственный сдатчик М.М.Сперанский, затем В. И. Третьяков). По тактико-техническим данным она превосходила ранее построенные корабли. За четыре года были построены 20 кораблей.
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ПЛ
Первенцем научно-подводного флота стала лодка "Северянка", переоборудованная в 1958 г. по просьбе Министерства рыбного хозяйства СССР из боевой ПЛ для участия в промысловых экспедициях. На ее борту велись научно-исследовательские работы, решались рыбопромысловые и другие задачи.
В 1959 году построена ПЛ проекта 613 С (главный конструктор С.Н. Якимовский). На ней отрабатывались новые спасательные люки, штоковые устройства, аварийно-спасательные буи, спасательная рубка многоразового действия. Строителем и ответственным сдатчиком был П.С. Салов. На базе этой лодки создана экспериментальная ПЛ проекта 666, положившая начало строительству кораблей специального назначения - спасательных. На лодке проекта 666 был установлен автономный управляемый снаряд (УПС) - родоначальник серии подводных спасательных и рабочих снарядов, построенных на заводе по чертежам ЦКБ "Лазурит". Это была первая в мире экспериментальная подводная лодка.
ДЛЯ ЗАПУСКА РАКЕТ
В середине 50-х годов в СССР начались крупные работы по созданию ракетно-ядерного океанского флота, способного обеспечить государственные интересы страны в мировом океане. Была поставлена задача создать многоцелевые подводные лодки и расширить их боевые возможности.
Оснащение кораблей сормовской постройки ракетным оружием началось с переоборудования нескольких строящихся серийно дизель-электрических подводных лодок. С конца 50-х - начала 60-х годов по разработкам ЦКБ-18 и СКБ-112 завод строит подводные лодки с контейнерами для запуска ракет. Они устанавливались на палубе корабля и за ограждением рубки. Это были первые носители тактических ракет П-5, предназначенных для поражения береговых объектов.
Опыт их постройки, эксплуатации и испытаний нового оружия был учтен в большой ракетно-торпедной ПЛ проекта 651. Строительство и сдача ВМФ серии этих кораблей в 60-е годы явилось для рабочих и специалистов завода огромной школой постижения и накопления опыта корабельного мастерства.
АТОМНЫЕ РАКЕТОНОСЦЫ "СКАТ", "ЧАЙКА" (1967 -1978)
Крупнейшим достижением сормовской школы подводного кораблестроения стало создание и строительство атомной подводной лодки (АПЛ) проекта 670 "Скат", вооруженной крылатыми ракетами подводного старта.
Проектирование ракетоносца "Скат" велось под руководством главных конструкторов ЦКБ "Лазурит" В.К. Шапошникова и В.П. Воробьева.
Новизна и сложность решений по энергетике (использование ядерных установок), конструкции корпуса, применению автоматики, радиоэлектроники, уникальных систем, сталей новых марок и других материалов предопределили необходимость резкого повышения технического уровня и культуры производства. В связи с этим были осуществлены крупные меры по реализации правительственного постановления "О новой реконструкции предприятия" (1961 г.).
В 1963 году в судомонтажном производстве организуется цех покрытий (СК-7), а спустя год вступает в строй стендовый корпус по изготовлению узлов торпедных аппаратов и испытанию воздушных схем стрельбы. Реконструируются спусковые устройства, цеха верфи, обеспечивающие крупноблочную постройку ПЛ. Строятся и оборудуются судомонтажные цеха № 1 и № 3.
В 1965 году построен трубозаготовительный цех, в следующем введен в эксплуатацию новый эллинг (цех СК-10), что позволило строить ПЛ крупных размеров полностью на стапеле.
Все это обеспечило значительный рост технического уровня предприятия, повысило квалификацию его работников и открыло возможности строительства высококлассных кораблей.
В 1967 году атомная субмарина проекта 670 была спущена на воду. Накануне 50-летия Октября проведены государственные испытания, и головная РГ1Л "Скат" была принята в состав Краснознаменного Северного Флота. Главным строителем головного корабля рыл В.В. Семашко, ответственным сдатчиком - Ф.Г. Преображенский, сдаточным механиком - А-И.Нахров.
В 1970 году завод "Красное Сормово" награжден пятой государственной наградой - орденом Октябрьской революции.
В 1972 году Военно-Морской Флот получил 11-й корабль, завершивший программу строительства проекта 670, представляющего второе поколение ударных АПЛ с противокорабельными крылатыми ракетами. Ответственными сдатчиками "Скатов" являлись, помимо Ф.Г. Преображенского, А.Н. Котов, А.И. Нахров, В.Н. Сугоров, Е.И. Сорокин.
Более совершенные крылатые ракеты "Малахит" позволили увеличить ударную мощь кораблей, которые получили номер проекта 670 М "Чайка". По этому проекту в 1972 - 1978 гг. построены шесть кораблей (ответственные сдатчики А. В. Бублик, Л. И. Коничкин и В.В. Дегтярев).
АТОМНЫЕ МНОГОЦЕЛЕВЫЕ ПЛ 2-ГО ПОКОЛЕНИЯ (1972 - 1978)
Для борьбы с ракетными подводными лодками потенциального противника была спроектирована атомная многоцелевая подводная лодка второго поколения проекта 671 РТ "Семга".
Этот боевой корабль по всем параметрам соответствовал высоким требованиям, предъявляемым к военной технике. Строительство его с конца 60-х годов и вплоть до 1978 года было сопряжено с решением сложных производственных и технических задач. Сормовичи добились поставленной цели и укрепили ВМФ страны новыми боевыми атомными ракетоносцами. В 1972 году головной заказ пр. 671 РТ вошел в состав Северного флота. Ответственными сдатчиками были А. И. Нахров и В. В. Чукин.
Новой ступенью в развитии морской боевой техники стала дизель-электрическая подводная лодка второго поколения проекта 641 Б "Сом".
Высокий уровень автоматизации боевых технических средств, радиотехническое вооружение, новая акустика отличали эти корабли. Их серия была успешно освоена и уверенно предъявлялась к сдаче ВМФ в период 1974 - 1982 гг. Ответственными сдатчиками этого заказа были Г. К. Казаков, В.А. Краснов, В.А. Голубев, А.Г. Генералов, В. К. Малиновский, А.А. Брызгалов, М.А. Удалов, М.В. Лихоманов.
ПЛ 3-ГО ПОКОЛЕНИЯ (1984-1995)
В 1979 году на Сормовской верфи была заложена большая дизель-электрическая подводная лодка третьего поколения проекта 877 "Варшавянка", имеющая славу подводного охотника. Ее успешное строительство на заводе, сдача ВМФ в первой половине 80-х годов, а также выполнение экспортных заказов пр. 877 ЭКМ в начале 90-х годов стали ярким доказательством мастерства сормовских кораблестроителей.
Отличают "Варшавянку" высокие мореходные качества и маневренность, обеспеченные совершенной формой и конструкцией корпуса, исключительная малошумность, гидроакустический комплекс, высокая боевая мощь и надежность. В комплекте вооружения 6 дистанционно управляемых торпедных аппаратов. Ответственным сдатчиком головного заказа "Варшавянки" (1984 г.) был А.А.Брызгалов. Достигнутые качества "Варшавянки" принесли ей международное признание.
Параллельно шла работа над атомными океанскими ПЛ "Барракуда", "Кондор". В целях повышения эффективности средств противодействия военной угрозе с морских и океанских направлений в начале 70-х годов в ЦКБ "Лазурит" была начата разработка нового проекта 945 - атомной подводной лодки третьего поколения (главный конструктор проекта - Н.И.Кваша).
В проект закладывали, по сравнению с ПЛ предшествующей постройки "Скат" и "Чайка", торпедно-ракетный комплекс с увеличенным боезапасом и дальностью действия, применение нового гидроакустического и навигационного комплекса, радиоэлектронного вооружения, средств связи; спасательной камеры и другое. С учетом заданной глубины погружения и высоких требований по ограничению водоизмещения в качестве конструкционного материала был принят титановый сплав.
Освоение проекта, аналогов которому не было в мире, явилось невиданным ранее техническим и технологическим прорывом завода.
В 1984 году головная АПЛ проекта 945 "Барракуда" вошла в состав Военно-Морского Флота страны. Ее ответственным сдатчиком являлся А.А. Бублик.
В последующие годы флот получил еще три уникальных корабля, последний "да них пр. 945 А "Кондор" (1993 г.) признан одной из лучших подводных лодок XX столетия. Ответственными сдатчиками были В.В. Дегтярев и А.В. Цепилов.
За 70 лет подводного кораблестроения трудом, умением, мастерством трех и поколений тружеников завода построено и сдано Военно-Морскому Флоту 275 боевых подводных лодок, в их числе 26 атомных.
За личный творческий вклад, а по существу героический труд по созданию головных образцов подводных кораблей и образцов новой техники, работники завода - организаторы производства и его технологического обеспечения, строители подводных лодок, рабочие цехов верфи и машиностроения представлялись к высоким правительственным наградам и почетным званиям.
Звания Герой Социалистического Труда удостоены: Александр Петрович Удалов - бригадир слесарей-монтажников (1970), Михаил Афанасьевич Юрьев - директор завода (1971), Тимофей Григорьевич Галанин - токарь-расточник (1975). Лауреатом Ленинской премии стал Константин Степанович Старцев - главный технолог завода (1970).
Дипломы лауреатов Государственной премии в области науки и техники в период 1960-1990 гг. получили: В.В. Московкин - начальник технологического отдела, Н.И. Храмов - зам. начальника отдела машиностроения, К.Н. Панов - бригадир судосборщиков, Ю.Г. Мочалов - бригадир слесарей, В.Н. Кулагин - слесарь-монтажник, В.В. Чалов - начальник судомонтажного цеха, П.Л. Захаров - бригадир слесарей-монтажников, В.П. Смирнов - гл. технолог проекта, Б.В. Забегалов - главный инженер завода, Н.Е. Леонов - директор завода, Н.С. Жарков ~ генеральный директор ОАО "Завод "Красное Сормово".
Почетного звания "Заслуженный машиностроитель РСФСР" удостоены: токари В.Н. Анисимов, В.И. Чкалов, Г.Д.Власов, А.Ф.Дерюгина, фрезеровщик В.М.Дымченко, сверловщик Д.А.Дорогин, ст. мастер В.Н.Шабанов, начальник механического производства В.М.Гершман(1981).
Огромен вклад сормовских корабелов в укрепление могущества Военно-Морского Флота. В знак этого на центральной аллее завода установлен памятник создателям подводных лодок, своим талантом, трудом, героизмом прославившим Сормовский завод.

Немає коментарів: