Плавание АПЛ подо льдами Арктики. Контр-адмирал А.С.Берзин.
22.03.2012 07:16:13
Первые походы АПЛ в Арктику имели главной целью посещение географической точки Северного полюса. Первым из ПЛ «верхушки» Земли достиг американский «Nautilus».
Черед наших подводников наступил в 1962 г., когда в точке с нулевыми географическими координатами оказалась советская АПЛ К-3.
Моряки атомной подводной лодки покорители Арктики. 1962 год. Саморезов Виктор Константинович.
В дальнейшем США и СССР систематически использовали и продолжают использовать Арктику. Круг решаемых в этом регионе задач значительно расширился и включает в себя патрулирования ПЛАРБ в готовности к нанесению удара с получением приказания верховного командования и действия многоцелевых АПЛ с задачей поиска и слежения за ракетными АПЛ противника (с целью после начала военных действий немедленно уничтожить противника).
В ВМФ России до сих пор существует специфическая задача перебазирования АПЛ с СФ на ТОФ и наоборот с целью усиления соответствующих группировок подводных сил. Эта задача выполнима лишь в короткий промежуток времени – с конца августа до начала сентября, так как в остальное время ледовая обстановка довольно сложная, не позволяющая АПЛ всплывать и следовать в надводном положении на участке от изобаты 100 м в Чукотском море в Берингов пролив до изобаты 100 м в Беринговом море. Идти же в подводном положении на этом участке не позволяют малые глубины. Таким образом, если СФ может решать практически все задачи круглый год, а переводы лодок – только в указанный короткий промежуток времени, то ТОФ может осуществлять только приём или отправку ПЛ, совершающих межтеатровый маневр.
С 1977 г. на Камчатку Северным морским путём стали переходить АПЛ пр.670. Об одном из таких переходов, в котором довелось участвовать и мне, хотелось бы рассказать подробнее.
В период описываемых событий в состав ТОФ начали поступать североморские АПЛ пр.670 (см. таблицу). В 1979 г. штаб ТОФ спланировал в Чукотском море два мероприятия: встречу К-320, которая должна была совершить переход с СФ на ТОФ, и первый в истории ТОФ поход АПЛ пр.670 (К-212 под командованием капитана 2 ранга А.А.Гусева) в Чукотском море подо льдом до 76°N.
Для обеспечения действий ПЛ были выделены ледоколы «Иван Сусанин» и «Литке», ГИСУ «Анадырь» и МБ-147. Старшим на поход назначили меня. К тому времени в звании капитан 1 ранга я был командиром дивизии АПЛ, в состав которой и приходили АПЛ пр.670. Место нахождения нашего походного штаба во главе с моим заместителем капитаном 1 ранга Н.В.Анохиным было определено на ледоколе «Иван Сусанин».
К-212. Капитан 1 ранга Алексей Алексеевич Гусев. - Десятая дивизия подводных лодок Тихоокеанского флота. Люди, события, корабли. - Санкт-Петербург, 2005. Специальный выпуск альманаха Тайфун.
Началась подготовка К-212 к походу. Экипаж лодки отработал полный курс боевой подготовки, все виды запасов были доведены до 100%, в боезапас включили две специальные торпеды для подрыва льда с целью создания полыньи (это необходимо для экстренных всплытий в аварийных ситуациях). Командование проработало и изучило маршрут перехода. Непосредственно перед выходом К-212 выдержала проверки штабами дивизии и флотилии.
Изучение маршрута по навигационно-гидрологическим пособиям показало, что плавание будет происходить в сложной обстановке. Большую часть подледного пути над нами будет или двухлетний лед (толщина не менее 2 м, большая высота надводной части, торосы на нём сглажены), или арктический пак (многолетний лёд толщиной 2,5 м и более, поверхность холмистая, в изломе – голубой цвет). Ожидалось, что в отдельных районах Арктики нам будут встречаться очень своеобразные дрейфующие льды – ледяные острова (толщиной 70-80 м, возвышение над уровнем моря – до 12 м).
При подготовке к походу изучили опыт, полученный при переходах АПЛ с СФ на ТОФ. При пожаре, поступлении забортной воды, радиоактивной опасности ПЛ не сможет сразу всплыть в надводное положение – над ней ледяной панцирь, для всплытия придётся искать полынью. Если в течение считаных минут или даже секунд таковой не найдётся, лодка погибнет. По этим причинам плаванье подо льдом всегда связано с определённым риском. Недаром за переход с Баренцева моря на Тихий океан подо льдами Северного Ледовитого океана командирам ПЛ присваивали звания Героев Советского Союза, а остальной личный состав награждался орденами, медалями, ценными подарками и грамотами.
Перебазирование АПЛ пр.627-А и пр.658 на СФ и ТОФ
Переходы АПЛ пр.670 с СФ на ТОФ
* – совместный переход;
** – К-43 совершила переход совместно с РПКСН, руководитель перехода вице-адмирал Л.А.Матушкин
Переход в Чукотское море
В воскресенье 26 августа в 5.00 К-212 отошла от пирса. Весь день до точки погружения мы шли со скоростью 4 уз в надводном положении. Так спланировал штаб ТОФ – чтобы К-212 и совершавший переход РПКСН могли безопасно разойтись.
В течение 27 августа лодка трижды всплывала на перископную глубину для сеанса радиосвязи с берегом и определения места. При каждом всплытии станция РТР обнаруживала работу поисковой РЛС противолодочного самолёта «Orion» ВМС США. Это свидетельствовало о том, что за нами ведётся слежение: переход в надводном положении не прошёл даром. Более того, в нашем районе американцы выключили ведомую навигационную станцию «LORAN С», что создало для штурманов АПЛ определённые трудности в определении своего места при неблагоприятных погодных условиях. Появились первые неисправности матчасти: сгорел электродвигатель насоса охлаждения вспомогательного оборудования (неисправность успешно устранили).
28 августа прошли о. Беринга и Медный, оставив их слева, справа – о. Атту. В соответствии с планом перехода идём со скоростью 15 узлов. На таком ходу нас, безусловно, наблюдала система SOSUS.
Наступило 29 августа. При каждом всплытии на сеанс радиосвязи с берегом в перископ наблюдали туман и облачность 10 баллов, что полностью исключило возможность определения места ПЛ по небесным светилам. Обнаружил в работе штурманов ошибку в счислении места в 10 миль. Вместе с командиром лодки приняли организационные и воспитательные меры.
В четверг 30 августа прошли изобату 100 м и всплыли в заданной точке, движение продолжили в надводном положении. Злая короткая волна бьёт в правый борт, облачность – 10 баллов. Следуем в точку встречи с МБ-147. Поисковой станцией обнаружили работу НРЛС буксира и через 30 минут обнаружили его визуально. Обменялись с МБ-147 позывными, построились в строй кильватера (буксир следует головным) и продолжили движение.
В б. Провидения К-212 пришла 31 августа, берег видно плохо. Ожидается, что завтра мы пройдем м. Дежнёва.
1 сентября проходим Берингов пролив. В перископ виден памятник С.Дежнёву. Это самый восточный берег нашей страны, направо далеко в дымке – Аляска. Следуем вдоль советско-американской границы. Мыс Дежнёва впервые обошла с моря в 1648 г. экспедиция землепроходцев во главе с казаком Семеном Дежнёвым и купцом Федотом Алексеевым, вышедшей из реки Колыма.
2 сентября вошли в Чукотское море. Погода, как по заказу: море – 1 балл, ветра нет, с утра было солнце, но облака уже к обеду завоевали всё пространство, лишь у горизонта они образуют кажущуюся землю, льды и фантастические фигуры. Завтра подойдём к о. Врангеля и Геральда. Остров Врангеля был издавна известен чукчам, видевшим его в ясную погоду из района м. Якан. На западном берегу острова близ м. Фомы найдены следы чукотского селения XVIII в. Впервые на карту остров был довольно точно нанесён со слов чукчей гидрографом Ф.П.Врангелем в 1823 г. В действительном существовании острова первым удостоверился американский мореплаватель Т.Лонг в 1867 г. Его именем назван пролив между о. Врангеля и материком. Остров Геральд расположен в 35 милях к E-N-E от о. Врангеля и был открыт в 1849 г. английским судном «Harald», в честь которого и был назван.
3 сентября прошли о. Геральд. Начали встречаться отдельные льдины, похожие на малые корабли. Лёд на изломах имел голубой цвет. Погода нам благоприятствует: море – 1–2 балла, температура воздуха -1-5°С. Получили от нашего походного штаба точку встречи и границу льдов.
4 сентября с помощью РЛС обнаружили наш отряд кораблей, находившийся у кромки льда. Установили радиосвязь с ледоколом «Иван Сусанин». Через полчаса обнаружили отряд визуально: на якоре – ГИСУ «Анадырь», в дрейфе – ледокол «Литке», «Иван Сусанин» стоит во льдах. По радио связался с руководителем походного штаба капитаном 1 ранга Н.В.Анохиным. Выяснил обстановку: на «Литке» лопнула правая линия вала; чтобы не потерять винт, экипаж провел соответствующие водолазные работы. Выставлено четыре гидроакустических маяка. Всплытие К-320 ожидалось 5 сентября в 22.00.
После переговоров К-212 подошла к самой кромке льда. Лёд рыхлый, размытый, но встречаются и крупные торосы. Наблюдали несколько моржей и белых медведей, которые людей и кораблей не боятся.
Встреча К-320
5 сентября находимся в 20 милях южнее ледокола «Иван Сусанин» в ожидании подхода и всплытия К-320. Прилетел противолодочный самолёт «Orion» ВМС США и начал на небольшой высоте облёт наших кораблей. С «Ивана Сусанина» сообщили, что К-320 всплыла и под проводкой МБ-147 начала движение к нам. Через несколько минут их обнаружили и мы, сблизились на голосовую связь, застопорили ход.
Начали переговоры, поздравив экипаж с успешным выполнением задачи. Старший на борту – Герой Советского Союза контр-адмирал Е.Д.Чернов. Он сказал, что у них всё в порядке, всплывали в полынье в 200 милях от кромки льда, лёд в полынье был толщиной 20 см, толщина льда до кромки – 5-7 м. Взрывы шашек, которые производились ледоколом «Иван Сусанин», слышали с расстояния 44 миль, а сигналы гидроакустических маяков наблюдали с 20 миль.
К-320 о время перехода на ТОФ, Ш=85 гр. с.ш., август 1979 года. Среди подводников КБЧ-3 Леонов Б., КБЧ-2 Салтыков А., ПК Теренов А.И.
Мы пожелали им счастливого пути, и К-320 начала движение в строю кильватера с МБ-147 к месту базирования.
Запросили у оперативного дежурного ТОФ разрешение на тренировочное подлёдное плаванье. Ждём ответа, готовимся к погружению. Приспособили трубку воздуха среднего давления от тифона для подачи пузырей, чтобы ориентироваться при всплытии без хода в полынье.
Тренировочное плаванье подо льдом
Пришёл ответ от оперативного дежурного: «Начать тренировочное плавание с 21.00 5 сентября».
Обсудили с Капитаном 1 ранга Н.В.Анохиным необходимые вопросы, пожелали друг другу всего самого хорошего и пошли под воду курсом N от гидроакустического маяка (МО-2).
По показаниям эхоледомера и тракта миноискания появились льды, глубина – 50 м, скорость – 7 уз. Отметили отдельную льдину толщиной до 10 м, погрузились на глубину 60 м.
Ночь, идём подо льдами, все успокоились, жизнь продолжает идти своим чередом.
Наступило 6 сентября. С момента погружения постоянно наблюдали взрывы шашек с «Ивана Сусанина». В 02.00 повернули на обратный курс.
Услышав работу МО-1 и МО-2, определили место ПЛ: дистанция до маяков –16 миль. Наметили точку всплытия по корме «Ивана Сусанина», в трех милях. В точно назначенное время всплыли, замерили дистанцию РЛС до ледокола – 3 мили.
Донесли на КП ТОФ о выполненной задаче и запросили разрешение на двухсуточный поход. После обеда погода ухудшилась: ветер усилился до 15 м/с, море – 5 баллов, облачность – 10 баллов. Мы ушли в район у МО-4, а «Иван Сусанин» зашёл в лед.
В 13.59 на лодке сработала аварийная защита реактора из-за неграмотных действий командира группы дистанционного управления. С этим быстро справились, и ГЭУ продолжила работу в нормальном режиме.
Несмотря на плохую погоду опять прилетел американский «Orion» и стал методично проходить над нами на бреющем полёте в течение трёх часов. К вечеру пришло радио от командующего флотом – нам разрешили произвести подлёдное плавание с 02.00 7 сентября по 02.00 9 сентября. Море – 5 баллов, идёт дождь, ветер – до 17 м/с.
Пограничный сторожевой корабль пр 97П. "Иван Сусанин", 1975 год.
Двое суток подо льдами
7 сентября передали радио на КП о начале похода и произвели погружение. Глубина – 40, 50, 70, 100 м. На перископе несут непрерывную вахту, наблюдатель за обстановкой находится в трюме, откуда постоянно поступают доклады: «Темно, темно, светло». «Светло» – значит, между льдинами есть чистая вода или тонкий молодой лёд.
Всё дальше и дальше уходим на север, над нами лёд толщиной от 2 до 7 м. Прошли 76°N, начали патрулирование в районе №1. Ищем полынью, чтобы в ней всплыть и передать донесение на КП.
8 сентября повернули на курс 180е, следуем к району нахождения наших кораблей. Продолжаем искать полынью. Наконец, обнаружили полынью длиной около 4 каб. Определили её размеры – 9 х 4,5 каб. С учётом течения встали в расчётной точке на стабилизатор глубины без хода и начали медленное всплытие на перископную глубину.
Доклад из трюма: «Льда нет». Дали пузырь в среднюю группу ЦГБ, подвсплыли на глубину 5 м. Подняли перископ: солнце, голубое небо и кругом белые льды, ПЛ находится посередине полыньи. Лёд вокруг полыньи битый, есть льдины толщиной 1,5-2 м. между ними тонкий лёд толщиной от 1 до 10 см.
Часть личного состава поднялась на мостик. Тихо, белое безмолвие. Увидели у самого борта моржа, тот с интересом стал нас рассматривать, потом поднырнул под лодку, всплыл с другого борта, где и продолжил свои наблюдения.
В 13.20 погрузились в полынье и продолжили движение к отряду кораблей. Взрывы услышали с 42 миль, а МО-1 – с 26 миль.
Всплытие в назначенной позиции состоялась в 2.00 9 сентября.
Возвращение
Отряд кораблей и К-212 построились в строй кильватера и начали движение к месту базирования. В дальнейшем я перешёл на ледокол «Иван Сусанин».
В Беринговом море К-212 погрузилась и далее проследовала в район БС, из похода вернулась уже через месяц. Тем временем отряд кораблей 17 сентября прибыл в Петропавловск-Камчатский.
Нас уже ждали следующие походы, задачи и практические стрельбы. Флотская формула «Наказание невиновных и награждение непричастных» в нашем случае не сработала – о нас просто забыли.
Торжественная встреча экипажа К-212 в расположении соединения ПЛ. Командир 10-й дивизии капитан 1 ранга А.С.Берзин поздравляет командира прибывшей лодки капитана 2 ранга А.А.Гусева и вручает символические ключи от Камчатки (фото предоставил А.С.Берзин). - Десятая дивизия подводных лодок Тихоокеанского флота. Люди, события, корабли. - Санкт-Петербург, 2005. Специальный выпуск альманаха Тайфун.
Плавание АПЛ подо льдами Арктики. Контр-адмирал А.С.Берзин. - Альманах «Тайфун» №9, 2000 г.
Черед наших подводников наступил в 1962 г., когда в точке с нулевыми географическими координатами оказалась советская АПЛ К-3.
Моряки атомной подводной лодки покорители Арктики. 1962 год. Саморезов Виктор Константинович.
В дальнейшем США и СССР систематически использовали и продолжают использовать Арктику. Круг решаемых в этом регионе задач значительно расширился и включает в себя патрулирования ПЛАРБ в готовности к нанесению удара с получением приказания верховного командования и действия многоцелевых АПЛ с задачей поиска и слежения за ракетными АПЛ противника (с целью после начала военных действий немедленно уничтожить противника).
В ВМФ России до сих пор существует специфическая задача перебазирования АПЛ с СФ на ТОФ и наоборот с целью усиления соответствующих группировок подводных сил. Эта задача выполнима лишь в короткий промежуток времени – с конца августа до начала сентября, так как в остальное время ледовая обстановка довольно сложная, не позволяющая АПЛ всплывать и следовать в надводном положении на участке от изобаты 100 м в Чукотском море в Берингов пролив до изобаты 100 м в Беринговом море. Идти же в подводном положении на этом участке не позволяют малые глубины. Таким образом, если СФ может решать практически все задачи круглый год, а переводы лодок – только в указанный короткий промежуток времени, то ТОФ может осуществлять только приём или отправку ПЛ, совершающих межтеатровый маневр.
С 1977 г. на Камчатку Северным морским путём стали переходить АПЛ пр.670. Об одном из таких переходов, в котором довелось участвовать и мне, хотелось бы рассказать подробнее.
В период описываемых событий в состав ТОФ начали поступать североморские АПЛ пр.670 (см. таблицу). В 1979 г. штаб ТОФ спланировал в Чукотском море два мероприятия: встречу К-320, которая должна была совершить переход с СФ на ТОФ, и первый в истории ТОФ поход АПЛ пр.670 (К-212 под командованием капитана 2 ранга А.А.Гусева) в Чукотском море подо льдом до 76°N.
Для обеспечения действий ПЛ были выделены ледоколы «Иван Сусанин» и «Литке», ГИСУ «Анадырь» и МБ-147. Старшим на поход назначили меня. К тому времени в звании капитан 1 ранга я был командиром дивизии АПЛ, в состав которой и приходили АПЛ пр.670. Место нахождения нашего походного штаба во главе с моим заместителем капитаном 1 ранга Н.В.Анохиным было определено на ледоколе «Иван Сусанин».
К-212. Капитан 1 ранга Алексей Алексеевич Гусев. - Десятая дивизия подводных лодок Тихоокеанского флота. Люди, события, корабли. - Санкт-Петербург, 2005. Специальный выпуск альманаха Тайфун.
Началась подготовка К-212 к походу. Экипаж лодки отработал полный курс боевой подготовки, все виды запасов были доведены до 100%, в боезапас включили две специальные торпеды для подрыва льда с целью создания полыньи (это необходимо для экстренных всплытий в аварийных ситуациях). Командование проработало и изучило маршрут перехода. Непосредственно перед выходом К-212 выдержала проверки штабами дивизии и флотилии.
Изучение маршрута по навигационно-гидрологическим пособиям показало, что плавание будет происходить в сложной обстановке. Большую часть подледного пути над нами будет или двухлетний лед (толщина не менее 2 м, большая высота надводной части, торосы на нём сглажены), или арктический пак (многолетний лёд толщиной 2,5 м и более, поверхность холмистая, в изломе – голубой цвет). Ожидалось, что в отдельных районах Арктики нам будут встречаться очень своеобразные дрейфующие льды – ледяные острова (толщиной 70-80 м, возвышение над уровнем моря – до 12 м).
При подготовке к походу изучили опыт, полученный при переходах АПЛ с СФ на ТОФ. При пожаре, поступлении забортной воды, радиоактивной опасности ПЛ не сможет сразу всплыть в надводное положение – над ней ледяной панцирь, для всплытия придётся искать полынью. Если в течение считаных минут или даже секунд таковой не найдётся, лодка погибнет. По этим причинам плаванье подо льдом всегда связано с определённым риском. Недаром за переход с Баренцева моря на Тихий океан подо льдами Северного Ледовитого океана командирам ПЛ присваивали звания Героев Советского Союза, а остальной личный состав награждался орденами, медалями, ценными подарками и грамотами.
Перебазирование АПЛ пр.627-А и пр.658 на СФ и ТОФ
Переходы АПЛ пр.670 с СФ на ТОФ
* – совместный переход;
** – К-43 совершила переход совместно с РПКСН, руководитель перехода вице-адмирал Л.А.Матушкин
Переход в Чукотское море
В воскресенье 26 августа в 5.00 К-212 отошла от пирса. Весь день до точки погружения мы шли со скоростью 4 уз в надводном положении. Так спланировал штаб ТОФ – чтобы К-212 и совершавший переход РПКСН могли безопасно разойтись.
В течение 27 августа лодка трижды всплывала на перископную глубину для сеанса радиосвязи с берегом и определения места. При каждом всплытии станция РТР обнаруживала работу поисковой РЛС противолодочного самолёта «Orion» ВМС США. Это свидетельствовало о том, что за нами ведётся слежение: переход в надводном положении не прошёл даром. Более того, в нашем районе американцы выключили ведомую навигационную станцию «LORAN С», что создало для штурманов АПЛ определённые трудности в определении своего места при неблагоприятных погодных условиях. Появились первые неисправности матчасти: сгорел электродвигатель насоса охлаждения вспомогательного оборудования (неисправность успешно устранили).
28 августа прошли о. Беринга и Медный, оставив их слева, справа – о. Атту. В соответствии с планом перехода идём со скоростью 15 узлов. На таком ходу нас, безусловно, наблюдала система SOSUS.
Наступило 29 августа. При каждом всплытии на сеанс радиосвязи с берегом в перископ наблюдали туман и облачность 10 баллов, что полностью исключило возможность определения места ПЛ по небесным светилам. Обнаружил в работе штурманов ошибку в счислении места в 10 миль. Вместе с командиром лодки приняли организационные и воспитательные меры.
В четверг 30 августа прошли изобату 100 м и всплыли в заданной точке, движение продолжили в надводном положении. Злая короткая волна бьёт в правый борт, облачность – 10 баллов. Следуем в точку встречи с МБ-147. Поисковой станцией обнаружили работу НРЛС буксира и через 30 минут обнаружили его визуально. Обменялись с МБ-147 позывными, построились в строй кильватера (буксир следует головным) и продолжили движение.
В б. Провидения К-212 пришла 31 августа, берег видно плохо. Ожидается, что завтра мы пройдем м. Дежнёва.
1 сентября проходим Берингов пролив. В перископ виден памятник С.Дежнёву. Это самый восточный берег нашей страны, направо далеко в дымке – Аляска. Следуем вдоль советско-американской границы. Мыс Дежнёва впервые обошла с моря в 1648 г. экспедиция землепроходцев во главе с казаком Семеном Дежнёвым и купцом Федотом Алексеевым, вышедшей из реки Колыма.
2 сентября вошли в Чукотское море. Погода, как по заказу: море – 1 балл, ветра нет, с утра было солнце, но облака уже к обеду завоевали всё пространство, лишь у горизонта они образуют кажущуюся землю, льды и фантастические фигуры. Завтра подойдём к о. Врангеля и Геральда. Остров Врангеля был издавна известен чукчам, видевшим его в ясную погоду из района м. Якан. На западном берегу острова близ м. Фомы найдены следы чукотского селения XVIII в. Впервые на карту остров был довольно точно нанесён со слов чукчей гидрографом Ф.П.Врангелем в 1823 г. В действительном существовании острова первым удостоверился американский мореплаватель Т.Лонг в 1867 г. Его именем назван пролив между о. Врангеля и материком. Остров Геральд расположен в 35 милях к E-N-E от о. Врангеля и был открыт в 1849 г. английским судном «Harald», в честь которого и был назван.
3 сентября прошли о. Геральд. Начали встречаться отдельные льдины, похожие на малые корабли. Лёд на изломах имел голубой цвет. Погода нам благоприятствует: море – 1–2 балла, температура воздуха -1-5°С. Получили от нашего походного штаба точку встречи и границу льдов.
4 сентября с помощью РЛС обнаружили наш отряд кораблей, находившийся у кромки льда. Установили радиосвязь с ледоколом «Иван Сусанин». Через полчаса обнаружили отряд визуально: на якоре – ГИСУ «Анадырь», в дрейфе – ледокол «Литке», «Иван Сусанин» стоит во льдах. По радио связался с руководителем походного штаба капитаном 1 ранга Н.В.Анохиным. Выяснил обстановку: на «Литке» лопнула правая линия вала; чтобы не потерять винт, экипаж провел соответствующие водолазные работы. Выставлено четыре гидроакустических маяка. Всплытие К-320 ожидалось 5 сентября в 22.00.
После переговоров К-212 подошла к самой кромке льда. Лёд рыхлый, размытый, но встречаются и крупные торосы. Наблюдали несколько моржей и белых медведей, которые людей и кораблей не боятся.
Встреча К-320
5 сентября находимся в 20 милях южнее ледокола «Иван Сусанин» в ожидании подхода и всплытия К-320. Прилетел противолодочный самолёт «Orion» ВМС США и начал на небольшой высоте облёт наших кораблей. С «Ивана Сусанина» сообщили, что К-320 всплыла и под проводкой МБ-147 начала движение к нам. Через несколько минут их обнаружили и мы, сблизились на голосовую связь, застопорили ход.
Начали переговоры, поздравив экипаж с успешным выполнением задачи. Старший на борту – Герой Советского Союза контр-адмирал Е.Д.Чернов. Он сказал, что у них всё в порядке, всплывали в полынье в 200 милях от кромки льда, лёд в полынье был толщиной 20 см, толщина льда до кромки – 5-7 м. Взрывы шашек, которые производились ледоколом «Иван Сусанин», слышали с расстояния 44 миль, а сигналы гидроакустических маяков наблюдали с 20 миль.
К-320 о время перехода на ТОФ, Ш=85 гр. с.ш., август 1979 года. Среди подводников КБЧ-3 Леонов Б., КБЧ-2 Салтыков А., ПК Теренов А.И.
Мы пожелали им счастливого пути, и К-320 начала движение в строю кильватера с МБ-147 к месту базирования.
Запросили у оперативного дежурного ТОФ разрешение на тренировочное подлёдное плаванье. Ждём ответа, готовимся к погружению. Приспособили трубку воздуха среднего давления от тифона для подачи пузырей, чтобы ориентироваться при всплытии без хода в полынье.
Тренировочное плаванье подо льдом
Пришёл ответ от оперативного дежурного: «Начать тренировочное плавание с 21.00 5 сентября».
Обсудили с Капитаном 1 ранга Н.В.Анохиным необходимые вопросы, пожелали друг другу всего самого хорошего и пошли под воду курсом N от гидроакустического маяка (МО-2).
По показаниям эхоледомера и тракта миноискания появились льды, глубина – 50 м, скорость – 7 уз. Отметили отдельную льдину толщиной до 10 м, погрузились на глубину 60 м.
Ночь, идём подо льдами, все успокоились, жизнь продолжает идти своим чередом.
Наступило 6 сентября. С момента погружения постоянно наблюдали взрывы шашек с «Ивана Сусанина». В 02.00 повернули на обратный курс.
Услышав работу МО-1 и МО-2, определили место ПЛ: дистанция до маяков –16 миль. Наметили точку всплытия по корме «Ивана Сусанина», в трех милях. В точно назначенное время всплыли, замерили дистанцию РЛС до ледокола – 3 мили.
Донесли на КП ТОФ о выполненной задаче и запросили разрешение на двухсуточный поход. После обеда погода ухудшилась: ветер усилился до 15 м/с, море – 5 баллов, облачность – 10 баллов. Мы ушли в район у МО-4, а «Иван Сусанин» зашёл в лед.
В 13.59 на лодке сработала аварийная защита реактора из-за неграмотных действий командира группы дистанционного управления. С этим быстро справились, и ГЭУ продолжила работу в нормальном режиме.
Несмотря на плохую погоду опять прилетел американский «Orion» и стал методично проходить над нами на бреющем полёте в течение трёх часов. К вечеру пришло радио от командующего флотом – нам разрешили произвести подлёдное плавание с 02.00 7 сентября по 02.00 9 сентября. Море – 5 баллов, идёт дождь, ветер – до 17 м/с.
Пограничный сторожевой корабль пр 97П. "Иван Сусанин", 1975 год.
Двое суток подо льдами
7 сентября передали радио на КП о начале похода и произвели погружение. Глубина – 40, 50, 70, 100 м. На перископе несут непрерывную вахту, наблюдатель за обстановкой находится в трюме, откуда постоянно поступают доклады: «Темно, темно, светло». «Светло» – значит, между льдинами есть чистая вода или тонкий молодой лёд.
Всё дальше и дальше уходим на север, над нами лёд толщиной от 2 до 7 м. Прошли 76°N, начали патрулирование в районе №1. Ищем полынью, чтобы в ней всплыть и передать донесение на КП.
8 сентября повернули на курс 180е, следуем к району нахождения наших кораблей. Продолжаем искать полынью. Наконец, обнаружили полынью длиной около 4 каб. Определили её размеры – 9 х 4,5 каб. С учётом течения встали в расчётной точке на стабилизатор глубины без хода и начали медленное всплытие на перископную глубину.
Доклад из трюма: «Льда нет». Дали пузырь в среднюю группу ЦГБ, подвсплыли на глубину 5 м. Подняли перископ: солнце, голубое небо и кругом белые льды, ПЛ находится посередине полыньи. Лёд вокруг полыньи битый, есть льдины толщиной 1,5-2 м. между ними тонкий лёд толщиной от 1 до 10 см.
Часть личного состава поднялась на мостик. Тихо, белое безмолвие. Увидели у самого борта моржа, тот с интересом стал нас рассматривать, потом поднырнул под лодку, всплыл с другого борта, где и продолжил свои наблюдения.
В 13.20 погрузились в полынье и продолжили движение к отряду кораблей. Взрывы услышали с 42 миль, а МО-1 – с 26 миль.
Всплытие в назначенной позиции состоялась в 2.00 9 сентября.
Возвращение
Отряд кораблей и К-212 построились в строй кильватера и начали движение к месту базирования. В дальнейшем я перешёл на ледокол «Иван Сусанин».
В Беринговом море К-212 погрузилась и далее проследовала в район БС, из похода вернулась уже через месяц. Тем временем отряд кораблей 17 сентября прибыл в Петропавловск-Камчатский.
Нас уже ждали следующие походы, задачи и практические стрельбы. Флотская формула «Наказание невиновных и награждение непричастных» в нашем случае не сработала – о нас просто забыли.
Торжественная встреча экипажа К-212 в расположении соединения ПЛ. Командир 10-й дивизии капитан 1 ранга А.С.Берзин поздравляет командира прибывшей лодки капитана 2 ранга А.А.Гусева и вручает символические ключи от Камчатки (фото предоставил А.С.Берзин). - Десятая дивизия подводных лодок Тихоокеанского флота. Люди, события, корабли. - Санкт-Петербург, 2005. Специальный выпуск альманаха Тайфун.
Плавание АПЛ подо льдами Арктики. Контр-адмирал А.С.Берзин. - Альманах «Тайфун» №9, 2000 г.
Немає коментарів:
Дописати коментар