пʼятницю, березня 30, 2012

Экипаж энтузиастов. Контр-адмирал А.С.Богатырев. 



Выпускник Ленинградского нахимовского училища 1963 года А.С.Богатырев.

Экипаж будущей головной комплексно-автоматизированной атомной подводной лодки К-123 пр.705К, как и опытовой К-64 пр.705 с жидкометаллическим теплоносителем и противолодочным ракетно-торпедным комплексом был сформирован в январе 1963 г. Главным предназначением комплексно-автоматизированных АПЛ было борьба против ПЛ противника в Мировом океане, а также нанесение ударов по отрядам боевых кораблей, конвоям, десантным отрядам и береговым объектам. Комплексное автоматизирование предусматривало значительное уменьшение личного состава плавающего экипажа по сравнению с АПЛ предыдущих поколений приблизительно в пять раз и наличие технического экипажа (ТЭ) для обслуживания АПЛ в базе.
http://flot.com/




Закладная доска "К-123". - В.В.Осинцев. Атомная подводная лодка пр.705 (705К). Специальный выпуск альманаха «Тайфун». Санкт-Петербург, 2008.

Первым командиром К-123 был назначен Абдулихат Умарович Аббасов, впоследствии Герой Советского Союза, контр-адмирал. После формирования экипаж сразу же приступил к изучению еще создаваемой в научно-исследовательских институтах и на предприятиях промышленности новейшей техники.
С 1963 по 1968 гг., еще задолго до спуска на воду первой опытовой АПЛ К-64 (спущена 22 апреля 1969 г.), были сформированы и остальные экипажи АПЛ пр.705, которые также проходили подготовку в НИИ и на предприятиях промышленности.
Такой подход к подготовке экипажей АПЛ был применен в ВМФ впервые и в дальнейшем сыграл положительную роль в освоении, эксплуатации и практически безаварийном плавании сложнейших кораблей флота, несмотря на аварии и поломки техники в основном не по вине личного состава.
Первоначально плавающий экипаж К-123 имел штатную численность личного состава 15 офицеров вместе с командиром, но по мере строительства опытовой К-64 к моменту спуска её на воду штат был увеличен до 25 офицеров и одного мичмана (кока). Подготовка экипажей К-123 пр.705К и К-64 пр.705 велась одновременно и была организована на высоком уровне. Отношение к офицерам, по их рассказам, было как к космонавтам.



ПЛА пр.705 «Лира» типа «К-64»; пр.705-К типа «К-123»

Строительство лодок и подготовку экипажей контролировал лично главнокомандующий ВМФ Адмирал Флота Советского Союза С.Г.Горшков, который знал первых командиров ПЛ, А.С.Пушкина и А.У.Аббасова, в лицо. Поскольку строительство лодок задерживалось, а установленный срок нахождения в воинских званиях у большинства офицеров вышел, главком по представлению командиров присвоил им очередные воинские звания сверх штатной категории, запретив при этом назначения на лодки других проектов.
Надо сказать, что первые два экипажа были укомплектованы выпускниками училищ конца 1950-х - начала 1960-х гг., лучшими офицерами флота, в основном с красными дипломами, в возрасте до 30 лет. Поэтому служебный рост для каждого был далеко не безразличен, но главком приказал сохранить кадры до освоения новейших лодок. В принципе такой подход к кадрам был сохранен и при формировании последующих плавающих и технических экипажей.
Экипаж К-123, как и К-64, был включен в состав 39-й отдельной бригады строящихся ПЛ в Ленинграде, где находился до 1971 г., а с начала 1971 г. был передислоцирован в аналогичную 339-ю отдельную бригаду строящихся ПЛ в Северодвинске, где на Северном машиностроительном предприятии (СМП) в 1967 г. была заложена К-123. К этому времени процент технической готовности лодки составлял приблизительно 80%, но все внимание командования ВМФ и руководства Минсудпрома было сосредоточено на К-64, которая уже проходила весь комплекс испытаний на Белом море под руководством правительственной (а не государственной) комиссии.



Подводная лодка К-64 на испытаниях в Белом море. Декабрь 1971 года.

Поскольку в ту пору я проходил службу в ТЭПЛ К-64, то экипаж К-123 знал только как соседний экипаж, строящейся параллельно лодки. Попав в ТЭПЛ сразу же после выпуска из училища инженером электронавигационной группы и имея с нахимовских времен цель — стать командиром АПЛ, я, конечно же, был недоволен службой, хотя обязанности старался выполнять исправно. Когда речь заходила о перспективах роста по технической линии при работе со мной вышестоящих начальников я отвечал, что мое дело — море, корабль, и никакие перспективы в ТЭПЛ меня не волнуют. Дело дошло до замполита Василия Михайловича Павловича, белорусского партизана времен Великой Отечественной, по возрасту годившегося нам, молодым офицерам, в отцы. Отношение офицерской молодежи экипажа к нему было неоднозначным, главным образом, из-за его отчасти "плакатных" методов работы даже с офицерским составом, многих это раздражало. Но в индивидуальных беседах Василий Михайлович был умным и тактичным собеседником.
— Ты что бузишь, Александр Сергеевич! Служить не хочешь?! И это коммунист с семилетним стажем! — начал он шумно, в лоб, вызвав меня к себе в каюту на ПБПЛ «Иртыш».
— Почему не хочу? Хочу, но только штурманом в плавающем экипаже или вообще на другой лодке!
— Тебя Родина послала сюда, вот и служи!
— Но Родина меня в Нахимовском готовила по командной линии, во Фрунзе учила, что лучший командир — это штурман, а командование делает из меня технаря!



Родная Питония. Фото Ерасова (Соколова) Сергея Васильевича, выпуск 1971 года.

— Вот и станешь командиром ТЭПЛ, если будешь хорошо служить!
— Нет, Василий Михайлович! Раз штурман Богатырев ВМФ не нужен, я отслужу в экипаже пять лет, — год офицерской службы за год службы-учебы, чтобы Родина не обижалась, и уйду "на белый пароход в белых штанах в Морфлот. Там штурманами не бросаются.
— А мы тебе такую характеристику дадим, что тебя в тюрьму не возьмут.
— А я и не собираюсь в Ленинградское пароходство, пойду в Находкинское, на Дальний Восток, а туда без паспорта берут, был бы диплом.
— Тогда партбилет у тебя отберем!
— Вот тут не пройдет, Василий Михайлович, не вы мне его давали, не вам его и отбирать. Я до ЦК дойду! Там разберутся, почему ВМФ бросается штурманами, будет для вас головная боль...
— Да, с такой логикой ты не прошибаем, Александр Сергеевич... Но потерпи немного, главком сказал, как примем лодку, так и начнем перемещать офицеров с учетом желания.
— Терплю, но только до июля 1973 г.: пройдет ровно пять лет после выпуска, а пока служить буду без замечаний.
Прошло некоторое время, и вдруг в обеденный перерыв стук в дверь каюты, входит помощник командира К-123 по навигации капитан 2 ранга Владимир Дмитриевич Гайдук.
— Где здесь штурман, не желающий быть технарем?!
Коллега, старший лейтенант Юрий Николаевич Лысенко, оторвавшись от технических описаний и встав из-за стола, с удивлением показал рукой на верхнюю койку. Видано ли, чтобы капитан 2 ранга с чужой лодки сам пришел к старшим лейтенантам.
— Ну, кто еще там спать не дает, — недовольно выглянул я из-за шторки, и тут же соскочил с койки, застегивая китель на все пуговицы. Помощник командира по навигации головной пр.705К
был известен всем экипажам "семьсот-пятых".



В.Д.Гайдук. Выпускник Рижского нахимовского училища 1953 г.

— Я к тебе по делу, — начал сразу капитан 2 ранга, — слышал, что ты прямо рвешься в плавающий экипаж.
— Рвусь, но только что-то не очень получается...
— Пойдешь к нам помощником по навигации? Я практически уже назначен старпомом.
Внутри аж что-то заколыхнуло от радости, но виду не подал.
— А прежний старпом?
— Списан по здоровью, и нам нужен штурман.
Очень хотелось сразу дать согласие, но, чтобы было без обмана, докладываю:
— Вы знаете, у меня есть замечания по службе.
— Знаю, мне Бабич, твой начальник по специальности в плавающем экипаже, — подчеркнул Владимир Дмитриевич, — все рассказал про тебя и дал тебе высокую оценку.



С капитаном 2 ранга Геннадием Георгиевичем Бабичем, помощником командира К-64 по навигации, у меня были хорошие деловые отношения, и я его за два года совместной службы как инженер ни разу не подвел. Да и он, как старший товарищ по жизни, оказывал положительное влияние не только на нас, молодых штурманов, но и на всех офицеров.
— Но у вас же экипаж капитанов 2 и 3 рангов, а я — старший лейтенант?! На побегушках за водкой что ли буду?!
— Ну, сегодня — старлей, а пока будет ходить представление, станешь каплеем. По нашей же боевой организации помощник командира по навигации — второй заместитель командира ПЛ и первый старпома, т.е. начальник для всего экипажа, и все зависит от тебя. А вот во внеслужебное время, может, и придется побегать за водкой, действительно будешь самым молодым... — засмеялся Владимир Дмитриевич, — не дрейфь, я тебе помогу!
— Спасибо за доверие, согласен!



К-123

Обсудив специальные вопросы, Владимир Дмитриевич с удовлетворением сказал:
— Вот и отлично! В конце рабочего дня приходи в экипаж к нашему командиру на заключительную беседу.
Вечером состоялась беседа с моим будущим командиром. Видно было, что командир капитан 1 ранга А.У.Аббасов "ревниво" относится к подбору кадров своего экипажа. В целом по технической части я его удовлетворял, но как навигатор... Ему хотелось взять опытного штурмана, а мой опыт сводился только к стажировке 1968 г. на ДЭПЛ пр.629, правда, самостоятельно, в должности командира электронавигационной группы, а не дублера, с выходом в море.
— Хорошо бы взять его старшим инженером технических средств кораблевождения: и должность 3 ранга, и опытный штурман был бы над ним, — обратился командир к будущему старпому.
— Пока эту должность у нас откроют, из перспективного офицера он превратится в бесперспективного, а главное — никакой опытный штурман другого проекта просто не знает нашу технику. А водить карандашом по карте я его научу за пять минут, к тому же перед нами — готовый дежурный по кораблю! — полусердито ответил Владимир Дмитриевич.
— Вот видишь, я честно высказываю свои сомнения, — повернулся ко мне командир.

Немає коментарів: