Из воспоминания участника далеких трагических событий с АПЛ К-219 в 1986 году (из личного архива)
В 17.00 по Московскому или в 09.00 по Гаванскому времени, 02.10.1986 (далее повествование будет идти со ссылкой на поясное время, т.е. гаванское) я заступил на дежурство, ДС УС (дежурный по связи Узла связи) ВМФ «ГОРЕЦ». Сейчас такого узла связи уже не существует, Путин В.В. вывел все войска и базы с Кубы. Зря конечно, но не мне судить. Да и не об этом я…
Можно сказать, было обычное дежурство, за исключением того момента, что вахта была с сокращенным составом, т.к. в то время шел чемпионат ГСВК по футболу, мужики поймут, это святое… ясное дело, в основном футболистами являлись матросы, вот и решено было дать им отдохнуть, после и перед очередными сражениями на поле.
В итоге, состав смены, заступившей на сутки, был таков:
1. ПУ (БП-010)-2(2)
2. БП-100-2(4)
3. БП-310-1(3)
4. БП-320-2(4)
5. БП-400-1(2)
Сокращенный почти на 50% состав смены.
На вахте были:
Старший лейтенант Ильич Г.
Мичман Горпиныч В.
Мичман Ждан Н.
Фамилии матросов, к сожалению, не помню.
В 05.40 (здесь и далее время не с точностью до минуты, дано для ориентира) я находился на своем рабочем месте, ночь, тишина, только шипение приемников, настроенных на приемные частоты нашего УС, в сети «Экватор» (общая радиосеть для связи кораблей), для контроля, на случай если слухач задремлет и прозевает вызов на связь. И вдруг, ночную тишину прорезает шипящий щелчок, выстрелил приемник БД «Акула», я решил, что это помеха, и тут второй выстрел, третий и четвертый. Это уже не помеха, такого не бывает. Подхожу к правому окну, за которым пост БД и вижу, СБДиста, склонившегося над машинкой для чтения лент, и на шее у него еще несколько лент. Быстро вхожу на пост, он сразу протягивает мне бланк с расшифровкой ленты. Даю ему команду читать следующие ленты, а сам бегу на пост телеграфа, чтобы передать сигнал на КП СФ. (Сигналы, принятые при помощи системы БД «Акула», относятся к категории особо важных, срок их прохождения от приема до доклада ОД СФ исчисляется минутами). Отдаю бланк телеграфисту, а сам бегом назад, за следующим сигналом. СБДист отдает мне еще два бланка, а у самого на шее лент уже приличное количество. И я опять бегом на телеграф. На обратном пути даю команды слухачам (радио телеграф и радио телеграф ЗАС) усилить контроль за эфиром и открыть дополнительные вахты на резервных частотах. Уж больно эти сигналы похожи на боевые, но очень низкого качества, искажены… Опять бегом на телеграф с новой порцией бланков… Никого из вахтенных матросов отвлечь не могу, бегаю сам. К 05.55 СБДист прочел все принятые сигналы, и я принял решение прочесть эти все сигналы сам, чтобы появились варианты, для обработки их в спец. посту на КП СФ. Теперь уже СБДист бегал сорока метровку, а я расшифровывал и писал текст сигнала на бланки… В 06.05, когда я уже прочитал почти все сигналы, телеграфист позвал меня к телеграфному аппарату, прямой связи с УС КП СФ. Сказав, что приглашает Оперативный Дежурный СФ. Я представился… напротив был ОД СФ контр-адмирал (фамилию не помню). Он «сказал», если так можно назвать текст, прочтенный на ленте телеграфного аппарата: «Полученные сигналы искажены, но похожи на аварийный сигнал от ПЛ, срочно нужны еще варианты». Я снял с вахты одного телеграфиста, теперь ему предстояло бегать… Дал команду СБДисту читать сигналы по новой, позвонил в казарму и вызвал усиление вахты. А сам продолжил чтение сигналов.
К 06.15 прибыло усиление, и я опять был вызван к аппарату ОД СФ. Он сказал: «после получения от вас дополнительных вариантов сигналов, был расшифрован сигнал об аварии от аварийной ПЛ», приказал: «объявить тревогу и усилить вахту, вызвать на УС начальника узла связи!», я доложил, что вахта уже усилена, усиление прибыло, открыты дополнительные вахты на запасных и всех аварийных частотах, задействованы 100% имеющихся средств, для приема сигналов.
Прибыв на ПУ, я объявил тревогу, дал команду выслать УАЗик за начальником УС. ДОСы (дом офицерского состава) расположены были, в тот момент, в Reparto elektriko (окраинный район Гаваны), в 25 км. от УС.
К моменту прибытия на УС начальника УС Капитана 1 ранга Лямзикова В., все уже было спокойно. Сигналов БД более мы не принимали, в радио эфире, тоже тишина. Начальник УС пригласил на переговоры ОД СФ и тот передал благодарность нашей вахте и просил утроить усилия по установлению связи с аварийной ПЛ. Благодарности мы естественно не получили. На флоте всегда так: «Всех поощрить, связистов не наказывать…»
Радио связь с ПЛ была установлена позднее, когда взошло солнце и изменилось прохождение радио волн. Слухачи установили радио связь в сети, поймав слабенький сигнал от ПЛ (ПЛ была на удалении около 1000 км. от нашего УС и на 10 000км. от Москвы, а передатчик на ПЛ мощностью всего 1 кВт, с такой мощностью Москва никак не могла услышать сигнал, уж очень далеко. С мощностью передающих средств нашего УС не сравнить (3, 5, 10кВт)). Затем, установленную радиосвязь, перевели в радио направление с передачей этого направления на пост ЗАС. Нас на ПЛ слышали хорошо (это важно, что бы командир ПЛ мог получать четкие команды и не сомневаться, а нет ли ошибки, в принятом сигнале), а вот нашим спецам-слухачам, пришлось здорово по потеть, что бы разобрать слабый писк морзянки на фоне атмосферных помех. Думаю, что американцы тоже приложили к этому свою руку…, они часто ставили помехи, при проведении нами плановых тренировочных отработок радиосвязи с Москвой (ЦУС ВМФ). Наглели до того, что несколько раз приходилось просить у соседей - армейского УС, их передатчик «Пургу» на 80 кВт., иначе Москва нас не слышала, а против такой мощи никакая помеха не устоит, Москва слышала нас как будто мы рядом, а не за 11 400 км.
Усилиями личного состава УС ВМФ «Горец», радио связь с аварийной АПЛ К-219 была постоянной, что позволило Командиру К-219 производить доклады и своевременно получать команды ГШ ВМФ. Отсутствие связи могло привести к еще большим жертвам. В частности, на лодке, уходящей под воду, мог навечно остаться командир вместе с 9 членами команды, не получив команду «Покинуть судно».
Вечная память погибшим морякам!
Конечно, это весьма интересно. Однако непонятно - кто это писал? Нет ни имени ни фамилии... Откуда это? Точнее - от кого эта информация?
И еще - вот цитата "В частности, на лодке, уходящей под воду, мог навечно остаться командир вместе с 9 членами команды, не получив команду «Покинуть судно»."
Насколько мне известно от командира и экипжа К-219 решение об эвакуации последней аварийной партии из 8 человек командир Игорь Британов принял САМОСТОЯТЕЛЬНО, без команды из Москвы, как и решение самому остаться до последних минут на борту тонущей ПЛ.
Связь поддерживалась последние сутки ни с ПЛ( внутрь уже просто нельзя было войти и эл.питания не было), а через радиостанцию ролкера "Анатолий Васильев". Мы чрезвычайно скурпулезно относимся к любой инфомации об аварии К-219.
И еще - вот цитата "В частности, на лодке, уходящей под воду, мог навечно остаться командир вместе с 9 членами команды, не получив команду «Покинуть судно»."
Насколько мне известно от командира и экипжа К-219 решение об эвакуации последней аварийной партии из 8 человек командир Игорь Британов принял САМОСТОЯТЕЛЬНО, без команды из Москвы, как и решение самому остаться до последних минут на борту тонущей ПЛ.
Связь поддерживалась последние сутки ни с ПЛ( внутрь уже просто нельзя было войти и эл.питания не было), а через радиостанцию ролкера "Анатолий Васильев". Мы чрезвычайно скурпулезно относимся к любой инфомации об аварии К-219.
Ответ на вопросы.
Писал я, капитан 2 ранга Ильич Г.В. и так как первоначально этот рассказ был размещен в ЖЖ, на моей странице, то естественно, он не подписан. Про 9 человек остававшихся на борту... я писал еще тогда, когда не имел точной информации про этапы покидания судна. Теперь знаю, но моя запись от 14/03/2011, писал ко Дню подводника. Прошу прощения, за неточность. Действия Командира считаю правильными, хотя врятле Он нуждается в моем одобрении. Действительно, наш УС держал связь со всеми судами выходившими на связь и передававшими информацию. Эта информация была от аварийной ПЛ и корабли передававшие ее были транзитными (например: "самолет" от ПЛ, передал "Анатолий Васильев" или "Красногвардейск"...) В той ситуации наш УС являлся транзитным и осуществлял связь между группой кораблей, участвовавших в спасении ПЛ и КП СФ (КП ВМФ), через УС СФ. Сигнал от корабля невозможно услышать за 11000км, т.е. в Союзе. Такое чудо возможно только при очень редких атмосферных явлениях. Так что без транзитных УС никак.
На УС и НК, ПЛ... ВМФ ключисты, действительно, работают на ДКМ, чтобы не давать противнику возможность идентифицировать судно по почерку радиста. Запись ведется в спец. журнале или непосредственно на спец. бланке, карандашом, заточенным с двух концов.
А на гражданских судах допускались вольности и чаще всего радист вел передачу информации с ключа, скорость такой передачи может быть гораздо выше (зависит от класса специалиста), чем у стандартизованной ДКМ.
Писал я, капитан 2 ранга Ильич Г.В. и так как первоначально этот рассказ был размещен в ЖЖ, на моей странице, то естественно, он не подписан. Про 9 человек остававшихся на борту... я писал еще тогда, когда не имел точной информации про этапы покидания судна. Теперь знаю, но моя запись от 14/03/2011, писал ко Дню подводника. Прошу прощения, за неточность. Действия Командира считаю правильными, хотя врятле Он нуждается в моем одобрении. Действительно, наш УС держал связь со всеми судами выходившими на связь и передававшими информацию. Эта информация была от аварийной ПЛ и корабли передававшие ее были транзитными (например: "самолет" от ПЛ, передал "Анатолий Васильев" или "Красногвардейск"...) В той ситуации наш УС являлся транзитным и осуществлял связь между группой кораблей, участвовавших в спасении ПЛ и КП СФ (КП ВМФ), через УС СФ. Сигнал от корабля невозможно услышать за 11000км, т.е. в Союзе. Такое чудо возможно только при очень редких атмосферных явлениях. Так что без транзитных УС никак.
На УС и НК, ПЛ... ВМФ ключисты, действительно, работают на ДКМ, чтобы не давать противнику возможность идентифицировать судно по почерку радиста. Запись ведется в спец. журнале или непосредственно на спец. бланке, карандашом, заточенным с двух концов.
А на гражданских судах допускались вольности и чаще всего радист вел передачу информации с ключа, скорость такой передачи может быть гораздо выше (зависит от класса специалиста), чем у стандартизованной ДКМ.
Немає коментарів:
Дописати коментар