середа, квітня 25, 2012

Мало кто знает, но по соседству с К-27 в прибрежных водах Новоземельского архипелага затоплено еще 14 реакторов с подводных лодок, из которых шесть – с невыгруженным ядерным топливом. Там же, в заливе Цивольки, – 125 тепловыделяющих сборок утоплены вместе с аварийными реакторами атомного ледокола «Ленин».

Почему «Росатом» предлагает поднять со дна морей затонувшие подлодки
В ближайшее время необходимо принять решение по подъему или окончательному захоронению атомной подлодки Б-159, затонувшей в 2003 году во время буксировки в Баренцевом море. И – аварийной К-27, которая еще в 1981 году по негласному решению была сознательно затоплена у восточного побережья Новой Земли. Определиться с дальнейшей судьбой этих потенциально опасных объектов нужно для того, чтобы «гарантировать благоприятное экологическое состояния Баренцева и Карского морей».  Две атомные субмарины, к судьбе которых сейчас привлечено внимание, – не единственные потери такого рода в Мировом океане. С середины прошлого века, когда на вооружение подводного флота стали поступать ядерные ракеты и торпеды, а затем и корабли с ядерными энергоустановками, в результате аварий и катастроф на дне морей оказались восемь атомных подлодок и одна дизель-электрическая с ядерным оружием. Большинство из них погибли на глубинах от полутора и более километров. Гигантское давление и удары о грунт приводят к неизбежным разрушениям прочного корпуса, что серьезно осложняет или вовсе исключает возможность их подъема.
В этом смысле показательна судьба дизельной лодки Тихоокеанского флота К-129. Она пропала при невыясненных обстоятельствах во время боевой службы у Гавайских островов в марте 1968 года. Тогдашнее руководство СССР эту потерю скрывало – даже от семей подводников (а в экипаже значилось 98 человек).
И только семь лет спустя в американские газеты просочилась информация, что погибшую советскую подлодку тайно обнаружили ВМС США на глубине более четырех километров, а затем была предпринята сверхсекретная операция «Дженефер» по ее извлечению. Но попытка эта не совсем удалась – поврежденный корпус лодки при подъеме разломился, и добыча в виде ядерных боеголовок и секретных кодов, на что так рассчитывали в ЦРУ и Пентагоне, ускользнула из рук.
Через два месяца с небольшим после того, как в Тихом океане «без вести» пропала советская К-129, в Центральной Атлантике, в районе Азорских островов, при таких же загадочных обстоятельствах навсегда ушла в пучину американская атомная подлодка «Скорпион» (Scorpion) – со всем экипажем (99 подводников), атомным реактором и двумя торпедами «Астор» в ядерном снаряжении. Точные координаты ее гибели не разглашаются до сих пор, хотя место это установлено и тщательно обследовано с использованием специальных аппаратов. Глубина океана в этой точке - 3600 метров, корпус лодки представляет собой несколько фрагментов, речи об их извлечении не идет.
«Скорпион» стал второй подряд потерей в атомном подводном флоте США. За три года до этого, 10 апреля 1963-го, в северной Атлантике погибла атомная подлодка «Трешер» (Thresher, SSN-593). Ее команда – 112 военных моряков и 17 гражданских специалистов – в 220 милях к востоку от Бостона проводила глубоководные испытания корабля после его заводского ремонта и модернизации. На «Трешере» была установлена опытная ядерно-энергетическая установка, а максимальная глубина определена в 400 метров. Обломки погибшего корабля обнаружили поисковыми средствами на глубине, в шесть раз превышающей максимальную…
Что касается трех погибших АПЛ из состава советского ВМФ, то и они все затонули на глубинах, многократно превышающих допустимую для них глубину погружения. Торпедная АПЛ К-8 унесла на дно Бискайского залива реактор и спецбоезапас. Стратегическая К-219, потерпевшая аварию в канун исторической встречи Михаила Горбачева и Рональда Рейгана в Рейкъявике, сократила наш ядерный потенциал на 15 баллистических ракет. Вместе с ними на дне Атлантического океана – два ядерных реактора. Но глубина в этой точке, удаленной от судоходных путей, более 5500 метров. И сколько-нибудь заметного изменения радиационного фона пока не замечено.
А вот с К-27 ситуация иная. Она не затонула, а сознательно затоплена без малого тридцать лет назад в заливе Степового у восточного (Карского) побережья Новой Земли. Так, увы, негласно избавлялись в те годы от аварийных атомных объектов. Мало кто знает, но по соседству с К-27 в прибрежных водах Новоземельского архипелага затоплено еще 14 реакторов с подводных лодок, из которых шесть – с невыгруженным ядерным топливом. Там же, в заливе Цивольки, – 125 тепловыделяющих сборок утоплены вместе с аварийными реакторами атомного ледокола «Ленин».
Время от времени в этот район по заданию МЧС и Росгидромета наведываются (как правило – попутно) гидрографические и прочие суда, чтобы замерить радиационный фон и оценить состояние защитных барьеров. Судя по информации из открытых источников, особо тревожной информации от них не поступало.
Но что будет завтра, никто сказать не берется. 
акцент
За 55 лет с начала использования в подводном флоте атомных реакторов затонули (безвозвратно потеряны) восемь атомных субмарин: две американские, четыре советские и две российские.
В 2001 году с глубины 108 метров был поднят «Курск» с двумя ядерными реакторами.
АПЛ «Комсомолец», погибшая в 1989 году в Норвежском море, загерметизирована на глубине 1680 метров специальным составом.

Немає коментарів: