5 сентября 2003 года Главнокомандующим ВМФ адмиралом флота В. Куроедовым была назначена комиссия под руководством контр-адмирала В. Кондратьева для расследования тяжёлого происшествия с ПЛА < К-159 >. Задачами комиссии являлось всестороннее, полное и объективное выяснение обстоятельств, а так же выявление причин и условий, способствовавших данному происшествию. Комисси предписывалось дать ответы на следующие вопросы:
1. Какими документами должен был руководствоваться капитан 2 ранга Жемчужнов С.Г., исполняя обязанности старшего по буксировке пла < К-159 > (на этапах подготовки пла к буксировке, непосредственно в ходе буксировки, а также в ходе проведения спасательной операции)?
Источник-сайт http://www.gremih.ru/doc/83-zakluhenie.html
2. Соответствовали ли действия Жемчужнова С.Г. данным документам на этапах подготовки пла < К-159 > к буксировке и выходу из акватории Йоканьгского района базирования, непосредственно при осуществлении буксировки, а также во время проведения спасательной операции? Если нет, то каким именно нормам его действия не соответствовали, в чем конкретно это выразилось и как впоследствии повлияло на создание аварийной ситуации на пла < К-159 > и ее затоплении 30 августа 2003 г.?
3. Должен ли был Жемчужнов С.Г. в соответствии с руководящими документами лично проверить подготовленность перегонной команды пла < К-159 > к буксировке, наличие спасательных средств и техническое состояние буксируемого объекта и если да, то согласно требованиям каких именно документов? Включает ли в себя проверка технического состояния буксируемого объекта проверку герметичности прочного корпуса и межотсечных переборок подводной лодки?
4. Являлась ли акватория Кольского залива укрытием для буксирного каравана ( < СБ-406 > и пла < К-159 > ) с учетом совокупности сложившихся на ночь 29 - 30 августа 2003 г. гидрометеоусловий?
5. С учётом плотности графика буксировок и подготовки по воинской специальности, имел ли капитан 2 ранга Жемчужнов возможность всесторонней, полной, объективной проверки готовности ПЛА < К-159 > к межбазовому переходу?
Источник-сайт http://www.gremih.ru/doc/83-zakluhenie.html
2. Соответствовали ли действия Жемчужнова С.Г. данным документам на этапах подготовки пла < К-159 > к буксировке и выходу из акватории Йоканьгского района базирования, непосредственно при осуществлении буксировки, а также во время проведения спасательной операции? Если нет, то каким именно нормам его действия не соответствовали, в чем конкретно это выразилось и как впоследствии повлияло на создание аварийной ситуации на пла < К-159 > и ее затоплении 30 августа 2003 г.?
3. Должен ли был Жемчужнов С.Г. в соответствии с руководящими документами лично проверить подготовленность перегонной команды пла < К-159 > к буксировке, наличие спасательных средств и техническое состояние буксируемого объекта и если да, то согласно требованиям каких именно документов? Включает ли в себя проверка технического состояния буксируемого объекта проверку герметичности прочного корпуса и межотсечных переборок подводной лодки?
4. Являлась ли акватория Кольского залива укрытием для буксирного каравана ( < СБ-406 > и пла < К-159 > ) с учетом совокупности сложившихся на ночь 29 - 30 августа 2003 г. гидрометеоусловий?
5. С учётом плотности графика буксировок и подготовки по воинской специальности, имел ли капитан 2 ранга Жемчужнов возможность всесторонней, полной, объективной проверки готовности ПЛА < К-159 > к межбазовому переходу?
Исследование по вопросу № 1
Какими документами должен был руководствоваться капитан 2 ранга Жемчужнов С.Г., исполняя обязанности старшего по буксировке пла < К-159 > (на этапах подготовки пла к буксировке, непосредственно в ходе буксировки, а также в ходе проведения спасательной операции)?
Деятельность должностных лиц ВМФ, связанная с переводом (буксировкой) к месту утилизации исключённых из состава ВМФ атомных подводных лодок (АПЛ), определяется Положением об организации переводов к месту утилизации АПЛ, исключённых из состава ВМФ №89.262.360070.001. (далее по тексту - Положение), утверждённым совместным решением Министерства РФ по атомной энергии, Министерства экономики РФ и ВМФ.
Данный документ определяет порядок планирования буксировок, подготовки АПЛ к переводу, способы буксировки, обязанности должностных лиц, в том числе и старшего по буксировке, их ответственность. Кроме того, в Положении предусмотрены требования к Техническому проекту и Плану буксировки, форма и содержание Акта готовности корабля к буксировке. В Положении оговорено, что должностные лица ВМФ в вопросах, связанных с буксировкой и не отражённых в нём, должны руководствоваться руководящими документами ВМФ.
В настоящее время в ВМФ основным документом, регламентирующим организацию и порядок выполнения буксировочных работ, является Руководство по буксировке кораблей, вспомогательных судов, плавучих средств и сооружений ВМФ (РБК-72, далее по тексту - Руководство).
Руководство регламентирует порядок планирования буксировочных работ, организацию непосредственной буксировки различных объектов с учётом их состояния и условий буксировки, организацию управления и связи при буксировочных работах, обязанности должностных лиц и их ответственность.
На Северном флоте, в целях совершенствования организации подготовки кораблей и судов к выходу в море и повышения ответственности должностных лиц за качество подготовки, приказом Командующего СФ от 12 марта 1996 г. № 133 введена в действие Временная инструкция по подготовке к буксировке кораблей, судов и объектов ВМФ. Данная Инструкция по вопросам ответственности должностных лиц за буксировку и обязанностям старшего по буксировке отсылает к соответствующим статьям РБК-72, а также в ст. 23 определяет, что при возникновении сомнений в безопасности буксировки по погодным, техническим или каким-либо другим причинам немедленно донести на управляющий командный пункт с указанием этих причин и предложений по продолжению буксировки, в дальнейшем действовать по указаниям управляющего командного пункта.
Детальное содержание подготовки к буксировке, организация и способ буксировки, состояние объекта буксировки, описание маршрута буксировки, меры безопасности, указания по действиям в аварийных ситуациях и другие необходимые вопросы, определяющие безопасную буксировку подробно излагаются в Техническом проекте и Плане буксировки конкретного объекта, в частности пла < К-159 >.
Из материалов дела видно, что после освидетельствований пла отстоя Йоканьгского района базирования комиссией штаба СФ были разработаны планы по подготовке лодок к буксировкам.
Выводы по вопросу № 1
Капитан 2 ранга Жемчужнов С.Г., исполняя обязанности старшего по буксировке пла < К-159 > должен был руководствоваться требованиями следующих основных документов:
1. При подготовке к буксировке:
- Положением об организации переводов к месту утилизации атомных подводных лодок, исключённых из состава ВМФ №89.262.360070.001. 1999 г. (п. а ст. 3.7.)
- Руководством по буксировке кораблей (РБК-72, п. а ст. 35 и ст. 41);
- Приказом КСФ 1996 г. № 133;
- Техническим проектом буксировки АПЛ < К-159 > пр. 627 зав. №289, исполненного 23 июня 2003 г.;
- Планом подготовки пла < К-159 > к буксировке;
- Планом буксировки пла < К-159 >;
2. Непосредственно в ходе буксировки:
- Положением об организации переводов к месту утилизации атомных подводных лодок, исключённых из состава ВМФ №89.262.360070.001. 1999г. (п. б ст. 3.7.)
- Руководством по буксировке кораблей (РБК-72, п. б ст. 35 и ст. 19);
- Приказом КСФ 1996 г. № 133;
- Техническим проектом буксировки АПЛ < К-159 > пр. 627 зав. №289, исполненного 23 июня 2003 г.;
- Планом буксировки пла < К-159 >.
3. В ходе проведения спасательной операции:
- Руководством по буксировке кораблей (РБК-72, ст. 19, п. б ст. 35, ст. 200);
- Приказом КСФ 1996 г. № 133;
- Техническим проектом буксировки АПЛ < К-159 > пр. 627 зав. №289, исполненного 23 июня 2003 года;
- Планом буксировки пла < К-159 >.
Эксперты:
____________________ Безнос Л.А.
____________________ Виноградов А.Д.
____________________ Полянский А.Ф.
____________________ Виноградов А.Д.
____________________ Полянский А.Ф.
____________________ Елынцев А.В. (с особым мнением)
Немає коментарів:
Дописати коментар