М-259, 12 августа 1956 года, Финский залив. Лодка класса А615 дизельная торпедная; разработчик - ЦКБ-18 (КБ "Рубин").
В дизельном отсеке произошел взрыв и начался пожар. 4 подводника от полученных ожогов скончались. В качестве причины происшедшего были названы конструктивные недостатки лодок проекта А615: они имели единый двигатель для подводного и надводного хода, при этом для работы дизеля под водой использовался сжатый кислород и химический поглотитель известкового типа. Конструкция оказалась весьма пожароопасной (взрывы газовой смеси происходили даже при пониженном содержании кислорода), из-за чего эти лодки подводники впоследствии прозвали "зажигалками". Всего погибли 4 человека. Оргвыводов не последовало. Пожар был потушен, лодка всплыла и вернулась на базу.
М-255, 1956 год.
Лодка класса А615 дизельная торпедная, разработчик - ЦКБ-18 (КБ "Рубин"), командир - С. Савкин.
Пожар в машинном отделении. По всей вероятности, он был вызван теми же причинами, что и у М-259,- конструктивными недостатками двигателя. Всего погибли 7 человек. Оргвыводов не последовало.
. М-200 "Месть", 21 ноября 1956 года, Балтийское море, Суурупский пролив.
Лодка класса XV "Малютка" дизельная торпедная; разработчик - ЦКБ-18 (КБ "Рубин"); командир - капитан третьего ранга Александр Шуманин.
Лодка вышла из Таллина в Лиепаю под руководством нового командира, ранее не служившего на "Малютках". На борту находился начштаба бригады капитан второго ранга Юрий Штыков. Сигнальщик на дистанции в 40 кабельтовых (7,5 км) заметил огни эсминца "Статный", шедшего встречным курсом. По правилам, корабли должны были разойтись левыми бортами, но Шуманин почему-то отдал приказ расходиться правыми. Когда корабли сблизились, столкновения еще можно было избежать. На "Статном", видя неадекватность маневра ПЛ, сбавили ход. Но Шуманин неожиданно скомандовал "Лево на борт", подставив лодку под таранный удар эсминца. Получив пробоину в районе пятого и шестого отсеков, М-200 быстро затонула, опустившись на глубину 53 м. На воде остались 8 моряков с мостика, 2 из них утонули. В первом, третьем и четвертом отсеках в живых остались 28 подводников. Спустя час через аварийный буй была установлена связь с первым отсеком, где находились 6 человек. Остальные отсеки уже затопило. На место прибыли спасательные суда. Попытки отбуксировать лодку на мелководье или поднять ее с помощью крана окончились неудачей. Только через сутки командование разрешило подводникам выходить из лодки в индивидуальных аппаратах. Тогда же из-за поднявшегося шторма спасательные суда отнесло в сторону, телефонный кабель оборвался. Вернуться на место спасатели смогли только ночью 23 ноября, но все моряки к тому времени уже погибли. Как выяснилось, после обрыва связи ослабевшие подводники начали самостоятельно покидать отсек. Мичман, шедший первым, открыл люк, но выбраться из него не смог. Он умер от сердечного приступа, закрыв товарищам путь к спасению. Всего погибли 36, спаслись 6 человек. Командир подлодки капитан третьего ранга Александр Шуманин и командир эсминца капитан третьего ранга Савчук получили по три года лагерей. Оба вышли из заключения досрочно. Савчук впоследствии был восстановлен в звании и продолжил службу. Лодка поднята через шесть дней. Не восстанавливалась.
М-256, 26 сентября 1957 года, Балтийское море, Таллинский залив.
Лодка класса А615 дизельная торпедная; разработчик - ЦКБ-18 (КБ "Рубин"), командир - капитан третьего ранга Юрий Вавакин.
Лодка проводила замеры скоростей на мерной линии, когда произошел взрыв дизеля. Моряки в четвертом и пятом отсеках погибли мгновенно, начался пожар. ПЛ всплыла и встала на якорь. На море был шторм, но личный состав пришлось вывести на палубу, так как лодка была загазована. Чтобы смягчить последствия возможных повторных взрывов, были открыты газоотводы шестого отсека и переборочные двери между шестым и седьмым отсеками. Через газоотводы лодку стало заливать, и через 3 часа 48 минут после всплытия она потеряла продольную остойчивость и затонула. Часть экипажа ушла под воду вместе с ПЛ (так как была пристегнута к леерам), часть замерзла в холодной воде. Вблизи от терпящей бедствие М-256 находились подошедшие на помощь эсминец "Спокойный", спасательное судно и ПЛ С-354. Однако они заранее не сняли экипаж с лодки, опасаясь взрыва на ее борту. Всего погибли 35, спаслись 7 человек. Комиссия по расследованию причин аварии обвинила погибший экипаж в неправильных действиях при борьбе за сохранение корабля, а спасателей - в пассивности.
Оргвыводов сделано не было. Лодка была поднята спасательным судном "Коммуна".
С-80, 27 января 1961 года, Баренцево море.
Лодка класса 644 дизельная, с крылатыми ракетами; разработчик - ЦКБ-18 (КБ "Рубин"); командир - капитан третьего ранга Анатолий Ситарчик.
Лодка не вернулась на базу с полигона. Поисковая операция результатов не дала. Только спустя семь лет С-80 была найдена. Подъем позволил выяснить причины и обстоятельства катастрофы. Во время погружения поплавковый клапан шахты РДП не сработал из-за обледенения, так как его обогрев был отключен. В прочный корпус стала поступать вода. Трюмный машинист растерялся и не смог закрыть шахту. Также не удалось закрыть второй запор шахты вручную - шток клапана погнуло давлением поступающей воды. Экипаж опоздал с продуванием главного балласта на 30 секунд, не был дан ход главными электродвигателями. Скорость ПЛ упала до нуля, и с большим дифферентом она упала на грунт. Избыточное давление разрушило переборки второго, третьего и четвертого отсеков, личный состав в них погиб. После этого в живых остались 24 подводника, но им не удалось покинуть лодку в индивидуальных аппаратах. Всего погибли 68 человек.
В катастрофе обвинен экипаж лодки. В 1968 году спасательное судно "Алтай" обнаружило ПЛ на глубине 196 м. Для подъема субмарины было построено специальное судно "Карпаты". Лодка была поднята 24 июля 1969 года, впоследствии разделана на металл.
36. К-19, 4 июля 1961 года, Норвежское море.
Лодка класса 658 атомная, с баллистическими ракетами; разработчик - ЦКБ-18 (КБ "Рубин"); командир - капитан второго ранга Николай Затеев.
К-19, первая ракетная ПЛА СССР, следовала в Северную Атлантику на учебные стрельбы. На 16-е сутки плавания в шестом (реакторном) отсеке лопнула трубка, которая вела от первого контура реактора к манометру. В результате давление в первом контуре упало с 200 до 150 атмосфер, однако манометр показывал нулевое давление. Не удостоверившись, что давление и температура остаются в пределах нормы, командир принял решение смонтировать нештатную систему подачи в реактор холодной воды через систему охлаждения подшипника электродвигателя. При монтаже подводники вскрыли находящийся под давлением первый контур, после чего произошел взрыв и выброс пара. Поскольку реакторный отсек в тот момент вентилировался в атмосферу, то взрывной волной, прошедшей по трубе, вырвало кусок рубки. 8 подводников получили смертельные дозы радиации и ожоги и в течение недели умерли. Связаться с берегом командиру К-19 не удалось из-за повреждения антенны главного передатчика. Однако с помощью аварийного передатчика на помощь были вызваны находившиеся в районе две дизельные ПЛ. Через них была налажена связь с берегом и эвакуирована часть экипажа. На вторые сутки после аварии командир К-19 Николай Затеев принял решение оставить лодку, так как она была уже полностью заражена. На четвертые сутки к месту аварии подошли эсминцы, которые приняли на борт экипаж и отбуксировали аварийную ПЛ на базу. Кроме моряков, работавших в реакторном отсеке, большие дозы радиации получили еще 42 члена экипажа.
Всего погибли 8, спаслись 96 человек. Комиссия по расследованию причин аварии не нашла вины экипажа и даже отметила героические действия подводников. После эвакуации экипажа лодка был отбуксирована на базу. При ремонте был вырезан и заменен реакторный отсек.. Б-37 и С-350,11 января 1962 года, Баренцево море, Кольский залив, Екатерининская гавань базы Полярный.
Лодки класса 641 и 633 соответственно дизельные торпедные; разработчик - ЦКБ-18 (КБ "Рубин") и ЦКБ-112 "Лазурит"; командиры - капитан второго ранга Анатолий Бегеба, капитан второго ранга Олег Абрамов.
Б-37 готовилась к походу в море, экипаж проводил плановый осмотр и проверку оружия и технических средств. В 8 часов 15 минут в торпедном отсеке начался пожар (по одной из версий, из-за сварочных работ), через десять минут приведший к взрыву боезапаса. Взрывом оторвало всю носовую часть лодки вплоть до рубки. Части субмарины разбросало в радиусе до 1 км. Стоявшая рядом у пирса ПЛ С-350 получила повреждение прочного корпуса, были затоплены первый и второй отсеки, в результате погибли 11 моряков. В кормовых отсеках Б-37 остались живые моряки, однако спасательная операция не была проведена, и они утонули вместе с лодкой. Причина трагедии не установлена. Наиболее вероятными версиями считают проведение нерегламентированных работ с использованием открытого огня или дефект торпеды. Всего погибли 122 человека, спасся один. Командующий Северным флотом адмирал Андрей Чабаненко был снят с должности и переведен в Генштаб, Анатолий Бегеба оправдан в суде, но отстранен от службы на подлодках. Б-37 была поднята, затем выведена из состава флота. С-350 также была поднята, после ремонта вернулась в строй. Исключена из состава флота в 1982 году.
38. М-258, 25 сентября 1965 года, Балтийское море, в районе острова Осмусаар.
Лодка класса А615 дизельная торпедная; разработчик - ЦКБ-18 (КБ "Рубин").
Лодка находилась на учениях. В 7 часов утра при всплытии в надводное положение произошел взрыв аккумуляторной батареи под настилом коридора шестого отсека. Взрывом вырвало переборочную дверь из шестого в седьмой отсек. Погибли 4 моряка в седьмом отсеке. Командир ПЛ отдал приказ стравить жидкий кислород за борт и подал сигнал о помощи. Спустя два часа к месту катастрофы подошел малый противолодочный корабль МПК-488 и отбуксировал ПЛ на базу. Всего погибли 4, спаслись 38 человек. Оргвыводов не последовало. Лодка была отремонтирована.
39. Б-31, 15 июля 1967 года, Средиземное море, Тунисский пролив.
Лодка класса 641 дизельная торпедная; разработчик - ЦКБ-18 (КБ "Рубин"); командир - капитан третьего ранга Олег Бочкарев.
С началом арабо-израильской войны лодка была направлена в район конфликта. В трюме ЦП произошло возгорание топлива, вылившегося через неплотное соединение трубопровода. Средства пожаротушения оказались неисправными, и подводникам пришлось покинуть отсек. При эвакуации в трюме остались 4 моряка, которые задохнулись в дыму. Всего погибли 4, спасся 71 человек. Оргвыводов не последовало. После ремонта лодка продолжила службу.
40. К-3 "Ленинский комсомол" (с 1989 года Б-3), 8 сентября 1967 года, Норвежское море.
Лодка класса 627 "Кит" атомная торпедная; разработчик - СКБ-143 (КБ "Малахит"); командир - капитан второго ранга Юрий Степанов. Лодка возвращалась с боевой службы из Средиземного моря в подводном положении. В первом отсеке начался пожар из-за прорыва масла из системы гидравлики и попадания масляных паров на горевшую лампу электросветильника. При переходе личного состава во второй отсек огонь перекинулся и туда. Подводники в обоих отсеках сгорели заживо. Для разведки обстановки во втором отсеке был открыт переборочный люк, и на ЦП хлынул едкий дым. После этого лодка всплыла. На помощь К-3 пришли спасатели и сменная команда, но экипаж отказался покидать лодку и сам довел ее до базы. Комиссия, расследовавшая аварию, решила, что пожар возник по вине одного из погибших матросов, закурившего в отсеке. По другой версии, причиной прорыва масла стала установка нештатной прокладки в штуцере гидравлической машинки. Всего погибли 39, спаслись 65 человек. Оргвыводов сделано не было. Субмарина самостоятельно вернулась на базу и после ремонта продолжила службу. Выведена из боевого состава в 1989 году.
К-129 (до 1967 года Б-103), 8 марта 1968 года, Тихий океан, район Гавайских островов.
Лодка класса 629А дизельная с баллистическими ракетами; разработчик - ЦКБ-16 (КБ "Малахит"); командир - капитан первого ранга Владимир Кобзарь.
В назначенное время лодка, находившаяся на боевом патрулировании, не вышла на связь. Была организована масштабная поисковая операция, однако установить место гибели субмарины не удалось. Существует четыре версии катастрофы: затопление через шахту РДП, столкновение с американской ПЛА Swordfish (после гибели К-129 она, по данным разведки, пришла в японский порт Йокосуко с сильными повреждениями), столкновение с надводным судном, взрыв аккумуляторных батарей. Всего погибли 98 человек.
Оргвыводов не последовало. Координаты места катастрофы узнали ВМС США - их акустические системы зафиксировали подводный взрыв. Убедившись, что СССР прекратил поиск К-129, американцы приступили к секретной операции по подъему субмарины с глубины 5200 м, получившей кодовое название Jannifer. В 1974 году США сумели поднять два носовых отсека - во время подъема корпус лодки переломился. Советское руководство не смогло противодействовать этой операции.
К-27,24 мая 1968 года, Баренцево море.
Лодка класса 645 атомная торпедная; разработчик - СКБ-143 ((КБ "Малахит"), командир - капитан первого ранга Павел Леонов.
На К-27, лодке с реактором с жидкометаллическим теплоносителем, проводилась проверка работы ГЭУ в режиме полного хода. Еще на базе командир БЧ-5 Алексей Иванов требовал температурной регенерации теплоносителя, окислявшегося из-за течи, и записал в журнале: "БЧ-5 к выходу в море не готова". При работе энергоустановки на полной мощности окислы теплоносителя закупорили урановые каналы в реакторе левого борта, и он стал быстро терять мощность. Реактор не был вовремя заглушен, в результате сгорело до 20 процентов тепловыделяющих элементов, и ядерное топливо было разнесено по первому контуру. Кроме того, произошел выброс радиоактивных газов, которые распространились по отсекам. В реакторном отсеке радиационный фон достигал 1000 рентген в час, в районе парогенераторов - 1500 рентген в час (в 75 тыс. раз выше нормы). Командир лодки дал команду всплыть и идти на базу под реактором правого борта, однако экипажу и командованию об аварии реактора не сообщил. Впоследствии он объяснил это тем, что "не хотел сеять панику". Все находившиеся на борту (кроме подводников на лодке были гражданские специалисты) переоблучились. Непосредственно после аварии умерли 4 подводника, еще один (из второго экипажа) погиб позже. Всего погибли 5 человек, спаслись 140. Командир лодки получил выговор по партийной линии и был переведен на преподавательскую работу. Лодка была признана непригодной для эксплуатации. Однако после усиления биологической защиты она еще почти 10 лет простояла в Гремихе, где на ней проводили различные технические эксперименты. В 1981 году затоплена в Карском море.
К-8,11 апреля 1970 года, Атлантический океан,
Бискайский залив.
Лодка класса 627А "Кит" атомная торпедная; разработчик - СКБ-143 (КБ "Малахит"); командир - капитан второго ранга Всеволод Бессонов.
При возвращении с боевой службы на глубине 120 м практически одновременно в третьем и седьмом отсеках произошло короткое замыкание, вызвавшее пожар. Лодка всплыла. Через несколько минут вышла из строя силовая электросеть, сработала аварийная защита реакторов. Отказали системы связи, и командир лодки не смог сообщить об аварии. В горевших отсеках погибли 15 подводников, еще 15 из восьмого отсека получили смертельные отравления. Вскоре из-за загазованности были покинуты кормовые отсеки. Прочный корпус стало заливать водой, субмарина начала терять остойчивость. Через некоторое время к месту аварии приблизился канадский транспорт Сlyv de ore, но на просьбу о помощи он не откликнулся. На вторые сутки к ПЛ подошел болгарский транспорт "Авиор", принявший на борт часть моряков и передавший сообщение об аварии. К концу третьих суток после аварии к лодке прибыли советские суда. Темнота и шторм не позволили взять лодку на буксир. Командир ПЛ с 21 подводником (в основном офицерами) остались на лодке - попытку завести буксир надеялись повторить утром. Однако ночью лодка окончательно потеряла запас плавучести и затонула на глубине около 4,5 тыс. м вместе с оставшимися на ней моряками.
Всего погибли 52, спаслись 73 человека.
Комиссия заявила, что авария вызвана исключительно "техническими причинами". Действия экипажа признаны верными. Погибший командир лодки был удостоен звания Героя Советского Союза, награждены были и другие члены экипажа. По одной из версий, Всеволод Бессонов вместе с группой офицеров вернулся на лодку после того, как получил от командования указание любой ценой бороться за спасение лодки. Лодка не была поднята.
44. К-19,24 февраля 1972 года, Северная Атлантика, 1100 км северо-восточнее острова Ньюфаундленд.
Лодка класса 658 атомная с баллистическими ракетами; разработчик-ЦКБ-18 (КБ "Рубин"); командир - капитан первого ранга Виктор Кулибаба.
Лодка возвращалась с боевого патрулирования. На глубине 120 м в девятом отсеке произошло возгорание масла, вытекшего из гидропривода захлопки фильтра дожига угарного газа ФМТ-200Г. Пока матрос, обнаруживший возгорание, звал старшину, начался пожар. Личный состав, кроме расписанных по боевой тревоге, покинул отсек. Все оставшиеся в нем погибли. Пожар перекинулся в восьмой отсек. Угарный газ проник и в другие помещения лодки, где также погибли люди, которые не могли покинуть боевых постов, обеспечивая подъем К-19 и сброс аварийной защиты реакторов. Всплыв, лодка оказалась без хода, так как не удалось запустить дизель-генераторы. В десятом отсеке оказались отрезанными 12 человек, которые пробыли в заточении 24 дня. В спасательной операции приняли участие более 30 кораблей и судов ВМФ. В условиях сильного шторма удалось эвакуировать большую часть экипажа К-19, подать на лодку электричество и ВВД и отбуксировать ее на базу.
Всего погибли 28, спаслись 76 человек.
Действия экипажа признаны правильными. Командир лодки Виктор Кулибаба награжден орденом Красного Знамени, командовавший моряками десятого отсека Борис Поляков был представлен к званию Героя Советского Союза, но получил только орден Красной Звезды. Лодка была отбуксирована на базу, восстановлена, после чего продолжила службу до 1990 года. За многочисленные аварии получила на флоте кличку Хиросима. В 2003 году утилизирована.
45. К-56 (с 1992 года Б-56), 13 июня 1973 года, Японское море, залив Петра Великого.
Лодка класса 675 атомная с крылатыми ракетами; разработчик - ЦКБ-18 (КБ "Рубин"); командир - капитан второго ранга Леонид Хоменко. Лодка в надводном положении шла на базу ночью после выполнения учебных стрельб в сопровождении крейсера "Владивосток". С крейсера доложили об идущей навстречу надводной цели, посоветовали включить радар и подготовиться к расхождению. Налетел туман, и, когда РЛС все-таки была включена, на экране возникли отметки сразу четырех целей. В этой ситуации на ЦП не смогли быстро сориентироваться в направлении и скорости движения окружающих судов. Внезапно из тумана появились ходовые огни судна "Академик Берг". Пытаясь избежать столкновения, старпом скомандовал "полный назад", но избежать столкновения не удалось. Судно на скорости 9 узлов ударило в правый борт К-56. На стыке первого и второго отсеков образовалась четырехметровая пробоина. Во второй отсек, переполненный людьми (на лодке кроме основного находился второй экипаж и гражданские специалисты), начал поступать хлор, выделившийся из аккумуляторных батарей. Все находившиеся в отсеке погибли. От полного затопления лодку спас находившийся во втором отсеке командир БЧ-5 капитан второго ранга Леонид Пшеничный, который успел загерметизировать кормовую переборку. Подводники первого отсека смогли организовать борьбу за спасение лодки. Командиром было принято решение выбросить лодку на отмель, что предотвратило окончательное затопление первого отсека.
Всего погибли 27, спаслись около 140 человек.
В столкновении был обвинен экипаж подлодки и частично судна "Академик Берг", которое двигалось на выход из залива по входной линии фарватера. Действия командира ПЛ по борьбе за спасение лодки были оценены как нестандартные и эффективные. Лодка была отбуксирована на базу на понтонах, восстановлена, продолжила службу до 1992 года.
46. К-57 (с 1979 года К-557, с 1992 года Б-557), 25 января 1975 года, Владивосток.
Лодка класса 675 атомная с крылатыми ракетами; разработчик - ЦКБ-18 (КБ "Рубин").
Лодка находилась на базе. После проведения внутри субмарины покрасочных работ произошел несанкционированный пуск системы пожаротушения пятого отсека. В результате двое подводников отравились смесью паров этиленового лака и фреона.
Всего погибли 2 человека.
Оргвыводов не последовало. Лодка была отремонтирована, введена в строй. Исключена из боевого состава в 1992 году.
К-77 (затем Б-77), 20 марта 1975 года, Атлантический океан, Бискайский залив.
Лодка класса 651 дизельная с крылатыми ракетами; разработчик - ЦКБ-18 (КБ "Рубин"); командир - капитан первого ранга Альберт Левин.
На глубине 80 м в пятом отсеке произошло возгорание станции включения групп аккумуляторной батареи. Был подан сигнал аварийной тревоги. Приготовили к действию систему ЛОХ, однако фреон пошел не в пятый, а в седьмой отсек, к чему находившиеся там моряки не были готовы. Лодка всплыла, возгорание было потушено с помощью установки ЦП. 12 подводников седьмого отсека, не успевшие подключиться к индивидуальным дыхательным аппаратам, получили отравления. Двое из них погибли.
Всего погибли 2 человека, спаслись 76. Виновным в аварии был назван судоремонтный завод: в переключателе ППС был оставлен гаечный ключ, вызвавший замыкание; при сборке системы ЛОХ была перепутана маркировка. Лодка была отремонтирована, продолжила службу. В начале 1990-х годов продана в Финляндию. В настоящее время - экспонат военно-морского музея в городе Провиденс (штат Род-Айленд, США). Использовалась при съемках фильма "К-19: The Widowmaker".
К-47 (с 1993 года Б-47), 24 сентября 1976 года, Северная Атлантика.
Лодка класса 675 атомная с крылатыми ракетами; разработчик - ЦКБ-18 (КБ "Рубин").
Лодка находилась на боевом дежурстве. На глубине 40 м из-за короткого замыкания возник пожар в восьмом отсеке, где находится пульт ГЭУ. В отсеке остались три вахтенных офицера, продолжившие управлять ГЭУ, выполняя команды с ЦП. Благодаря им лодка смогла всплыть, пожар был потушен. Однако все трое вахтенных отравились угарным газом - для переговоров с ЦП им приходилось вынимать загубник изолирующего противогаза.
Всего погибли 3 человека, спасся 101.
Оргвыводов не последовало. Устройства для ведения переговоров в изолирующем противогазе так и не были созданы. Лодка вернулась на базу, была отремонтирована. В 1994 году выведена из боевого состава флота.
49. К-387 (с 1992 года Б-387), 18 октября 1976 года, Баренцево море.
Лодка класса 671РТ "Семга" атомная торпедная; разработчик - СКБ-143 (КБ "Малахит").
На лодке произошла авария ГЭУ (разрыв главного конденсатора).
Всего погибли 2 человека, спаслись 86.
Оргвыводов не последовало. Лодка была отремонтирована, вернулась в строй. Исключена из состава флота в 1995 году.
50. К-115,16 января 1977 года, Тихий океан.
Лодка класса 627А "Кит" атомная торпедная; разработчик - СКБ-143 (КБ "Малахит").
В пятом отсеке из-за попадания масла произошло возгорание и взрыв регенеративного патрона индивидуального дыхательного устройства. Прежде чем моряки покинули отсек, один подводник получил значительные ожоги и скончался.
Погиб 1 человек, спаслись 103.
Оргвыводов не последовало. Лодка вернулась на базу, была отремонтирована. В 1987 году выведена из боевого состава флота.. К-171, 28 декабря 1978 года, Тихий океан.
Лодка класса 667Б "Мурена" атомная с баллистическими ракетами; разработчик - ЦКБ-18 (КБ "Рубин"); командир - капитан первого ранга Эдуард Ломов.
Лодка возвращалась после стрельб на базу в надводном положении. Работал один реактор, на втором в это время проводились профилактические работы, в ходе которых из-за неправильных действий личного состава была переопрессована подпиточная емкость. Несколько тонн воды вылилось на крышку реактора. Командир БЧ-5 Герой Советского Союза капитан третьего ранга Юрий Топтунов, желая скрыть аварию, не доложил о случившемся командиру лодки и приказал вывести реактор на мощность, чтобы выпарить воду и провентилировать помещение. В какой-то момент командиру БЧ-5 показалось, что испарение идет слишком медленно. Чтобы лично оценить обстановку, он и еще два подводника зашли в помещение реактора и задраились там. Из-за роста температуры и давления открыть люк они не смогли. Когда прибывшие на помощь моряки открыли люк, все трое уже погибли.
Всего погибли 3 человека, спаслись 117.
Оргвыводов не последовало. Лодка вернулась на базу, была отремонтирована. Выведена из боевого состава ВМФ в 1995 году.
. К-122, 21 августа 1980 года. 160 км восточнее острова Окинава (Япония).
Лодка класса 659Т атомная торпедная; разработчик - ЦКБ-18 (КБ "Рубин"); командир - капитан второго ранга Геннадий Сизов. Лодка в спешном порядке была отправлена на боевую службу с новым командиром и старшим помощником. В подводном положении под руководством начальника штаба дивизии проводились тренировки по борьбе за спасение лодки. При переводе нагрузки с одного борта на другой в седьмом отсеке возник пожар. Только через восемь минут личный состав покинул отсек и туда подали огнегаситель. В соседние отсеки стал поступать дым, и несколько подводников отравились из-за нехватки средств индивидуальной защиты (незадолго до пожара произошло возгорание гидроакустической станции, и дыхательные аппараты перенесли в центральные отсеки). Лодка всплыла, но осталась без хода и связи, большую часть экипажа вывели на верхнюю палубу. Моряки смогли вручную заглушить реактор, сняв лист в прочном корпусе над реакторным отсеком (проникнуть туда через соседние отсеки было невозможно). Сигнальными ракетами экипаж привлек внимание проходившего рядом английского газовоза Harry, с которого удалось передать донесение об аварии в штаб ВМФ. Через девять часов к месту аварии подошло учебное судно "Меридиан" Владивостокского мореходного училища, на которое перешла большая часть экипажа. Всего погибли 14, спаслись 90 человек.
Начальник штаба 26-й дивизии капитан первого ранга Г. Заварухин, командир лодки капитан второго ранга Г. Сизов, помощник командира капитан-лейтенант В. Савенков и командир БЧ-5 капитан второго ранга Ю. Шлыков были сняты со своих должностей. Один из погибших, мичман Виктор Белевцев, награжден орденом Красной Звезды. Первоначально причиной аварии объявили ошибку экипажа. Повторное расследование установило, что причиной пожара явились "конструктивные недостатки". Лодка была отбуксирована на базу. После ремонта ее состояние признано неудовлетворительным. В 1985 году исключена из состава флота.. С-178,21 октября 1981 года, Японское море, пролив Босфор Восточный.
Лодка класса 613В дизельная торпедная; разработчик - ЦКБ-18 (КБ "Рубин"); командир - капитан третьего ранга Валерий Маранго.
Лодка в надводном положении возвращалась на базу после замеров шумности. Двери между кормовыми отсеками по различным причинам были открыты. Одновременно из бухты Золотой Рог вышло судно "Рефрижератор-13", о чем на лодку не сообщили. Командир субмарины опаздывал на день рождения жены и, желая сократить путь, изменил курс, не сообщив об этом на базу. Старпом грузового судна также самовольно сменил курс. На обоих судах заметили встречные объекты, но никаких действий не предприняли: старпом "Рефрижератора" Курдюков принял лодку за траулер, а доклад акустика С-178 до командира не дошел. На мостике лодки судно, терявшееся на фоне береговых огней Владивостока, заметили слишком поздно. "Рефрижератор-13" на скорости в 8 узлов ударил лодку в левый борт в районе шестого отсека. Через 20 секунд шестой отсек затопило, лодка получила сильный динамический крен, вышли из строя электросети и часть общекорабельных систем. Подводников, находившихся на мостике, в том числе командира, сбросило в воду. Через 40 секунд С-178 затонула на глубине 31 м. Из шестого отсека вода начала поступать в соседние, в них погибли еще 18 человек. В носовых отсеках остались в живых 26 моряков. Началась двухдневная спасательная операция, в которой впервые применялась лодка-спасатель БС-486. Однако при выходе через торпедный аппарат погибли еще 6 подводников.
Всего погибли 32, спаслись 27 человек.
Командир лодки капитан третьего ранга Валерий Маранго и старший помощник "Рефрижератора-13" В. Курдюков осуждены на 10 лет тюрьмы каждый. 15 ноября 1981 года лодка была поднята. Ее восстановление признано нецелесообразным.
БС-486 "Комсомолец Узбекистана", декабрь 1981 года,
Тихий океан.
Лодка класса 940 "Ленок" дизельная спасательная; разработчик - СКБ-112 (ЦКБ "Лазурит").
Из-за прогара кольца выхлопного клапана в отсеки пошел угарный газ. Большая часть экипажа, отравившись, потеряла сознание. У двух подводников не выдержали легкие.
Всего погибли 2 человека, спаслись 103.
Оргвыводов не последовало. Лодка вернулась на базу, продолжила службу. В 1992 году выведена из состава флота.
К-429,24 июня 1983 года, Тихий океан, Авачинский залив, бухта Саранная.
Лодка класса 670 "Скат" атомная с крылатыми ракетами; разработчик - СКБ-112 (ЦКБ "Лазурит"); командир - капитан первого ранга Николай Суворов.
Лодка была срочно отправлена из ремонта на торпедные стрельбы без проверки на герметичность и со сборным экипажем (часть штатного находилась в отпуске, сменный был не подготовлен). Командир возражал против выхода в море, но командир дивизии Валерий Алкаев и начальник штаба флотилии Олег Ерофеев, ставший впоследствии командующим Северным флотом, его доводы во внимание не приняли. При погружении через вентиляционную систему затопило четвертый отсек, в котором находились 14 человек. Лодка легла на грунт на глубине 40 м. При попытке продуть главный балласт из-за открытых клапанов вентиляции ЦГБ большая часть ВВД ушла за борт. Были также частично затоплены первый, третий и пятый отсеки. На борту оставались 104 человека, однако имелось лишь 64 комплекта индивидуальных спасательных аппаратов ИСП-60, в части из них баллоны с дыхательной смесью были пусты. Два мичмана смогли выйти из лодки через торпедный аппарат и сообщить об аварии. Несмотря на то что спасательной операцией руководил сам командующий ВМФ Сергей Горшков, организация работ была слабой. При самостоятельном выходе личного состава из лодки погибли еще 2 моряка - один умер от сердечного приступа в торпедном аппарате, другой запутался в буйрепе спасательной вьюшки. Вышедшего последним командира на борту спасательного судна встретил комдив, который уговорил Суворова задним числом расписаться в журнале готовности к выходу в море. Всего погибли 16, спаслись 104 человека.
Проявивший мужество при спасении экипажа командир лодки капитан первого ранга Николай Суворов осужден на 10 лет лишения свободы, командир БЧ-5 капитан второго ранга Борис Лиховозов - на восемь лет (оба отсидели по три года). Лодка была поднята 9 августа 1984 года. 13 сентября 1985 года затонула у стенки судоремонтного завода. Переоборудована в учебно-тренировочное судно.
. К-131 (с 1992 года Б-131), 18 июня 1984 года, Баренцево море.
Лодка класса 675 атомная с крылатыми ракетами;
разработчик - ЦКБ-18 (КБ "Рубин"); командир - капитан первого ранга Евгений Селиванов.
Лодка возвращалась с боевой службы. Содержание кислорода в отсеках значительно превышало норму (25 процен
По страницам Интернета
Немає коментарів:
Дописати коментар