неділя, травня 20, 2012

Бухта Незаметная: кладбище субмарин

 Бухта Незаметная находится в Заполярье на Кольском полуострове, является частью губы Оленья, внутри погранзоны. Доступ туда возможен только тем, кто имеет местную прописку или пропуска. От близлежащих городов Гаджиево и Снежногорска имеются тропы по пересеченной местности. Ранее, еще до войны, там располагался дом отдыха, используемый в основном как дача командующего. В настоящее время от него остались одни стены. Имелся деревянный пирс. Выше на сопке просматриваются фундаменты других зданий, назначение которых не установлено. В послевоенное время на берегу был построен склад химического имущества, брошенный примерно в конце 80-х. От деревянного пирса к складу сохранилась железная двурельсовая дорога для вагонеток. Внутри него осталось большое количество банок с пластинами химической регенерации воздуха..

http://degandr.ru/index.php/home/92-2011-10-23-08-09-51/66-kladbi

Примерно в конце 70-х годов бухта Незаметная стала использоваться как кладбище кораблей. Судоремонтные заводы в те времена с большим трудом справлялись с ремонтом текущих и аварийных заказов, поэтому задачи разделки старых подводных лодок им, как правило, даже не ставились. И решалась проблема утилизации довольно просто: если не расстрел в качестве мишени на учениях, то буксировка в отдаленную бухту, где корпус лодки вскоре сам ложился на грунт. По рассказам ветеранов, в 80-х годах некоторые лодки и корабли там были еще на плаву. Потом все же ВМФ решило их разобрать на металл, ибо ржавчина от корпусов и остатки ГСМ засоряли акваторию. Некоторые корпуса были лебедкой вытащены на берег. Сама лебедка тоже сохранилась в 100 метрах от берега, выше по тропе.
Примерно в конце 90-х разделкой корпусов занялись частные лица. К тому времени там находились следующие плавсредства. 2 корпуса пл типа «К» проекта 41 (довоенной XIV-бис серии), перестроенные в УТС. 2 корпуса пл проекта 629 и 629а. Один из корпусов сохранялся в хорошем состоянии, второй был в заводских условиях частично разделан, и, вероятно, использовался как блокшив. У него было срезано ограждение рубки и часть надстройки, половина 1-го отсека, а на его месте установлена герметизирующая носовая переборка. 3 корпуса МПК проекта 1124 и 2 корпуса БТЩ проекта 1265, секции плавпирса и конструкции ракетопогрузочного крана, который был доставлен в Гаджиево, но потом по каким-то конструктивным недостаткам не удовлетворивший требованиям и потому брошенный на кладбище кораблей. У самого основания бухты лежит на правом борту корпус большого охотника 122-бис проекта, какие-либо опознавательные признаки отсутствуют. На одном из МПК в погребах оставили две учебно-действующие ракеты. Бдительные местные жители, посетившие брошенные корабли, донесли в компетентные органы, что якобы там остался боезапас. И хотя эти ракеты не представляли никакой опасности, морякам все же пришлось на ялике грести в Незаметную, вручную снимать ракеты и транспортировать их обратно к себе в часть. Потом эти ракеты долго лежали у забора недалеко от пирсов в губе Оленья.
Согласно информации местных экологов, в р-не бухты Незаметной затоплены следующие плавсредства: МПК-141 (673 т.), МПК-152 (673 т.), БТ-454 (390 т.), РТ-829 (88 т.), БУК-520 (48 т.), плакшкоуты - 7 шт. (366 т.).
В первую очередь был разделан один из МПК и один БТЩ. Корпус БТЩ был деревянный и скреплялся медными гвоздями. Для ускорения их извлечения корпус решили просто поджечь. Он выгорел по действующую ватерлинию и расплавил все гвозди. Наиболее интенсивно разделывались корпуса МПК, поскольку они были из алюминиевого сплава. После облегчения всего корпуса из них откачивали воду, снимали бронзовые винты, поднимали и вытаскивали на берег.

Наибольший интерес для обследования представляют лодки. Корпуса двух из них в относительно хорошем состоянии. Из лодок типа «К», служивших на Северном флоте, наиболее известна «К-21». После своей службы она была переоборудована в «УТС-5» и долгое время простояла в Екатерининской гавани в Полярном. Потом ее вновь переоборудовали под музей и поставили на вечной стоянке в Североморске.
Известно, что на судоразделочной базе на Зеленом мысу в Мурманске в конце 80-х разделывался корпус «К-51».
Теоретически, в Незаметной могут находиться корпуса: «УТС-7» (быв. «К-53», исключена из состава ВМФ в 1960 году), «УТС-31» (быв. «К-52», исключена в 1978 году) и «УТС-58» (быв. «К-55», исключена в 1979 году). По словам ветеранов, «К-52» в качестве УТС стояла у пирса в губе Оленья и там даже был создан музей, рассказывающий о боевом пути лодки. Поэтому практически без сомнений, один из корпусов принадлежит «К-52», поскольку нет смысла буксировать списанную лодку еще куда-либо, если в 2-х километрах уже есть кладбище кораблей. Также известно, что «К-55» в качестве УТС служила в Гремихе. Наиболее вероятно, по дате исключения из состава ВМФ, именно они были оставлены в Незаметной. На ограждении рубки одной из них угадываются остатки номера. Среди них нижняя часть либо цифры «3», либо «5». За ней еще одна цифра, но виден только нижний округлый край. Т.е. в данном случае это может быть «3», «5» и «8». Как известно из фотографий, на борту УТС могли писать не номер УТС, а первоначальный номер лодки в период службы. Следовательно, возможны следующие варианты комбинации двузначных цифр: «53», «55» и «58». Если допустить, что исключенная в 1960 году «К-53» не попала в Незаметную, то оставшиеся два номера принадлежат одной лодке: «УТС-58» (быв. «К-55»). Соответственно вторая лодка в Незаметной - «УТС-31» (быв. «К-52»). Для полной достоверности картины остается узнать, где в качестве УТС стояла «К-53» и какова ее последующая судьба.

С корпусами ракетных лодок разобраться оказалось значительно проще. На Северном флоте закончили свою службу 4 субмарины этого проекта: «К-102», (быв. «Б-121», зав. 805, модернизирована по проекту 605), «БС-107» (быв. «К-125», «К-107», «Б-107», зав. 806, модернизирована по проекту 629р), «Б-118» (быв. «Б-149», «К-118», зав. 810, модернизирована по проекту 601 и как «РЗС-439» служила в Гремихе) и «БС-110» (быв. «К-110», «Б-110», зав. 814).
Из этого списка выпадают две лодки. «Б-118» после списания и вырезки ракетных отсеков была брошена в полузатопленном состоянии в акватории завода «СРЗ-35». В конце 2006 года была поднята и отбуксирована на разделку на ФГУП СРЗ «Нерпа» в бухту Кут. «БС-107» закончила свою службу в губе Ура и там же в конце 90-х затонула возле пирса на достаточно большой глубине. Что там лежит именно «БС-107» подтверждается многократными водолазными осмотрами, в том числе с видеозаписью.
Оставшиеся две лодки без всяких сомнений - «БС-110» и «К-102». Подтверждают и ветераны, служившие на «БС-110» в губе Оленьей, что после списания их лодка была брошена в бухте Незаметной.
Без труда определяются принадлежность корпусов. Наиболее целый корпус принадлежит проекту 629, т.е без литеры «а». Как известно, не прошла модернизацию по проекту 629а только «БС-110». По очертаниям второго корпуса заметно, что его ограждение ракетных шахт несколько отличается от серийных лодок. А «К-102» была модернизирована по проекту 605 именно с заменой ракетного комплекса на более габаритный. Вероятно, «К-102» вместе с «К-118» на «СРЗ-35» подверглись вырезке ракетных шахт, после чего были брошены в разных местах. На это указывает часть ограждения рубки лодки 629 проекта, лежавшая длительное время на территории СРЗ.

Курганов И.С.
офицер ВМФ

 
Тайна бухты Незаметная. Курганов И.С. офицер ВМФ.
Бухта Незаметная находится в Заполярье на Кольском полуострове, является частью губы Оленья, внутри погранзоны. Доступ туда возможен только тем, кто имеет местную прописку или пропуска. От близлежащих городов Гаджиево и Снежногорска имеются тропы по пересеченной местности. Ранее, еще до войны, там располагался дом отдыха, используемый в основном как дача командующего. В настоящее время от него остались одни стены. Имелся деревянный пирс. Выше на сопке просматриваются фундаменты других зданий, назначение которых не установлено. В послевоенное время на берегу был построен склад химического имущества, брошенный примерно в конце 80-х. От деревянного пирса к складу сохранилась железная двурельсовая дорога для вагонеток. Внутри него осталось большое количество банок с пластинами химической регенерации воздуха..
Примерно в конце 70-х годов бухта Незаметная стала использоваться как кладбище кораблей. Судоремонтные заводы в те времена с большим трудом справлялись с ремонтом текущих и аварийных заказов, поэтому задачи разделки старых подводных лодок им, как правило, даже не ставились. И решалась проблема утилизации довольно просто: если не расстрел в качестве мишени на учениях, то буксировка в отдаленную бухту, где корпус лодки вскоре сам ложился на грунт. По рассказам ветеранов, в 80-х годах некоторые лодки и корабли там были еще на плаву. Потом все же ВМФ решило их разобрать на металл, ибо ржавчина от корпусов и остатки ГСМ засоряли акваторию. Некоторые корпуса были лебедкой вытащены на берег. Сама лебедка тоже сохранилась в 100 метрах от берега, выше по тропе. Примерно в конце 90-х разделкой корпусов занялись частные лица. К тому времени там находились следующие плавсредства. 2 корпуса пл типа «К» проекта 41 (довоенной XIV-бис серии), перестроенные в УТС. 2 корпуса пл проекта 629 и 629а. Один из корпусов сохранялся в хорошем состоянии, второй был в заводских условиях частично разделан, и, вероятно, использовался как блокшив. У него было срезано ограждение рубки и часть надстройки, половина 1-го отсека, а на его месте установлена герметизирующая носовая переборка. 3 корпуса МПК проекта 1124 и 2 корпуса БТЩ проекта 1265, секции плавпирса и конструкции ракетопогрузочного крана, который был доставлен в Гаджиево, но потом по каким-то конструктивным недостаткам не удовлетворивший требованиям и потому брошенный на кладбище кораблей. У самого основания бухты лежит на правом борту корпус большого охотника 122-бис проекта, какие-либо опознавательные признаки отсутствуют. На одном из МПК в погребах оставили две учебно-действующие ракеты. Бдительные местные жители, посетившие брошенные корабли, донесли в компетентные органы, что якобы там остался боезапас. И хотя эти ракеты не представляли никакой опасности, морякам все же пришлось на ялике грести в Незаметную, вручную снимать ракеты и транспортировать их обратно к себе в часть. Потом эти ракеты долго лежали у забора недалеко от пирсов в губе Оленья.
Согласно информации местных экологов, в р-не бухты Незаметной затоплены следующие плавсредства: МПК-141 (673 т.), МПК-152 (673 т.), БТ-454 (390 т.), РТ-829 (88 т.), БУК-520 (48 т.), плакшкоуты - 7 шт. (366 т.).
В первую очередь был разделан один из МПК и один БТЩ. Корпус БТЩ был деревянный и скреплялся медными гвоздями. Для ускорения их извлечения корпус решили просто поджечь. Он выгорел по действующую ватерлинию и расплавил все гвозди. Наиболее интенсивно разделывались корпуса МПК, поскольку они были из алюминиевого сплава. После облегчения всего корпуса из них откачивали воду, снимали бронзовые винты, поднимали и вытаскивали на берег.
Наибольший интерес для обследования представляют лодки. Корпуса двух из них в относительно хорошем состоянии. Из лодок типа «К», служивших на Северном флоте, наиболее известна «К-21». После своей службы она была переоборудована в «УТС-5» и долгое время простояла в Екатерининской гавани в Полярном. Потом ее вновь переоборудовали под музей и поставили на вечной стоянке в Североморске.
Известно, что на судоразделочной базе на Зеленом мысу в Мурманске в конце 80-х разделывался корпус «К-51».
Теоретически, в Незаметной могут находиться корпуса: «УТС-7» (быв. «К-53», исключена из состава ВМФ в 1960 году), «УТС-31» (быв. «К-52», исключена в 1978 году) и «УТС-58» (быв. «К-55», исключена в 1979 году). По словам ветеранов, «К-52» в качестве УТС стояла у пирса в губе Оленья и там даже был создан музей, рассказывающий о боевом пути лодки. Поэтому практически без сомнений, один из корпусов принадлежит «К-52», поскольку нет смысла буксировать списанную лодку еще куда-либо, если в 2-х километрах уже есть кладбище кораблей. Также известно, что «К-55» в качестве УТС служила в Гремихе. Наиболее вероятно, по дате исключения из состава ВМФ, именно они были оставлены в Незаметной. На ограждении рубки одной из них угадываются остатки номера. Среди них нижняя часть либо цифры «3», либо «5». За ней еще одна цифра, но виден только нижний округлый край. Т.е. в данном случае это может быть «3», «5» и «8». Как известно из фотографий, на борту УТС могли писать не номер УТС, а первоначальный номер лодки в период службы. Следовательно, возможны следующие варианты комбинации двузначных цифр: «53», «55» и «58». Если допустить, что исключенная в 1960 году «К-53» не попала в Незаметную, то оставшиеся два номера принадлежат одной лодке: «УТС-58» (быв. «К-55»). Соответственно вторая лодка в Незаметной - «УТС-31» (быв. «К-52»). Для полной достоверности картины остается узнать, где в качестве УТС стояла «К-53» и какова ее последующая судьба.
С корпусами ракетных лодок разобраться оказалось значительно проще. На Северном флоте закончили свою службу 4 субмарины этого проекта: «К-102», (быв. «Б-121», зав. 805, модернизирована по проекту 605), «БС-107» (быв. «К-125», «К-107», «Б-107», зав. 806, модернизирована по проекту 629р), «Б-118» (быв. «Б-149», «К-118», зав. 810, модернизирована по проекту 601 и как «РЗС-439» служила в Гремихе) и «БС-110» (быв. «К-110», «Б-110», зав. 814).
Из этого списка выпадают две лодки. «Б-118» после списания и вырезки ракетных отсеков была брошена в полузатопленном состоянии в акватории завода «СРЗ-35». В конце 2006 года была поднята и отбуксирована на разделку на ФГУП СРЗ «Нерпа» в бухту Кут. «БС-107» закончила свою службу в губе Ура и там же в конце 90-х затонула возле пирса на достаточно большой глубине. Что там лежит именно «БС-107» подтверждается многократными водолазными осмотрами, в том числе с видеозаписью.
Оставшиеся две лодки без всяких сомнений - «БС-110» и «К-102». Подтверждают и ветераны, служившие на «БС-110» в губе Оленьей, что после списания их лодка была брошена в бухте Незаметной. Без труда определяются принадлежность корпусов. Наиболее целый корпус принадлежит проекту 629, т.е без литеры «а». Как известно, не прошла модернизацию по проекту 629а только «БС-110». По очертаниям второго корпуса заметно, что его ограждение ракетных шахт несколько отличается от серийных лодок. А «К-102» была модернизирована по проекту 605 именно с заменой ракетного комплекса на более габаритный. Вероятно, «К-102» вместе с «К-118» на «СРЗ-35» подверглись вырезке ракетных шахт, после чего были брошены в разных местах. На это указывает часть ограждения рубки лодки 629 проекта, лежавшая длительное время на территории СРЗ.
http://goroda-prizraki.narod.ru/


Бухта Улисс (бывшее)

http://www.vladcity.com/vladivostok_foto/bay_uliss/bay_uliss_1.jpg

19-я бригада подводных лодок
 
Базирование:
Владивосток б.Улисс.
История:
В ноябре 1957 - создано управление в составе 40 дивизии ПЛ (9 ПЛ 613 проекта и ПБ «Бахмут». С июля 1961 - в составе 6 эскадры ПЛ. В 1998 году переформирована в 213 дивизион ПЛ. В 2000г. вновь стала бригадой.
Командиры:
1957-1962 - Попов Владимир Степанович к1р.
19??-1967 - Сафронов Г.А.
1968-19?? - Радушкевич Р.Б. к1р
...1983-1986... - Карманов к1р
198?-1991 - Широков В.к1р
1991-199? - Побожий Александр Александрович
1997 - Войтович Андрей Николаевич к1р
1999-10/2002 - Жеглов Игорь Николаевич к1р (1999-10/2002...). 
Бухта Улисс в Приморском крае впадает в северную береговую территорию пролива Босфор - Восточный, который располагается между мысом Острый и находящимся в 8 кбт от пролива мысом Назимова. Береговая территория бухты Улисс в Приморском крае образована крутыми местностями, а также обрывистыми склонами холмов. На территории берегов созданы четыре заметные трубы. В зоне залива постоянно выставляются специальные швартовые бочки, которые являются незаменим атрибутом.

В одной мили от мыса Острый к бухте Улисс в Приморском крае располагается створ светящихся знаков. Установлены светящиеся знаки на восточном берегу заводи. Она оборудована небольшими причалами. В момент вхождения в залив ее глубина достигает от десяти до пятнадцати метров, а центральная и верхняя часть идет на убывание. Здесь создано специальное оборудование, защищающее ее от сильных ветров, поэтому в этом районе не возникает непредвиденных ситуаций и затруднений, которые связаны с резкой переменой ветров.
Бухта Патрокл (слева на заднем плане), бухта Улисс (справа). Море. Фотографии Владивостока
Бухта Патрокл (слева на заднем плане), бухта Улисс (справа)

Фото Бухта Улисс

3 года назад приморской ассоциацией “Вторметалл” и Дальневосточным отделением Россиийского научно-исследовательского ВУЗа комлексного применения и охраны аква ресурсов (ДальНИИВХ) разработан намерение роста затонувших кораблей. Научные работники занялись краевой целевой програмкой – “Отходы”, направленной на службу охраны находящейся вокруг среды. В нее зашел и специализированный чертеж переработчиков вторсырья. Данный план получил заглавие “Утилизация затонувшей, негодной к эксплуатации техники и судов разных ведомств в акваториях Приморского края”. Реализация программы была рассчитана на 10-летний срок – с 2005 по 2015 годы.
За полтора века интенсивного судоходства Японское море поглотило тыщи судов. Корабельные погосты есть всюду. Кладбища кораблей наличествуют не столько в заливе Петра Знаменитого, ведь и вдоль восточного побержья. Многое число безхозных судов свалено около островов Российского и Рейнеке. Их ржавеющие остовы выступают немыми очевидцами человеческой катастрофы и, частично, безалаберности: так как посещает и это, собственно с никчемными судами собственники расстаются в отсутствии определенного раскаяния, просто пустив их на днище.
Раз разговаривать о тех антиквартных парусниках, собственно были построены из дерева, хотя ушли на днище, то они сравнительно с легкостью “усвоились” морем. А их что касается молодые металлические собратья, застряли в донном грунте, будто гниющая кость в горле. Чего же исключительно нет на дне морском: подводные лодки, танкеры, рыболовецкие сейнеры, баржи и паромы, пассажирские лайнеры и армейские корабли, кроме того самого различного водоизмещения. Как последствие – данное драма для аква мира и находящейся вокруг среды. Особо в случае если данное не одно судно, а они оформляют целый могильник.
http://mygeog.ru/
В бухте Улисс (в непосредственной близости от Владивостока) при буксировке затонула дизельная подводная лодка. Об этом сообщил РИА "Новости" временно исполняющий обязанности начальника пресс-службы ВМФ России Дмитрий Бурмистров.

"7 января в 07.00 мск во время буксировки на выходе из бухты Улисс затонула дизельная подводная лодка Б-101 (641-й проект. "Foxtrot"), которая была списана еще в 1999 году и продана на металлолом коммерческой структуре",- сказал Бурмистров.

Средняя глубина в бухте Улисс - 60 метров.

http://www.gazeta.ru/

Немає коментарів: