неділю, червня 03, 2012

ИЗ ВОСПОМИНАНИЙ КАПИТАНА 1-ГО РАНГА МИХАИЛА ТУЖИКОВА



  НЕИЗВЕСТНОЕ ОБ ИЗВЕСТНОМ.
  
  
  
   Впервые в советской истории трагедия с атомоходом "Комсомолец" стала достоянием гласности. Весь мир узнал о горе, постигшим семьи подводников и флот. Но, не смотря на лавину информации, обрушившуюся из СМИ, истина осталась за кадром.
   Единственная в мире глубоководная атомная ракето-торпедная подводная лодка К-278 "Комсомолец", (проекта 685, по классификации НАТО класса "Майкл", 7 отсеков, один ядерный реактор, одна линия вала), была спущена на воду в мае 1983 года.
http://www.litsovet.ru/index.php/material.read?material_id=101481 

 Успешно пройдя все ходовые испытания и поставив мировой рекорд погружения на километровую глубину. Этот рекорд до сих пор не в состоянии побить ни одна подводная лодка в мире. В 1981 году был сформирован первый экипаж, который и провел все полагающиеся технические испытания, был вынужден служить два года без отпусков, поскольку не было второго экипажа для подмены. И только в 1984 году второй экипаж был сформирован. Он, как и первый, состоял из 33 офицеров, 21 мичмана и 15 матросов - итого, 69 человек.
   28 февраля 1989 года крейсерская подводная лодка "Комсомолец" со вторым экипажем на борту вышла в море для выполнения задач боевой службы.
  
   7 апреля в 12 часов 19 минут командир ПЛ капитан 1 ранга Ванин Е.А. донес на командный пункт Северного флота о пожаре на борту и имеющихся человеческих жертвах. По флоту была объявлена "Аварийная тревога". К месту аварии в Норвежское море вышел атомный крейсер "Киров", с первым экипажем подводной лодки "Комсомолец" на борту. Первый экипаж подводного атомохода предназначался для оказания помощи терпящим бедствие подводникам. В 12 часов 39 минут в район аварии вылетел патрульный самолет морской авиации Северного флота - ИЛ-38. В 17 часов 08 минут терпящая аварию подводная лодка "Комсомолец" с дифферентом около 80 градусов на корму стремительно затонула, с координатами 73* 41' 17” северной широты и 13* 15' 51” восточной долготы, на глубине 1652 метра.
   В 18 часов 20 минут к месту катастрофы подошла плавбаза "Алексей Хлобыстов" Северного бассейна производственного объединения "Севрыба" и приступили к спасению людей. В 12 часов 00 минут 8 апреля на борт крейсера "Киров", прибывший рано утром к месту гибели АПЛ, были перегружены тела 19 погибших и 27 живых подводников. Воскресным утром 9 апреля "Киров" отшвартовался в главной базе КСФ Североморске.
   С этого времени информация о трагедии в Норвежском море стала поступать в СМИ.
   В этот же день газета "Правда" в подвале второй страницы опубликовала малюсенькое сообщение "От Центрального Комитета КПСС, Президиума Верховного Совета СССР и Совета Министров СССР
   = 7 апреля на торпедной подводной лодке с атомной энергоустановкой, находившейся в нейтральных водах в Норвежском море, возник пожар. Принятыми экипажем мерами ликвидировать его не удалось. Лодка затонула. Имеются человеческие жертвы.
   ЦК КПСС, Президиум Верховного Совета СССР и Совет Министров СССР выражает глубокое соболезнование семьям, родственникам и близким погибших =
   11 апреля 1989 года "Правда" публикует второе, и последнее, официальное заявление: " По заключению членов правительственной комиссии, созданной для расследования ЧП на море, экипаж подводной лодки действовал в аварийной ситуации мужественно и грамотно. Моряки боролись за живучесть корабля до последнего момента"
  
   Заметьте, не катастрофы с гибелью 42 человек и уникального подводного корабля, а только лишь - ЧП. В общем, спасибо партии родной... по её понятиям, это, так - пыль...
  
   Окончательное заключение правительственная комиссия сделала в июне 1990 года. Но его содержание было доведено только до офицерского состава ВМФ СССР. Ни "Правда", ни "Известия", ни другие центральные партийно-правительственные издания, текст заключения не опубликовали.
   Комиссия пришла к выводу, что причиной пожара явилось короткое замыкание в электросети и трагическое стечение многих обстоятельств.
   "...Комиссия выявила недостатки и потребовала принятия срочных мер по четырем основным направлениям:
   - улучшение проектирования кораблей;
   - повышение надежности техники;
   - улучшение подготовки личного состава кораблей ВМФ;
   - совершенствование поисково-спасательных служб страны и средств спасения"
  
   После каждого традиционно шарообразного пункта хочется задать вопрос; - Как и за счет чего?
   Увы, до сих пор на них никто не ответил, и как следствие мы имеем погибший АПРК "Курск". Более того, в редакционной заметке "Комсомолец" собирались поднять в 1993 году. Вот газета "Известия" №-137 от 11 июня 1991 года, страница 2, в ней говорится: "...Предварительная стоимость операции по подъему затонувшей в апреле 1989 года АПЛ "Комсомолец" - 200 миллионов - в действительности может удвоиться. Такое предположение высказал корреспонденту информационное агентство "Новости" начальник отдела аварийно-спасательных работ Госморспецслужбы СССР Николай Бурков.
   Между тем техническая сторона проекта подъема лодки практически согласована между заказчиком - центральным конструкторским бюро "Рубин", руководитель - академик Спасский, и подрядчиком - нидерландским консорциумом НДОС. Однако реализация плана перенесена с 1992 года на лето 1993 года, из-за необходимости урегулировать вопросы финансирования проекта"
   Ничего не напоминает? Тот же вопрос подъема ПЛ, тот же академик Спасский, тот же перенос сроков из-за неурегулированных финансовых вопросов. Только глубина разная: "Комсомолец" были готовы поднять с глубины 1652 метра, а "Курск" со 107 метров. Впрочем, это уже другая тема.
  
  

Немає коментарів: