середу, червня 27, 2012

ИЗ ВОСПОМИНАНИЙ КАПИТАНА 1-ГО РАНГА ЮРИЯ ПОРТНОВА "КРАТКОЕ ЖИЗНЕОПИСАНИЕ "

Авария  ГЭУ

Ввод в действие главной энергетической установки прошёл без крупных замечаний. Вышли в море по плану для выполнения правительственного задания. Курс на Северный полюс. Планом похода предусматривалось в полигонах боевой подготовки проведение девиационных и радиодевиационных работ, проверка эхолотов и эхоледомеров и испытание ГЭУ на всех режимах с регулировкой лага по шумилкам, опущенным  с  двух  дрейфующих  сторожевых  кораблей.
Во время режима полного хода произошло падение давления в первом контуре и резкое повышение уровня  радиации. Командир АПЛ приказал всплывать в надводное положение. 
Всплыли, передали приказание старшему на СКРах подойти к борту с целью подачи питательной воды для охлаждения реактора. Сторожевики подняли шумилки и в спешном порядке убыли в базу, а  мы  остались  без  питательной  воды.
Командир БЧ-5 Бахарев Е.П. принял решение использовать для охлаждения реактора питьевую воду, что позволило избежать трагических последствий аварии. Командованием АПЛ принимались все меры для исключения облучения экипажа, но даже перемешивание воздуха между отсеками, работа насосов вакуумирования реакторных выгородок, постоянная вентиляция отсеков в атмосферу не позволили избежать переоблучения  личного  состава.


Последствия

Авария произошла 13 октября 1960 года, в четверг. Это была первая  серьёзная  авария  на  наших  атомных  подводных  лодках.
Ещё в море я обратил внимание на ухудшение слуха, особенно на левое ухо, головную боль, тошноту, металлический привкус во рту. Индивидуальных дозиметров у личного состава не было, а стационарные приборы  зашкаливало.
По возвращении АПЛ в базу на КДП весь экипаж из-за высокой «загрязнённости» был раздет, помыт, переодет в новую спецодежду и направлен на плавбазу «В. Егоров». Разместили нас в трёх кубриках, отдельно  офицеров, сверхсрочнослужащих  и  срочнослужащих.
На следующий день приехало много различных начальников и медиков. Отобрали группу из 13 человек (среди них Никитин Л.Б., Бондаренко В.И., Джанзаков М.Б., Рубайло А.Н., Скворцов Н.Д.) и направили их в госпиталь, в Полярный. Остальные  остались под наблюдением врачей на ПБ «В. Егоров». Офицерам позволялось принимать спиртные напитки без ограничений, что способствовало, якобы, очищению организма давно и всем известным способом. У сверхсрочников были ограничения в приёме спиртного, а срочнослужащие принимали только пайковое сухое вино. Врачи и  здесь занимались  наукой.
В затворничестве мы пробыли около двух недель. За это время нас посетили, благодарили и проявляли заботу многие руководители, в том числе Чабаненко А.Т., Егоров Г.М., Горшков С.Г., Александров А.П. и даже Начальник Главного политического управления СА и ВМФ маршал Советского  Союза  Голиков  Ф.И.
Тем временем расхолаживанием и отмывкой ГЭУ занимались  экипажи АПЛ К-5 и К-14, а также прибывший из Северодвинска экипаж строящейся подводной лодки К-21 во главе с будущими Героями Советского Союза и адмиралами Чернавиным В.Н., Павловым А.И., и Столяровым Л.Н. Возглавлял  БЧ-5  АПЛ  К-21  мой  давний  знакомый  Зарембовский  В.Л.
В конце октября нас выпустили из заточения. Каких-либо записей в личных делах и медицинских книжках об аварии и результатах её воздействия на состояние здоровья экипажа не было сделано, остались записи  только  в  вахтенных  журналах.
После этой аварии у меня появились периодические головные боли и кашель, стали ныть кости, слух полностью так и не восстановился. Личный состав срочной службы в основном был уволен в запас. Офицеры и сверхсрочники, с учётом желания, были назначены на береговые должности (Шумаков, Бахарев, Рубайло, Кочетов, Белов, Ксензов), дизельные ПЛ (Бондаренко, позднее вернулся на  атомные) и строящиеся АПЛ (Никитин, Рамодин).
Я был назначен помощником командира  АПЛ  К-5, идущей на ремонт, модернизацию и перегрузку активной зоны реакторов. Вместо меня  на  должность  командира  БЧ-1  прибыл  Михальский  В.А.
На АПЛ К-8 я наплавал 2020/879 миль. АПЛ К-8 оказалась несчастливой. Она  погибла  в  Атлантике  в  1970  году.
В  ноябре  я  ушёл  на  АПЛ  К-5  в  Северодвинск, а  семья осталась в  Западной  Лице.
http://www.airnat.narod.ru/K5_Portnov.html

Немає коментарів: