2012-й: ГОД ДЕГРАДИРОВАНИЯ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ Украины? Возникает вопрос, а может, наш министр обороны и не планирует создавать боеспособную армию?
Скупые
итоги состоявшегося 20 апреля сего года под руководством В.Януковича
заседания Комитета по реформированию Вооруженных сил и
оборонно-промышленного комплекса являются красноречивым свидетельством
того, что за 80 дней пребывания на высоком государственном посту
Д.Саламатин так и не смог внести свою лепту в выполнение просроченного
его предшественником президентского указа от 17 ноября 2010 года.
Напомню, что в этом припавшем пылью
документе речь шла о необходимости разработки в кратчайшие сроки новых
редакций Военной доктрины и Стратегии национальной безопасности,
утверждении Государственной программы реформирования и развития
Вооруженных сил Украины на 2011—2015 годы, то есть всех тех документов,
которые должны были определять направление реформ армии на последующие
пять лет и дальнейшую перспективу.
Спичрайтеры, готовившие речь президенту,
сжульничали, подсунув своему шефу для выступления текст, практически
полностью совпадающий с его выступлением на заседании СНБО в ноябре 2010
года. Совершенно очевидно, что рапортовать и Дмитрию Саламатину пока не
о чем: и с повышением денежного содержания военным не ладится, и
проблемы с обеспечением военнослужащих жильем не решаются, да и
коммерсанты не очень готовы раскошеливаться. А еще к этому всему скандал
с получением в 2005 году министром украинского гражданства — накануне
выборов в Верховную Раду.
Не сказалось на темпах подготовки
Д.Саламатиным армии к реформированию и неоднократное объявление
В.Януковичем 2012 года годом реформирования Вооруженных сил. Судя по
всему, президентский год реформ плавно превращается в полугодие, а там,
глядишь, на все про все останется один квартал, и то при условии, что
министр обороны откажется от попыток дистанционно управлять
“Укроборонпромом”, перетряхивания коммерческих структур, обеспечивающих
войска топливом, питанием и вещевым имуществом, тотальной замены
руководителей госпредприятий на лояльных новому руководству военного
ведомства.
Я далек от мысли, что 8 февраля 2012 года
— дата назначения Д.Саламатина на пост министра обороны — станет для
украинской армии точкой невозврата, которая приведет к катастрофическим
последствиям. Но сопровождающие короткую и малопродуктивную
“реформаторскую” деятельность министра скандалы и скандальчики
заставляют предполагать самый худший сценарий развития событий.
Кто вы, гражданин Украины Саламатин?
Бурное обсуждение в средствах массовой
информации проблемы скоропостижного получения Д.Саламатиным украинского
гражданства скорее всего не приведет к каким-либо серьезным
последствиям. Вряд ли президент отменит указ о предоставлении
гражданства такому ценному для Украины иммигранту. Не пострадают и
украинские чиновники, и должностные лица, быстренько рассмотревшие
материалы по Д.Саламатину, оставив при этом шлейф вопросов
законодательного и политического плана. Не будут особо терзаться
сомнениями и участники предвыборного съезда Партии регионов, утвердившие
3 декабря 2005 года списки кандидатов в депутаты Верховной Рады,
аккурат за три дня до подписания президентом В.Ющенко указа №1705.
Свидетели тех событий даже отметили, что
зачитывавший списки кандидатов на съезде пропустил 88 номер, под которым
числился гражданин России Д.Саламатин, но, по просьбе ключевого
партийного спонсора, оратора быстро подправили. Надо заметить, что,
учитывая “резиновость” трактовки некоторых положений нашей Конституции,
даже для того чтобы стать всенародно избранным президентом Украины,
вовсе не обязательно десять лет пребывать в украинском гражданстве —
достаточно за три дня до выдвижения в кандидаты получить это гражданство
каким-нибудь секретным или не очень секретным указом президента.
Опять же, трактуя достаточно свободно
Конституцию и законы Украины, члены Центризбиркома и боссы Партии
регионов чуть запамятовали, что, кроме пятилетнего ценза оседлости, есть
и другие условия предоставления гражданства. Например, наличие
источников существования на территории Украины. В случае же с
Саламатиным из документов Центральной избирательной комиссии следует,
что на момент избрания в Верховную Раду он числился безработным. Это уже
потом на сайте Минобороны появится оригинальное место работы нынешнего
министра — советник президента Международного горного конгресса по
вопросам взаимодействия с Украиной. Конечно, ничего страшного, что
организация немножко общественная, да и наш будущий гражданин и министр
обороны сотрудничал с ней на общественных началах.
Трудно судить о том, насколько гражданин
Российской Федерации Д.Саламатин был ценен для нашей державы. Вот для
России он действительно ценен, поскольку, отстаивая в Верховной Раде
честь, славу и дислокацию российского Черноморского флота, пролил кровь,
правда, не свою. Не хотелось бы морочить голову нашим державным мужам
нюансами законодательства о гражданстве, но напомню, что лицо,
получившее украинское гражданство, должно на протяжении двух лет
задекларировать перед соответствующими органами свой выход из
гражданства другой страны.
Любая спецслужба могла бы позавидовать
такому подарку — заполучить парламентария другой страны не только с
неограниченным доступом к государственной тайне, но и прекрасными
возможностями влиять на всех и вся, а потом еще и продвинуть его на
ключевой пост в государстве… Браво! Россия как наш “вероятный друг”
может только порадоваться за своего бывшего или не бывшего
соотечественника. Однако вряд ли обрадуются украинские военнослужащие,
ознакомившись с предложенной министром обороны Д.Саламатиным концепцией
реформирования армии.
Концепция реформирования или план ликвидации?
Детальный анализ родившейся в Минобороны
концепции проведения реформ неблагодарное дело, ибо она пестрит большим
количеством ляпов, неточностей и несоответствий. Даже упомянутый мною
ранее Комитет по реформированию Вооруженных сил, поспешно собранный на
свое первое заседание под руководством В.Януковича, свой вердикт в
отношении данного опуса не вынес. Правда, на некоторые знаковые моменты
все же стоит обратить внимание.
До Д.Саламатина, бывшего гражданина
России, концепцию реформирования армии интенсивно разрабатывали другие
граждане Украины. Для примера приведу некоторые цифры из готовившихся
бывшими министрами обороны Ю.Ехануровым и М.Ежелем предложений по
военной реформе.
Граждане Украины Ю.Ехануров и М.Ежель
предлагали установить численность армии соответственно в 212 тысяч и 160
тысяч человек, а вот Д.Саламатин предлагает сократить Вооруженные силы
до 100 тысяч человек, из которых всего лишь 75 тысяч будут
военнослужащими.
Вот и с военной авиацией у Дмитрия
Альбертовича свои счеты: он планирует оставить в армии лишь 100 единиц
военной техники. Притом что в армии образца Ю.Еханурова предполагалось
наличие 600 летательных аппаратов, а у М.Ежеля — 475 единиц.
И танковой державой больше Украина не
будет, поскольку гражданин Украины Д.Саламатин планирует сократить их
количество до 270 штук — с 780 и 620 у Ю.Еханурова и М.Ежеля
соответственно. Из трех армейских корпусов Ю.Еханурова и двух М.Ежеля
Д.Саламатин предложил не оставлять ни одного.
Понятно, что в существующих экономических
условиях содержать многочисленную армию тяжело, но еще тяжелее провести
ее одномоментное сокращение, выбросив на улицу громадное количество
бездомных военнослужащих, у которых не будет возможности найти новую
работу без соответствующей квалификации, не говоря о колоссальных
компенсационных выплатах уволенным военным.
Возникает вопрос, а может, наш министр
обороны и не планирует создавать боеспособную армию? Вероятно, гораздо
интереснее под предлогом сокращения Вооруженных сил вывести из боевого
состава технику и вооружения, которые можно спокойно распродать на
внешних рынках? Ведь не случайно Д.Саламатин попытался недавно занять
еще одну “хлебную” должность, которая позволила бы ему сохранить за
собой пост министра да еще и контролировать концерн “Укроборонпром”.
Министр с коммерческой жилкой
Надо отдать должное громадному
законотворческому опыту работы современного министра обороны в Верховной
Раде, без него вряд ли Д.Саламатин произвел бы на свет проект
распоряжения Кабинета министров о своем назначении членом
наблюдательного совета концерна “Укроборонпром”! Ничуть не стесняясь,
Дмитрий Альбертович вынес сей документ на рассмотрение правительства,
посчитав, очевидно, что члены Кабинета министров и премьер-министр тоже
не очень хорошо знакомы со статьей 120 Конституции Украины, которая
прямо запрещает министрам входить в наблюдательные советы предприятий.
Неплохо было бы лиц, претендующих на гражданство Украины, проверять на
знание Основного Закона страны!
Д.Саламатин с первых дней своего
пребывания в Минобороны сделал ряд заявлений, из которых следует, что
больше всего его интересует в Вооруженных силах наличие излишнего
имущества, которое можно распродать, а средства, вырученные от тотальной
распродажи, пустить на повышение денежного содержания военным. И это
лишь еще одно из уже невыполненных обещаний нового министра. Распродажа
идет, а вот зарплаты никак повышаться не хотят!
Не сомневаюсь, что отсутствие основных
документов по реформированию армии ничуть не мешает министру и его
команде готовить военное имущество к распродаже. Справедливости ради
отмечу, что в команду министра, состоящую в основном из внештатных
помощников и советников, в том числе и народных депутатов Украины,
входит пока лишь один его заместитель — бывший коллега по
“Укроборонпрому” 33-летний Д.Пляцук, который в армии, судя по его
официальной биографии, не служил. Этому молодому человеку Д.Саламатин
настолько доверяет, что даже на период своего отпуска (при наличии в
строю первого заместителя министра А.Олейника) поручил именно ему
заниматься всей обороной нашей страны, о чем официально накануне
уведомил правительство.
Понятно, что такое решение отнюдь не
связано с укреплением обороноспособности государства, скорее всего,
Д.Саламатин побоялся, что упустит контроль над финансовыми и
имущественными потоками — вдруг какая копейка пролетит в его отсутствие
мимо кассы.
Понятно, что “нежные” чувства
Д.Саламатина, которые он питает к “Укроборонпрому”, в полной мере
скажутся и на формировании оборонного заказа на 2012 год, который,
кстати, правительством до сих пор не утвержден. Сами понимаете почему.
Новоназначенному руководству Минобороны пришлось интенсивно потрудиться
для пересмотра объемов финансирования ряда проектов. Даже не стоит
задумываться над вопросом, какое предприятие получит львиную долю
финансов, предусмотренных на реализацию работ в рамках государственного
оборонного заказа. Естественно, концерн “Укроборонпром”. А учитывая то,
что почти 500 млн. гривен на финансирование госзаказа должны поступить
из специального фонда госбюджета, наполнение которого в текущем году
весьма проблематично, совершенно очевидно, что живых денег не дождутся
программы Ан-70, “Корвет” и проект по созданию многофункционального
ракетного комплекса.
В одной из своих предыдущих статей (“А я
верю президенту Януковичу!”, “Зеркало недели. Украина” №45, 09 декабря
2011) автор этих строк детально осветил некоторые особенности реализации
программ в рамках оборонного госзаказа при предыдущем министре М.Ежеле.
Напомню, речь шла, среди прочего, о
проведенном за один день предприятием “Укроборонсервис”, входящем в
концерн “Укроборонпром”, ремонте ракетного комплекса С-300. Кстати,
именно с поста руководителя этого предприятия Д.Пляцук перешел на
должность заместителя министра обороны. Очевидная легкость, с которой
должностные лица министерства и руководители “Укроборонсервиса” подошли к
ремонту ракетного комплекса, заставляет предполагать, что и в текущем
году им удастся провернуть аналогичные операции.
Предусматривая в оборонном заказе
выделение немалых средств на реанимацию подводной лодки “Запорожье”,
руководители военного ведомства по непонятным причинам забыли
предусмотреть в проекте разработанной ими же концепции реформы армии ее
наличие в боевом составе будущих военно-морских сил. А если это
произойдет, то не придется ли В.Януковичу отвечать на вопрос, заданный
В.Путину во время одной из пресс-конференций: “Что случилось с вашей
подводной лодкой?” Ответ мы все знаем. Надеюсь, она не утонет.
Специалисты в области вооружений прекрасно осведомлены, что вооружения,
применявшиеся на подобного типа судах, уже давно сняты с производства.
Очевидно, что, пользуясь ширмой
секретности, в государственный оборонный заказ, кроме “Запорожья”,
включены и другие программы и работы, которые вряд ли когда-либо будут
использованы нашей армией, а вот в экспортных поставках вооружений
“Укроборонпрома” их можно будет найти однозначно. Но зачем же тогда
государству финансировать за счет Минобороны программы, которые в
перспективе не будут востребованы нашими военными? Просто таким образом
предприятия оборонного комплекса значительно снижают затратную часть на
реализацию собственных программ модернизации старых и разработки новых
видов вооружений.
В силу закрытости темы оборонного заказа
вряд ли в обозримой перспективе налогоплательщики узнают, сколько
государственных средств уходит ежегодно в рамках государственного
оборонного заказа на работы и исследования, которые Вооруженным силам
никогда не понадобятся.
В той же статье я писал о том, как
Минобороны в рамках оборонного заказа в прошлом году ремонтировало с
помощью предприятий ЧП “Остов” и ОАО “Утес” фрегат “Гетьман Сагайдачний”
с закупкой через предприятие концерна “Укроборонпром” двигателей в
России. После долгих мытарств дизели М849 были успешно установлены на
флагмане украинского боевого флота! Есть только два нюанса. В
сопроводительных документах отсутствуют какие-либо следы представителей
военной приемки. А вторая проблема состоит в том, что двигатели были
выделены из обменного фонда предприятия. Эта фраза означает, что
двигатели не очень новые и, возможно, бывшие в употреблении. Надеюсь,
что это никак не скажется на боеготовности фрегата.
Остается лишь ответить на вопрос: кто и
сколько заработал на такой многоуровневой сделке по восстановлению
боеспособности корабля? И как чувствует себя Дмитрий Альбертович, при
котором эта операция начиналась, когда он руководил “Укроборонпромом”, и
завершалась, когда он стал министром обороны?
Те же грабли, только в профиль…
Не проявляя особой активности в создании
основополагающих документов для проведения реформы армии, Д.Саламатин не
отстает от своего предшественника в темпах решения проблемы
освобождения военного ведомства от земель Минобороны.
Напомню, что вопрос дерибана земель
Минобороны стал для предшественников Дмитрия Альбертовича Ю.Еханурова и
М.Ежеля знаковым и послужил одной из причин их ухода с министерских
постов. Если кто-то считает, что положение дел в этой сфере сильно
отличается от прежнего, он глубоко ошибается. По этим же граблям решил
потоптаться и Д.Саламатин.
Львиная доля направляемых Минобороны
документов в Кабмин касается земельных вопросов. К сожалению, в этих
письмах не идет речь о вопросах компенсации за передаваемые органам
местного самоуправления лакомые земельные делянки, что позволило бы в
кратчайшие сроки начать решение проблемы обеспечения военнослужащих и их
семей жильем.
Наиболее яркий пример — передача 30
гектаров земель Минобороны в селе Гореничи, используемых Национальным
университетом обороны, Киевской областной государственной администрации
(копия письма на сайте). Не хотелось бы верить злым языкам в Минобороны,
что именно на эти земельные участки претендуют высокопоставленные
работники Генеральной прокуратуры. Компенсация? Квартиры для
офицеров-очередников? За какие заслуги или услуги? По аналогичному
сценарию развивается ситуация с земельными участками в Сумах и
Ривненской области, где отнюдь не малая очередь на получение жилья.
Перед уходом предшественника Д.Саламатина
с поста министра в конце декабря минувшего года парламентарии дружно
проголосовали за законопроект под номером 6644-д, который с незапамятных
времен настойчиво проталкивали через Верховную Раду военные чиновники.
Именно с этим законопроектом связывали сведущие лица бывшего заместителя
министра обороны А.Черпицкого, умудрившегося “отмотать срок” в
Минобороны, так и не получив допуска к государственной тайне.
Указанный документ провалялся в Верховной
Раде до апреля текущего года без подписи, пока В.Литвин с двух попыток
не вынес его на голосование в зал под предлогом внесения редакционных
поправок. Однако и эта попытка провалилась. Принятый Верховной Радой
закон пришлось спустя почти четыре месяца направить на подпись
президенту в том же виде, в каком он был проголосован в декабре 2011
года.
Не стану скрывать, что этот закон прямо
нарушает Конституцию Украины, наделяя правительство полномочиями по
установлению правового режима собственности на землю. Надо отдать
должное премьер-министру Н.Азарову, который в своих обращениях к главе
парламента и руководителю фракции Партии регионов четко заявил, что в
таком виде законопроект 6644-д не может быть принят (копия письма на
сайте).
При этом Н.Азаров поручил
Минэкономразвития подготовить для внесения на рассмотрение Кабинета
министров иной законопроект, направленный на выполнение президентских
указов по лишению военного ведомства выполнения несвойственных функций
по торговле землей и военным имуществом. Только вот незадача!
Минобороны, уж очень не желая расставаться с недвижимостью,
правительственный законопроект не согласовывает, тем самым блокируя
направление его в Верховную Раду.
По имеющейся у меня информации, в
воспаленных умах военных чиновников даже родился особый алгоритм
действий. Разработчиком предлагается во взаимодействии с президентской
администрацией направить этот законопроект за подписью президента в
Верховную Раду для доработки. Замечания и предложения президента
обязательно должны предусматривать, не поверите, наделение всех
ведомств, в распоряжении которых есть воинские формирования, функциями
по распродаже имущества, которые в настоящее время есть только у
государственных органов приватизации!
(Когда номер “Зеркала недели. Украина”
был уже сдан в печать, стало известно, что Виктор Янукович подписал
закон, несмотря на то, что он прямо нарушает Конституцию Украины)
Победить коррупцию можно, лишь ее возглавив
Я перефразировал это известное выражение
про мафию специально, ознакомившись с приказом № 289 от 17 апреля сего
года начальника Генштаба В.Заманы по назначению на должность начальника
управления по борьбе с коррупцией и организованной преступностью ГУ
Военной службы правопорядка Вооруженных сил полковника В.Скляра (текст
приказа на сайте). Я ничего не имею против подобного назначения и лично
В.Скляра не знаю.
Однако в 2000 году В.Скляр, будучи
военкомом Старосамборского района Львовской области, уже сталкивался с
правоохранительными органами, в результате чего он был осужден по статье
254 УК Украины “Злоупотребления военным должностным лицом властью или
служебным положением”. На современном жаргоне это вполне можно относить к
коррупции. Конечно же, эта судимость полковника погашена, но
закрадывается мысль: зачем Минобороны поручает борьбу с коррупцией лицу,
которое имеет личный опыт участия в ней?
Может быть, именно поэтому личный состав
подразделений этой упомянутой мной службы занимается борьбой с
военнослужащими, торгующими пирожками в воинских частях и промышляющими
частным извозом на своем личном транспорте, о чем я писал ранее. Спасибо
генпрокурору, хоть он прочитал о “пирожковой” коррупции, хотя никак и
не отреагировал.
Остается загадкой, почему же
правоохранительные органы так нелепо отмалчиваются в подобных ситуациях.
Отмалчиваются они и в случае с недавней аварийной посадкой вертолета,
на борту которого находились министр обороны и начальник Генерального
штаба. Не секрет, что ремонтировали этот вертолет на предприятиях
концерна “Укроборонпром”, да и топливо закупалось по тендерам,
проведенным Минобороны…
Дмитрий МЕНДЕЛЕЕВ, Зеркало недели
Фото: my.opera.com
Немає коментарів:
Дописати коментар