неділя, червня 10, 2012

Флоту Украины есть место в морях и океанах. Необходимость подводного флота подсказывает политическая ситуация в мире для скрытного обеспечения безопасности торгового флота, для борьбы с морским пиратством. Для этого необходимы подводные лодки и подготовка подводников нового века, новых Ризничей, Трипольских, Маринеско, Грищенко.( Вице-адмирал В.Безкоровайный)

Великую отечественную войну встретили на Черном море 44 подводные лодки, из них в строю - 25, в текущем ремонте - 15, в капитальном ремонте - 4. Подвиги подводников-черноморцев описаны в многочисленной литературе, гибель 26 подводных лодок - также. Черноморские подводники в годы войны проявили такое высокое боевое мастерство и героизм, что это вынуждены были признать даже враги. Один из бывших адмиралов гитлеровского флота писал: «Сила русского подводника состоит в его готовности к самопожертвованию, у него нет недостатков ни в боевой готовности и стойкости, ни в необходимых штурманских и тактических способностях». Герои-подводники доказали это!

Именами подводников в приморских городах названы улицы и набережные. Улицы А.Кесаева, А.Крестовского, М.Соловьева, набережные Назукина и Пустовойтенко, установлены памятники подводным лодкам «Щ-211» и «С-32» в Севастополе, памятник 27 погибшим на Черном море подводным лодкам в Одессе в Херсонском сквере.

В 1945 году на Черном море находились в строю 42 подводные лодки. В 1956 - 55 единиц.

С 1950 года на заводах началось строительство и передача флоту новых подводных лодок проектов 613,611,633,641,615.

С увеличением количества атомных подводных лодок на Севере часть средних дизельных подводных лодок перешли на Черное море, где они и служили до 80-х годов в Севастополе и Одессе. Дизельные лодки на Черном море занимались боевой подготовкой, готовили экипажи и корабли для флотов соседних братских стран, подготавливали грамотных специалистов для атомных подводных лодок Севера. Специалисты подводники атомных ПЛ вышли из корпусов дизельных подводных лодок, и, как показал многочисленный опыт, это были лучшие специалисты-подводники. Подводные лодки на Севере начались с построенной в Италии на верфях «Фиата» малой подводной лодки «Святой Георгий», прибывшей в Архангельск из Специи для усиления флотилии Северного Ледовитого океана 1 сентября 1917 года. За этот переход командир подводной лодки старший лейтенант Иван Иванович Ризнич был досрочно произведен в капитаны 2 ранга, награжден орденом Владимира с мечами и бантом. Подводная лодка была зачислена в дивизион подводных лодок особого назначения с 1.09.1917 года. Этот дивизион начал организовываться с прибытия в 1916 году по железной дороге в Архангельск из Владивостока основоположницы русского боевого подводного флота подводной лодки «Дельфин». В этом же году из Петрограда по железной дороге прибыли еще 2 малые подводные лодки.

В 1932 году с Балтики по Беломоро-Балтийскому каналу на Север прибыли первенцы Советского подводного кораблестроения «Д-1», «Д-2», «Д-3». В 1937 году также по каналу прибыли 4 подводные лодки типа «Щуки» и была сформирована бригада двух дивизионного состава (командир капитан 1 ранга К.Н.Грибоедов). Подводные лодки базировались на Полярное, в длительных походах в штормовых условиях осваивали северные моря - Баренцево, Карское, Норвежское. В этих «походах проявились отличные мореходные качества «Декабристов» и высокая выучка их экипажей.

В 1940 году из состава Северного флота на Тихий океан по Северному морскому пути перешла за 73 суток подводная лодка «Щ-423» под командованием капитана 3 ранга И.М.Зайдулина, впервые доказав возможность использования этого пути для перехода подводных лодок (7227 миль в 8 северных морях).

Бригада подводных лодок Северного флота (командир капитан 1 ранга Н.И.Виноградов)  разных проектов, состоящая из 3 дивизионов (командиры капитаны 2 ранга  И. А.Колышкин, М.И.Гаджиев, Н.И.Морозов) приступила к действиям на коммуникациях  противника с первого же дня войны. Действия северных подводных лодок подробно описаны в мемуарах героев-подводников Колышкина, Щедрина и многих других. За годы войны звание Героя получили 7 подводников-североморцев, в строю к окончанию войны была 21 подводная лодка.

После войны Северный флот пополнился новыми дизельными подводными лодками 613, 641, 633, 629, 651 проектов. Создаются новые базы подводных лодок - Виляево,  Гаджиево, Линахамари, Гремиха, Западная Лица. С 60-х годов началось быстрое поступление подводных атомоходов на Северный флот, выход их в океан. Это было время параллельного использования дизельных и атомных подводных лодок, вооружение ракетами тех и других. Этот «золотой» период продолжался до 1990 года, затем наступил «серый», из которого подводный флот с трудом выходит в настоящее время. И наконец - Дальний Восток. При устройстве арендованного в 1898 году у китайцев Порт-Артура, начальник морского отдела штаба Квантунской области контр-адмирал В.К.Витгефт предложил для защиты входа в гавань использовать подводные лодки Джевецкого в количестве 4 штук. Их следовало привезти открыто через порты Японии на пароходе Добровольческого флота. В 1900 году вице-адмирал С.О.Макаров приказала отправить из Кронштадта 4 ПЛ. 14 сентября 1900 года было отправлено 2 единицы. В период осады Порт-Артура там было уже 4 подводные лодки: «Петр Кошка», «Губэ», лодка Джевецкого и «Портартурец». Боевого успеха они не имели, т.к. были экспериментальными и очень низкого технического уровня. В этот же период техник путей сообщения М.П.Налетов начал строить первый минный заградитель. В декабре 1904 года при сдаче Порт-Артура лодки взорвали и утопили. Японцы после взятия крепости долго их искали и нашли у пустынного берега западного бассейна крепости. Спешно построенные на Балтике подводные лодки железнодорожным путем были переброшены во Владивосток. К концу декабря 1904 года там были уже «Дельфин», «Форель», «Соя», «Касатка», «Налим», «Скат», «Шереметьев». Был сформирован «отдельный отряд подводных миноносцев» и зачислен во Владивостокский отряд крейсеров, начальником отряда был временно назначен командир «Касатки» лейтенант А.В.Платто, затем прибыл М.Н.Беклемишев. Именно действия и наличие подводных лодок во Владивостоке (а их к концу войны было здесь уже 13 единиц) по мнению морских специалистов и военно-морских историков спасли Владивосток от нападения Японского флота. Лодки фактом своего существования удержали японцев от штурма Владивостока, воспретив им плавание в Амурском лимане. Этим были сорваны планы японцев по захвату Уссурийского и Приамурского края. Но это было понято только позднее, а в то время отмечалось негативное отношение надводных адмиралов подводным лодкам, именно тогда появилась крылатая фраза среди подводников Беклемишева, верная для всех времен и народов: «Жизнь подводников полна опасностей и неожиданностей, но дураки делают ее невыносимой». В дальнейшем подводный флот Дальнего Востока энергично рос, увеличилось количество баз подводных лодок (Совгавань, Улисс, Находка, Ракушка, Стрелок, Магадан), в Комсомольске строились подводные лодки.

В период с 1927 по 1941 год было в СССР заложено 297 подводных лодок, 206 вступило в строй, на Балтике-66 (65 или 69 по другим данным). В начале войны были потеряны берега Финского залива, и подводным лодкам пришлось базироваться на Неве в Ленинграде, а выходить в море через Кронштадт и перегороженный минными и сетевыми заграждениями мелководный залив. Неизбежны были большие потери, но подводные лодки и подводные минные заградители успешно воевали. Среди лучших командиров можно упомянуть А.И.Маринеско, П.Д.Грищенко, В.К.Коновалова, Н.К.Мохова, М.С.Калинина, С.Н.Богорада и многих-многих других.

После окончания Великой Отечественной войны началось строительство новых дизельных подводных лодок 629 проекта - 23 единицы, 641 проекта - 59, 611 - 26, 633 проекта - 22, 613 проекта – 215, 615 проекта - 31 единицы и более мелкие серии других проектов. С 50-х годов начали строиться атомные подводные лодки в больших количествах для Северного и Тихоокеанского флотов.

На Черном море после 5-месячного испытания первой подводной лодки С.К.Джевецкого в 1878 году в Одессе подводная лодка его проекта была показана представителям комиссии 23 октября 1878 года в Практической гавани Большого Одесского залива. Вероятно, именно этот день следует считать Днем украинских подводников.

После постройки в Петербурге 50 подводных лодок в августе 1881 года 32 единицы было приказано отправить в Одессу для распределения по Черноморским приморским крепостям (Очаков, Николаев, Одесса, Керчь, Поти, Новороссийск, Батуми). 19 августа 1907 года на Черное море по железной дороге прибыли первые боевые подводные лодки «Лосось» и «Судак». 4 мая 1908 года в Севастополь по железной дороге прибыли подводные лодки «Карп», «Карась» и «Камбала». В феврале 1908 года был создан отряд подводного плавания во главе с капитан-лейтенантом Николаем Михайловичем Белкиным.

В 1909 году приказом по Морскому ведомству №19 в день 26 января царь утвердил нагрудный знак для офицеров флота, удостоенных звания «офицеров подводного плавания». Знак представлял собой образованный якорной цепью круг, внутри которого вертикально стоял обвитый канатом якорь Холла и горизонтально располагалась подводная лодка.

В подводники брали исключительно добровольцев. «Каждый человек, офицер или матрос, выбранный на службу на лодках, должен быть высоко нравственный, непьющий, бравый, смелый, отважный, не подверженный действию морской болезни, находчивый, спокойный, хладнокровный и отлично знающий дело», - писал в «Положении о прохождении подводной службы» контр-адмирал Эдуард Николаевич Шенсович, возглавивший создание подводных сил в России. Офицеры должны были знать устройство корабля, уметь обслуживать все механизмы, управлять лодкой при всех видах плавания, исполнять все матроские должности по всем специальностям на всех механизмах. В «Положении» также было указано: «Член экипажа, не пользующийся признанием и авторитетом среди офицеров и нижних чинов, подлежит списанию». 30 сентября 1909 года отряд был переформирован в дивизион (5 кораблей, 250 человек) под командованием капитан-лейтенанта В.Клочковского, ставшего с 15 сентября 1914 года командиром бригады из 2-х дивизионов. Свой флотский путь он закончил контр-¬адмиралом польского флота.

В период первой мировой войны подводные лодки бригады принимали активное участие в боевых действиях, вели наблюдение за противником у Босфора, уничтожали пароходы, транспорты, ставили минные заграждения. Успешно действовали подводные лодки: «Тюмень» - командир М.Китицин, минный заградитель «Краб» (М.Паруцкий), «Морж» (А.Гадон). В бригаде было 516 подводников.

В 1942 году 5 подводных лодок проекта «С» под командованием Героя Советского Союза капитана 1 ранга Александра Владимировича Трипольского для укрепления Северного флота совершили переход в условиях II Мировой войны с дальнего Востока в Полярный.

Подводный флот Дальнего Востока был могучим до 1991 года, затем наступил «серый период».

Сейчас в Украине необходимо не только помнить и знать историю подводного флота, но и возрождать его. Украина — одна из немногих стран мира, которая имеет огромный опыт строительства и эксплуатации подводных лодок, прекрасные базы для их размещения, пока еще дееспособные кадры и авторитет в мире. 41-й международный конгресс подводников с огромным успехом прошел в Одессе. Но подводная лодка «Запорожье» пока одна.

Бывший главком ВМС Украины В.Г.Бескоровайный отмечает, что флоту Украины есть место в морях и океанах. Необходимость подводного флота подсказывает политическая ситуация в мире для скрытного обеспечения безопасности торгового флота, для борьбы с морским пиратством. Для этого необходимы подводные лодки и подготовка подводников нового века, новых Ризничей, Трипольских, Маринеско, Грищенко.

Подводный флот легко было разваливать, но очень тяжело создавать вновь. Но необходимо!

Владимир Римкович, офицер-подводник, Член Национального союза журналистов Украины.

Немає коментарів: