Сегодня 22
июня...
"Тот самый длинный день в году, с
его безоблачной погодой нам выдал ОБЩУЮ БЕДУ на всех, на все четыре года.
Она такой вдавила след, и стольких наземь положила, что двадцать лет и тридцать
лет живым не верится, что живы. И к мертвым,выправив билет все едет кто-нибудь
из близких, и время добавляет в списки еще кого-то, кого-то нет... И
ставит,ставит обелиски "
( К.Симонов)Это День Памяти. Скорби. Горьких разлук. День, когда рухнули надежды и мечты. Когда жизнь разделилась на "ДО" и "ПОСЛЕ". Когда в сердцах людей поселился страх, неизвестность,боль за своих близких и родных, живущих ближе к границе.
Это День, после которого стали приходить похоронки и рост счет " без вести пропавшим". День, когда матери вставали и ложились, так и не найдя ответа на горькие вопросы : как поднимать детей, чем их кормить. как теперь жить.....
Это День, с которого начаты страницы летописи героических и трагических событий Великой Отечественной войны.
Я из поколения " ДЕТИ ВОЙНЫ". ПОТОМУ, все, ЧТО связано со словом " ВОЙНА", вошло в жизнь ,как говорят, с молоком матери. Если и есть что- то святое в моей жизни. то в первую очередь очень трепетное отношение к людям той военной поры,, их жизни и делам, военным историям.
Этот блог, как КНИГА ПАМЯТИ, которая хранит такие потрясающие истории, которые написала сама ЖИЗНЬ.
Святое дело повторить историю подводной лодки "Щ-304" ( " Комсомолец "), на которой в предвоенные годы на различных должностях, проходили службу М.И.Гаджиев, Е.Я. Осипов,В.Г.Стариков, И.И. Фисанович, ставшие в годы ВОВ Героями Советского Союза. В этой истории много цифр. но,поверьте, они ярче и убедительнее всех слов на свете.
В свой первый боевой поход подводная лодка вышла 23.10.1941 года. Потопила вражеский транспорт. А после 2 недели подвергалась атакам противника. 14 раз преследовалась противолодочными кораблями фашистов, которые сбросили на нее 41 глубинную бомбу.Преодолела 22 линии вражеских мин и выдержала взрывы 200 глубинных бомб.. Ремонтировалась на глубине, не имея возможности всплыть для зарядки аккумуляторных батарей. а значит без горячего питания сутками и кислородном голодании.
За 2 дня противник 5 раз загонял ее на глубину. не дав закончить зарядку батарей. А когда по решению командования,возвратилась на базу, то оказалось, что подводная лодка пребывала на позиции 664 часа. из них 6о6 часов провела в подводном положении.
29 .10.1942 года лодка вышла в очередной поход. С ЭТОГО ДНЯ НИКТО ЕЕ НЕ ВИДЕЛ, КАК И ГДЕ ПРИНЯЛ СМЕРТЬ ЭТОТ МУЖЕСТВЕННЫЙ ЭКИПАЖ - ГЛУБИНЫ МОРЯ ХРАНЯТ И ПО СЕЙ ДЕНЬ СВОЮ ТАЙНУ.
Короткая жизнь, как у звезды на небесном небосклоне. Зажглась и ...погасла, оставив свой длиный яркий свет ....в людской памяти и ЛЕТОПИСИ.
А какая невероятная история, рассказанная на блоге 31.01.2012 года, капитаном 1 ранга В.Ф. Касатоновым. Она про
Израиля Ильича ФИСАНОВИЧ. североморца, капитана 2 ранга, командира ПЛ М-172, Героя Советского Союза. В истории отечественного Флота имелось всего 4 Гвардейских Краснознаменных корабля. Одним из них командовал И.И. Фисанович.
Это был необыкновенно одаренный человек. Сочинял стихи,песни, писал книги и журнальные статьи. Погиб вместе с экипажем в июле 1944 года. Ему было 29 лет.... Но главная история, о подводной лодке Л-20, которой командовал Виктор Федорович Тамман. Почему мне захотелось в этот памятный день рассказать ИМЕННО ЭТУ ИСТОРИЮ. объясню чуть позже.
А рассказ о четвертом походе лодки, ПОСЛЕДНЕМ И САМЫМОМ ТЯЖЕЛЫМ. 29 августа 1943 года вышли к берегам Норвегии на минную постановку. Поставив 20 мин у вражеских берегов на маршрутах движения немецких конвоев, отошли дальше в море для охоты за неприятельскими кораблями.
3 сентября обнаружили немецкий конвой и произвели торпедный залп по транспорту. Мощный взрыв, раздавшийся через минуту, подтвердил попадание одной из торпед в главную цель. После выпуска торпед, лодка стала легкой. Боцман не смог удержать ее на глубине и лодка начала всплывать, рискуя быть обнаруженной немцами.Старший инженер-механик Горчаков заполнил цистерну быстрого погружения , чтобы быстрее уйти под воду.
И вот тут произошло непонятное. ЛОДКА НАЧАЛА ТЕРЯТЬ ПЛАВУЧЕСТЬ - стала тяжелой. Предприняли все необходимое. Но лодка продолжала погружаться и ....на ГЛУБИНЕ 130 метров ударилась о грунт. ( подводные лодки серии " Ленинец" были рассчитаны на предельную глубину погружения, РАВНУЮ 100 метров). Удар вызвал деформацию шахты гидролокатора и поступление забортной воды во 2 -й отсек.
Как выяснилось позже, причиной резкой потери плавучести подводной лодки, стала вырванная прокладка на кингстоне ЦБП. В результате вода самопроизвольно заполняла " быструю", а через негерметичный трубопровод - и уравнительную цистерну. Л-20 стала тяжелее на несколько тонн.
Командир принял решение, отойти ближе к берегу и на глубине 110 метров залечь на грунт. Началась борьба за живучесть подлодки.
Перепустили воду из 2-го отсека в первый и ..перевели туда же весь личный состав,который находился в отсеке под давление 11 атмосфер. Поочередно ныряли в ледяную воду чтобы открыть в затопленном отсеке клапан аварийного осушения.
Чтобы взять необходимый воздух для продувания цистерн главного балласта, стали монтировать нештатный трубопровод и перепускать воздух из торпед в систему ВВД. При этом, понимая всю опасность содеянного, максимально облегчили лодку от всего.
Радость освобождения из подводного плена была омрачена тем, что весь личный состав 1 и 2-го отсеков ,находясь длительное время под высоким давление, был поражен кессонной болезнью. Осмотр материальной части показал,что вышел из строя гирокомпас и радиостанция. ТЕМ НЕ МЕНЕЕ ПОДНАЯ ЛОДКА ВЕРНУЛАС В ПОЛЯРНЫЙ.
Спустя 35 лет, командир, капитан 1 ранга Виктор Федорович Тамман скажет
- Экипаж Л-20 выдержал БЕСПРЕЦЕДЕНТНЫЙ экзамен в истории подводного плавания. Не было случая, чтобы подводная лодка могла самостоятельно всплыть и выйти из такого крайне тяжелого положения, в каком оказались мы !
А рассказал впервые эту историю на блоге 30 .04.2010 года ветеран-подводник.капитан 1 ранга запаса М.Тужиков
ПОЧЕМУ мне захотелось в этот памятный день вспомнить именно эту историю. ВЫ НЕ НАХОДИТЕ, ЧТО ОНА СРОДНИ ИСТОРИЯМ ПРО БАЕВА В.П и экипажа под командованием СВЕРБИЛОВА Ж.М. Технические детали о борьбе за живучесть лодки, не затмевают ГЕРОИЗМА ,МУЖЕСТВА, СТОЙКОСТИ подводников Л-20. Не только сдали небывалый экзамен. но и поставили своеобразный РЕКОРД выживания и решительных действий в тяжелейших условиях. А еще. СВОИМ ПОДВИГОМ протянули ниточки ЖИВОЙ СВЯЗИ ПОКОЛЕНИЙ, передали эстафету ВЕРНОСТИ ДОЛГУ.
22 июня... Сегодня будут зажжены свечи и лампады в храмах и маленьких церквушках. На могилах заалеют гвоздики. опустят свои тяжелые головы пионы, потянутся к солнышку стойкие, полевые ромашки.... ПОМЯНУТ ТЕХ, КОГО НЕТ С НАМИ.
Я тоже зажгу свечи перед ликом Николая Чудотворца в память о родителях. И прошепчу слова, которые мы, подрастая в послевоенные годы, часто слышали от мамы : " НИЧЕГО, ВСЕ ВЫДЕРЖИМ, ЛИШЬ БЫ НЕ БЫЛО ВОЙНЫ !".
Светлана Королева.г.Пермь.22.06.2012г
Немає коментарів:
Дописати коментар