пʼятницю, червня 22, 2012

22 июня... Сегодня будут зажжены свечи и лампады в храмах и маленьких церквушках. На могилах заалеют гвоздики. опустят свои тяжелые головы пионы, потянутся к солнышку стойкие, полевые ромашки.... ПОМЯНУТ ТЕХ, КОГО НЕТ С НАМИ.( Светлана Королева.г.Пермь,Россия).

  Сегодня  22 июня... 
 "Тот самый  длинный день в году, с его безоблачной погодой нам  выдал ОБЩУЮ БЕДУ на всех, на все четыре года. Она такой вдавила след, и стольких наземь положила, что двадцать лет и тридцать лет живым не верится, что живы. И к мертвым,выправив билет все едет кто-нибудь из близких, и время добавляет в списки еще кого-то, кого-то нет... И ставит,ставит обелиски "     (  К.Симонов)
      Это День Памяти. Скорби.  Горьких разлук.  День, когда рухнули надежды и мечты. Когда жизнь разделилась на "ДО" и "ПОСЛЕ".  Когда в сердцах людей поселился страх, неизвестность,боль за своих близких и родных, живущих ближе к границе.
Это День, после которого стали приходить похоронки и рост счет " без вести пропавшим".   День, когда  матери вставали и ложились, так и не найдя ответа на горькие вопросы : как  поднимать  детей, чем их кормить. как теперь жить.....



     Это День, с которого начаты страницы летописи героических и трагических  событий Великой Отечественной войны.
     Я из поколения " ДЕТИ ВОЙНЫ". ПОТОМУ, все, ЧТО  связано  со словом " ВОЙНА", вошло в  жизнь ,как говорят, с молоком матери.  Если и есть что- то святое в моей жизни. то в первую очередь  очень трепетное отношение к людям той военной поры,, их жизни  и делам, военным историям.
       Этот  блог, как КНИГА ПАМЯТИ,  которая хранит  такие  потрясающие истории, которые написала сама ЖИЗНЬ.
        Святое дело повторить историю подводной лодки "Щ-304" ( " Комсомолец "), на которой в предвоенные годы на различных должностях, проходили службу М.И.Гаджиев, Е.Я. Осипов,В.Г.Стариков, И.И. Фисанович, ставшие в годы ВОВ  Героями Советского Союза.  В этой истории  много цифр. но,поверьте, они ярче  и убедительнее  всех слов на свете.
        В свой первый боевой поход подводная лодка вышла  23.10.1941 года. Потопила вражеский транспорт. А после 2 недели подвергалась атакам противника. 14 раз преследовалась противолодочными кораблями  фашистов, которые сбросили на нее 41 глубинную бомбу.Преодолела 22 линии вражеских мин и выдержала  взрывы 200 глубинных бомб.. Ремонтировалась на глубине, не имея возможности всплыть для зарядки аккумуляторных батарей. а значит без горячего питания сутками и  кислородном голодании.
      За 2 дня противник 5 раз загонял ее на глубину. не дав закончить зарядку батарей.  А когда по решению командования,возвратилась на базу, то оказалось, что  подводная лодка пребывала на позиции 664 часа. из них 6о6 часов провела в подводном положении.
       29 .10.1942 года  лодка вышла в очередной поход. С ЭТОГО ДНЯ НИКТО ЕЕ НЕ ВИДЕЛ, КАК И ГДЕ ПРИНЯЛ СМЕРТЬ ЭТОТ МУЖЕСТВЕННЫЙ ЭКИПАЖ - ГЛУБИНЫ МОРЯ ХРАНЯТ И ПО СЕЙ ДЕНЬ СВОЮ  ТАЙНУ.
       Короткая жизнь, как у звезды на небесном небосклоне. Зажглась и ...погасла, оставив свой длиный яркий свет ....в людской памяти и ЛЕТОПИСИ.
        А какая невероятная история, рассказанная  на блоге 31.01.2012 года, капитаном 1 ранга В.Ф. Касатоновым.  Она про
 Израиля Ильича ФИСАНОВИЧ. североморца, капитана 2 ранга, командира ПЛ М-172, Героя Советского Союза. В истории отечественного Флота имелось всего 4  Гвардейских Краснознаменных корабля. Одним из них командовал И.И. Фисанович.
Это был необыкновенно одаренный человек. Сочинял стихи,песни, писал книги и журнальные статьи. Погиб  вместе с экипажем в июле 1944 года. Ему было 29 лет....   Но главная история, о  подводной лодке Л-20, которой командовал Виктор Федорович Тамман. Почему  мне захотелось в этот памятный день рассказать ИМЕННО   ЭТУ ИСТОРИЮ. объясню чуть позже. 
     А  рассказ  о четвертом походе лодки, ПОСЛЕДНЕМ  И САМЫМОМ ТЯЖЕЛЫМ.  29 августа 1943 года  вышли к берегам Норвегии на минную постановку. Поставив 20 мин у вражеских берегов на маршрутах движения немецких конвоев, отошли дальше в море для охоты за неприятельскими кораблями.

      3 сентября обнаружили немецкий конвой и произвели торпедный залп по транспорту. Мощный взрыв, раздавшийся через минуту, подтвердил попадание одной из торпед в главную цель. После выпуска торпед, лодка стала легкой. Боцман не смог удержать ее на глубине и лодка начала всплывать, рискуя быть обнаруженной немцами.Старший инженер-механик Горчаков заполнил цистерну быстрого погружения , чтобы
  быстрее уйти под воду.
      И вот тут произошло непонятное. ЛОДКА НАЧАЛА ТЕРЯТЬ ПЛАВУЧЕСТЬ - стала тяжелой. Предприняли все необходимое. Но лодка продолжала погружаться и ....на ГЛУБИНЕ 130 метров ударилась о грунт. (  подводные лодки серии " Ленинец" были рассчитаны на предельную глубину погружения, РАВНУЮ 100 метров). Удар  вызвал деформацию шахты гидролокатора и поступление забортной воды во 2 -й отсек.
      Как выяснилось позже, причиной  резкой потери плавучести подводной лодки, стала вырванная прокладка на кингстоне ЦБП. В результате  вода самопроизвольно заполняла " быструю", а через негерметичный  трубопровод - и уравнительную цистерну. Л-20 стала тяжелее на  несколько тонн.
     Командир принял решение, отойти ближе к берегу и на глубине 110 метров залечь на грунт. Началась борьба за живучесть подлодки.
     Перепустили воду из 2-го отсека в первый и ..перевели туда же весь личный  состав,который находился  в отсеке под давление 11 атмосфер. Поочередно ныряли в ледяную воду чтобы открыть в затопленном отсеке клапан аварийного осушения.
      Чтобы взять необходимый воздух для продувания цистерн главного балласта, стали монтировать нештатный трубопровод и перепускать  воздух из торпед в систему ВВД. При этом, понимая всю опасность содеянного, максимально облегчили лодку от всего.
     Радость освобождения  из подводного плена была омрачена тем, что весь личный состав 1 и 2-го отсеков ,находясь длительное время под высоким давление, был поражен кессонной болезнью. Осмотр  материальной части показал,что вышел из строя гирокомпас и радиостанция. ТЕМ НЕ МЕНЕЕ ПОДНАЯ ЛОДКА ВЕРНУЛАС В ПОЛЯРНЫЙ.
      Спустя 35 лет, командир, капитан 1 ранга Виктор Федорович Тамман скажет
      -  Экипаж Л-20 выдержал БЕСПРЕЦЕДЕНТНЫЙ экзамен в истории подводного плавания. Не было случая, чтобы подводная лодка могла самостоятельно  всплыть и выйти из такого крайне тяжелого положения, в каком оказались мы !
      А рассказал впервые эту историю на блоге   30 .04.2010 года  ветеран-подводник.капитан 1 ранга запаса М.Тужиков
       ПОЧЕМУ  мне захотелось в этот памятный день вспомнить именно эту историю. ВЫ НЕ НАХОДИТЕ, ЧТО ОНА СРОДНИ ИСТОРИЯМ    ПРО БАЕВА  В.П  и  экипажа под командованием СВЕРБИЛОВА Ж.М.  Технические детали о борьбе за живучесть лодки, не  затмевают ГЕРОИЗМА ,МУЖЕСТВА, СТОЙКОСТИ  подводников Л-20. Не только сдали небывалый  экзамен. но  и поставили своеобразный РЕКОРД выживания и решительных действий в  тяжелейших условиях.  А еще. СВОИМ ПОДВИГОМ протянули ниточки ЖИВОЙ СВЯЗИ ПОКОЛЕНИЙ, передали эстафету  ВЕРНОСТИ  ДОЛГУ.
        22 июня... Сегодня  будут зажжены свечи и лампады в храмах и маленьких церквушках. На могилах заалеют гвоздики. опустят свои тяжелые головы пионы, потянутся к солнышку стойкие, полевые ромашки.... ПОМЯНУТ ТЕХ, КОГО НЕТ С НАМИ.
         Я тоже зажгу свечи перед ликом Николая Чудотворца в память о родителях. И прошепчу слова, которые мы, подрастая в послевоенные годы, часто  слышали от мамы :    "  НИЧЕГО, ВСЕ ВЫДЕРЖИМ, ЛИШЬ БЫ НЕ БЫЛО ВОЙНЫ !".
   Светлана Королева.г.Пермь.22.06.2012г


Немає коментарів: