четвер, червня 07, 2012

ИЗ РАССКАЗА НАЧАЛЬНИКА ОТДЕЛА ОПЕРАТИВНОГО ШТАБА ЧЕРНОМОРСКОГО ФЛОТА (продолжение)


Будучи Начальником отдела оперативного планирования штаба Черноморского флота, я по старой привычке еще и вел управление подводными лодками в Средиземноморской зоне ответственности. И боевые службы подводных лодок тоже планировал я. Но, со временем, подводных лодок у нас практически не осталось, так что уж какие выходили - на них хотелось "нагрузить по полной схеме". И вот, как-то раз, собрались мы отправлять "Варшавянку" (по американской кличке "Тихий убийца" - у нее водомет вместо винтов, а шумность почти равна шумности моря) на боевую службу. Так как данные нашей разведки по возможностям стационарной системы подводного гидроакустического обнаружения Турции были устаревшими, я решил спланировать проверку турок "на вшивость", то есть не устраивать БС как всегда - вышли и попрятались, а наоборот - вывести лодку поочередно на все гидрофоны турок, чтобы проверить как близко они ее засекут, и как быстро пригонят противолодочные силы. И так хотел "прозвонить" всю систему на Черном море.

Материал взят с сайта http://shalygin.ru/military_tain.htm
А вдруг, - она нам вообще "по барабану", - тогда вся тактика изменится на театре... Начальство посмотрело на мои планы, почесало в затылке и сказало: "А что, хитро придумано, отправляй в Москву". Отправили. Оттуда передали: "Не придуривайтесь, Вы нас так в международный конфликт втянете. Ну их в баню, ваши разведданные и тактику, нарисуйте квадрат посредине моря - пусть там лазит, и все". Меня вызвал первый заместитель командующего флотом, и сказал: "Значит так, рисуем три квадрата, вот тут, тут, и тут (начиркал карандашом на карте прямоугольнички). И больше ничего не выдумывай. Понял?" "Понял". Прихожу я к себе в кабинет, смотрю на стены, увешанные картами, формами, способами, тактическими приемами, расчетами,... и думаю: "Понял то я понял, чего не понятного, - как бы чего не вышло, а что результата никакого не будет от месяца бултыхания в море и миллионных затрат - это я тоже понимаю". Смотрю я на эти три прямоугольничка, и думается мне, - ну вот левые два, и фиг с ними - пусть тут и будут, а вот правый мне что-то совсем не нравится - НЕ НА МЕСТЕ ОН СОВСЕМ... Отдаю офицерам карту и говорю, - обсчитайте эти два района примитивными параллельными галсами, а вот третий район я вам потом дам... И пошел заниматься другими делами. А мне все этот третий район покоя не дает, - НУ НЕ ТАМ ОН ДОЛЖЕН БЫТЬ, ХОТЬ ТЫ ТРЕСНИ ! Сел я на следующий день перед картой, смотрю на нее, и думаю: "Давай представим себе, что в Черное море заходит американский десант с задачей высадки в Новороссийске. И пойдет он не как у него по планам положено, - а тупо, на большой скорости - напрямую, чтобы мы не успели среагировать, для высадки первого эшелона, который высадит прямо на терминалы Новороссийской ВМБ. Я бы так и сделал на их месте, прямо во время первых ударов по нашим пунктам управления. Классика десанта тут не пройдет - много времени, много сил, неясный результат". А тут внезапно, по глубокому морю, с вертолетами в первой волне - вполне могут прорваться, подходное время - минимальное, а если из состояния учений - вообще не успеем оглянуться". Что тогда ты бы сделал? Тогда я бы поставил вот здесь свою подводную лодку в режиме "тишина", и ждал бы как в тире - как только строй десанта "наедет" на меня - долбанул бы веером по одной торпеде на цель, вопреки документам, а пока "общий погром" - перезарядился бы и добил бы кто еще не умер. В такой чехарде время бы у меня было. Им не с руки работать гидролокаторами в активе - мы можем услышать стационарными средствами заранее, до обнаружения на РЛС, им нужна внезапность. А раз так, то на заблаговременно развернутую подводную лодку на их пути они рассчитывать не будут. Море глубокое, у лодки шансов уйти от возмездия НОЛЬ, так что они подумают, что мы не станем выдвигать ее прямо в центр... ПОДУМАЛ Я ТАК, И МНЕ СТАЛО СРАЗУ КАК-ТО ЛЕГКО И УВЕРЕННО, ЧТО ИМЕННО ТАК ВСЕ И БУДЕТ. Тогда я взял и сделал полный расчет такого десанта, и соответственно расчитал такой район для своей подводной лодки, - ОН ОКАЗАЛСЯ СОВСЕМ НЕ ТАМ, ГДЕ ЕГО НАРИСОВАЛ ЗАМЕСТИТЕЛЬ КОМАНДУЮЩЕГО... Но я пошел к операторам и сказал: "Так, все, я согласовал третий район с адмиралом - рисуйте его здесь, а тактику рассчитать как против отряда боевых кораблей, идущих вот так и вот так". Они все сделали. Заместитель командующего меня спрашивает: "Ну как, все сделал?" "Все как вы сказали, никаких фокусов" "Неси Командующему". Я отнес. Командующий спрашивает: "Заместитель смотрел?" "Смотрел - сам вот квадраты нарисовал, - показываю черновик со старыми квадратами". Командующий подписал. Приношу обратно к заместителю - распишитесь, Ком. подписал уже. "А это что за квадрат?" "Это командующий так сказал". "Бред какой-то, ну ладно, давай, иди готовь документы, отправляй в Москву". Отправил. Оттуда звонят: "Вы что это там третий квадрат куда-то залепили в бок?" "Командующий так приказал". А у командующего с Главкомом были "нелады", поэтому все решили, что это очередной "несостык", и даже переспрашивать не стали - так Главком и утвердил. А планы верстаются АЖ ЗА ГОД ДО БОЕВОЙ. Все, план БС утвержден, согласован, заложен. Железяка. ЧЕРЕЗ ПОЛГОДА У НАС ПОЯВЛЯЕТСЯ ИНФОРМАЦИЯ, ЧТО АМЕРИКАНЦЫ ХОТЯТ ЗАЙТИ В СЕВАСТОПОЛЬ НА ПРАЗДНОВАНИЕ ДНЯ ФЛОТА. Все готовятся к этому делу, а я сразу к карте - "БЛИН - НИ ВРЕМЯ, НИ МЕСТО НЕ СОВПАДАЮТ - НЕ МОЖЕТ БЫТЬ. Квадрат Заместителя был бы лучше чем мой". Проходит еще некоторое время - и американцы меняют свое решение, и планируют заход в НОВОРОССИЙСК... Я смотрю - ну вот вы и попались, голубчики. Вы не на праздник идете, вы отрабатываете скоростной переход на захват плацдарма... И вот, ЧЕРЕЗ ГОД СОВЕРШЕННО В ТОЧНО ОБОЗНАЧЕННОЕ ВРЕМЯ, РОВНО В ЦЕНТРЕ КВАДРАТА НА ОГРОМНОЙ АКВАТОРИИ ЧЕРНОГО МОРЯ ВСТРЕЧАЮТСЯ НА ДИСТАНЦИИ ВПЛОТНУЮ ПОДВОДНАЯ ЛОДКА, ВПЕРВЫЕ ЗА МНОГО ЛЕТ ВЫШЕДШАЯ НА БОЕВУЮ СЛУЖБУ, И АМЕРИКАНСКИЙ КОРАБЛЬ УРО, ВПЕРВЫЕ ИДУЩИЙ В НОВОРОССИЙСК. Причем его курс, скорость, и характер маневрирования, точно соответствовали расчетным, а подводная лодка, находясь на малошумной скорости ТРИЖДЫ ВЫПОЛНИЛА ПО НЕМУ УЧЕБНЫЙ ТОРПЕДНЫЙ ЗАЛП, а потом всплыла и передала наилучшие поздравления с праздником. ... На том празднике присутствовал и Командующий 6-м американским флотом, которому начальник КП ЧФ подарил на память макет той лодки, которая трижды вышла в учебную атаку по ПРОТИВОЛОДОЧНОМУ кораблю до того как он ее обнаружил. Командующий 6-м флотом сказал: "Я редко бывал на этом корабле, и плохо знаю его командира, теперь буду бывать гораздо чаще". Американскому командиру, наверное, досталось... Потом Командующий 6-м флотом спросил через своего офицера управления: "А кто наводил подводную лодку?" (Он то прекрасно знает, что если лодку не поставить точно "в точку" - она при своей скорости и мизерной дальности оружия НИЧЕГО сделать не сможет) Ему, наверное, сказали кто... Подходит ко мне его офицер управления, и говорит: "Командующий флотом слышал о Вашем отце, и рад передать Вам свое восхищение талантливыми русскими офицерами управления". Он отстегнул свой знак офицера американского флота (они у них номерные) и подарил его мне. Мне пришлось открутить свой знак командира подводной лодки и подарить ему... ТАЛАНТ - НЕ ТАЛАНТ - НЕ ЗНАЮ... НО Я, КАК И МОЙ ОТЕЦ, - ЗНАЛ, ЧТО АМЕРИКАНЕЦ ПОЙДЕТ ИМЕННО ТАК, И НИКАК ИНАЧЕ. ЗНАЛ и ВСЕ ! Но тогда я еще не задумывался - откуда я это знаю... Я просто доверял своим ощущениям, и прислушивался к ним, идя наперекор здравой логике.

Анализируя победы Ушакова, Суворова, или еще какие-то эпизоды из талантливой войны на море, я давным-давно убедился, что ВСЕ ОНИ ЯВЛЯЮТСЯ СЛЕДСТВИЕМ ВОЕННОГО ПРЕДВИДЕНИЯ, КОТОРОЕ НЕ ВЫТЕКАЕТ СОВЕРШЕННО НИ ИЗ КАКОГО АНАЛИЗА, И НИ ИЗ КАКОГО ОПЫТА... Просто талантливый ОТ БОГА полководец - ЗНАЕТ КАК ПОВЕДЕТ СЕБЯ ПРОТИВНИК, ДАЖЕ ЕСЛИ ЭТОГО НЕ ЗНАЕТ САМ ПРОТИВНИК. Вот это и есть главный военный секрет. 

Немає коментарів: