Родился 21 марта 1929 г. в Киеве в семье служащего. Украинец. Опубликовано: В. В. Хлебович |
Глава из автобиографической повестиКартеш и околоРазные и не очень солидные военные корабли заходили на Картеш и раньше, обычно для того, чтобы заправиться кривозёрской водой. Запомнились морские буксиры СБ-9 и СБ-15 постройки знаменитого Петровского завода, что располагался на Охте у Комаровского моста (сейчас там планируется небоскрёб “Газпрома”). Поговаривали, что эти мореходные, способные к длительному автономному плаванию, суда сильно досаждали потенциальному противнику, пристраиваясь к группе его кораблей и фиксируя все их действия.Как-то тёмным осенним вечером, когда крепчал морозец, к причалу подошёл торпедный катерок. Морячки походили по территории, зашли в столовую, которая по вечерам служила нам клубом. И я понял, что для них, много дней живущих в железной тесноте, холоде и грохоте, нет ничего лучше как побыть в просторном, натопленном, тихом помещении. Спали они на полу. Утром, когда мы пришли в столовую, катерка уже не было, зато на тёплой плите нас ожидала гора изумительных оладушек. Часто в бухту заходили корабли-спасатели первого поколения – СС-40 и “Хибины”. С командирами мы были знакомы не один год. Как-то ко мне зашёл всклокоченный не совсем трезвый капитан: – По боевой частоте пришла шифровка, а мы её прочитать не смогли. Что делать? Вывернулся замечательно. Ответил: “Приступил к исполнению”. А сам остался у причала. Дальше сверху пошли многократные запросы и уточнения. Из переговоров в конце концов стала ясна суть дела: в районе Кемь-луд отмечена плавучая мина (такое время от времени на Белом море случалось). Приказывалось: мину найти и расстрелять. Через некоторое время корабль отошёл от нашего причала и задание выполнил. На одном из этих спасателей был замечательный подводный аппарат, предмет моей зависти – итальянская наблюдательная камера Галеаччи. Формой похожа на электролампочку. Верхняя расширенная часть этой “лампочки”, две трети сферы, имеет три ряда иллюминаторов и вмещает верхнюю часть сидящего на вращающемся сидении человека. Нижняя часть вмещает согнутые в коленях ноги и рычаг, который соединён с мощным грузом, рикреплённым внизу. Благодаря этому грузу аппарат имеет отрицательную плавучесть. Спускается камера на тросе, на глубину до 300 м. В случае аварии верхним рычагом можно освободиться от троса, а нижним – от груза. И всплытие обеспечено. Куда бы ты не повернулся на вращающемся сидении – всегда перед тобой работает вентилятор, отбирающий выдыхаемый воздух в трубу, и далее в коробку, где из углекислоты регенерируется кислород. Меня спустили на глубину около 15 м, не предупредив, что подключили к мощнейшему динамику. Долго над бухтой неслись восторженные вопли биолога, наблюдавшего в тот раз удивительно изящные игры камбал. На гибель американской подводной лодки “Трешер” советский флот быстро прореагировал созданием нового поколения спасателей. Оперативности способствовало то, что в основу судов лёг хорошо освоенный советскими рыбаками корпус БМРТ (большой морозильный рыбный траулер). В акватории биостанции появилось такое судно – “Бештау”. Используя трос выброшенного подлодкой буя, спасатель мог опускать водолазный колокол к люку субмарины, присасываться к нему и раз за разом поднимать наверх по 12 человек. Поднятую партию сразу же для декомпрессии помещали в арокамеру, а колокол отправлялся за другой группой. О глубине погружения колокола я, биолог, могу судить по биологическим данным. Известно, что водолазный колокол открыт снизу. И как-то моряки у меня спросили: какая птица могла вынырнуть у них в колоколе (скорее всего, это чистик) на глубине около 120 м?. Запомнили эту цифру? Это глубже, чем лежал в Баренцевом море многострадальный “Курск”. И это означает, что ещё в 60-е годы было всё для спасения подводного корабля – тогда не заваривали люки, лодки выбрасывали буи, были отличные водолазные колокола, работающие на соответствующих глубинах, кадры спасателей и специальные спасательные суда. Норвежцы, которых мы униженно просили помочь с “Курском”, в 60-е ничего этого не имели и не умели. Появлению в Чупинском заливе мощных атомных лодок предшествовала суета вспомогательных шарового цвета судов и судёнышек, результатом которой стала постановка в проливе между станцией и островом Кереть огромных бочек, таких, которые ставят на Неве перед вхождением к праздникам больших кораблей. Первая подлодка поразила меня бесшумностью появления. Когда по заливу идут самые мелкие катерки или мотоботы, шум двигателей слышен за километры, и далеко расходятся “усы” растревоженной воды. А тут вдруг видишь совершенно беззвучное перемещение огромного сигарообразного чёрного тела с заглаженным буруном впереди крутого лба-носа и полностью погашенным волнением за высоко поднятым, как у самолёта, хвостом-рулём. Лодки стали появляться регулярно и работали иногда по многу дней – опускались, поднимались. Их эволюции, судя по мегафону, отмечали надводные корабли. Было ясно, что рядом с нами организовался ответственнейший полигон. Это не могло не вызвать беспокойства о судьбе биостанции. Дело в том, что за несколько лет до того я работал в составе комиссии Академии наук по подбору места для Мурманского морского биологического института взамен Дальних Зеленцов. Накануне Зеленцы посетил президент АН СССР М. В. Келдыш. Из-за непогоды очень долго нельзя было доставить президента и члена ЦК КПСС с дрейфующего эсминца на берег. Президент раздражался, перевозбуждённые сотрудники на берегу стали снимать стресс народным способом. Когда они встретились, разъярённый президент выразил пожелание раскатать Институт бульдозерами и построить совершенно новый в другом месте. Вот такое место мы и искали комиссией на случай, если глава Академии наук будет настаивать на своем решении. Мудрый председатель комиссии начал нашу работу с посещения штаба Северного флота. Адмирал, начальник штаба СФ, сказал то, что запомнилось навсегда: “Что мы здесь с вами решим, так только и будет. И ЦК, и Правительство знают, и вы знайте – Северному Флоту противостоит две трети НАТО”. Итак, могучее ядерное противостояние Северный флот – НАТО и судьба малюсенькой биостанции. Вещи абсолютно несравнимые. Стоит только какому-нибудь небольшому чину предложить начальству очистить от биологов берега, и вопрос будет решён за часы. Как? Сами понимаете, как. Но биостанция сохранилась. Благодаря пониманию интеллигентных и широко мыслящих военных моряков. В тот знойный июль пришедшая подлодка работала, судя по крикам динамиков и вздохов продувки, особенно напряжённо. Пользуясь занятостью основного объекта, один из кораблей сопровождения устроил “санитарный день” и слил мазутные, так называемые пайольные, воды за борт. Южный ветер нагнал эту грязь в бухту с нашими многолетними наблюдательными площадками и первыми экспериментальными установками по выращиванию мидий. На подлодку ушёл наш катерок с моей запиской командиру соединения с просьбой, когда будет возможность, посетить биостанцию, чтобы поговорить. Проходит день, второй, третий. На четвертый день посылаю в Чупу “Онегу” с поручением отправить мою длинную гневную телеграмму-жалобу на три адреса – штабу Северного флота, Президиуму Академии наук и директору Зоологического института академику Б. Е. Быховскому. Сижу за столом, перебираю какие-то бумаги. Не замечаю, что звуки со стороны подлодки стихли. Заскрипели деревянные мостки под тяжестью многочисленных шагов, за окном замелькало белое (фуражки), чёрное (мундиры) и золотое (погоны). В мою небольшую комнатку!кабинет торжественно входит человек десять моряков. Старший, крепыш контр-адмирал со звездой Героя Советского Союза представляется: Вадим Леонидович Березовский. – Прошу прощения, что не мог прибыть раньше – работы, сами видели, очень много было. Догадываюсь, на какой разговор звали. Всё понимаю и сочувствую вашей деятельности. Моя жена до последнего времени преподавала в школе биологию, так что кое-что про экологию я слышал. Этот полигон флот не покинет – замены ему нет. А вот организовать нашу работу так, чтобы вам вреда не было, это давайте сейчас и обсудим. И флот в лице командира Беломорской базы В. Л. Березовского обещал: против существования биостанции не восставать, дизельные (они же и самые грязные) корабли сопровождения держать не ближе таких-то мысов и их экипажи на берег не спускать. Имея кое-какой опыт общения с флотом, я засомневался: “Вас так часто меняют, что наша договорённость долго не продержится”. – “А Вы попробуйте поверить на этот раз”, – отвечал адмирал. Я поверил и не обманулся. Много лет потом командиры пришедших на полигон подлодок передавали приветы от Вадима Леонидовича и энергично подтверждали пункты обязательства. А ведь всё могло сложиться совсем иначе. А с Вадимом у нас завязалась настоящая дружба, которой сейчас больше 35 лет! Нам очень интересно друг с другом. Он – человек самой боевой профессии – командир подводных носителей ядерных бомб. Я в силу своей биологической деятельности принадлежу к самой мирной профессии. И когда мы, обсуждая какой-нибудь вопрос, приходим к общим выводам, мы особенно чувствуем и широту проблемы, и нашу правоту. Многому можно было у Вадима учиться. Например, общению с подчинёнными. Застолье после ночной рыбалки (любимый её вид – ужение форели). Оживленный разговор, воспоминания, анекдоты. Вдруг тихо вадимово: “Официально”. И все замолчали, внимая начальнику. Затем также кратко: “Официальному отбой”. И застолье продолжилось. Помню, что в эти геронтократические брежневские годы я иногда мечтал, чтобы власть в стране перешла к моим “чёрным полковникам” – морякам-подводникам – интеллектуалам, умницам с гибкой и устойчивой нервной системой, опытом командования и заботы о подчинённых. Такие тогда тщательно отбирались. Тут блатняк не проходил. Когда великий зелёный деятель А. В. Яблоков на страницах газет обвинил нас с А. Ф. Алимовым, работавших в комиссии по выяснению причин массовой гибели морских звезд в Белом море, в сговоре с военными моряками, я в отношении себя спорить не стал – был сговор, давнишний, спасший ББС. А гражданственности у контр-адмирала Березовского не меньше, чем у члена-корреспондента Яблокова. Служба у подводников – не синекура. Поэтому и возрастные ограничения строги. В 50 лет Вадим покинул рубку подлодки и стал командиром базы в Гремихе. В 60 оставил Северный флот и стал начальником серьёзного объекта в Эстонии. Прибыв на место, он первым делом попросил найти ему хорошего учителя эстонского языка, что было, прямо скажем, нетипично и стало известным всей округе. Объект располагался в сосновом лесу. Вадим с Риммой Егоровной жили в уютном двухэтажном доме. Когда республика обрела самостоятельность, эстонцы предложили Березовским остаться с ними и считать этот дом своим. Адмирал спросил: “Вы же обещали обеспечить жильём ещё нескольких моряков, сможете ли это сделать?” И когда услышал, что конечно, не смогут, он уехал в Северодвинск, на родину своих подлодок. Там он живет и сейчас, парализованный, с обезноженной Риммой Егоровной. Недавно вышла его книжка “По местам стоять к всплытию!” (Северодвинск, 2003) – история его жизни на фоне истории подводного ядерного флота некогда великой державы. Это увлекательное и познавательное, безусловно, литературное произведение напечатано на машинке одним пальцем. Только что я получил от него его вторую книгу “Адмирал дает “добро” (2005). Кстати, Героя Советского Союза В. Л. Березовский получил за реальные боевые события в океане, потребовавшие ответственных и решительных действий. http://www.suurpea.ru/history/36-ommanders/73-berezovsky1.html |
Кожна людина має право на висловлювання власної думки, ніхто не має права засудити її за ті, чи інші думки, навіть якщо вона каже щось не вірно.
середа, червня 27, 2012
КТО ЕСТЬ КТО.КОНТР-АДМИРАЛ ВАДИМ ЛЕОНИДОВИЧ БЕРЕЗОВСКИЙ.
Контр-адмирал Вадим Березовский
Підписатися на:
Дописати коментарі (Atom)
В 1953–1960 гг. прошел путь от командира рулевой группы БЧ-1 подводной лодки до командира атомной пл К-40 Северного флота. В 1964–1969 гг. В.Л. Березовский был командиром первого в Советском Военно-Морском Флоте ракетного подводного крейсера стратегического назначения (рпкСН) К-137 проекта 667А. В 1970 г. эта подводная лодка получила наименование "Ленинец". В ноябре 1968 – январе 1969 г. К-137 совершила первое для кораблей этого проекта длительное плавание в Северную Атлантику. В ходе несения боевой службы были отработаны новые тактические приемы по использованию ракетного и торпедного оружия и выполнению других задач боевой подготовки. После возвращения К-137 в базу В.Л. Березовский был назначен заместителем командира дивизии подводных лодок.
За успешное выполнение заданий командования по освоению нового оружия и техники Указом Президиума Верховного Совета СССР 30 марта 1970 г. капитану 1 ранга В.Л. Березовскому присвоено звание Герой Советского Союза. В 1970–1974 гг. В.Л. Березовский командовал отдельной бригадой подводных лодок Беломорской военно-морской базы, затем около двух лет был уполномоченным Балтийской группы государственной приемки кораблей ВМФ, в 1976–1979 гг. – заместителем командующего и членом Военного совета флотилии подводных лодок Северного флота. В 1979–1989 гг. контр-адмирал В.Л. Березовский возглавлял Научно-исследовательский испытательный полигон ВМФ.
С июня 1989 г. – в запасе.