пʼятницю, червня 01, 2012

Подводная лодка «L 55» — судьбы крутые повороты

4 июня 1919 года - эсминцы «Азард» и «Гавриил» потопили в Копорской губе английскую подводную лодку «L 55″. Ее судьба поистине уникальна и удивительна. Она принадлежала к большой серии средних подводных лодок типа «L», построенной в Англии в период первой мировой войны. В декабре 1918 года вошла в состав английского флота.
В 1919 году эта лодка принимала участие в действиях союзных сил в Финском заливе против Советской республики. Базируясь в Ревеле, «L 55″ должна была атаковать и уничтожать любые корабли нашего Балтийского флота при их попытке выйти из Кронштадта. Одна из таких атак закончилась для нее трагически.

Поразительно, что эта английская подводная лодка погибла в наших водах от взрыва английской морской мины, а через 9 лет сама напомнила о себе, когда наши конструкторы остро нуждались в получении современных знаний по подводному кораблестроению. Советские корабелы, не имея технической документации, смогли полностью восстановить лодку, а также использовать полученные при этом знания для создания отечественного подводного флота.


Флот защищает Петроград
Начало 1919 года для молодой Советской республики было очень тревожным. Представители белого движения и иностранной интервенции разработали единый план очередного похода против Советской власти. Главный удар должна была наносить с востока армия Колчака. Войска северо-западного направления готовились к решительному наступлению на Петроград. В этом походе активное содействие частям белогвардейских войск оказывали белофинны, белоэстонцы и английская эскадра адмирала Коуэна (крейсера, эскадренные миноносцы, подводные лодки, а также авиатранспорт и торпедные катера).
В начале мая вся эта коалиция двинулась на Петроград со стороны Эстонии. Английские корабли обстреливали фланг Красной Армии и прикрывали высадку десантов в устье реки Луги и в Копорской губе. В этот критический момент задача балтийцев состояла в том, чтобы оказать всемерную помощь войскам Красной Армии и не допустить флот интервентов к Петрограду. Наиболее активно боевые действия на море велись в районе Копорской губы. Уже 17 мая эсминец «Гавриил» вступил там в бой с четырьмя английскими эсминцами и не позволил им расстрелять отряд наших тральщиков. После этого было еще несколько боевых эпизодов.
Эсминец Азард

Боевая победа

В очередной боевой поход в Копорскую губу эсминцы «Азард» и «Гавриил» вышли 4 июня 1919 года. В 17 часов 37 минут сигнальщики эсминцев одновременно заметили слева по курсу пенистые следы двух торпед, движущихся прямо на них. Удачно сманеврировав, оба эсминца уклонились от опасности. Спустя считанные секунды прямо по курсу «Азарда» на расстоянии приблизительно 5 кабельтовых показалась боевая рубка и часть корпуса подводной лодки, которая не сумела удержаться на глубине после торпедного залпа.
Н.Н. Несвицкий
Эсминцы полным ходом пошли на таран и тотчас же открыли артиллерийский огонь. Комендор с «Азарда» С. Богов первым же снарядом, выпущенным из 102-мм носового орудия, попал в надстройку рядом с рубкой подводной лодки. Спасаясь от таранного удара, лодка ушла под воду. Вскоре послышался оглушительный взрыв. Над водой встал громадный столб воды. Как потом выяснилось, была потоплена новейшая подводная лодка английского флота «L 55″, за что командира «Азарда» Н.Н. Несвицкого в числе первых моряков наградили орденом Красного Знамени. О гибели своей лодки официально сообщило британское адмиралтейство.

Зарождение советского подплава

Прошло несколько лет. «L 55″ по-прежнему лежала на дне моря, и казалось, что о ней все забыли. Но вот осенью 1926 года во время боевого траления в Копорской губе один из тральщиков случайно зацепил и поднял на борт прицельное устройство от 4-дюймовой пушки, принадлежавшее, как было установлено, подводной лодке «L 55″. Погибшая «англичанка», как шутливо называли ее моряки, сама напомнила о себе и весьма кстати.
В середине 20-х годов СССР приступил к строительству современных боевых кораблей. Принятой в ноябре 1926 года шестилетней программой военного судостроения предусматривалась постройка 12 подводных лодок. Однако советское кораблестроение только начинало возрождаться после длительного периода войн и разрухи. Ощущалась острая нехватка специалистов всех профилей, особенно инженеров-конструкторов. В то время сформировалась сравнительно небольшая группа кораблестроителей-подводников во главе с Б.М. Малининым.
Позднее он писал в своей автобиографии: «Приходилось одновременно решать три задачи, тесно связанные друг с другом: вести разработку и постройку лодок, тип которых у нас был до того времени неизвестен; создавать и немедленно практически использовать теорию подводных лодок, которой у нас в Союзе также не было; воспитывать в процессе проектирования кадры конструкторов-подводников». Любопытно, что Б.М. Малинин имел тогда в подчинении всего… 6 человек.
Чтобы облегчить работу наших конструкторов, решили поднять «L 55″ и изучить достижения англичан в этой области. Но сначала требовалось отыскать лодку. Такой приказ в ноябре 1927 года получили тральщики «Змей» и «Клюз». Кроме осеннего ненастья, поиск затонувшей лодки значительно осложняли минные заграждения, щедро выставленные английскими кораблями по всей акватории Копорской губы. К осени 1927 года наши тральщики успели только частично разминировать этот район. Действуя очень аккуратно, умело используя придонные тралы и миноискатели, а также четырехпалые якоря (кошки), «Змей» и «Клюз» 20 ноября обнаружили «L 55″ на глубине 32 м.
Гибель L 55

Подъем и изучение лодки

Подъем лодки поручили Экспедиции подводных работ особого назначения (ЭПРОН). Было решено подвести под днище лодки четыре гибкие металлические полотенца и поднимать их специальными кранами. Этот способ был более надежным, простым и, что особенно важно, полностью исключал деформацию поврежденного корпуса лодки. Из-за минной опасности работы приходилось вести с особой осторожностью. Например, однажды рядом со спасательным судном «Коммуна» всплыла английская мина. К счастью, она прошла совсем близко от спасательного судна, не задев его. Утром 11 августа 1928 года подводную лодку «L 55″ подняли, а через два дня ввели в один из кронштадтских доков.
При очистке и осмотре отсеков лодки были обнаружены останки 38 погибших английских подводников, которые были отправлены в Англию для захоронения на родине.
Обследование лодки показало, что кормовая часть боевой рубки и треть прочного корпуса с левого борта полностью разрушены. Сильно повреждены многие механизмы, арматура и трубопроводы. В то же время, аккумуляторная батарея, снаряды и торпеды, остались целы. Все свидетельствовало о том, что «L 55″ погибла в результате подрыва на английской мине. В уцелевшей части надстройки было видно круглое отверстие, пробитое, артиллерийским снарядом с одного из эсминцев.
«Восстановление «L 55″ было желательно, т.к. в истории еще не было случая, чтобы английский боевой корабль когда-либо плавал под чужим флагом! Это было поводом для национальной заносчивости англичан. А если чужой флаг будет красным, социалистическим! Это перерастало в серьезное политическое событие», отметил участник этих работ С.А. Базилевский.
В торжественной обстановке 7 августа 1931 года на бывшей английской подлодке «Л 55″ был поднят Военно-морской флаг СССР. Она вошла в состав подводных сил Балтийского моря с прежним бортовым номером — «Л 55″. Сделано это было в духе старой морской традиции. Еще Петр I оставлял плененным, а затем зачисленным в состав российского флота, кораблям их прежние названия. И в данном случае, «англичанка» должна была напоминать нашим врагам, что военный флот бдительно стоит на страже границ страны.
С 1933 года лодка использовалась для испытаний корабельной аппаратуры и подготовки личного состава, а в годы Великой Отечественной войны ее переоборудовали в плавучую зарядовую станцию. В феврале 1945 года подводная лодка «Л 55″ была исключена из состава Военно-Морского Флота СССР.
При написании статьи были использованы следующие материалы.
    1. Аммон Г.А. Морские памятные даты. Москва 1987 г. 2. Доценко В.Д. Морские битвы России XVIII-XX веков. СПб. 1998 г. 3. Быховский И.А. Героическая «Пантера». Ленинград. 1959 г. 4. Базилевский С.А. У колыбели подводного флота. Записки конструктора. Санкт-Петербург. 1996 г.

Запись опубликована в рубрике Мои статьи.  

Немає коментарів: