пʼятниця, червня 01, 2012

Уловка 22 для командира

   Валентин Мишенин
   21 сентября 2011 года, в самый разгар очередных предвыборных спектаклей, в информационных лентах прошло небольшое сообщение о том, что военная прокуратура Вилючинского гарнизона на Камчатке начала проверку по факту столкновения рыболовного сейнера "Донец" с атомной подводной лодкой Тихоокеанского флота "Святой Георгий Победоносец", происшедшего в Авачинской бухте. Об этом информационному агентству ИТАР-ТАСС сообщил военный прокурор Артем Захаров.

    « Он отметил, что уже установлено, что "боеготовность корабля не нарушена, пострадавших среди членов экипажа нет". По его словам, никаких серьезных повреждений в результате инцидента субмарина не получила. "Вины военного командования в происшествии нет", - отметил прокурор. По его словам, "командование внесет морской протест по факту происшествия", дальнейшими разбирательствами "будут заниматься уже гражданские власти"» - конец цитаты.
   И начало моего эмоционального повествования.
      Сразу хочу предупредить, что я не собираюсь описывать историческую хронику. Я лишь постараюсь собрать воедино факты, ранее опубликованные в открытой печати и свидетельства, ранее озвученные в открытых источниках информации.  И на основе этого сделать свои, пускай и эмоциональные, выводы.
   Я не буду ограничиваться узкими временными и географическими рамками, я буду  путешествовать во времени и повествовать про нынешнее и недалекое прошлое, как внутри СССР/России, так и за пределами своей Родины.
   Полный вперед!
   01.09.2004 года, газета «Известия» поведала своим читателям о том, что капитан первого ранга в отставке Игорь Британов выиграл в американском  суде иск против создателей фильма "Враждебные воды", который вышел в прокат еще на шесть лет раньше. Три года бывший советский подводник, командир затонувшей  атомной подводной лодки, доказывал с помощью американского адвоката, что  кинодеятели Голливуда неправильно истолковали в фильме обстоятельства  гибели его подлодки и незаконно использовали в фильме его образ. Теперь кинокомпания "Уорнер Бразерс" должна была заплатить Британову несколько десятков  тысяч  долларов.
   Читателям не искушенным в делах советского подводного флота, вкратце, напомним об аварии советской подводной лодки, произошедшей в октябре 1986 года, в водах Атлантики.
   Тогда в результате аварии, в шахте баллистической ракеты  атомохода произошел взрыв. Погибли сразу три моряка.  Еще один - матрос Сергей Преминин - скончался, останавливая работу  атомных реакторов подводного крейсера.  77 часов шла борьба за спасение субмарины. Самой большой беды удалось  избежать: оба реактора подлодки были заглушены, и 115 моряков из 119  спаслись.  Это заслуга командира корабля Игоря Британова, которого…
   Нет, не наградили, за то, что он спас людей. «Хорошо, что не посадили» - вспоминал сам Игорь Анатольевич.
   А знаете, почему не посадили? Поверьте, вины за Британовым не нашли. Потому, что ее не было. Но разве, когда-то, в моей стране, чиновников интересовало это? Да что там – чиновников. Это не интересовало и не интересует абсолютное большинство граждан моей страны. «Был бы человек, а статья найдется» - то и дело радостно возвещают друг другу люди.

   Британова Игоря Анатольевича, не посадили потому, что… не успели… Потому, что уберег  Игоря Анатольевича Британова от тюрьмы… Матиас Руст. Тот самый юный немецкий пилот- любитель, который умудрился, на своем маленьком одномоторном самолетике, пролететь всю Европейскую часть СССР и приземлиться… на Красной площади в мае 1987 года! Что и привело к отставке руководства Министерства обороны и сил ПВО. И не нашлось ни одного командира части ПВО на нашем Северо-Западе, который бы принял самостоятельное решение сбить нарушителя воздушного пространства, все сидели и ждали приказа от вышестоящего штаба или командира. А те, в свою очередь ждали указание от главных чиновников страны.
   Таким образом, то, что ставили в вину командиру Британову померкло на фоне преступного бездействия высших военных руководителей страны.
   А Игорь Анатольевич Британов самостоятельное решение принять не побоялся, и  тогда, в 1986 году, на излете холодной войны, он,  сразу после аварии дал команду на всплытие  стратегического ракетоносца, находящегося на боевом дежурстве, на  поверхность враждебной Атлантики. Он еще и посмел обратиться за помощью к иностранцам.
   А время было страшное. Например, старшего лейтенанта Беликова, потерявшего партбилет в тот момент,  когда он вместе с матросом Премининым заглушал реактор,  списали  с флота.   А тут целый командир ракетоносца. Представляете, какая участь ждала его… по прибытию на Родину.
   Несладко было всем членам экипажа. Их выматывали допросами, очными ставками, разбирательствами, угрозами… прокуроры и «сухопутные» адмиралы. Чиновники, то есть.
   Я не буду расписывать всех ужасов следствия. Многие очевидцы  того похода, милостью Господа, живы. Если захотят, они расскажут обо всем лучше меня. О долгих годах следствия. О переломанных судьбах. Британова и командира электромеханической части Игоря  Красильникова исключили из партии и отправили в запас, лишив воинских званий.
   Катастрофу  приказали забыть как страшный сон.
   Вот и весь итог следствия.
   И когда, сегодня, я слышу заключение представителя военной прокуратуры о том, что при столкновении «пьяного рыболовецкого сейнера» с атомным ракетоносцем, стоящим на рейде в Авачинской бухте, «повреждений у подводной лодки» нет, то… мне как-то не очень в это верится.
   Снова, очередная тайна следствия никогда не сообщит общественности всей правды. Но любой подводник знает, что корпус ПЛ способен выдерживать большие статические нагрузки воды при погружении на рабочие и предельные глубины, но не приспособлен для защиты от таранных ударов. Людям, не имеющим отношения к военно-морскому флоту, поясню эту ситуацию на примере куриного яйца, которое нельзя раздавить руками, но легко можно проткнуть иголкой.
   И мое интуитивное чутье подсказывает мне, что очень скоро данная подводная лодка появится в каком-нибудь судоремонтном заводе… на плановом, разумеется, ремонте.
   И уже у прокуроров появится больше времени… обвинить во всем… командира подводной лодки. В чем и для чего? Хотя бы для того, чтобы «прикрыть» собственную брешь в обеспечении противодиверсионной защиты атомных ракетоносцев современной России, которых, увы, осталось очень мало.
   Чем занимались органы безопасности? Куда смотрели прокуроры? Так ведь любой террорист, запросто может напоить водкой рыбаков и…
   Наверное, тем же, чем всегда и занимались чиновники России: защищали мундиры собственные, назначали виновных, наказывали невиновных, поощряли не участвующих?
    Ну, коль, я заранее оговорил, что оценки мои будут эмоциональными, то не премину, вспомнить и еще об одной истории, в которой главными действующими лицами были советские подводники, честно исполнившие свой долг перед Родиной, и, которых, «родные» чиновники тоже «пирогами потчевали».
   Таких историй много. Но мне хочется вспомнить о Карибском кризисе. «Многое из того, что связано с операцией "Анадырь" по размещению на Кубе советских ракет и боевых самолетов, переброске на Остров свободы воинских частей и подразделений из СССР, нашло в отечественных и зарубежных публикациях достаточно полное отражение. Однако перипетии драмы, разыгравшейся под водой в тревожные дни осени 1962 г., долгое время оставались за кадром. Разумеется, в США о них писали немало. Кое-кто утверждал, что русские отправили к берегам Кубы чуть ли не 20 подлодок. Потом эта цифра неуклонно уменьшалась, но все равно была неточной».(1)
   Выше я привел выдержку из книги  Александра Мозгового, которая  рассказывает о тех событиях. Таких книг нынче много. Меня же больше интересует участие советских подводных лодок. Их было четыре. Четыре дизель-электрические подводные лодки.
   Эти дизельные подлодки, которым необходимо всплывать для зарядки аккумуляторных батареей, смогли скрытно пройти в районы патрулирования, к берегам Кубы, куда их отправили все те же «родные чиновники». Это почти невозможно, слишком много разного рода технических средств обнаружения и противодействия против подлодок имеется у США и НАТО. Но командиры и экипажи субмарин блестяще справились с этой задачей.
   Невольно вспоминается роман американского писателя Джозефа Хеллера «Catch-22» (Уловка-22). Словосочетание «Уловка-22» стало нарицательным в современном английском языке и обозначает абсурдную, безвыходную ситуацию. По-русски это можно выразить хорошо известным  выражением: «пойди туда, не знаю куда; возьми то, не знаю, что».
   А еще вспоминается моя преддипломная практика (стажировка), которую я проходил на одной из дизельных лодок 613-го проекта, в одном из соединений Дважды Краснознаменного Балтийского Флота.
       Прекрасная подводная лодка. Но условия обитания в ней далеки от элементарного комфорта. Мне, как будущему штурману хорошо запомнилась штурманская рубка. Но это слишком громко сказано. Никакой рубки не было. Был небольшой «закуток», где на маленьком столике, приходилось работать по обеспечению безопасности плавания и ведению расчетов по применению оружия.
    Столик был настолько мал, что навигационную карту приходилось складывать вчетверо. Иначе не помещалась. Никаких автопрокладчиков, разумеется, не было. Математическое счисление велось исключительно дедовскими способами, с помощью логарифмической линейки. Измеритель, транспортир, гироскопический и магнитный компас – вот и все технические средства навигации. И астрономический секстан,  с помощью которого «ловили звездочки», чтобы решать астронавигационные задачи мореплавания.
   Сверху на карту постоянно капала вода. Чтобы хоть как-то защититься от нее, наверху прицепляли полиэтиленовый пакет, в котором ранее хранился хлеб. И нужно было все время следить за ним, чтобы во время очередной, пусть и учебной,  торпедной атаки, когда расчеты настолько скрупулёзны и стремительны, на тебя, или на карту не свалился ушат воды.
   В надводном положении – холодно, потому что штурманский закуток располагался в центральном посту, рядом с «входным» рубочным люком. В подводном положении – сыро. Если за бортом – холодно, то верхнюю одежду лучше не снимать. А если за бортом теплые воды – в отсеках жара, духота и все та же сырость.
    Вот, приблизительно, в таких условиях, на лодках, чуть более усовершенствованного проекта, всем подводникам – участникам Карибского кризиса, пришлось выполнять невыполнимое приказание советского командования.
   Подводники – это прекрасные профессионалы, верные патриоты своей Родины. Кому нравиться служить в таких диких условиях? Но подводники служили, не потому, что так страстно любят «преодолевать все тяготы и лишения воинской службы», а потому, что Родину свою любят. И ради любви к Родине, ради защиты интересов своего государства, ради защиты граждан своей страны – настоящий моряк-подводник готов пройти через любые испытания. Можете быть уверены, что и порученное ему задание – подводник выполнит с честью.
   И большинство командиров подводных лодок служат беззаветно Родине, но им чиновники и «мудрые руководители» все время хотят устроить "Уловку-22". А потом – вышвырнуть на пенсию.
   Свою офицерскую службу я уже проходил на Краснознаменном Северном флоте. В том же объединении, где служил и Игорь Анатольевич Британов.
   Но вернемся к события Карибского кризиса. Представьте на мгновение, в каких жутких походных условиях пришлось находиться советским подводникам. Естественно, что невозможно пройти незамеченными.  Всплывать-то нужно, чтобы зарядить аккумуляторные батареи. Да воздуха свежего глотнуть, хоть иногда. А попробуйте решать те же математические задачи в условиях нехватки кислорода. Там бы на ногах устоять…
   Не для того я все это описываю, чтобы получить порцию похвалы. Подводники не любят хвалебных речей. Они служат Родине не за награды и привилегии. Которых, кстати у них никогда не было. Какие-то несбыточные обещания существовали лишь на бумаге.
   Награды и социально-бытовые привилегии были всегда лишь у чиновников. У тех самых, кто вечно направлял моряков «не знамо куда», и совсем не ради интересов Родины, а ради ублажения собственных амбиций – хозяина, барина. А потом еще умудрялся судить моряков. За… за любовь к Родине?
    Я снова ухожу в эмоциональную плоскость. Но как тут не отклониться от темы? Свою офицерскую службу я проходил на атомном ракетоносце. Всегда с уважением вспоминаю своего первого командира. Опытнейший командир, прекрасный педагог.
   Я многому у него научился. А особо вспоминаю один случай. К нам на борт прибыла очередная штабная комиссия. Прибыл целый отряд нагламуренных, моря не видевших, «специалистов». И каждый из них «проявлял» свое рвение… перед… главным «проверяющим».
   Помню, что услышал «дикий визг» одного из проверяющих. Какай-то штабной «специалист» пытался громко кричать на командира АПЛ.
   - Почему Вы отпустили мичмана… - не унимался «жаждущий крови» проверяющий.
   - Потому, что я – командир! – спокойно, но уверенно ответил Григорий Васильевич.
   Конфликта не произошло. Но… после выхода на пенсию… командир атомного, стратегического ракетоносца, чтобы хоть как-то содержать семью… прошел еще очень много испытаний.
    Он остался «один на один» с трудностями. Но с честью преодолел их.  Все, кто мог бы помочь ему тогда, были заняты «перераспределением» социалистической собственности.
    Командир подводной лодки отвечает за все. В том числе и за жизни людей. В том числе и за применение оружия. Те, четыре дизельные подводные лодки, перед отправкой их к берегам Кубы, снабдили торпедами с ядерным боезапасом. А, поскольку, все понимали, что дать указание на применение ядерного вооружения по радиосвязи из Москвы, будет невозможно, командирам подводных лодок заранее объявили приказ… самостоятельно применять ядерное оружие, в случаях, когда безопасности страны будет угрожать серьезная опасность.
   И… вытолкнули лодки в море.
   Да это крепкие нервы командиров подводных лодок предотвратили наступление ядерной катастрофы. А не Хрущёв с Кеннеди… как пытаются ныне представить политики и историки.
   Вот они – герои: Б-130 (командир капитан 2-го ранга Н.Шумков), Б-36 (В.Дубивко), Б-59 (А.Савицкий) и Б-4(Р.Кетов).
   И за этот подвиг, советские чиновники «щедро наградили» командиров. «Хорошо, что не посадили».
   За что?
   А за то,  находясь в районе, эти 4-ре подлодки, держали в напряжении 85% кораблей действующего военно-морского флота США. Это – 1 100 боевых кораблей, самолетов и подводных лодок  США. Да, некоторым из советских подлодок пришлось всплывать, теряя главное преимущество подводного флота – скрытность. Но, происходило это лишь в результате аварийных ситуаций, связанных с «железом». Люди же выдержали с честью все испытания.
   И одна из тех четырех, дизельных лодок, все таки смогла провраться к берегам Кубы.  Это была Б-130. Любой американский Президент, в аналогичной ситуации, сделал бы командира субмарины национальным героем. А простой американский народ, искренне бы гордился своим соотечественником.
   Но в России – всегда, все по-иному.
    Показательны воспоминания подводников. Когда одну из той четверки дизельных подлодок, удалось-таки заставить всплыть, радисты перехватили радиограмму одного из американских военных кораблей. И в ней звучала благодарность от Президента США.
    Но недолго радовались американские противолодочники. Наша дизелюха устранив неисправность, ушла от преследования американских военных моряков. Не потому, что американцы «прошляпили», а потому, что советские моряки показали истинное мастерство, достойное государственных наград.
   И они их получили. В виде разгрома у чиновников, в кабинете первого заместителя Министра обороны СССР Маршала Советского Союза А.А.Гречко.  Что это за награда? Упреки в адрес командиров и критика их действий в море.
    И разбор тот  показал, что «засидевшиеся в кабинетах» чиновники , мягко говоря, не представляют морской, а тем более подводной специфики.
   Как вспоминали моряки, вызванные на ковер, главное, на что упирал маршал, было:
«- Почему подводные лодки всплывали, да еще на глазах американцев?
- Потому что была необходима зарядка аккумуляторных батарей. Нас около трех суток непрерывно преследовали американские корабли, - отвечали и разъясняли командиры ПЛ.
- Так надо было погибать, но не всплывать, - строго сказал Гречко.  (2)
   Вот и вся награда! «…Надо было погибать…»
   Уже учась в военно-морском училище, в 1986 году, я узнал одну страшную историю того времени, напрямую связанную с «гибелью». Родители одного моего однокашника были в те времена в Южном Йемене (Народно-демократическая республика Йемен). В те годы чиновничье руководство СССР рассматривало эту страну как своеобразный непотопляемый плацдарм для продвижения своих геополитических интересов. Южный Йемен наводнили советники из СССР.
   В Аденском заливе собирались построить три плавпричала для советских атомных подводных лодок. И это были не просто разговоры.  На эти проекты должны были пойти огромные деньги из Советского Союза.
   Да только гражданская война ухнула. Каждый спасался, кто как мог. Хотя…
   Тут же располагалась оперативная эскадра советского военно-морского флота. Вооруженная «до зубов». Ни единого выстрела в защиту своих граждан эта эскадра е сделала. Такой команды Москва не дала.
   А люди, наши соотечественники, спасаясь от разъяренных революционеров, бежали в той одежде, что была на них. А бежать можно было только в море. И они стояли по горло в воде, и ни одна шлюпка с советских военных кораблей к ним не подошла. И спасали их… лишь  торговые моряки, в том числе и с иностранных судов.
   Потому, что кто-то из наших «родных» чиновников запретил помогать своим гражданам? Наверное, тоже решив, что тем советникам, которых государство направило в НДРЙ «…надо было погибать…»
   А спустя четыре года Народная Демократическая Республика Йемен исчезла с карты мира: в мае 1990 года Южный и Северный Йемен объединились в единую Йеменскую Республику.
   Сегодня Йемен - не форпост СССР для атомных подлодок, а форпост для сомалийских пиратов, множество нападений которых на торговые суда совершается в Йеменских территориальных водах или вблизи них.
   Родителям моего однокашника по училищу повезло.  Им удалось спастись. Хотя в СССР, мама и младший брат моего однокашника, прилетели зимой… в одних летних одеждах и без документов.  О судьбе отца очень долго не было никаких известий. Благо, что в итоге, все обернулось более-менее благополучно. Им повезло. По прокуратурам и судам их не затаскали.   «Хорошо, что не посадили».
   Куда меньше повезло командиру атомной подводной лодки «Нерпа» капитану 1-го ранга Дмитрию Лаврентьеву и матросу Гробову.
   «Следствие пришло к выводу, что их действия и бездействия в том числе, повлекли возникновение аварийного происшествия на АПЛ с гибелью людей и причинением вреда здоровью различной степени тяжести», – сказал помощник военного прокурора  Колбанов. Лаврентьеву инкриминируют п. В ч. 3 ст. 286 УК РФ (превышение должностных полномочий с причинением тяжких последствий), Гробову – ч. 2 ст. 109 (причинение смерти по неосторожности вследствие ненадлежащего исполнения лицом своих профессиональных обязанностей) и ч. 2 ст. 118 УК РФ (причинение тяжкого вреда здоровью по неосторожности вследствие ненадлежащего исполнения профессиональных обязанностей).
   Трагедия произошла в ноябре 2008 года, во время ходовых испытаний.  Наш журнал уже писал об этом (см "Судебно-следственная мясорубка". Поэтому пересказывать не буду.
   Хочу лишь вновь напомнить читателям, что виновность в трагедии Гробова изначально вызывала сомнения и у экспертов-подводников, и у сослуживцев матроса. Лично я убежден, что виновных нужно искать в составах приемо-сдаточных комиссий. Однако прокуроры вновь думают по-другому.
   Лодка должна быть сдана в аренду Индии. Деньги, что называется, реальные. А Индийские партнеры славятся своими щедрыми «откатами». Лодка долго строилась, не хватало денег у наших реформаторов, но как только появился покупатель, ее резко начали доводить до продажного состояния.
   Как работает система госзакупок – это разговор долгий и требует серьезного анализа. Мои же эмоции вспоминают частые сообщения о том, что в систему пожаротушения был залит «липовый» огнегаситель в составе, далеком от ГОСТа: 34,6% - фреон 114В-2, 64,4% - тетрахлорэтилен (в просторечии – растворитель).
   Прокуроры и судьи  тщательно натирают пуговки на мундирах и… готовят дырочки… для новых звезд на погонах и для высоких правительственных орденов.  Ясно, что продажи подводной лодки иностранному государству без ведома и разрешения чиновников Правительства не произойдет. А индийские партнеры, хоть и щедры на подарки в виде откатов, всегда очень тщательно принимают то, что покупают или берут в аренду.
   И чиновников  уже не интересует, что  Российский научный центр «Курчатовский институт» пришел к вполне однозначному заключению о причинах аварии (цитирую): «Руководящим составом предприятий промышленности, ОАО «СПМБМ «Малахит», ОАО «Концерн НПО «Аврора» допущены нарушения требований нормативных актов в области обеспечения безопасности мореплавания, сохранения жизни и здоровья людей в ходе подготовки к заводским ходовым и государственным испытаниям строящейся АПЛ. Указанные нарушения были допущены в результате ненадлежащего исполнения руководящим составом своих обязанностей по изготовлению оборудования «Молибден-И» с необходимым качественным программным обеспечением, которое не позволило бы несанкционированно задействовать систему ЛОХ без приказа командира АПЛ».
   Какой-то страшный триллер. «Не погиб, значит иди под суд»!
    В России очередной судебный процесс, устроенный чиновниками над командиром подводной лодки…
   И очень вялое реагирование военных моряков. Когда Санкт-Петербургский Клуб моряков-подводников обратился ко всем военным морякам с просьбой о поддержке капитана 1-го ранга Лаврентьева, в том числе и для сбора денежных средств на оплату услуг адвокатов военных моряков.
   Кто-то из моряков откликнулся сразу, поддержал морально и материально. Но встречались и такое, кому некогда было… выделить пару минут своего драгоценного времени. Сказать пару добрых слов в поддержку своих коллег. Перечислить небольшую сумму денег.
   Уже появилась в братстве подводников трещина, название которой «генеральный директор». Кое-кто уже заигрался в «Ходорковского». Кто-то память променял на кресло банкира.
   Забыли, что когда-то самим приходилось бороться за живучесть корабля, оказавшись задраенными в аварийном отсеке? Забыли, что на подводной лодке «все либо выживают, либо погибают». Все!
   И что с того, что сегодня мы уже не в военно-морском строю? Я ведь не призываю никого возвращаться назад, в отсеки.
   Только нельзя бросать в беде своих коллег, своих братьев. Мы ведь с Вами – инженеры, моряки, а не юристы и экономисты!
   И спать всем под одним одеялом я тоже не предлагаю. Но я помню, как во время моей службы, когда я дал слабину, пытаясь утопить себя в стакане со спиртом, именно друзья мои, подводники, помогли мне преодолеть тот кризис.
   Нельзя бросать своих товарищей в беде. Иначе каждого из нас, по одиночке, сломают…
   Для меня очень показательным оказался случай, о котором я узнал, находясь в городе Риге. Когда мэр города Нил Ушаков оказался в больнице, простые жители Риги, за три дня собрали  сумму пожертвований около 300 000 долларов США. На оплату лечения.
   А сбор средств на поддержку командира АПЛ «Нерпа», находящемуся под прессом судебных разбирательств, на сегодняшний момент прекратили, по просьбе самого капитана 1-го ранга Лаврентьева.
   Со всей России, куда больше по размерам, чем Латвия, собрали… 175 000 рублей.
   Когда, и над кем из командиров подводного флота России ждать очередной судебный процесс? Кому из подводников нынешние чиновники судьбу и хребет ломать будут? За его верность и преданность Родине!
   В процессе подготовки данного материала, информационные агентства России сообщили радостную весть о том, что гвардии капитан первого ранга Лаврентьев и матрос Гробов оправданы. Коллегия присяжных вынесла оправдательный вердикт. Вот, что значит – единение.
   Но и прокуратура не дремлет. Дырочки для орденов ведь уже проколоты в их мундирах… Уже звучат заявления прокуроров об обжаловании оправдательного решения присяжных…  По Закону на следствие отводится два месяца, допуская некоторые случаи для продления этого срока. Но, гляньте на следственные дела прокуратуры. Они, порой, тянутся годами. Не оттого ли, что надзор за действиями прокуратуры осуществляет сама прокуратура?
   Для чего я все это пишу? Для кого я стараюсь?
   А, прежде всего, пишу я для себя самого. Для того, чтобы память моя не тлела, в навозной куче предвыборных обещаний.  И под «Уловку-22» может попасть любой из нас, по воле чиновников или «мудрых руководителей», а не только командир подводной лодки.
- - - - -
- 1.  Мозговой А.Ф. Кубинская самба квартета "фокстротов". Советские подводные лодки в Карибском кризисе 1962 года. - М: "Военный парад", 2002. - 120 с.
- 2. Розин Александр.  Советский флот в «Карибском кризисе».

Немає коментарів: