понеділок, липня 30, 2012

Воспоминания командира К-123. Контp-адмиpал А.С.Богатыpев. Часть 3.

С Днем ВМФ. Счастья, здоровья и благополучия Вам и Вашим близким.



Я всегда с огромной благодарностью вспоминаю наших людей. Какие люди!
На борт к этому времени уже прибыл командир соединения, в прошлом командир ПЛ другого проекта. 

http://flot.com/blog/historyofNVMU/vospominaniya-komandira-k123-kontpadmipal-asbogatypev-chast-3.php 

 
— Александр Сергеевич, а что было бы, если все это случилось в море?—спросил он.
— Что было бы? — и, не отвечая ему,
— Механик, так это мы с тобой так и плавали?!
Свирепо поворачиваюсь к командиру БЧ-5:
— Какие-то "дятлы" на берегу, прикрывая свои задницы очередной бумажкой, шлют телеграммы, может, и правильные для других, но не для нас... А ты, старый, опытный, как попугай, для нашего "автомата", необитаемых отсеков, исполняешь их?! Да я тебя!
— Товарищ командир! Чтобы я... еще раз послушал этих "долбодятлов", да я! — и он, разорвав на себе разовую рубаху, начал махать огромными кулачищами и страшно ругаться...
— Стоп, "мех"! А в море был бы "песец", товарищ комдив! — повернулся я к командиру соединения.
И где-то в груди у меня похолодело. Быстро представил себе эту ситуацию в штормовом море. Не только кормовой люк — вся надстройка будет в воде, даже если мы и сдифферентуемся на нос, разгерметизацию кормы не осуществишь, и что будет дальше, лучше не думать... Хотя еще один, но совсем тяжелый вариант борьбы за живучесть в голове существовал, и даже в море.
Ну, а спектакль с "мехом" в центральном посту, поскольку знали и понимали друг друга с полуслова, мы разыграли перед комдивом специально. Он это понял и смолчал.
Дело в том, что бездумное выполнение требований вышестоящих штабов уже бывало, в т.ч. и на нашем доблестном соединении. И мне хотелось наглядно показать, что бывает, когда работаешь "без головы".
Комдиву, доложив обстановку, предложил убыть к себе, что он и сделал, а сами мы около шести часов "сбивали" температуру в отсеке, перевели уже вдувную вентиляцию на управление с пульта, послав еще раз в отсек человека. Приблизительно через 8 часов нормализовали обстановку и ушли в море. Это была победа.



Уникальность АПЛ пр.705 (705К) заключалась и в ГЭУ. О ней также можно говорить часами, но расскажу лишь основное.
Как известно, ЯЭУ была выполнена с ЖМТ 1-го контура. По сравнению с водоводяным реактором (ВВР) она имела ряд значительных преимуществ.
Высокая температура кипения теплоносителя дала возможность снизить рабочее давление в 1-м контуре и значительно повысить температуру на выходе из реактора. Практически давление 1-го контура обуславливалось только перепадом на насосах (ЦНПК). Это повысило надежность ГЭУ. уменьшило толщину 1-го контура, а следовательно, значительно уменьшились вес и габариты всей установки.
Повышение температуры на выходе из реактора дало возможность получить высокие параметры пара и высокий термический КПД, а также уменьшить габариты парогенераторов. Меньшее давление 1-го контура по сравнению с давлением пара во 2-м предотвращало попадание впоследствии активного сплава в случае появления течи в парогенераторах. Этим самым облегчалась борьба за живучесть ПЛ при неблагоприятной радиационной обстановке.
Всякое у нас бывало, парогенераторы ''текли" и сплав "выбрасывался" в отсек, но во 2-й контур ничего не попадало. Ну, а ввод в действие ГЭУ с ВВР просто несоизмерим (и вывод из действия тоже): мы "заводились" в течение часа, а при хорошей отработке личного состава БЧ-5 — и того меньше, и не раз удивляли окружающих отходом от пирса.
Высшая точка мастерства экипажа — это когда ввел в действие ГЭУ, отдал швартовы, отошел от пирса и лег на курс выхода из базы, и все это — за один час. Фактически так было, правда, не у всех получалось, но было.




А в тактике действий это нужно для того, чтобы быстро рассредоточиться, вывести силы из-под удара. Поэтому в очередности выхода из базы наши лодки, как правило, были первыми. Наша АПЛ не нуждалась также в специальном переходе на повышенные параметры ГЭУ при увеличении скорости, как это было на лодках с ВВР.
Однажды, когда я на учениях был посредником на АПЛ с ВВР, ее командир обнаружил иностранную ПЛ в нашем районе, начал следить. А "иностранец", поняв, что он обнаружен, увеличил ход до полного и пошел на отрыв.
— Михалыч! Давай 30, не уйдет! — азартно воскликнул я.
— Дам! Только через 20 минут, — угрюмо буркнул командир.
И я тоже развел руками, вспомнив про параметры... У нас, командиров — "автоматчиков", уже выработалась другая командирская психология...
На наших "автоматах" непростым был и ГАК. Энергетические дальности всех режимов, конечно, уступали таковым у последующих комплексов, но самих режимов было побольше — на других ПЛ некоторых из них нет до сих пор.
Может, не всегда хорошо эти дополнительные режимы работали, но при таких отличных специалистах-акустиках, как Олег Леонидович Давиденко, я "горя не знал". Мало того, что он прирожденный радиоэлектронный инженер, он умудрялся отыскать любую цель в какофонии звуков моря. И этому способствовало впервые примененное накопление сигнала о цели в шуме, так называемый "приборный контакт", когда шума цели не слышишь, а отметки о цели на экране есть. Впоследствии это было реализовано в других ГАК.




ГКП (правый борт, вид в нос). Пульты БИУС «Аккорд», системы управления подготовкой ТА «Сарган» и пульты освещения внешней обстановки (ГАК «Океан»).
Освоение комплексно-автоматизированных АПЛ, конечно, было нелегким делом. Не все на практике получалось так, как было задумано, не все инструкции по эксплуатации систем и механизмов соответствовали реальной жизни.
Вспоминается, как в первых длительных походах начали "гореть" подшипники высокооборотных электродвигателей. Их смена в море была очень трудоемким процессом, но мы справились. Было даже доблестью доложить по приходу в базу, что в невыносимых условиях тесноты сменили, допустим, подшипники на 10-ти электродвигателях. Но вскоре поняли, что лучше "пробивать" смазку в них с определенной периодичностью, как в былые времена, чем мучиться в море. А инструкции по эксплуатации говорили, что они в море — необслуживаемые. Такое было с торпедно-ракетным комплексом и некоторыми другими системами. Несоответствие теории и практики заставляло все экипажи мыслить и прогнозировать аварийные ситуации — режим "ждущего мультивибратора", как мы иногда смеялись, и нередко "сквозь слезы".
Однажды в зимнем штормовом море, когда на нашей лодке случилась очень тяжелая аварийная ситуация с ГЭУ — теряли питательную воду, а испарители поначалу не справлялись с пополнением. — специалисты БЧ-5 нашли грамотное решение, но шедшее вразрез с инструкцией по эксплуатации. Как командир, я принял решение действовать "по уму", как рекомендовали специалисты, сообразуясь с обстановкой.




С аварией справились, но задачу, единственный раз в жизни, я не выполнил, поскольку пришлось вернуться в базу и в надводном положении. Что тут было!.. Комиссия флота сурово разобралась с нами: действия неправильные, с нарушениями инструкций по эксплуатации, личный состав тупой и безответственный и т.п. Всех специалистов и командование корабля наказали, но вызвали представителей науки и промышленности для окончательного разбора. У них мнения тоже разделились, в результате я психанул и со словами "Вы, яйцеголовые (был не прав, конечно), три месяца разбираетесь в теплом кабинете, не можете прийти к одному мнению, а у меня в воде по горло на мостике было двое суток на принятие решения", хлопнул дверью.
Обидно было: оказывается, чтобы стать героем, надо действовать по инструкции, загубить людей, лодку... А тут вернулись не вовремя, да еще и своим ходом, да еще и все живые... Правда, Саше Решетневу, которого вниз головой держали за ноги, пока он крутил гайку одной рукой (иначе нельзя, труднодоступное место), сорвавшимся ключом как ножом срезало по половинке передних зубов (представление даже на медаль "до сих пор ищет героя" ).
Через полгода пришли изменения к инструкции: действовать так, как действовали мы в подобных ситуациях...
И таких примеров я могу привести десятки. Это вспомнилось потому, что уважаемый Р.А.Шмаков в свое статье написал: Лодка "обогнала свое время на несколько десятилетий. Поэтому неудивительно, что для многих специалистов, испытателей, личного состава ВМФ она оказалась слишком трудной в освоении и эксплуатации". И не добавил: да, трудной, но личный состав флота успешно ее освоил, совершил десятки боевых служб и в океане, и подо льдами Арктики, выполнил все боевые задачи, которые поставило вышестоящее командование.




Энергия Радия. Главному конструктору СПМБМ «Малахит» Радию Анатольевичу Шмакову – 80 лет.

На этих лодках мы прошли десятки тысяч миль, ходовых суток под водой — годы! Только я один из последних пяти лет перед уходом к новому месту службы суммарно три года провел под водой, на ходу.
Наша головная К-123, с которой я начал рассказ и командиром которой в свое время был, выведена из боевого состава СФ в августа 1996 г. (спущена на воду, напомню, 9 апреля 1976 г.).
20 лет, несмотря на всевозможные трудности, "наш проект" служил Родине!
Горжусь тем, что большая часть моей службы, от инженера группы до командира ПЛ, прошла на комплексно-автоматизированных кораблях 705-го (705К) проекта, горжусь, что Родина доверила мне этот грозный корабль, а более всего горжусь людьми, с которыми приходилось служить, плавать, осваивать новую технику.
Это были по-настоящему офицерские экипажи, в т.ч. и мичманский состав, с психологией офицеров, профессионалы, которые в любых условиях обстановки справлялись с любой задачей, любой аварийной ситуацией.
За все годы существования соединения, в тяжелых условиях эксплуатации, мы на ''автоматах" не потеряли ни одного человека при фактической борьбе за живучесть корабля. Это в борьбе с пожарами, водой, большим поступлением пара, кренах, дифферентах, провалах на глубину, заклинках различных рулей, ухудшавшейся до чрезвычайно опасной радиационной обстановке.
Одного человека на соединении мы потеряли в океане — помощника командира К-463 капитана 3 ранга Игоря Алексеевича Горелова, замечательного человека. Но не из-за конструкторских недостатков, из-за ошибок в управлении кораблем. Вечная ему память!




Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 февраля 1983 года за мужество и отвагу, проявленные при исполнении воинского долга, И.А.Горелов посмертно награждён орденом Красной Звезды.

Нелегкие времена переживает флот, но я верю в наших конструкторов, промышленность, моряков, верю, что в будущем появится корабль с комплексно-автоматизированным управлением и ЖМТ, с маневренными и скоростными характеристиками "705-го проекта", боезапасом "945-го" и глубиной погружения "685-го проектов" нашего соединения.



Читай газеты - станешь адмиралом! Декабрь 1990-го, на борт корабля принесли свежую "Комсомолку". Слева направо: старпом "Пантеры" Алексей Буриличев - ныне начальник Главного управления глубоководных исследований Минобороны РФ, вице-адмирал, Герой России, и замполит Юрий Бузин.

Рассказ хочется закончить стихами боевой службы 1984 г., написанными замполитом Юрием Константиновичем Бузиным в море для экипажа нашей лодки:





Александр Сергеевич Богатырев родился 26 июня 1945 г. в с.Царевка Шкотовского района Приморского края. В 1963 г. окончил Нахимовское ВМУ (Ленинград), в 1963 г. поступил в ВВМУ подводного плавания, в 1966 г. был переведен в ВВМУ им. М.В.Фрунзе, которое окончил в 1968 г. В 1978 г. окончил 6-е ВСОК ВМФ (Ленинград), в 1987 г. — ВМА им. Н.Г.Кузнецова (заочно), в 1988 и 1990 гг.
— АКОС ВМФ. Звание контр-адмирал присвоено 7 февраля 1991 г.
Прохождение службы: курсант ВВМУ подводного плавания (06.1963-10.1966); курсант ВВМУ им. М.В.Фрунзе (10.1966-06.1968 ; инженер группы электронавигационного вооружения технического экипажа крейсерской АПЛ пр.705 СФ (01.07.1973-03.1973); помощник командира К-123 (03.1973-11.1977); слушатель 6-х ВСОК ВМФО (11.1977-07.1978 ; старший помощник командира К-463 СФ (07.1978-08.1979 г.); старший помощник командира К-123 СФ (08.1979-11.1981 г.); командир К-123 6-й дивизии СФ (11.1981-02.1983); командир экипажа крейсерской АПЛ пр.705 СФ (02.1983-12.1985); зам. командира 6-й дивизии ПЛ СФ (12.1985-10.1988 : зам. командира 7-й ОПЭСК СФ (10.1988-01.1997); зам. началъника ВСОК ВМФ — начальник факультета командиров кораблей (с января 1997 г.).
Вся морская служба прошла на ПЛ и надводных кораблях 3-го поколения. Из 29 лет службы около 20 пришлись на ПЛ, свыше 8 — на надводных кораблях.




1. Р.А. Шмаков "Малая скоростная подводная лодка-истребитель пр.705 (705К)", "Тайфун" №3 1997
2. Б.В.Григорьев "Решения, определившие облик АПЛ пр. 705", "Тайфун" №1 1999
3. Р.А. Шмаков "Создание атомных подводных лодок проектов 671, 671РТ и 671РТМ", "Судостроение" №1 2000
В.А.Собакин. Автоматизация общекорабельных систем и комплексная автоматизация АПЛ проекта 705 (с. 12); - Военно-технический альманах «Тайфун» №4/2001 (35)


Немає коментарів: