вівторок, липня 31, 2012

Командиры АПЛ «К-3» «Ленинский комсомол» - выпускники нахимовских училищ. Ленинградский нахимовец и его однокашники. Часть 9.

"... он был дежурный по роте, гораздый на разные соленые морские побасенки. Выслушав наш рассказ о похождениях, он резюмировал: «Вы не матросы а медузы, пропущенные через унитаз». Все это, еще и сильно картавя. Так эта картинки и стоит перед глазами. Более строгих мер к нам не принимали - наверное учли, что рвались то мы - в море."
http://flot.com/blog/historyofNVMU/?year=2009&month=8


Отец нахимовца Котова В.В. - Котов Василий Федорович.

В числе первых на Северном флоте награжденных Орденом Ушакова II степени - "10 апреля 1944 года командир бригады подводных лодок капитан 1-го ранга Колышкин И.А. (впоследствии возглавляемая им бригада подводных лодок была награждена орденом Ушакова I степени), капитан 2-го ранга Котов В.Ф., капитан Пирогов В.В. и др. (всего 14 человек)." Он же - в числе первых награжденных Орденом Александра Невского.



Его упоминает в своих воспоминаниях Николай Герасимович Кузнецов ("Накануне"): " ... считаю: командиры-надводники Тихоокеанского флота - А.Г.Головко, С.Г.Горшков, Ф.С.Октябрьский, В.А.Андреев, В.Л.Богденко, Т.А.Новиков, В.Ф.Котов - всех невозможно перечислить - прошли на Тихом океане отличную школу. Крупных кораблей здесь тогда еще не было. Моряки смело выходили в штормовой океан на эсминцах сторожевиках и катерах." В 1960-1966 гг. - начальник командного факультета ВМА, заместитель начальника Академии.

Подробная биографическая справка - в справочнике Лурье Вячеслава Михайловича "Адмиралы и генералы Военно-Морского флота СССР: 1946-1960." - М.: Кучково поле, 2007. Процитируем выписку из наградного листа (1944): «За время пребывания в должности НШ соединения тов. Котов обеспечил успешное проведение следующих боевых операций:
1. Выполнено 12 активных минных заграждений на подходах к базам противника.
2. Подготовлено и проведено 40 отечественных и союзных конвоев.
3. Организовано и проведено 9 операций по поиску ПЛ противника в целях обеспечения входа и выхода конвоев в базу.
4. Подготовлено и проведено 16 набеговых операций торпедных катеров в Варангер-фиорде, из которых 3 операции имели боевой успех.
5. Организовано и проведено 7 тактических и диверсионных десантов в тыл врага.
...На долю штаба ОВРа и лично тов. Котова легла вся тяжесть работы формирования трех бригад кораблей и руководство по освоению, комплектованию и обучению экипажей новых кораблей, поступивших из-за границы. С этой работой тов. Котов справился хорошо».

Уже в послевоенный период в звании вице-адмирала командовал отрядом кораблей Балтийского флота, посетивших в 1956 году Англию. Под его флагом крейсер Жданов в 1957 году совершил первый дальний поход, совместно с эсминцем «Свободный», нанеся визиты в Сплит (Югославия) и в Латанию (Сирия).



Вокруг Света | Журнал | Таинственное исчезновение Лайонелла Крэбба, «человека-лягушки».

Оба сына вице адмирала Котова стали офицерами ВМФ. Наш, нахимовец, и старший, Виталий Васильевич.

Крестовский Олег Андреевич.

О нем и его отце мы рассказали в очерке "Нахимовцы, командиры, преподаватели, упомянутые в 1-й главе воспоминаний Соколова Валентина Евгеньевича". Здесь же приведем фотографии, недавно пополнившие наш архив.



Нахимовец Алик Крестовский.



Н.П. Белоруков и командир бригады капитан 1-го ранга Андрей Васильевич Крестовский после возвращения подводной лодки. Декабрь 1943 г. - Белоруков Н. П. Боевыми курсами. — М.: Центрполиграф, 2006.



Капитан 1 ранга Крестовский и его ПЛ.

Крутский Роланд Васильевич.

Сын военного прокурора ВМЧ Ленинградского гарнизона, полковника юстиции, вместе с воспитанником выпуска 1953 года Макарычевым не закончил училище, в 1948 году был отчислен.

"Любовь к морю, к морской романтике сыграла со мной злую шутку. Вместе с Хвощевским и Крутским мы решили, что трех лет обучения в училище достаточно и в начале лета 1947 года самовольно сбежали из училища и выехали в Таллин. План был - устроиться на рыбацкие шхуны или торговые суда, чтобы ходить в моря. Пробрались в порт. Конечно потерпели фиаско - никто нас ни на какое судно не взял. Голодные, уставшие увидели у одного из причалов родной военно-морской флаг и двинулись туда. Там стояла канонерская лодка «Красное знамя». Конечно, на корабле нас приветили и накормили - мы же в форме были. А мы рассказали военморам о наших планах и попросились к ним на корабль. Командир решил правильно: отправить нас в комендатуру. Что он решил правильно, это мы поняли, повзрослев. А тогда сбежали и вечером выехали в Питер, попросившись на паровоз, где нас заставили штывать уголек, но до города довезли, где благополучно, с понурыми головами, грязные - после уголька, и явились в училище.
Наказание - гауптвахта. Суток 5 отсидели. Принимал нас старший лейтенант А.Генрих, он был дежурный по роте, гораздый на разные соленые морские побасенки. Выслушав наш рассказ о похождениях, он резюмировал: «Вы не матросы а медузы, пропущенные через унитаз». Все это, еще и сильно картавя.
Так эта картинки и стоит перед глазами. Более строгих мер к нам не принимали - наверное учли, что рвались то мы - в море."

Прослеживая судьбы нахимовцев, мы опираемся на результаты изысканий Владимира Константиновича Грабаря в ЦВМА (архиве). Еще несколько фамилий из этой группы. Мосолов Александр Серафимович, сын заведующего секретариатом председателя Ленгорисполкома в 1950 году был отчислен по здоровью. Лазарев Юрий Викторович - за недисциплинированность.

Об еще одном отчисленном за неуспеваемость и грубое нарушение дисциплины, так записано в приказе, расскажем подробнее.

Лобановский Александр Николаевич.

Лобановский Александр Николаевич родился в 1935 году в Ленинграде. Учился в ЛНВМУ с 1944 года по 24 июня 1952 года.



Нахимовец Лобановский. На встрече с однокашниками в 1975 году. Бард Лобановский.

Лобановский Александр Николаевич. Биография.

"Александр Николаевич Лобановский (Солнечный бард) родился 15 февраля 1935 г. в Ленинграде в семье военнослужащего. Отец погиб в 1941 г., защищая Ленинград. Мать была в высшей степени музыкально одаренным человеком и любовь к песне, к старинному романсу старалась передать сыну. Окончил Ленинградское Нахимовское военно-морское училище (1952). Здесь, в училище, на борту крейсера "Авроры", где в то время располагались кубрики и классы нахимовцев, стал писать первые песни и, аккомпанируя себе на гитаре, пел их своим друзьям и на концертах самодеятельности. Это происходило в 1949-1950 годах. Не желая связывать свою судьбу с морской службой, в 1952 г. Александр поступил в Ленинградский юридический институт имени М. И. Калинина и после 4-х лет учебы работал 2 года следователем в Тосненском райотделе милиции. Именно здесь впервые испытал неодолимую тягу к творчеству, к песенному гитарному исполнительству. После этого поездки по стране. Рабочий на заводе в Ленинграде, смотритель кладбища в Ленинградской обл., взрывник на свинцовом руднике в Северной Осетии, завклубом в Магаданской области, грузчик в Нагаевском порту, рабочий-шурфовщик в прибалхашской пустыне, руководитель агитбригад в разных клубах, рабочий в геофизической партии на Хибинах, солист- вокалист ресторанного оркестра в Воркуте. Несколько лет был в заключении в Коми АССР, работал на стройках народного хозяйства в Княжпогосте. В 1962 году -- первые профессиональные бардовские выступления по путевкам общества "Знание". В 1964 г. после встречи с французским шансонье Фрэнсисом Лемарком полностью определился в своем желании стать профессиональным бардом. В 1969 году мечта осуществилась. Работал в Курганской филармонии в качестве автора- исполнителя песен. Здесь жанр бардовской песни впервые появился на советской эстраде после последних концертов А.Вертинского (конечно, концерты авторской гитарной песни проходили на протяжении всех шестидесятых годов, но они носили характер клубных концертов-встреч по линии клубов самодеятельной песни). Первая запись в трудовой книжке "Автор- исполнитель песен" принадлежит А.Лобановскому. После этого - только профессиональная бардовская деятельность, носившая полулегальный характер, и редкие гастрольные поездки от разных филармоний по специальным разрешениям (Чечено-Ингушетия, Усть-Каменогорская обл., Мордовская АССР). В 1987 году после отмены цензурных "черных списков" состоялся первый концерт в Ленинграде в Театральном зале ДК им. Ф.Э.Дзержинского. У Лобановского первого на афише появляется слово "бард". в 1990 году по инициативе М.Шуфутинского и А.Бойко (студия "Ленфильм") бард обращается в ВААП с просьбой судебного подтверждения его авторства песен "Баллада о свечах", "Сенокос", "Очарована, околдована" (на стихи Н.Заболоцкого), "Нерусь", "Шел я в ночь", "Проститутка Буреломова", авторство которых присвоил себе певец М.Звездинский (см. статью "Миша не Звездинский!" в газете "Мегаполис- экспресс" за август 1991 года). В 1991-1992 годах - семимесячная поездка в США, выступления в университетах и колледжах с лекциями- концертами по приглашению профессора, слависта Антони Анемони (альбомы песен А.Лобановского издавались в США с начала 1970-х годов). В 1993 г. поездка на юбилейные торжества в честь 90-летия Вадима Козина в г.Магадан по приглашению оргкомитета и мэра города. В 1993-1994 гг. трехмесячная гастрольная поездка в Австралию по приглашению Австралийской ассоциации культурных связей с Россией. В 1996 г. основал общественное движение "Песня за экологию" и написал "Гимн экологического движения России". Ежегодно в его репертуаре появляется 30-50 новых песен. В 1980 и 1986 годах выходили его пластинки во Франции (Париж) и в ФРГ. В 1993 году вышла первая виниловая пластинка в России (фирма "Церкон") "Великие хиты. Александр Лобановский и братья Жемчужные". В декабре 1997 года вышел первый компакт-диск (переиздание винилового диска 1993 года). Песней № 1 в своем творчестве считает "Балладу о свечах". Предмет особой гордости -- создание в пятидесятых-шестидесятых годах жанра эротической песни. В те годы таких песен просто не существовало, а слово "секс" было под запретом. Заочно учился на философском факультете ЛГУ в шестидесятых годах. Считает себя сексологом-культурологом, учеником И.С.Кона (сексологическая лаборатория, руководимая Коном, была организована и работала на философском факультете ЛГУ в 1962-- 1964 гг.). В 1989 году заочно окончил Академию Культуры им. Н.К.Крупской, кафедра массовых праздников и театрализованных представлений и, т.о., имеет профессию режиссера. Любимые из бардов: Вадим Козин, Юрий Визбор, Шарль Азнавур. Играет на 7-струнной гитаре. Песни пишет, в основном, на свои стихи. Есть песни на стихи Заболоцкого, Евтушенко, Ф.Г.Лорки и др. поэтов. Более 2000 песен. Первая песня "Верни покой" (по анкете 2000 г. - "Ночлег в пути" на стихи Р.Бернса). Лауреат слета памяти Ф.Э.Дзержинского (1968, РК ВЛКСМ Дзержинского р-на г.Ленинграда). Дипломант Всероссийского Пушкинского конкурса (1974), лауреат Всероссийского и дипломант Всесоюзного фестиваля народного творчества (в составе агитбригады), участник Челябинского фестиваля (1969), фестиваля "Сростки" (с 1998 по 2000). С 1977 г. условное членство в КСП "Подснежник". Член жюри многих фестивалей и конкурсов. Хобби - книги, лошади, море, туризм, собаки, собирание афоризмов и кулинарных рецептов. Зарубежные творческие поездки: США, Австралия, Финляндия, Швеция, Германия, Италия, Греция, Турция, Англия."

Александр Лобановский. Тексты песен.

Авторская песня, Александр Лобановский, барды, шансон / Author's song from St.Petersburg. Фото, аудио, видео.

Марютичев Герман Валерианович.



Марютичев Герман Валерианович родился в 1933 году. После ЛНВМУ поступил в ВВМУ инженеров оружия.



Успешно выступал в составе сильной в начале 1950-х годов сборной Ленинградского Нахимовского училища по плаванию.

Могилевич Борис Борисович.

Могилевич Борис Борисович родился в 1934 году в Ленинграде. Учился в ЛНВМУ с 1944 года по 29 августа 1951 года. Ничего не знаем, как сложилась его судьба, но не можем не напомнить об его отце, скромном завхозе и обыкновенном герое. Нахимовца Могилевича назвали Борисом в честь погибшего отца.

Отец. Могилевич Борис.



Пароход “Челюскин”.

Отчество Бориса Могилевича, к сожалению, пока не известно, хотя его неизменно упоминают при описании событий, связанных с походом парохода "Челюскин", с двухмесячной зимовкой на льдине и успешным спасением советскими авиаторами. Кстати, трактовки его гибели различаются деталями, должность его обычно указывают - завхоз. Более точен Леннарт Мери, автор книги "Мост в белое безмолвие", вышедшей в свет в 1984 году и удостоенной в Эстонии литературной премии имени Юхана Смуула. Не только завхоз, заместитель начальника экспедиции. А начальником был Отто Юльевич Шмидт.



Еще один знаменитый полярник, радист Э.Т. Кренкель в своих воспоминаниях приводит текст переданной им радиограммы: "Шесть часов московского. 13.II. Уэллен. Хворостанскому. "Челюскин" медленно погружается. Машины, кочегарка уже залиты. Прибывает вода в первом, втором трюмах. Выгрузка идет успешно. Двухмесячный паек продовольствия выгружен, стараемся успеть еще. По окончании приема пошлите копии всех моих телеграмм в Москву, в Совнарком Куйбышеву и в Главсевморпуть Иоффе. Шмидт...

Шмидт: "13 февраля в 15 часов 30 минут в 155 милях от мыса Северный и в 144 милях от мыса Уэллен "Челюскин" затонул, раздавленный сжатием льдов.
Уже последняя ночь была тревожной из-за частых сжатий и сильного торошения льда. 13 февраля в 13 часов 30 минут внезапным сильным напором разорвало левый борт на большом протяжении от носового трюма до машинного отделения. Одновременно лопнули трубы паропровода, что лишило возможности пустить водоотливные средства, бесполезные, впрочем, ввиду величины течи.
Через два часа все было кончено. За эти два часа организованно, без единого проявления паники, выгружены на лед давно подготовлендые аварийные запас продовольствия, палатки, спальные мешки, самолет и радио. Выгрузка продолжалась до того момента, когда нос судна уже погрузился под воду. Руководители экипажа сошли с парохода последними эа несколько секунд до полного погружения.
Пытаясь сойти с судна, погиб завхоз Могилевич. Он был придавлен бревном и увлечен в воду."
В полным смысле слова "погиб на боевом посту". И вахта его началась тогда, когда под его руководством "пять человек провели в глубине трюмов незаметную, но важную работу. За несколько дней все было подготовлено к аварийной выгрузке...
В результате тщательной подготовительной работы на стене кают-компании появился большой лист ватмана, Это было аварийное расписание. Расписание информировало о том, что все грузы решено было держать у бортов корабля. Грузы были разбиты на три сектора. Продовольственный сектор возглавлял наш завхоз Борис Могилевич, сектор спецодежды - его ближайший помощник Александр Адамович Канцын, сектор хозяйственного оборудования и снаряжения - моторист Григорий Евсеевич Гуревич...
Прыгают с большой высоты Шмидт и Воронин. На наших глазах гибнет Борис Могилевич. Он замешкался на корме, присел для прыжка, но поскользнулся и не успел встать.

Счастливый день в апреле. Вокруг Cвета. 1984. Апрель.



"Александр Ервандович Погосов. Шел мотористом на остров Врангеля, был дежурным по камбузу:
— Кто-то сказал, что с левого борта надвигается большой ледяной вал. Я быстренько накинул ватник и спустился на лед. Увидел этот вал, он надвигался на меня и все нарастал. Я стоял как завороженный, а потом спохватился и побежал на судно. Раздались тревожные гудки, я включился в разгрузку. Когда «Челюскин» стал оседать, мы подхватили самолет «Шаврушку» и стащили его на лед. Боцман Загорский схватил зубило и начал рубить тросы, чтобы освободить лес, доски — в крайнем случае сами всплывут (оно так и вышло). Когда нос стал уходить в воду, я побежал на корму, а винт уже обнажился. Шмидт (или Воронин) прокричал: «Все за борт!» Я прыгнул. Высота была уже с двухэтажный дом. Вижу, как сошли Шмидт и Воронин, а завхоз Борис Могилевич почему-то замешкался. А корму все выше поднимает, начали катиться бочки, и его сбило с ног. Через мгновение корабль вместе с Борей ушел под лед. Остался только вой ветра...

Завхоз, заместитель начальника экспедиции Борис Могилевич, руководивший выгрузкой, оставался на борту последним, пытаясь что-то еще сбросить на лед, но его сбила покатившаяся бочка. И в то же мгновение "Челюскин" исчез в черной воде. Льды сразу сошлись над ним, словно задернулся занавес на сцене театра...
Два месяца день в день 104 человека прожили на льду. В палатках, в каких-то немыслимых жилищах, сложенных из останков кораблекрушения, в укрытиях из нарезанного льда. С едой особых проблем не было - успели выгрузить многое, и с одеждой все было в порядке. Быстро наладили движок. Кренкель развернул радиостанцию, и весь мир вздрогнул, узнав о случившемся."

Бесспорна заслуга Бориса Могилевича в том, что более 100 человек смогли в течение двух месяцев бороться за жизнь в полярных условиях и дождаться спасения.

Продолжение следует.

Немає коментарів: