В канун Дня Военно-Морского флота мы встретились и долго беседовали с Владимиром Макеевым. Герой начал свой рассказ с истории флота, вспоминал о первых мореплавателях, наркомах Петре Смирнове, Николае Кузнецове, героях Великой Отечественной войны, друзьях и сослуживцах. Только успевай записывать!
- Я с Северного флота, наш праздник 1 июня. А 29 июля - День Военно-Морского флота России. Как же здесь без истории? - так объяснил свое «историческое отступление» Владимир Михайлович.
...Родоначальниками однодеревкового ладейного флота во второй половине I тысячелетия н.э. на территории нынешней России были славяне и анты. В VI-VII вв. славяне ходили на парусных лодках по Понту Эвксинскому (Черному), Пропонтиде (Мраморному), Эгейскому, Ионическому и Внутреннему (Средиземному) морям. В XI-XII вв. новгородцы стали осваивать берега Студеного моря - Белого и других морей Северного Ледовитого океана. Они совершали плавания к берегам Скандинавии, Груманту (Шпицбергену), Новой Земле и далее на восток.
Как известно, регулярный военно-морской флот удалось создать только Петру I в 1696 г. В победных сражениях при Гангуте, Гренгаме, Чесме, Синопе и других баталиях родились боевые флотские традиции России. К военным морякам нашей Отчизны пришла слава.
Эти традиции передавались из поколения в поколение, от древних славян-мореходов к морякам регулярного российского флота, от Петра I к Ф. Ушакову и Д. Синявину, М. Лазареву и П. Нахимову, Г. Бутакову, С. Макарову и Н. Кузнецову, к морякам-героям Великой Отечественной войны - Лунину, Гаджиеву, Маринеско, а также зеленоградцам Н. Постникову, Н. Трошенкову, В. Валуеву, П. Белову, Н. Никанорову и другим.
Рассказывая о флоте, наш герой перечислял десятки фамилий, в том числе своих друзей и сослуживцев, но особенно отметил зеленоградца Александра Сергеевича Астапова, Героя России, верного друга, который много лет служил и ходил подо льдами. Чувствовалось, что их роднит не только морская форма и геройское звание, но дружба и воинский профессионализм.
НАЧАЛО
Весь облик моего собеседника напоминал русского богатыря, основательного, умного, серьезного. Владимир Михайлович прошел трудный путь от лейтенанта до адмирала, на себе испытал изнурительные тренировки, ответственность за безопасность страны, непростое освоение новейшей техники, потери, славу и остался Человеком с большой буквы.
Когда он стал перечислять своих друзей, учителей, командиров и начальников всех рангов, благодаря которым он стал тем, кем есть, то вдруг обобщил:
- Они все были как Алексей Алексеевич Ищук - добрыми, внимательными, знающими...
Наконец добрались и до автобиографии.
- Я родился в Москве 25 апреля 1947 года. Отец - офицер, всю войну на передовой, пришел весь израненный. Учил меня быть честным, верным и трудягой. Мать - сама доброта. Отец часто повторял: «Если в женщине есть доброта, значит, женщина в ней состоялась». Дядя тоже всю войну воевал, был старшим матросом. Мне, мальчишке, внушил, что только моряки - крепкие и здоровые, а здоровым учеба дается легко.
Послевоенные годы были трудными: страна в разрухе, голод. А меня, только что научившегося ходить, отвели в плавательный бассейн. Помню, как крепчал день ото дня. В 16 лет стал мастером спорта по плаванию. Перешел в бокс и там добился успехов. С учебой проблем не было, особенно с математикой и физикой. До сих пор остались друзья по школе, особенно по спорту. Школу окончил с грамотами.
В военкомате я просился только в морское училище. «Но там же конкурс - 12 человек на место», - твердил капитан из военкомата. Я тогда убедил всех и конкурс выдержал. Стал курсантом Ленинградского Высшего военно-морского училища подводного плавания, принял присягу. Очень ждал первого увольнения - чтобы покрасоваться в новой форме, с гордостью послал домой фото.
В училище спрос с нас был жесткий. Я закалялся, усердно изучал не только технику, но и историю флота, военного искусства, партии - учеба затмила все. После училища в 1970 году мне, лейтенанту, предлагали идти в космические, ракетные, специальные войска, но я настоял на своем: только на Северный флот, на подводную лодку. И не ошибся. Служил командиром группы управления ракетной боевой части, помощником командира, старшим помощником командира ракетного подводного крейсера стратегического назначения, командиром крейсера, заместителем командира и командиром дивизии РПКСН, первым заместителем командующего флотилией подводных лодок Северного флота, начальником Государственного Центрального морского испытательного полигона Минобороны РФ.
ПОДО ЛЬДАМИ
Подо льдами Арктики Владимир Михайлович совершил 29 длительных патрульных плаваний. Под воду и льды уходили на 3 и более месяцев. Будучи старшим на борту подводного крейсера К-407, он участвовал в первой в мире уникальной стрельбе полным боекомплектом ракетного оружия из подводного положения. В 1995 г. старшим на борту тяжелого ракетного крейсера стратегического назначения ТК-20 участвовал в выполнении ракетной стрельбы из арктического приполюсного района. Это было подтверждение готовности гарантировать безопасность России.
На вопрос, часто ли всплывали, Владимир Михайлович ответил, что паковые льды толщиной 10-15 метров не всегда это позволяют, редко находили «чистую воду» или, если было возможно, продавливали лед корпусом. Всплывать приходилось при чрезвычайных обстоятельствах и для связи. При аварийных ситуациях или в учебных целях проделывали искусственную полынью двумя специальными торпедами. Бывало, что местонахождение полыньи «подсказывали» через космическую связь летчики Северного флота.
Подо льдами было тяжело. Но ребята, сильные духом, физически развитые, разбирающиеся в процессах работы техники, вели себя достойно, с честью выполняли свой долг. С каждым походом задачи постоянно усложнялись, следовательно, и тренировки экипажа проходили в условиях, приближенных к экстремальным.
Много вопросов по воспитанию и обучению возникает в боевом походе. Сотни людей, у каждого свой характер, своя радость и горе в семье, у каждого свои способности. К каждому и подход особый.
Владимир Михайлович рассказывал, что нестандартных ситуаций было много: возгорания, срыв работы различных узлов, болезни членов экипажа, столкновения, нештатные случаи с пуском ракет. Но боевую задачу - обеспечение безопасности страны, когда подо льдами плавают лодки США, снабженные ядерным оружием - выполняли четко.
По возвращении на базу командование флота представляло экипаж к наградам. Но об орденах тогда мало думали - была бы Родина защищена.
ТРУДНОЕ ВРЕМЯ
...После развала СССР рушилось все, в том числе и флот. После длительных походов была одна радость - встреча с родными. Офицеры, пережившие тяжелейшие испытания в походе, на берегу видели неустроенность в быту, некоторые семьи распадались, увольнялись преданные флоту люди. С болью в сердце заколачивали бараки, лодки отправляли на металлолом. Рушились судьбы людей, страдала оборона страны. Материальное и финансовое обеспечение было критическим. Ведь в гарнизоне нет муниципалитетов, управ, органов социальной защиты. Всему голова - командир. Он за все в ответе: за питание, за здоровье, за технику, баню, письма на родину, за взаимопонимание сослуживцев и, конечно, за боеготовность. А семьи? Трудоустройство жен, доставка детей в школу, да и за любовь верную и неверную в ответе командир. Только успевай принимать, беседуй и утешай офицеров, старшин, мичманов и их жен. Проблемных вопросов сотни.
- Я верил, - говорит Владимир Михайлович, - что флот выстоит, внушал это людям. И они видели наше желание помочь каждому. После отдыха опять шли в длительный поход под паковыми льдами Арктического бассейна.
В сложнейших ситуациях Владимир Макеев вспоминал рассказы участников войны. Ему запомнился заместитель начальника военно-морского училища Ярослав Константинович Иосилиани. Это он на своем примере привил своим ученикам способность мужественно переносить тяготы и лишения службы. Он не уставал повторять, что моряков любят не только за красивую форму, но главное - за стойкость, профессионализм, мужество и человечность. Ведь в красивой форме они бывают раз в полгода, а в робе, духоте, тесноте и тяжелейшем труде - всю службу.
КОМАНДИР
Владимир Михайлович продолжает рассказ о своей жизни:
- Командовать Северодвинским государственным центральным морским испытательным полигоном МО РФ я начал практически с самого начала. Не хватало жилья, лабораторий, строителей. Деваться некуда – работать приходилось всем. Кто-то принимал ситуацию с пониманием, кто-то - в штыки. Да, по натуре я мягкий, но командир. Сроки благоустройства были жесткие, трудились день и ночь. В результате удалось в установленные сроки успешно проводить испытания и освоить первый в военно-морском флоте твердотопливный ракетный комплекс. Надо было испытать сотни узлов новой военной техники и дать рекомендаций заводчанам о совершенствовании систем управления, безопасности, живучести и относительной комфортности для личного состава.
Семья относилась к его службе с пониманием. Жена Людмила Анатольевна в 1965 г. по комсомольской путевке приехала строить Зеленоград. Познакомился с ней тогда еще лейтенант Владимир Макеев на дне рождения.
- Конфетно-букетный период длился три дня - меня ждали боевые походы на подводных лодках, - вспоминает Владимир Михайлович. - Она как могла, поддерживая и вдохновляя меня, жила в бухтах, портах, на базах и полигонах на арктическом побережье всю мою службу. Времени не теряла: окончила техникум, институт, освоила специальность инженера-дозиметриста.
Окончив службу, Владимир Михайлович с женой вернулись в Зеленоград.
ПО-ПРЕЖНЕМУ В СТРОЮ
Сегодня, как говорится, де-юре - он в запасе, но де-факто - по-прежнему в строю. Работает заместителем генерального конструктора по разработке, испытанию и внедрению новых видов вооружения и специальной морской военной техники. Как и прежде, часто уходит в море и океан. А вот о многочисленных наградах и званиях умолчал. Пришлось воспользоваться другими источниками. Оказывается, он почетный полярник, почетный судостроитель, лауреат премии им. В.Н. Челомея, почетный мастер спорта СССР по плаванию, академик Академии проблем безопасности, обороны и правопорядка.
Кроме золотой звезды Героя, у него два боевых ордена и с десяток медалей.
А закончилась наша беседа вот чем. Владимир Михайлович сказал, что будь в Зеленограде кадетский морской колледж или лицей, он обязательно нашел бы время для сотрудничества. «Мы могли бы вместе с Александром (это он о Герое России А.С. Астапове) привлечь ребят к морскому делу, и стали бы они нашими наследниками в морях и океанах».
На вопрос об участии Владимира Михайловича Макеева в патриотическом воспитании он ответил коротко:
- Хотелось бы чаще, но запарка со временем. Больше патриотическим воспитанием занимается мой друг - Герой России Александр; Сергеевич Астапов. Напишите о нем.
СЛУЧАЙНАЯ ВСТРЕЧА
Встретиться с Александром Астаповым мне помог случай: недавно в Московском городском Совете ветеранов проходил семинар по военно-патриотическому воспитанию молодежи. И вдруг в зал, заполненный убеленными сединами ветеранами Великой Отечественной войны с десятками орденских планок, входит стройный, моложавый человек со звездой Героя.
Сразу же председательствующий представил его как зеленоградца и пригласил к трибуне. Пересев на первый ряд, я старался не упустить ни одного слова, написал в президиум для него записку. Просил коротко написать о себе и дать согласие встретиться с подростками школы № 845 или клуба «Орленок».
Оказывается, Герой - это не только слава, уважение, но и тяжелейшая ноша. Не успел он сойти с кафедры, как его окружили ветераны и журналисты, приглашая в школы, наперебой задавали десятки вопросов.
Моя взяла! Я получил телефон, согласие на встречу с подростками и короткие ответы на вопросы. И вот накануне Дня Военно-Морского флота наш герой - Александр Сергеевич Астапов - встретился с ребятами из трудового лагеря. Все четко и по-деловому.
КАК СТАНОВЯТСЯ МОРЯКАМИ
Наш герой рассказал об истории флота, но больше - о подводниках. В 2004 году отмечался 100-летний юбилей подвига первых наших подводников во время русско-японской войны 1904-1905 гг. В 2008 году будем отмечать столетие первого подледного плавания русской подводной лодки «Кефаль». К началу Великой Отечественной войны у нас имелось уже 212 подводных лодок, 128 из них участвовало в войне, 82 погибли. Звание Героя Советского Союза присвоено 52 подводникам.
После Великой Отечественной войны совершенствовалась техника, появились атомные подводные лодки и возможность пребывания подо льдами неограниченное время. Так, 17 июля 1962 г. экипаж советской атомной подводной лодки «Ленинский комсомол» подо льдами достиг Северного полюса. Руководители этого героического перехода А. Петелин, Л. Жильцов, Р. Тимофеев были удостоены звания Героев Советского Союза, а весь личный состав награжден орденами и медалями.
Вот тогда-то 9-летний Александр Астапов «заболел» морем. Жил мой герой в Киеве на Днепре, соревновался в плавании, ходил в морской клуб, с завистью смотрел на моряков. Как-то в класс пришли моряки и стали рассказывать о подвигах, о штормах, качке, морских боях, о гибели друзей. В классе стояла мертвая тишина. Говорили они страшную правду. И когда речь зашла о преодолении страха, все оживились. Ведь оказывается, вся жизнь - это преодоление страха. Тому десятки примеров: заблудился в лесу, провалился под лед, прыгаешь с парашютом, просто обливаешься холодной водой - всегда надо преодолеть страх. Бесстрашных людей нет - просто надо быть готовым к преодолению.
- Я твердо тогда себе сказал, - вспоминает Александр Сергеевич, - что буду моряком. Объявил об этом дома и друзьям. Изменил свой распорядок дня. Бросил бравадную привычку курить, записался в спортивные секции, прочитал почти все о флоте, о моряках, об их подвигах в Великой Отечественной войне. Стал серьезнее относиться к урокам, особенно к физике и математике. Еще до окончания школы стал оформлять документы для поступления в Черноморское высшее военно-морское училище.
Хотя конкурс был 11 человек на место, вступительные экзамены сдал успешно, благодаря спорту выдержал все физические нагрузки на экзаменах по физкультуре. Не все выдержали трудности в учебе. Через полгода хлюпиков, нытиков, неуспевающих по физике, математике и физической подготовке отчислили. Море не терпит середнячков.
Были у нас курсанты, прошедшие матросами службу на кораблях. Мы на них равнялись в усидчивости, стойкости, желании учиться. Вместе с тем помогали им на первых курсах.
То, что дает военное училище, несравнимо ни с чем, убежден Александр Астапов. Его совет молодежи: «Хочешь быть настоящим мужчиной, всесторонне развитым, находчивым, грамотным, крепким душой и телом, - поступай в военное училище, лучше в морское».
ПОДВОДНАЯ СЛУЖБА
5 лет Александр Астапов учился, ходил в море, почувствовал на себе штормы, познал механику, приходилось и замещать командиров. За эти годы выработалось чувство ответственности за друзей, корабль и страну. В свои 22 года выпускники училища были готовы выполнять боевые задачи на корабле и учить матросов.
Служить пришлось на Тихоокеанском флоте, на подводных лодках, пройдя все командные и инженерные должности. За 31 год службы Александр Астапов много раз участвовал в длительных походах подо льдом, выполняя боевые задачи. После окончания Высших офицерских классов был назначен командиром атомного подводного крейсера «Орел». Этот современный по тому времени крейсер получил такое название в память о первом русском боевом корабле «Орел», построенном в 1668 году.
В 1993 г. был назначен командиром более совершенного подводного крейсера «Омск», находящегося на испытании в г. Северодвинске. Опять все началось сначала: подбор, формирование, обучение экипажа, испытание различных узлов корабля и подготовка к переходу подо льдами Арктики на Тихоокеанский флот.
- Знание, мужество всего экипажа, вера в надежность корабля позволили нам выполнить эту сложнейшую задачу, - вспоминает Александр Сергеевич, - выйдя из губы Западная Лица, мы обогнули с севера Новую Землю, в районе острова Святой Анны почтили память погибшей парусно-паровой шхуны «Святая Анна», пытавшейся в 1912 году пройти Северный морским путем на Восток. Преодолев в сложных гидрометеорологических и ледовых условиях за 15 суток 4000 миль (7400 км) подо льдами Северного Ледовитого океана, мы подошли к берегу Камчатки, где в составе группы подводных лодок продолжали выполнять патрульные боевые задачи.
Экипаж нашей подводной лодки считался передовым, и часто нам поручались самые ответственные задачи. За мужество и героизм, проявленные при выполнении боевых задач по обеспечению безопасности страны в условиях, сопряженных с риском для жизни, весь экипаж был награжден орденами и медалями. Я был награжден орденом Мужества и удостоен высшего звания отличия - Героя России.
С 1996 года до увольнения в запас в 2002 году Александр Астапов занимался подготовкой подводных лодок и экипажей к длительным походам. Горд, что с честью выполнил свой воинский долг.
Сегодня Александр Астапов избран первым вице-президентом Регионального общественного фонда поддержки Героев. При фонде работает клуб Героев, члены которого проводят в школах и подростковых клубах воспитательные и патриотические мероприятия. Создана библиотека юного патриота, организуются соревнования на кубок Героев (на последних соревнованиях его выиграли Зеленоградцы), встречи с молодежью.
В планах - создание государственного музея Героев, ведь только за подвиги в Великой Отечественной войне этого звания удостоились 11700 человек и 2554 стали кавалерами ордена Славы. И после войны люди проявляли героизм и заслужили высокое звание Героя Советского Союза и Героя России - таких в нашей стране более 600 человек. В планах клуба - тесное сотрудничество со школами и клубами Зеленограда.
Эти две встречи с Героями России показали нам: на таких людях держится наша страна. Александр Сергеевич Астапов и Владимир Михайлович Макеев обладают лучшими человеческими качествами: мужеством, ответственностью, профессионализмом. Они искренни, добры и просты в общении, много знают и умеют за пределами своей профессии. Даже если бы у них не было на груди Звезды Героя, глядя на них, понимаешь - они способны на подвиг.
Отличное поколение они оставили после себя на флоте. Недавно телевидение, радио и газета «Красная Звезда» сообщили, что атомная подводная лодка К-335 стала лучшей на Северном флоте, а атомные подводные лодки К-150 и К-331 отличились на Тихоокеанском флоте.
Вот такие моряки живут у нас в Зеленограде!
Автор: Петр Куканов
Источник: Газета "Зеленоград Сегодня" №113 (1249), 24 июля 2007 г.
Материал размещен: 24.07.2007
Материал размещен: 24.07.2007
Немає коментарів:
Дописати коментар