Жизнь в перископ. Видения реликтового подводника. Контр-адмирал А.Т.Штыров. Часть 2.
23.07.2012 09:21:18
Адмирал В.Сидоров, Командующий Тихоокеанским флотом (1982 г.): «За время службы на Балтийском и Тихоокеанском флотах передо мной прошли тысячи флотских офицеров, но обладающих таким даром анализа я не встречал...»
http://flot.com/blog/historyofNVMU/zhizn-v-periskop-videniya-reliktovogo-podvodnika-kontradmiral-atshtyr2.php
Адмирал Э.Спиридонов, Командующий ТОФ (до своей гибели в 1982 г.): «Не знаете. А этот все знает!»
Вице-адмирал В.Федоров, начальник разведки ВМФ (1996 г.): «Это человек-легенда».
Контр-адмирал Борис Царев и капитан 1 ранга Анатолий Варочкин
И не видные, но авторитетные и знающие: контр-адмирал Б.Царев, командир Феодосийской и Севастопольской бригад ПЛ (1976-1986 гг.), заместитель Командующего ЧФ (1991-1995 гг.): «Его отличали творческий подход к решению всех задач, глубочайший анализ, редкостное трудолюбие, пунктуальность и оригинальность решений. Инициатор и организатор операций по поиску иностранных ПЛ на маршрутах развертывания РПКСН ТОФ разнородными силами».
Капитан 2 ранга Д.Парамонов (командир ПЛ Б-871 АЛРОСА, 2003-2007 гг. - два Приза Главнокомандующего ВМФ): «Суров, умен, справедлив. Спасибо».
Капитан 1 ранга А.Астапов (командир АПРК «Томск», Герой России): «Талантливый подводник, да вдобавок еще и поэт, писатель. Дай Бог здоровья! Побольше и подольше писать».
Капитан 2 ранга В.Жданов (командир БЧ-III дизельных торпедных и ракетных ПЛ СФ): «Человечище, талант. Покровские и прочие отдыхают. Так о подводниках никто не писал».
И уж совсем гражданские:
Гражданин США В.М.Томич - из семьи офицера-белоэмигранта (1994 г.): «На такое могут быть способны только русские моряки! Спасибо автору!» - это после прочтения повести «Приказано соблюдать радиомолчание».
А.О.Новоселов - бывший работник ПНО «Якуталмаз», пенсионер (2006 г.): «Очень интересные книги, весьма полезны молодежи в нынешнее время. Надо бы на телеэкран».
Автор и составитель выражают глубокую признательность людям, благодаря моральной и технической помощи которых состоялось издание книги: Е.Н.Вешкиной, В.Б.Светлакову, А.Н.Квач, А.Г.Коровиной, Н.В.Новиковой. И особые слова благодарности И.К.Демьянову, С.В.Бокову за материальную поддержку, исключительное терпение и настойчивость в ходе подготовки и издания сборника.
ПРЕДИСЛОВИЕ
С окончанием Второй мировой (для нас - Великой Отечественной) войны, когда бывшие союзники вышли на полюса мирового противостояния, обозначились две морские доктрины - американская, нацеленная на обеспечение господства в Мировом океане и оперативно важных его районах поддержанием и дальнейшим развитием мощи ВМС, и советская, нацеленная на создание нового мощного военного флота как самостоятельного вида вооруженных сил, способного обеспечить глубокую оборону на прилегающих морских театрах военных действий, а в последующем - на распространение государственных интересов некогда сухопутной державы в Мировой океан.
Опыт фашистской Германии (а опыт врага - тоже опыт) показал, что создание мощных подводных сил представляется наиболее скорым и сравнительно «дешевым» средством устранения морской импотенции государства.
Из 820 лодок «Кригсмарине», принимавших непосредственное участие в боевых действиях, 718 было уничтожено. Только транспортов германские ПЛ потопили общим водоизмещением 14,5 млн бр. тонн. Роль ПЛ во Второй мировой войне оценили и экономически могучие государства, кроме линкоров и авианосцев те же США в 1945 году имели в строю 236 лодок, Япония -162 ПЛ (а потеряла 130 лодок в боях), Великобритания за войну потеряла 80 подводных лодок.
В силу этого уже в ходе восстановления разрушенного в зонах оккупации народного хозяйства советское правительство приступило к реализации новой морской программы, первой составной частью которой являлось строительство большого числа дизельных подводных лодок.
Уже в первое десятилетие (до 1956 года), параллельно и даже с опережением создания надводного флота, было построено свыше 300 дизельных подводных лодок, в основном «средних» (морских). Эти подводные силы и явились в начальный период «холодной войны» тем становым хребтом флота, на основе которого обеспечивалось дальнейшее развитие ВМФ в целом, а в последующем и атомного подводного как важнейшей составной части океанского флота.
Рабочие лошади Холодной войны. - Н.Черкашин. "Повседневная жизнь российских подводников". М., 2000.
Настоящая публикация предполагает в узком плане частичное освещение «жизни» дизельного подводного флота периода холодной войны.
Обращаясь к читателям, в первую очередь к военным морякам ныне здравствующего и уходящего поколений, к российской молодежи 21 века, к тем, кому дорога история нашего Отечества, интересен опыт предков, автор имел в виду нижеследующие особенности изложения материала. Настоящая публикация не является чисто документальным архивно-историческим исследованием, представляющим интерес для узкого круга специалистов, напротив, построена в форме живого повествования. С одним непременным условием: фактура не претендует на стопроцентный охват темы, но подается без псевдоисторического вранья, героической лакировки и политической пудры. Подается так, как это виделось глазами подводников-дизелистов середины 20 века и «щупалось собственными руками».
При подготовке очерка использованы частично и отечественные публикации, и иностранные (американские) в части строительства и развития советского дизельного подводного флота как в послевоенный период, так и в 21 веке - фрагментарно.
Цель изложения - заполнить почти 40-летний пробел (или информационный вакуум) в истории Военно-Морского Флота периода холодной войны.
Мотивы - напомнить обществу о деяниях исторически «оставшегося в тени» поколения подводников-дизелистов, хорошо или плохо, но честно исполнявших свой воинский долг перед Родиной.
Причины - многочисленные публикации по военно-морской тематике целенаправленно, под покровом «секретности», а впоследствии по инерции мышления замалчивали эту тему.
И если об атомном подводном флоте написано немало, о дизельном - почти ничего. В постсталинский период, тем более в период холодной войны и жесткого противостояния двух систем, наши «вожди и начальники» были мастерами по засекречиванию всего и вся.
Порой дело доходило до курьезов. Например, в военно-морских училищах долгое время учебник «Гидрометеорология моря» был засекречен по «указанию свыше». На лекциях отдельные, обладающие чувством юмора преподаватели наставляли курсантов так:
«Товарищи курсанты. Учебник секретный, учтите! За утерю хоть одной странички... сами понимаете... Но если, боже упаси, то имейте в виду - тот же самый учебник, того же автора и издания продается в магазине КОГИЗа на улице Ленинской».
И глазами давали понять: «Остальное - дело техники, но я вам не говорил...»
Вновь строящаяся подводная лодка с формированием экипажа становилась «войсковой частью», при закладке приобретала «заводской», а при спуске «тактический» номер; с прибытием на флот «бортовой» (периодически сменяемый) номер, который с выходом на боевую службу закрашивался.
На флотских мероприятиях (партактивы, конференции и т.п.) она именовалась как «экипаж, где командиром товарищ Пиндюркин, а заместителем по политической части товарищ Бабашкин». В армейской и флотской печати фигурировала как «энская часть, где служит товарищ П.». И только необъяснимым, чисто российским нюхом посвященный мог разобраться, о ком же идет речь.
Между прочим, американцы и даже японцы (мастера на военные хитрости) просто пренебрегали такой формой секретности, ибо она запутывала только самих себя, но никак не иностранные разведки.
Торпеды (равно как мины и ракеты) у нас именовались «изделиями». Припоминаются многочисленные случаи, когда в ходе стрельб лодка теряла и не могла найти выпущенную практическую торпеду. Начинался долгий и изнурительный поиск.
Появлялся американский патрульный самолет («Нептун» или «Орион»), и, искренне желая помочь страждущим, янки кричали в электромегафон: «Русские. Торпеда, которую вы почему-то называете изделием, находится от вас по пеленгу...» На русском языке, между прочим.
Продолжение следует
Адмирал Э.Спиридонов, Командующий ТОФ (до своей гибели в 1982 г.): «Не знаете. А этот все знает!»
Вице-адмирал В.Федоров, начальник разведки ВМФ (1996 г.): «Это человек-легенда».
Контр-адмирал Борис Царев и капитан 1 ранга Анатолий Варочкин
И не видные, но авторитетные и знающие: контр-адмирал Б.Царев, командир Феодосийской и Севастопольской бригад ПЛ (1976-1986 гг.), заместитель Командующего ЧФ (1991-1995 гг.): «Его отличали творческий подход к решению всех задач, глубочайший анализ, редкостное трудолюбие, пунктуальность и оригинальность решений. Инициатор и организатор операций по поиску иностранных ПЛ на маршрутах развертывания РПКСН ТОФ разнородными силами».
Капитан 2 ранга Д.Парамонов (командир ПЛ Б-871 АЛРОСА, 2003-2007 гг. - два Приза Главнокомандующего ВМФ): «Суров, умен, справедлив. Спасибо».
Капитан 1 ранга А.Астапов (командир АПРК «Томск», Герой России): «Талантливый подводник, да вдобавок еще и поэт, писатель. Дай Бог здоровья! Побольше и подольше писать».
Капитан 2 ранга В.Жданов (командир БЧ-III дизельных торпедных и ракетных ПЛ СФ): «Человечище, талант. Покровские и прочие отдыхают. Так о подводниках никто не писал».
И уж совсем гражданские:
Гражданин США В.М.Томич - из семьи офицера-белоэмигранта (1994 г.): «На такое могут быть способны только русские моряки! Спасибо автору!» - это после прочтения повести «Приказано соблюдать радиомолчание».
А.О.Новоселов - бывший работник ПНО «Якуталмаз», пенсионер (2006 г.): «Очень интересные книги, весьма полезны молодежи в нынешнее время. Надо бы на телеэкран».
Автор и составитель выражают глубокую признательность людям, благодаря моральной и технической помощи которых состоялось издание книги: Е.Н.Вешкиной, В.Б.Светлакову, А.Н.Квач, А.Г.Коровиной, Н.В.Новиковой. И особые слова благодарности И.К.Демьянову, С.В.Бокову за материальную поддержку, исключительное терпение и настойчивость в ходе подготовки и издания сборника.
ПРЕДИСЛОВИЕ
С окончанием Второй мировой (для нас - Великой Отечественной) войны, когда бывшие союзники вышли на полюса мирового противостояния, обозначились две морские доктрины - американская, нацеленная на обеспечение господства в Мировом океане и оперативно важных его районах поддержанием и дальнейшим развитием мощи ВМС, и советская, нацеленная на создание нового мощного военного флота как самостоятельного вида вооруженных сил, способного обеспечить глубокую оборону на прилегающих морских театрах военных действий, а в последующем - на распространение государственных интересов некогда сухопутной державы в Мировой океан.
Опыт фашистской Германии (а опыт врага - тоже опыт) показал, что создание мощных подводных сил представляется наиболее скорым и сравнительно «дешевым» средством устранения морской импотенции государства.
Из 820 лодок «Кригсмарине», принимавших непосредственное участие в боевых действиях, 718 было уничтожено. Только транспортов германские ПЛ потопили общим водоизмещением 14,5 млн бр. тонн. Роль ПЛ во Второй мировой войне оценили и экономически могучие государства, кроме линкоров и авианосцев те же США в 1945 году имели в строю 236 лодок, Япония -162 ПЛ (а потеряла 130 лодок в боях), Великобритания за войну потеряла 80 подводных лодок.
В силу этого уже в ходе восстановления разрушенного в зонах оккупации народного хозяйства советское правительство приступило к реализации новой морской программы, первой составной частью которой являлось строительство большого числа дизельных подводных лодок.
Уже в первое десятилетие (до 1956 года), параллельно и даже с опережением создания надводного флота, было построено свыше 300 дизельных подводных лодок, в основном «средних» (морских). Эти подводные силы и явились в начальный период «холодной войны» тем становым хребтом флота, на основе которого обеспечивалось дальнейшее развитие ВМФ в целом, а в последующем и атомного подводного как важнейшей составной части океанского флота.
Рабочие лошади Холодной войны. - Н.Черкашин. "Повседневная жизнь российских подводников". М., 2000.
Настоящая публикация предполагает в узком плане частичное освещение «жизни» дизельного подводного флота периода холодной войны.
Обращаясь к читателям, в первую очередь к военным морякам ныне здравствующего и уходящего поколений, к российской молодежи 21 века, к тем, кому дорога история нашего Отечества, интересен опыт предков, автор имел в виду нижеследующие особенности изложения материала. Настоящая публикация не является чисто документальным архивно-историческим исследованием, представляющим интерес для узкого круга специалистов, напротив, построена в форме живого повествования. С одним непременным условием: фактура не претендует на стопроцентный охват темы, но подается без псевдоисторического вранья, героической лакировки и политической пудры. Подается так, как это виделось глазами подводников-дизелистов середины 20 века и «щупалось собственными руками».
При подготовке очерка использованы частично и отечественные публикации, и иностранные (американские) в части строительства и развития советского дизельного подводного флота как в послевоенный период, так и в 21 веке - фрагментарно.
Цель изложения - заполнить почти 40-летний пробел (или информационный вакуум) в истории Военно-Морского Флота периода холодной войны.
Мотивы - напомнить обществу о деяниях исторически «оставшегося в тени» поколения подводников-дизелистов, хорошо или плохо, но честно исполнявших свой воинский долг перед Родиной.
Причины - многочисленные публикации по военно-морской тематике целенаправленно, под покровом «секретности», а впоследствии по инерции мышления замалчивали эту тему.
И если об атомном подводном флоте написано немало, о дизельном - почти ничего. В постсталинский период, тем более в период холодной войны и жесткого противостояния двух систем, наши «вожди и начальники» были мастерами по засекречиванию всего и вся.
Порой дело доходило до курьезов. Например, в военно-морских училищах долгое время учебник «Гидрометеорология моря» был засекречен по «указанию свыше». На лекциях отдельные, обладающие чувством юмора преподаватели наставляли курсантов так:
«Товарищи курсанты. Учебник секретный, учтите! За утерю хоть одной странички... сами понимаете... Но если, боже упаси, то имейте в виду - тот же самый учебник, того же автора и издания продается в магазине КОГИЗа на улице Ленинской».
И глазами давали понять: «Остальное - дело техники, но я вам не говорил...»
Вновь строящаяся подводная лодка с формированием экипажа становилась «войсковой частью», при закладке приобретала «заводской», а при спуске «тактический» номер; с прибытием на флот «бортовой» (периодически сменяемый) номер, который с выходом на боевую службу закрашивался.
На флотских мероприятиях (партактивы, конференции и т.п.) она именовалась как «экипаж, где командиром товарищ Пиндюркин, а заместителем по политической части товарищ Бабашкин». В армейской и флотской печати фигурировала как «энская часть, где служит товарищ П.». И только необъяснимым, чисто российским нюхом посвященный мог разобраться, о ком же идет речь.
Между прочим, американцы и даже японцы (мастера на военные хитрости) просто пренебрегали такой формой секретности, ибо она запутывала только самих себя, но никак не иностранные разведки.
Торпеды (равно как мины и ракеты) у нас именовались «изделиями». Припоминаются многочисленные случаи, когда в ходе стрельб лодка теряла и не могла найти выпущенную практическую торпеду. Начинался долгий и изнурительный поиск.
Появлялся американский патрульный самолет («Нептун» или «Орион»), и, искренне желая помочь страждущим, янки кричали в электромегафон: «Русские. Торпеда, которую вы почему-то называете изделием, находится от вас по пеленгу...» На русском языке, между прочим.
Продолжение следует
Немає коментарів:
Дописати коментар