Надо ли говорить, что в обстановке всеобщей архисекретности и мы, подводники, мало что знали о результатах походов своих же товарищей, авариях и катастрофах на флотах или даже в соседних соединениях. Словом, обо всем, из чего, собственно, обретается опыт.
К этому стоит добавить целенаправленную «дезу» пиджачных «знатоков» и конъюнктурные измышления «историков» и «публицистов» периода буйного расцвета свобод и демократий.
Такова обстановка, которая скрыла и исказила историю этого поколения кораблей и людей, как правило, специалистов своего дела и в свое время - важных «винтиков» в оборонной мощи флота и страны в целом.
Но... вернемся к модному в настоящее время постулату: «Никто не забыт, ничто не забыто». Не должно быть забыто.
Вот я и попытался написать о них, дизельных подводных лодках и подводниках-дизелистах. В память о бывших начальниках, командирах и товарищах.
http://flot.com/blog/historyofNVMU/
I. СОСТОЯНИЕ ПОДВОДНЫХ СИЛ ВМФ В 1945 ГОДУ И ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ИХ БОЕВОЙ МОЩИ
Из Второй мировой войны Военно-Морской Флот бывшего СССР вышел в 1945 году значительно, а по подводным силам особенно на западных флотах резко ослабленным.
На 22 июня 1941 года ВМФ имел в строю 211 подводных лодок (из них - 85 на Тихом океане). За годы войны на западных ТВД погибли 98 подводных лодок (77% боевого состава, в том числе на Балтике 47 ПЛ, на Черном море - 28, на Севере - 23).
"М-201" в Полярном...
За годы войны флоты (весь период Северный, а с 1944 года и Балтийский) пополнялись вновь построенными в «глубинке» страны (в основном - Сормово) подводными лодками класса «М» - всего было построено 58 ПЛ; Северный флот пополнялся за счет межокеанского перевода части лодок класса «С» с Тихоокеанского театра (перешли 5 ПЛ, погибла 1), а также передачи части ПЛ английского ВМФ (3 лодки). В войне с Японией ТОФ потерял еще одну подводную лодку (Л-19), которая погибла в августе 1945 года в проливе Лаперуза, предположительно от подрыва на минах.
К 9 мая 1945 года флоты имели: Балтийский - 32, Северный - 22, Черноморский - 28 подводных лодок; однако большая часть их была небоеспособна из-за неустранимых повреждений и сильного износа материальной части (так в конце 1944 года полностью боеготовыми были: на Балтике - 9, на Черном море - 13 подводных лодок). Ремонтно-восстановительная база, особенно на Балтийском и Черноморском флотах, находилась в крайне тяжелом состоянии. Причины общеизвестны.
И если в начальный период войны (1941-1943 годы) подводные лодки советского ВМФ по боевым качествам не уступали немецким, то в последующий период без модернизации действующего состава они начали явно отставать по сравнению с подводными лодками фашистской Германии и «союзных» США (развернувшими большие строительные программы и сделавшие качественный рывок в этом направлении).
Отставание проявлялось, в первую очередь, в вооружении новыми средствами радиоэлектроники (подводные лодки США уже с 1943 года имели перископные прицельно-стрельбовые радиолокационные станции (РЛС), немецкие - с 1944 года поисковые радиолокационные приемники, отечественные лодки не имели ни того, ни другого). Немецкие лодки последних серий имели систему «шнорхель» (работа дизеля под водой), использовали акустические бесследные торпеды; наши лодки такого оснащения и вооружения не имели.
Шноркель рядом с перископом на подводной лодке U-3008
Глубины погружения, скорости подводного хода наших лодок уже не в полной мере отвечали требованиям войны.
Принципиальным в развитии тактики подводных лодок «Кригсмарине», безусловно, стало групповое использование лодок при атаках конвоев - т.н. «волчьи стаи» (до полутора десятков единиц в «стае») и создание специальных лодок-танкеров («дойные коровы»). Лодки типа XIV были способны в удаленных районах Мирового океана производить дозаправку 5-7 ПЛ, а также передавать торпедный и артиллерийский боезапас. В 1944 году немцы заложили ПЛ U-798 типа XVII К с дизелем «Крейслауф» (двигатель, способный работать по замкнутому типу, т.е. без подачи атмосферного кислорода).
Стоит добавить и новый вид противолодочного оружия - «Хеджехог» и «Сквид» (многоствольные реактивные бомбометные установки), а также отсутствие у советских подводников даже малейшего опыта работы против авианосцев, как ударных, так и противолодочных (в сентябре 1945 года США имели в составе ВМС 77 авианосцев).
Поэтому в духе обозначившегося соперничества, а в последующем и противостояния бывших «союзников» (США, Англии и с другой стороны СССР), перед правительством Советского Союза и высшим командованием его Военно-Морского Флота уже к концу войны обозначилась проблема - не воссоздания довоенного, а строительство нового, мощного флота (в том числе и подводных сил), способного обеспечить в ближайшем будущем глубокую оборону на прилегающих морях, а в дальнейшем - распространение государственных интересов в Мировой океан.
27 июля 1945 года, развивая уже сложившуюся концепцию, И.Сталин заявил: «Советский народ хочет иметь свой военно-морской флот достаточно большим и более сильным. Наш народ будет иметь новые боевые корабли и новые базы флота».
И.С.Юмашев, А.Н.Косыгин, И.В.Сталин, А.Н.Поскребышев и адмирал Ф.С.Октябрьский на борту крейсера "Молотов". 11 сентября 1947 г.
Процесс возрождения и усиления флота, безусловно, требовал от крайне истощенной войной страны целенаправленного выделения огромных средств и сил. «Знаменитая», а по существу - провокационная речь У.Черчилля в Фултоне (США) 6 марта 1947 года в присутствии президента США Г.Трумэна, провозгласившего начало холодной войны против «коммунистической тирании», стала лишь формальным оформлением начала холодной войны, явилась своеобразным катализатором в процессе развертывания гонки новых вооружений.
К той поре советскому руководству уже давно было известно о попытках США и Великобритании весной 1945 года создать из немецких военнопленных и бывших военнослужащих РОА Власова боевые соединения для войны с СССР, о Меморандуме № 329 правительства США от 4 сентября 1945 года, который предписывал военному ведомству отобрать 20 наиболее важных целей на территории Советского Союза для стратегической атомной бомбардировки (если к августу 1945 года у США было 2 атомных боеготовых заряда, то к началу 1946-го их было около 200!).
Именно поэтому в середине 1948 года появился американский план «Чариотир», рассчитанный на два этапа: 1-й (30 дней - 133 атомных бомбы на 70 советских городов) и 2-й этап (за два года - еще 200 атомных и 250 тыс. тонн обычных). Затем появился план «Флитвуд», а штаб ВВС США родил собственный оперативный план САК ЕВП1-49, представленный Комитету начальников штабов (КНШ) 21 декабря 1948 года. В нем предполагалось начать войну с СССР до 1 апреля 1949, так как по их расчетам Советский Союз может создать свою атомную бомбу не ранее 1952-1955 годов. В июле 1948-го лейбористское правительство Великобритании дало «добро» на размещение в стране 60-ти бомбардировщиков В-29 с ядерным оружием на борту. К концу 1950-х годов США имели более 3400 баз за рубежом.
Как США планировали победить и «демократизировать» СССР
По заявлениям западных военных авторитетов «ключевым звеном сталинских планов являлась быстрая акселерация производства всех категорий вооружения; он предполагал, что конфликт между Советской Россией и Западом будет иметь место через 10-15 лет. За это время СССР получит военное превосходство» (учитывая, что американская и британская военные индустрии быстро конверсируются на продукцию мирного времени). Опыт фашистской Германии (а этот опыт заслуживал внимания) показал, что создание мощных подводных сил является наиболее скорым и «дешевым» средством наращивания морской мощи государства. По оценке главнокомандующего ВМС США адмирала Ч.Нимитца (1946 год), «подводные лодки в ходе войны на Тихом океане явились самым рентабельным родом сил американского флота».
Еще в конце войны Сталин дал указание военно-морским специалистам готовить новый, десятилетний план (до 1956 года) военного кораблестроения, главными компонентами которого должны быть мощные линейно-авианосные и подводные силы. Безусловно, располагавший определенной информацией о размахе гигантской «битвы за Атлантику» между Англией, США и с другой стороны - Германией, Сталин «на земле, в небесах и на море» мыслил масштабными категориями.
Как известно, фашистская Германия имела к началу Второй мировой войны (01.09.1939) в строю всего 57 (в постройке еще 61) подводных лодок, но уже в ходе войны построила 1131 подводную лодку. «Фюрер германской нации» А.Гитлер и его окружение на переломной фазе «битвы за Атлантику» все более склонялись к утверждениям гросс-адмирала К.Деница, что эта битва, безусловно, была бы выиграна, если бы Германия могла иметь в зонах судоходства противника не менее 300 подводных лодок одновременно.
Сталин (как поговаривали в компетентных кругах) намеревался построить 3000 подводных лодок; в дальнейшем эта цифра была снижена до 1200. Эти «намерения» неоднократно корректировались в сторону уменьшения за счет разработок качественно новых проектов подводных лодок.
Во всяком случае, представленные Главным штабом ВМФ в 1945 году предложения, рассмотренные и утвержденные в усеченном виде, трансформировались в десятилетний план военного кораблестроения, который предусматривал к 01.01.1956 иметь в составе ВМФ, кроме тяжелых надводных сил (линкоры, авианосцы, крейсера и эсминцы), до 500 дизельных подводных лодок (больших - 168, средних - 204, малых - 123).
В соответствии с Потсдамским соглашением 1945 года, при разделе немецкого и итальянского флотов Советский Союз претендовал на одну треть их оставшегося корабельного состава; советская сторона в споре о разделе трофеев (адмиралы Н.Кузнецов, Г.Левченко) добились удовлетворения только части своих требований.
На Потсдамской конференции. В центре — Маршал Советского Союза Г.К.Жуков и Адмирал Флота Советского Союза Н.Г.Кузнецов. 1945.
Во всяком случае, в период 1945-1947 годов ВМФ СССР получил 10 (из 30 подлежащих дележке и 165 намеченных к затоплению) подводных лодок флота Германии (в том числе 4 больших ПЛ новейшей серии XXI, 1 большую ПЛ серии IХС, 4 средних серииVIIС и 1 малую серии XXIII), кроме того, «раздобыл» технологию новейшей ПЛ серии XXVI с единым двигателем Вальтера, а также забрал в счет военных репараций 8 секционных комплектов ПЛ XXI серии.
Из состава других иностранных флотов в период 1946-1955 годов ВМФ СССР имел 11 подводных лодок: 1 ПЛ «Лембит» (бывшей Эстонии), 2 английские ПЛ (возвращенные Англии в 1950 г.), 3 румынские ПЛ (минные заградители «Рекуинул» и «Марсуинул» - сданы на слом в 1950 году, ПЛ «Дельфинул» - передана флоту РНР в 1951 году), 5 итальянских малых подводных лодок, которые были сданы на слом в 1955 году.
Из всего этого перечня интерес представляли только новые немецкие подводные лодки серии XXI, основные технические идеи которых заимствованы и англичанами, и американцами, и советскими конструкторами, а также экспериментальная ПЛ XXVI серии с замкнутым двигателем «вальтеровского» типа.
В 1955 году автору (тогда офицеру подводной лодки С-170 проекта 613) довелось побывать на трофейной ПЛ XXI немецкой серии (завод «Судомех», Ленинград). Интерес советских подводников к этой подводной лодке был неподдельным.
U-Boot Type XXI in Detail.
Даже при непродолжительном осмотре стало очевидно, что большое число конструкторских идей и технических новшеств при разработке нашей ПЛ проекта 613 взято с немецкой серии XXI.
Запомнилось следующее. Практически одинаковые системы погружения и всплытия, воздуха высокого давления. Отличие: все трубопроводы изготовлены из железа и вынесены за прочный корпус, отсюда эффект «простора». Но зато становилось ясным, что эти подводные лодки заранее проектировались на «короткую жизнь», исключающую затраты на объемные эксплуатационные ремонты (капитальный, средний и пр.). Двигатели надводного хода 2 МАН-М6 мощностью по две тысячи л.с. удивительно напоминали наши дизели 37-Д (архитектура, арматура и приборы управления), за исключением - были «открытого исполнения», в работе малошумны, что свидетельствовало о высокой технологии их исполнения. Наши же дизели имели такую шумность, что их грохот, особенно при зарядках аккумуляторной батареи, иногда прослушивался на расстоянии до 20 миль.
Дизелькомпрессоры «Юнкере» являлись точной копией наших ДК-2 (вернее, последние скопированы с первых); гирокомпас «Аншютц» с электромагнитной подвеской чувствительного гироскопического элемента удивительно напоминал наш «Курс-3» (на советских подводных лодках предвоенной постройки использовались гирокомпасы марки ГУ-4 с кабельной подвеской роторных гироскопов, весьма опасные в случае ассиметричной раскрутки гироскопа).
Бросались в глаза отдельные технические идеи, не внесенные в конструкцию наших подводных лодок. В частности, на немецких ПЛ XXI серии в 1-м отсеке имелось устройство для автоматической перезарядки торпедных аппаратов (на перезарядку всех 6 аппаратов требовалось всего 15 минут).
Запас плавучести составлял 18% (у наших подводных лодок 28-30%), поэтому даже в крейсерском положении ПЛ XXI серии выглядела полупогруженной, как бы стремящейся «уйти в воду». Между тем тактический норматив срочного погружения (из крейсерского положения на перископную глубину) как на немецких, так и наших лодках был примерно одинаков - 45 секунд.
Продолжение следует Иодзевич Станислав Михайлович
Однокашники сохранили два фото С.М.Иодзевича. Одно из них привел в своих воспоминаниях Игорь Валентинович Куликов. Встреча рижских нахимовцев 1998 года. Слева направо: Игорь Куликов, Стасик Иодзевич, Юра Громов, Женя Сологуб, Игорь Цветков, Женя Дрюнин, Юра Сараев.
После окончания 1-го Балтийского ВВМУ Станислав Михайлович Иодзевич начал службу на СФ в Полярном командиром рулевой группы ПЛ С-44, завершил капитаном дальнего плавания.
Книпст Альберт Борисович
Однокашник по 1-му Балтийскому ВВМУ Владилен Васильевич Груздев: Алик рано ушёл из жизни. Я помню его начальником отдела республиканского военкомата. Очень порядочный, прекрасно относящийся к своим однокашникам. И я здесь не был исключением. Он всегда радушно меня принимал, было что вспомнить, и это было приятно обоим.
Его сын продолжил дело отца – закончил наше училище, служил в подплаве на Северном флоте.
Идут учения. Командир ПЛ капитан 1 ранга А.Книпст (Александр Альбертович) руководит действиями подчиненных. - "Вепрь" готовится к походу. Фото Ю.Пахомова и И.Курганова. - Морской сборник № 6, 1998 г.
Коротков Владимир Александрович
Служба на СФ, возвращение в Ригу. Дружба с однокашниками и воспоминания. Практика в Севере, лето 1952 года. На стадионе в Североморске справа налево: Валя Миловский, Володя Коротков, Игорь Куликов - И.В.Куликов. «Поэтический синдром и проза жизни».
Краско Дмитрий Дмитриевич
Дмитрий Дмитриевич Краско был командиром ПЛ "Б-71" 611 проекта, приняв ее у Геннадия Романовича Карменка.
Переоборудованная ПЛ Б-71 пр.611РУ (переоборудование завершено в декабре 1964 г., переименована в БС-71) на заводе №202 ("Дальзавод", г.Владивосток, главный строитель - Б.Н.Бурменский). Испытания комплекса "Рубин" завершены в ноябре 1965 г.
Уйдя в запас, Д.Д.Краско работал заместителем начальника Мореходки.
Кривиженко Валентин Тихонович
Капитан «Нерея» В.Т.Кривиженко (на его водолазке – эмблема ЛПИ) и А.В.Майер. - МОРЕ, КОСМОС И ПОДВОДНЫЕ ДОМА
Документальный киноочерк о бурной жизни и плодотворной деятельности бравого капитана Валентина Тихоновича Кривиженко.
Н.Загускин. 1986 г.
В 1965-1966 гг. Виктор Конецкий, совмещая морские плавания и литературную деятельность, работал на НИС «Нерей».
Вспоминает Владилен Груздев:
Хочется вспомнить Валю Кривиженко по-хорошему «помешанному» на подводных исследованиях океанских просторов. Знакомство с Ивом Кусто «заразило» Валю его идеями, экспедициями. Он мечтал стать русским Кусто. Это был его кумир, идол, которому он поклонялся.
Валя ещё с подготии был способен на неординарные поступки. Не случайно он оказался в холодной мартовской воде Рижского залива, когда подлодка ушла без него под воду. Будучи в одном из французских портов «ушел в самоволку» в Париж, где пробыл трое суток. Ему пришлось уйти с немагнитной шхуны «Заря». Его начальство не разделяло его чудачества. Закончив гидрометеорологический институт, Валя, не без помощи Кости Макарова, при содействии Коли Загускина получил от Балтийского флота морской буксир. Он переоборудовал его в научно-исследовательское судно «Нерей».
На обороте фотографии Валя написал: «НИС «Нерей» на рейде у мыса Пицунда. Ведутся подводные работы. Рад Вас видеть у себя на борту. Капитан Кривиженко»
Я бывал на этом судне и с большим интересом слушал рассказы Вали о Кусто, о предстоящей встрече с ним, о своих подводных исследованиях, о перспективах. Это было смыслом его жизни. Очень увлечённый своими работами, он мог бы ещё много сделать, прославить отчизну своими делами, но нелепая смерть в автокатастрофе лишила его этой возможности. Мир праху его.
Крылов Юрий Владимирович
Подробно о том, как сложилась жизнь Юрия Владимировича можно прочитать здесь - Серафима Крылова. Рассказ о муже и о семье.
Нахимовец Юра Крылов. Командир бронекатера БК-447 Дунайской военной флотилии гвардии старший лейтенант Ю.В.Крылов.
Продолжение следует.
Немає коментарів:
Дописати коментар