понеділок, серпня 06, 2012

Мои командиры. М.Коновалов. Часть 5.

5. Всё у нас, мама, хорошо, только старпом у нас, мама, – собака (Из пьесы А. Штейна «Океан»). 

Я сдал экзамен на допуск к самостоятельному управлению подводной лодкой и весной 1965 года был назначен старшим помощником командира подводной лодки «Б-9» , которая строилась в Ленинграде. Её командиром стал И.А.Лебедев, бывший до того старпомом «Б-7» у известного моряка, В.И.Акимова, ранее командовавшего эсминцем, ставшего подводником после окончания Военно-морской академии. Владимир Ильич был взыскательным, грамотным, эрудированным офицером, прекрасно знал своё дело. Позднее он дважды был и начальником штаба и командиром бригад подводных лодок, заместителем, затем командиром Средиземноморской эскадры кораблей ВМФ, начальником штаба Черноморского флота, заместителем начальника ГУНИО Министерства Обороны, вице-адмиралом. 
http://flot.com/blog/historyofNVMU/moi-komandiry-mkonovalov-chast-5.php 


 

Командир эскадры контр-адмирал В.И.Акимов вручает Капитану 1 ранга В.В. Заборскому памятный адрес и традиционную медаль «В память о Боевой службе на Средиземном море 1969-1976 гг., 2370 суток». Простые истории из жизни флотских офицеров - инженеров оружия. СПб. 

В 1967 году, во время войны на ближнем востоке, подводная лодка «Б-7», которой командовал Е.И.Вильдерман зашла в Порт-Саид. Ильич сочинил по этому поводу стишок, в форме донесения, полученного с моря: «Я Шипку покинул, ушёл воевать, чтоб землю евреев арабам отдать». Шипкой у нас именовался анклав на горке, где располагались штаб и казарма 211 бригады. Игорь Алексеевич Лебедев (выпускник Рижского нахимовского училища 1950 года) перенял все его лучшие черты. В свою очередь он и меня научил очень многому. Должность старпома командира весьма специфична. Недаром говорят, хороший корабль - хороший командир, плохой корабль - плохой старпом! Мы сформировали экипаж, отработали курсовые задачи и убыли к месту постройки корабля. Прошли проторённым путём. Ленинград, ходовые испытания в Таллине и Лиепае, государственные испытания. Соединением балтийских подлодок командовал контр-адмирал П.П.Кулик. Государственную комиссию возглавил ветеран-подводник Сергей Сергеевич Могилевский, командовавший во время войны подводной лодкой «Л-1», «Ленинец», а после её гибели - «Л-21». На обратном переходе в Ленинград я получил урок на всю жизнь. Командир лодки сутки не спал. За прегрешения снял с вахты командира БЧ-3 Н.И.Бабина, приказал мне принять вахту и ушёл отдыхать. Через час я вызвал на мостик штурмана и спросил его о месте ПЛ. М.А.Лищинский, после окончания Военно-морского училища служил в Ракетных войсках стратегического назначения и недавно, с трудом, добился возвращения на флот. Он ответил, глядя на меня ясными глазами, что по счислению мы вышли за пределы карты, но через 20 минут войдём в рамки другой, более крупной. Я скомандовал на руль и лёг на обратный курс. На мостик поднялся командир. Потребовал доложить обстановку. После моего доклада он твёрдо заявил, что, усомнившись в месте корабля или в любой другой ситуации, я обязан был немедленно поставить его в известность. Он – командир и несёт перед государством персональную ответственность за корабль и жизнь экипажа. И… снял меня с вахты. В феврале 2004 года Игорь Алексеевич ушёл из жизни. Незадолго до этого я напомнил ему об этой истории, которую он, кстати, подзабыл, и поблагодарил за науку. 
После отделки корабля, контрольного докового осмотра, погрузки имущества, лодка перешла в Лиепаю, начала подготовку к переходу на Северный флот. Вместе с нами ещё несколько подводных лодок готовились к переходу на Север, однако задача, ранее поставленная перед нами, изменилась. Было принято решение дооборудовать нашу подводную лодку, подготовить её к использованию нового вида торпедного оружия, произвести испытания и для этого на несколько лет оставить на Балтике. Осенью 1966 года меня направили в Ленинград учиться на командном факультете Высших офицерских специальных классов ВМФ. 


 

Классы возглавлял вице-адмирал Г.С.Абашвили, ранее командовавший эскадрой кораблей Балтийского флота. Среди слушателей было много знакомых, сослуживцев, однокашников. Преподавали прекрасные педагоги, легендарный Л.Я.Лонцих, Л.А.Емельянов, В.Г.Короходкин, Ж.М.Свербилов, В.А.Саламатин, В.Ю.Ралль, М.Г.Левин, П.Передерий, Савицкий, О.Абрамов, В.Суздаль, С.П.Бондин и другие высококлассные специалисты. Нам дали большой курс теории, мы занимались в павильонах торпедного и ракетного оружия, в кабинетах торпедной стрельбы, отработали приёмы атак с использованием различных видов оружия. В нашем классе учились, будущий Герой Советского Союза вице-адмирал Егор Томко, Володя Логинов, Валя Богданов, Вася Кравцов, Рома Гольдин, Саня Грязнов, Володя Абрамов, Витя Лукин, Стас Столяров, Саня Тарабрин, Жора Шкатуло, Лёня Малышев, Женя Мазульников, Лопатников, Верещагин и другие. Время учёбы пролетело необычайно быстро. Осенью, после отпуска , разъехались по флотам. Я очень хотел попасть в бригаду В.А.Архипова, на плавающую лодку, но заместитель командира эскадры по ЭМЧ Э.Л.Кульницкий настойчиво сватал меня на должность старпома «Б-31» О.П.Бочкарёва, проходившей заводской ремонт после пожара на боевой службе в Средиземном море, где погибли четыре человека, которых похоронили в море, в брезентовых мешках. 

 

Бочкарев Олег Петрович - выпускник Ленинградского нахимовского училища 1951 года. 

Но в конце концов я был назначен на «Б-169», которая готовилась к выходу в дальний поход. Осенью вышли из базы. На лодке располагался походный штаб бригады, которой командовал легендарный В.С.Журавель, прославившийся тем, что, демонстрируя экипажам подводных лодок опасность возгорания патронов регенерации, лично произвёл действо, обгорел и оказался в таком же виде, как один из героев известного кинофильма «Весна». Боевая служба проходила в Средиземном море. В декабре 1967 года, вместе с плавбазой, на которой находился штаб 5 эскадры ВМФ, и подводными лодками, которыми командовали В.Я.Тимошенков, А.З.Жук, В.Воронов вошли, через проход Эль-Кебир (Грейт Пасс) в Александрию, крупнейший порт Арабской республики Египет. 
Экипаж буксира США, выходившего из гавани, находился на верхней палубе и демонстративно повернулся спиной к советским военным кораблям. Кстати, в американском фильме «К-19», члены экипажа аварийной советской подводной лодки, в знак неуважения к американским кораблям, предложившим им помощь, сняли штаны и повернулись к ним филейными местами. Мы позднее, обучаясь на Академических курсах, обменивались информацией о встречах с супостатами, и начальник штаба соединения кораблей Черноморского флота В.Плохих, показал фотографию, где американские моряки демонстрировали обнажённые телеса. Эти снимки он передал генералу И.Тарханову, который преподавал нам Международное морское право и принимал участие во всех переговорах с иностранными партнёрами. 
Летом 1967 года порт Александрия подвергся нападению израильских диверсантов, которые подорвали землечерпалку, стоявшую у входа в гавань. Во время прохождения наших кораблей она находилась в положении «оверкиль». Ошвартовались у пассажирского причала, в самом красивом месте порта, рядом со зданием морского вокзала, в окна которого были вставлены стекла синего цвета. Нас встречали представители Советского консульства, а также советники командиров египетских подводных лодок А.Г.Леонов, бывший ранее старпомом «Б-95» и Ю.Симонов, командовавший подводной лодкой в Лиепае. Контр-адмирал Н.Ф.Рензаев известил меня о смерти отца, Владимира Константиновича Коновалова, которого похоронили месяц назад. 


 

Надгробный памятник. В г. Санкт-Петербург на Красненьком кладбище. 

Мне разрешили дать по закрытому каналу телеграмму домой. На плавбазе встретил замначальника особого отдела Виталия Юрченко, который учился вместе со мной и моим братом в Высшем военно-морском училище. Он сходил с со мной и Волей Вороновым в город, показал достопримечательности, в том числе знаменитый памятник «Похищение Европы». Попробовали кока-колу. Виталий впоследствии перешёл на дипломатическую работу и стал известен тем, что был похищен американскими спецслужбами в Риме, переправлен в США, сумел освободиться и вернуться на Родину. Для египетских офицеров-подводников, мы провели корабельным боевым расчётом показательную атаку в кабинете торпедной стрельбы плавбазы.
 

 

Юрченко Виталий Сергеевич (второй слева, выпускник Тбилисского нахимовского училища 1954 года) на юбилейной встрече выпускников нахимовских училищ в Москве. 

Корабли пополнили запасы, свежие овощи доставлял старик-раис на ишаке, запряженном в тележку. Моряки совершили экскурсию по городу, во дворец короля Фарука в парке Мантаза. С облегчением и радостью попрощались с походным штабом и вышли в море продолжать боевую службу. В конце января 1968 года возвратились в базу. Осенью я сменил старпома командира подводной лодки «Б-6» Женю Хренова, уходившего на Классы. Предстоял очередной трёхмесячный поход в Средиземное море, с последующей передачей корабля второму экипажу в иностранном порту. 
Командиром подводной лодки был прекрасный подводник, известный на флоте, легендарный Е.С.Фалютинский. Личный состав его обожал. Кроме того, что хорошо знал своё дело, он обладал всевозможными талантами, был великолепным художником. У нас было принято дарить в день рождения каждому члену экипажа одноразовую рубашку , с рисунком на ней. Командир лично изобразил на моей рубашке пышнотелую русалку. С тех лет прошло более 40 лет. Эту рубашку храню до сих пор. После увольнения Евгений Сергеевич работал в Центральном Военно-морском музее, делал макеты кораблей из слоновой кости и других материалов, к сожалению , после долгой и мучительной болезни ушёл из жизни. 
Заместителем командира был прекрасный политработник Феликс Ольбинский, инженер-механиками Геннадий Плакся и Валерий Деев. Обязанности помощника командира исполнял Юрий Макаров, а врача - Николай Галченко, внешне очень похожий на эстрадного певца Л.Лещенко, боцманом был Борис Дмитриевич Маслов. Подводная лодка входила в состав бригады, которой командовал Владимир Дмитриевич Шакуло, опытный и мужественный офицер – подводник, наделённый сильной волей и храбростью. Начальником штаба был Николай Иванович Натненков, а заместителем комбрига по политической части Иван Никифорович Лихобаба, требовательный и одновременно душевный человек, воевавший в годы войны в экипаже прославленного балтийского подводника Ивана Васильевича Травкина.
 

 

Мы вышли в море и следовали согласно графику похода. Материальная часть работала исправно, Люди были хорошо подготовлены, бдительно несли вахту. Гибралтарский пролив форсировали днём, в надводном положении, впервые я увидел берега при дневном свете. Обогнали итальянский парусник «Америго Веспуччи», шедший под всеми парусами. Недалеко от острова Альборан стали на якорь. Искупали личный состав. Английские истребители из Гибралтара показывали чудеса высшего пилотажа, летали над нами на высоте нескольких метров. Наши матросы не снимали брюк, а приветливо махали руками «макмилановским соколам». Получили приказание встретиться с «Б-49», которой командовал Дмитрий Иосифович Сендик, а старшим на борту - Виктор Степанович Малярчук. Затем присоединились к отряду кораблей, которые во главе с крейсером «Михаил Кутузов», под флагом командира 5 эскадры вице-адмирала Петрова следовали в Алжир. В порту ошвартовались у борта танкера «Койда», в течении нескольких дней пополнили запасы, произвели профилактический осмотр механизмов и систем. Съездили на экскурсию по столице государства, затем в городок Блида, посетили океанариум со всякими морскими «тварями», особенное впечатление произвели мурены, которые в аквариуме сплелись в узел. В предгорьях Атласских гор к автобусу «приветствовать» североморских подводников вышла группа обезьян, живущих на воле. 
Через несколько дней вышли в море и продолжили поход. В районе островов Пантеллерия, Линоза, Лампедуза и Лампионе нас постоянно сопровождали итальянские корабли, которые вели артиллерийский обстрел буксируемых щитов-мишеней на параллельном курсе. 


 

В конце декабря вместе с плавбазой «Волга», подводными лодками «Б-49» и «К-181» вошли в Александрию. Были свидетелями посещения высокими египетскими руководителями атомной лодки, которой командовал Н.Соколов. В течение нескольких дней передали корабли экипажам Ю.Н.Данькова и В.Н.Кочеткова. Съездили на экскурсию в Каир, посетили район пирамид в Гизе, мечеть, музей, смотровую башню, отведали жаренных голубей в офицерском клубе. Дружно встретив новый 1969 год, переселились на плавбазу «ПБ-32» и перешли проливами Дарданеллы и Босфор в Чёрное море, а ещё через сутки ошвартовались у причалов Минной гавани Севастополя. Через несколько дней были на родном Севере. 

 

Вячеслав Николаевич Кочетков - выпускник РИЖСКОГО ВЫСШЕГО ВОЕННО-МОРСКОГО УЧИЛИЩА ПОДВОДНОГО ПЛАВАНИЯ. БЫВШИХ ПОДВОДНИКОВ НЕ БЫВАЕТ!

Немає коментарів: