ОТКУДА БЕРУТСЯ "ПОДВОДНЫЕ ХИМЕРЫ"
(архив)
«ПРАВДА.Ру» в последние месяцы опубликовала немало материалов, проливающих свет на военно-морские тайны… Интерес наших посетителей к таким публикациям несомненен. 21 год назад, об этом событии на весь мир кричали западные газеты: чуть ли напротив «загорального» пляжа, у берегов Швеции села на мель «диверсантская» советская подлодка. Кривотолки вокруг этой навигационной аварии еще советских времен не стихают до сих пор.17 июня 2002 года стокгольмская газета "Дагенс Нюхеттер" опубликовала статью некоего Петера Братта, вновь вернувшую читателей к временам так называемого "подводнолодочного психоза". 0ткровенно говоря, нашей прессой эта тема практически забыта, чего никак не скажешь о шведских, и вообще, скандинавских СМИ. Не проходит и месяца, чтобы публике не преподносили новые, исключительно "сенсационные" материалы по этой, видимо, все еще злободневной для скандинавов теме. Ситуацию комментирует капитан 1 ранга Сергей Апрелев , член ассоциации флотской прессы, предоставивший эту информацию, кроме «ПРАВДЫ.Ру», еще и северодвинской городской газете «Северный рабочий», недоступной широкому общероссийскому читателю, а тем более иностранному. Ему слово:
- Все началось 27 октября 1981 года, когда советская дизельная подводная лодка "С-363", находясь в надводном положении, села на мель у юго-восточного побережья Швеции, а точнее, в районе главной военно-морской базы Карлскруна. Инцидент с "С-363" надолго похоронил идею создания на Балтике зоны мира… В тот вечер на борту "С-363" ничто не предвещало неприятностей, а уж, тем паче, трагедии. Район плавания располагался аккурат в средней части Балтийского моря и обыденность подводного бытия то и дело нарушали акустические контакты со снующими между берегами огромными паромами, "торгашами" и, конечно же, рыбаками. В трал одного из них и угораздило попасть нашу субмарину. После некоторых маневров от снастей удалось освободиться практически без потерь, разве что рамочная антенна, используемая штурманами для радиопеленгования, оказалась чуть свернутой. Это и привело к целой цепи роковых ошибок. Первой стала ошибка штурманская. Кроме того, на борту находился старший начальник, призванный опекать молодого командира – а по статистике основная масса аварий происходит именно при наличии на борту опытного старшего начальника! Видимо, своим авторитетом тот не столько добавляет уверенности командиру, сколько расшатывает ее. Штурман недолюбливал секстан (а кто вспоминает о нем сейчас, когда координаты появляются по мановению руки?!). Он перепутал сектор и подводная лодка, погрузившись после очередного сеанса связи (и определения места), продолжила свое плавание с невязкой (штурманской ошибкой – «ПРАВДА.Ру»)в 60 (!) миль. Что означает подобная ошибка в море, где расстояние между берегами не превышает 150 миль, очевидно даже человеку, далекому от навигации. Лодка, продув балласт, заскользила по водной глади навстречу своей нелегкой судьбе. Командир утвердил курс порядка 40 градусов, наивно полагая, что вверенный ему корабль находится именно там, где показал его верный штурман - где-то в центре Балтийского моря. Вахтенный офицер на мостике был и вовсе далек от сомнений. Когда на мостике появился новый вахтенный офицер - заместитель командира по политчасти Василий Беседин, обстановка была вполне обыденной. Но самое страшное, посадка на камни в окрестностях главной военно-морской базы шведов, было еще впереди, незадолго до рассвета. Этому предшествовало "ловкое" маневрирование замполита между "масляных пятен", за которые тот принял подводные камни. Без этого лодка села бы на мель гораздо раньше и, возможно, даже смогла бы сняться собственными силами, не доводя дело до международного скандала. С другой стороны, возьми замполит кабельтовым левее, лодка, вполне возможно, гордо проследовала бы по секретному фарватеру прямиком в Карлскруну. Увы, в определенное судьбой и цепью обстоятельств время, "С-363" с ходу выскочила на камни и застыла на них с небольшим креном на правый борт. Скала, проникшая вглубь легкого корпуса, исключала даже мысль о снятии собственными силами.
Ближе к рассвету к борту "С-363" подошел шведский буксир - тот попросту предложил сдернуть ее с мели и убираться восвояси. Это был единственный шанс, данный нашему командиру, дабы избежать вселенского скандала, но он им не воспользовался. Он заявил морской протест, что в ряде случаев - весьма действенное средство. Все это стало известно, когда лодка пришла в Лиепаю для разбирательства, которым руководил первый заместитель Главнокомандующего ВМФ адмирал флота Н.И.Смирнов. Услышав что-то вроде "Руки прочь! Корабль - суверенная территория СССР!", шведы отчалили, печально обдумывая доклад своему командованию. Тем временем события продолжали стремительно разворачиваться. Советский посол был вызван в министерство иностранных дел Швеции прямо из здания стокгольмской оперы, где он находился ни о чем не подозревая. Шведская пресса, оседлав горячую тему, принялась ее раскручивать. Вскоре, как говорят, не без подачи ЦРУ, получил огласку факт, что на борту находится ядерное оружие (две штатных торпеды). Последнее сразило шведов окончательно, и впоследствии было использовано как отягчающее обстоятельство.
Дипломаты ощетинились нотами. Между тем наше командование направило группу надводных кораблей в район, примыкающий к шведским территориальным водам в районе Карлскруны. Находясь в 1997 году в Гётеборге, я разговаривал со шведскими офицерами, которые заявляли, что, конечно, многие из них не верили, что такая старая подводная лодка могла выполнять секретную миссию в их водах, но, как признались они же:"...из госбюджета мы получили все, что просили, и даже больше". Ещё бы! Вся Швеция, на волне возникшей кампании, требовала ассигнований на укрепление противолодочной обороны...
Даже теперь, по прошествии более 20 лет, подавляющее число шведов, да и норвежцев, уверены, что Советский Союз действительно проводил активную враждебную политику по отношению к Скандинавским странам. Вот и сейчас на страницах упомянутой газеты бывший шведский премьер Торбьёрн Фьё'лдин сообщает, что советская подводная лодка "С-ЗбЗ" попала в шведские терводы далеко не по ошибке, а для того, чтобы высадить на суверенную территорию королевства десант! Число шведов, разделяющих уверенность в том, что от Советского Союза исходит прямая угроза, увеличилось с 5-10% в 1980 году, до 45% в 1983-м. В тот же период число шведов, считавших СССР враждебной страной возросло с 30% до 80%.
Специально созданная правительственная комиссия, изучив драматические обстоятельства октябрьской "охоты за подлодками" 1982 года, пришла к выводу (!), что в Стокгольмском архипелаге весело резвились 6 советских подводных лодок, а одна даже имела нахальство проникнуть непосредственно в гавань столицы. Повторяю, что ни одного значимого факта, указывающего на национальную принадлежность подводных объектов, если таковые конечно были, обнаружить не удалось. Но обида у шведов осталась!
Шведское правительство с завидной регулярностью посылало протесты в адрес Советского Союза. Отношения между странами, ухудшаясь год от года, возвращали нас к событиям 18 столетия, когда противоборство России и Швеции достигло своего пика. В преддверии очередных выборов в риксдаг бывший премьер-министр, лидер правой Умеренной коалиционной партии Швеции Карл Бильдт направил письмо Президенту Российской Федерации Б.Н. Ельцину, в котором выдвигались прямые обвинения в причастности нашего государства к "подводолодочной шумихе": «К сожалению, у шведских экспертов стало постепенно складываться все более сильное впечатление, что российские представители не имеют инструкций или полномочий выйти за пределы определенного рубежа открытости и предоставления информации. Это вызывает сожаление. В свете того значения, которое необходимо придавать этому вопросу, я хотел бы еще раз попросить Вас, господин Президент, используя все свои полномочия, попытаться внести ясность в этот вопрос. Я упоминал его также Министру иностранных дел Козыреву, который должен осознавать его значение в долгосрочной перспективе. С искренним уважением, 25 мая 1994 г. КАРЛ БИЛЬДТ, Стокгольм» Ельцин тогда ответил: «Меня, признаюсь, задело, что после заверений, полученных Вами по этому вопросу в феврале 1993 года, в Вашем письме по сути проводится мысль, что я, Президент демократической России, якобы мог санкционировать (а без ведома главы государства такое было бы невозможно даже в СССР) действия, грубо попирающие суверенитет Швеции и откровенно противоречащие международному праву… В то же время у наших экспертов укрепляется впечатление, что их шведские коллеги не имеют полномочий выйти за рамки единожды заданной догмы и признать, что свидетельств причастности бывшего СССР, а уж тем более новой России к предполагаемым преднамеренным нарушениям не существует. С уважением, 4 июля 1994 г. Б. ЕЛЬЦИН».
Через год, в 1995 году, независимая общественная комиссия, созданная по решению нового социал-демократического правительства Швеции, представила министру обороны доклад, в котором делался вывод о том, что на основании имеющихся фактов и наблюдений, собранных за все годы "охоты на подлодки", невозможно однозначно определить национальную принадлежность нарушителей. В этой связи комиссия посчитала также необоснованным и направленный в свое время протест шведского правительства советской стороне.
Чтобы лучше понять характер советско-шведских отношений того периода, нельзя обойти фигуру советского посла в Швеции - Бориса Дмитриевича Панкина, впоследствии Министра иностранных дел при Горбачеве. Прибыв в Швецию в разгар "подводнолодочной" истерии в сентябре 1982 г., Б.Д.Панкин пробыл здесь послом СССР до весны 1990 г. Как писали шведские газеты, при нем советское посольство в Стокгольме стало быстро превращаться "из загадочного и мрачного замка" в приветливо раскрывающий свои двери дом.
В 1998 г. в интервью, данном ведущему телепрограммы "Особая папка" Л.Млечину, Б.Д. Панкин озвучил совершенно другую версию случая с этой лодкой, сказав, что в действительности ее командиры "по пьянке забрели в такой фарватер, который в трезвом виде нормально просто не пройдешь". Наболтавший немало глупостей Панкин пробыл во главе советского МИДа меньше всех своих предшественников, он занимал министерский пост около трех месяцев, точнее - 84 дня, с 28 августа по 19 ноября 1991 г…
В настоящее время в российско-шведских отношениях наметился очевидный перелом к лучшему. При всей "слабости" шведской противолодочной системы, на которую перед лицом "советской подводной угрозы" было "выбито" достаточно бюджетных средств, было бы практически невозможно за двадцать лет не получить ни одного неоспоримого факта, который мог бы быть представлен государственным следственным комиссиям. В 2001 году в военно-морском музее базы Карлскруна была открыта экспозиция, посвященная 20-летию посадки на мель "шведского комсомольца". Она действует почти год, но, как свидетельствуют очевидцы, "народная тропа", ведущая к выставке, не зарастает. Впрочем, авария оказалась на руку не только нашим многочисленным противникам. После этого случая заместителей командиров наших подлодок по политчасти было категорически запрещено ставить на ходовую вахту...
Немає коментарів:
Дописати коментар