четвер, серпня 30, 2012

БОЛЬ УМИРАЮЩИХ КОРАБЛЕЙ И ПОДВОДНЫХ ЛОДОК. ИЗ КОММЕНТАРИЯ СВЕТЛАНЫ КОРОЛЕВОЙ НА СТАТЬЮ ПАВЛА ЕФРЕМОВА

  А МНЕ  ТОЖЕ  БОЛЬНО...
     
  Люблю читать стихи о море, моряках, кораблях, воспоминания  бывалых о морской службе, верности и дружбе.Поражалась, как порой проникновенно, красиво, образно звучат строки о парусах, реях,палубах,мачтах, механизмах, соленых брызгах, ветрах, маяках, береге...., не говоря уж о море и океанах, штормах, бурях.  Все  одушевленное. Живое. Близкое. Родное. Такое, с чем трудно расставаться. Что не позволяет на берегу жить долго и спокойно. Что зовет и манит неудержимо.
        Но однажды я услышала " Песню парусника" в исполнении В.Бокова  ( стихи  и музыка его ), посвященную Владимиру Высоцкому.  И ... замерла. Запомнились тогда только отдельные фразы,   от которых "бегали мурашки по коже ". Позднее я нашла эти стихи, прочитав которые была уже потрясена окончательно.
       Песня - история от имени Парусника, который попал в жестокий шторм. Вроде обыденная. Но в  ней о чувствах  корабля, о боли, страданиях, о его  героизме и судьбе. И все это написано  ярко,  хватающими за душу и сердце словами. Написать их мог человек, умеющий глубоко , искренне сопереживать , тонко чувствовать.
        Судите сами . ..." И кипящей воды, наглотавшись до рей, кое-как такелаж свой поправив, я вдруг понял - "каюк" нету правил, а какая ж игра коль нет правил..."   А  про  бандитский  шторм: ..." Был он в драке умел, он меня отходил, как портовый кабатчик мальчонку, он мне мачты рассек, он мне днище отбил и все щурился, целясь в печенку. То не день был - кровавый глухой мордобой, шторм смеялся, свистел, улюлюкал... ну а что до меня, я почти что привык и не чувствовал больше ударов..."   Как тут не содрогнуться,  ведь  " по живому "...А дальше....чудо!
       А дальше ..."  кто-то свыше вдруг крикнул " земля !"  и... ПАРУСНИК  " взлетел на остатках былых парусов и нацелился прямо на скалы..."
       
И как не горько это сознавать все случилось так как у нас - людей.  " Видел я, погружаясь в зеленую тьму,  как господь в небесах усмехнулся. Как спасенные люди молились тому, кто от них только что отвернулся. И НИКТО НЕ ПОДУМАЛ ИЗ НИХ ОБО МНЕ, НУ НИКАК. НЕ СЛЕГКА, НЕ НЕВОЛЬНО.... Впрочем, мне все равно. Я на дне. Я на дне. Я на дне. Мне не больно, не больно, не больно ".
       
Пронзительная, цепляющая за мозг концовка ... и никто не подумал из спасенных  о паруснике, НУ НИКАК, НЕ СЛЕГКА.НЕ НЕВОЛЬНО...."  Как созвучна вся эта песня а с флотской историей, рассказанной капитаном 2-го ранга ПАВЛОМ ЕФРЕМОВЫМ  и опубликованная в блоге 28 августа. О ТОМ.КАК УМИРАЮТ КОРАБЛИ   И ЛОДКИ НА СВОИХ ПОСЛЕДНИХ В ЖИЗНИ  ПРИЧАЛАХ.(см.http://vnmazurenko.blogspot.com/2012/08/2-27.html) Никому не нужные, ржавеющие , " со срезанными надстройками, растащенными и распиленными трубопроводами  , похожие на старых солдат, у которых отняли и изгадили их славное прошлое". 
И ОСТАВШИЕСЯ  В ПАМЯТИ  И СЕРДЦЕ только тех, кто служил на них, знал каждый закуток и "загогулину", кто жил  с  этим кораблем душа в душу, одной жизнью.
        И тысячу раз прав автор этой истории ,  утверждая, что у кораблей есть ПАМЯТЬ.  Этот " живой организм" хранит  тепло человеческих рук   и ... гордость,что служил верой и правдой до КОНЦА СВОЕГО , радость, что многократно возвращал служивших на нем тем, кто их очень ждал  на берегу...  И НЕ ПОНИМАЮТ , почему же  они  такие" надежные и сильные"  оказались вдруг  на долгие годы в отстойниках. ПОЧЕМУ они  " оказались беззащитны перед людьми,  их создававшими, а затем бросившимися бесславно умирать ". ИМ БОЛЬНО!... И как оказывается  и людям, которых переполняет  чувство стыда  и боли,,глядя на них..
         И как не согласится с Павлом Ефремовым, что не такой бы конец должен быть  " у выпавших из строя " кораблей и лодок. Если не погибать в бою или , не дай бог, на дне  ( как паруснику ) , то уж не доживать  растерзанными в отстойниках десятилетиями, наполняя  тоской сердце и раня душу, живущих рядом людей или приехавших к ним на встречу.

       " Около узкого входа в грядущее, в длинной толпе потеснив настоящее, ждет свою очередь  ПРОШЛОЕ.Злющее. Но все равно неотступно СТОЯЩЕЕ."   ( это четверостишие А.Жукова, тоже неравнодушного  человека ).Вот как иногда бывает в жизни, скажешь добрые слова человеку, а он в ответ : твои слова, да богу в уши ".  А мне бы, как наверняка, и Павлу Ефремову очень хотелось, чтобы слова о    СТОЯЩЕМ ПРОШЛОМ  влетели в уши   ВСЕМ, КОМУ ПОЛОЖЕНО СЛЫШАТЬ.
       Может тогда многие,многие бы из людей жили без боли, стыда в душе и тоски.


Немає коментарів: