понеділок, вересня 10, 2012

КТО ЕСТЬ КТО.КАПИТАН 1-ГО РАНГА АНАТОЛИЙ ВЕЛИЧКО.

 «Флот, честь имею быть верным тебе!»



Севастополь, как известно, во многих своих проявлениях – город уникальный. В любом городе проживает немало ветеранов, но именно в Севастополе в значительной мере его социальный облик формируют представители старших поколений, в том числе ветераны флота.

Каждый из них индивидуален в своих привязанностях и жизненных принципах. Но я бы разделил их всех на две категории: тех, кто не утратил связь с флотом, и тех, кто с увольнением в запас или выходом в отставку о флотской службе старается не вспоминать.
Тех, кто, образно говоря, "оборвал все концы",  не очень много, но они есть. И откровенно говоря, независимо от мотивации, их жизненная позиция все же не очень понятна, а сами "персонажи" лично мне мало симпатичны. Бывают, правда, случаи, когда флотская служба действительно негативно отражается на чьей-то судьбе. Но чаще всего виновником этого является не Флот как таковой. Обычно сказывается пресловутый "субъективный фактор": то ли сам человек в чем-то виноват, то ли он попадает в дискомфортные условия не принявшего его коллектива, то ли нарывается на  бессердечное отношение бездушного флотского чиновника… Да мало ли что бывает в жизни! В итоге – ломка чьей-то персональной судьбы  и обида на Флот. В общем, случается всякое…
Но  все же, как представляется, подавляющее большинство прошедших флотскую службу (независимо от того, срочную  или в кадрах ВМФ) навсегда сохраняют добрые чувства к Флоту и до конца своих дней хранят ему верность. Наверное, именно преданность относится к тем характеристикам и качествам, которые и формируют само понятие Флот.  Потому и в нашей черноморской газете уже в течение нескольких десятилетий постоянно выходят материалы под рубрикой, нынче вынесенной в заголовок публикации моего материала. Уверен, со мной согласятся очень многие люди, знающие капитана 1 ранга Анатолия Тихоновича Величко: он – именно тот человек, для которого верность Флоту стала жизненным кредо, его гражданской позицией и делом чести.
В Советское время становление человека, его жизненный стержень в  основном определяли семья и школа. Такой жизненный "институт", как "улица", конечно, тоже вносил в этот процесс свою лепту, но все-таки все лучшее, что было вложено в каждого из нас, создавали атмосфера домашнего уклада и сила первого в жизни настоящего коллектива. Если говорить о становлении Толи Величко, то это про него. Правда, определяющим в его судьбе в значительной мере был и сам год рождения – год особый, 41-й. Этот биографический факт наверняка не мог не отпечататься на его жизненной матрице. Впрочем, как и у всех, кто рожден в году начала Великой Отечественной войны. Или в победном 45-м. Таких, правда, немного. Но, как почему-то мне кажется, запись даты их рождения в метрике наполнена каким-то сакральным смыслом. Наверное, адепты идей нумерологии со мной согласятся. К слову, в семье Величко в 45-м был также рожден сын Борис. А вообще у Тихона   Александровича и Александры Ивановны было еще трое мальчишек – всего пятеро хлопцев, выросших на хуторе Шувалово, что на Воронежчине, под Павловском, в окрестностях  которого плотники молодого царя Петра Алексеевича в зиму 1696 года срубили Русский флот, ставший регулярным.


Непростая, густо замешенная на тяжком крестьянском труде жизнь, помощь отцу, вернувшемуся в 44-м домой с осколками в теле и "дырками" от пуль, романтика комсомольской юности многое объясняют в поступках и  жизненном выборе сыновей фронтовика. О каждом из них можно написать если не книгу, то добротный,  объемный биографический очерк или даже повесть, которые наверняка были бы интересны любому читателю. Что же касается Анатолия Величко, то кое-что из того многого, что испытал и пережил, он уже положил на бумагу. Кстати, поэтому нет особого смысла в связи с юбилеем раскладывать его биографию и служебную карьеру "по полочкам" – Анатолий Тихонович стал автором-составителем двух поистине уникальных книг – "Флагман Черноморского судоремонта" и "Отечество нам Царское Село…". На каждой их странице А. Величко присутствует если не прямо, то уж точно косвенно, ибо все, что изложено, им выношено и выстрадано в буквальном смысле. Впрочем, как и в  недавно вышедшей биографической книжке о своем отце, 100-летие со дня рождения которого как раз ее написанием и отметил сын.
К слову, в том, что эти книги увидели свет, проявился весь А. Величко – с его характером, принципами и привязанностями. Сами посудите: кто из инженер-механиков флота поистине создал книги?  Одна (объемом в 740 страниц) рассказывает об истории и  людях 13-го судоремонтного завода ЧФ, вторая (730 страниц) – об однокашниках – выпускниках Ленинградского ВВМИУ 1968 года. Понятное дело,  флотскому инженер-механику, что называется, по жизни дел хватает, не то что книжки писать. Но Величко – смог. И, наверное, воплотить свои замыслы он сумел именно потому, что обладает особенным жизненным потенциалом, который не хранит,  как куркуль,  в кубышке, а отдает Флоту и его людям. Потому на его парадной тужурке – ордена Красной Звезды и "За службу Родине в Вооруженных Силах СССР" III степени. Согласитесь: факт примечательный и редкий, особенно для карьеры не участвовавшего в боевых действиях офицера флота, к тому же не стоявшего на командирском мостике, а находившегося в основном ниже ватерлинии. Хотя…


Хотя был у А. Величко свой командирский мостик – с 1986 года в течение десяти лет (ох каких непростых – от начала всесоюзной перестройки до окончания флотораздела!) он руководил коллективом 13-го СРЗ. А до этого – работа по комсомольскому призыву в угольном забое в Шахтах, два года "срочной" на кораблях ОСНАЗ Балтфлота (Атлантика, Средиземное море), последовательное прохождение по скользким балясинам карьерного трапа, начиная с должности командира трюмно-котельной группы БЧ-5 эсминца "Отменный" Северного флота. На этом же корабле – восемь(!) лет А. Величко был командиром электромеханической боевой части. Выстоять и победить в перманентной борьбе за техническую и боевую готовность позволяла партийная закалка: все-таки пять лет секретарства еще в курсантские годы – не фунт изюма! Потому командир отличной БЧ в течение двух отчетных  периодов был секретарем партийной комиссии соединения – случай не из рядовых. Партийная принципиальность, основанная  на человечности и знаниях мужской психологии, позволяла принимать взвешенные решения, сохранившие судьбы и давшие карт-бланш служебных перспектив, в том числе и членам КПСС, дослужившимся до вице-адмиральских погон. Хранят они о службе с Анатолием Тихоновичем добрую память.
По-доброму вспоминают о юбиляре и на 82-м СРЗ, которому отдал почти шесть лет. До сих пор А. Величко в авторитете у питерских судоремонтников, у специалистов в российской столице, стремящихся отстоять базу флотского судоремонта. К мнению Анатолия Тихоновича прислушиваются. А он, со своей стороны, не дает им покоя. И в том, что у отрасли, и в том числе у 13-го завода, есть будущее, ощутим вклад начальника завода,  возглавлявшего его коллектив в переломный период его истории.
За плечами у А. Величко – 35 "календарей". С достижениями, успехами, служебными и жизненными невзгодами. Есть чем  гордиться, есть что рассказать, чем поделиться. Вот и сейчас, накануне своего 70-летнего юбилея, А. Величко затеял новое дело, будоража начальство, профком и ветеранов своего родного завода: не за горами 13-му СРЗ – 125 лет. Этот юбилей будут отмечать в январе следующего года. По мнению Анатолия Тихоновича, времени на подготовку к празднику у заводчан осталось немного. Чтобы  его достойно отметить, нужно сделать многое. В том числе и новую редакцию книги подготовить к печати – к уже написанному и изданному есть что добавить. Одно волнует: как бы двухтомник не получился. Тогда надо будет дополнительный материально-финансовый ресурс изыскать и мобилизовать. Но у Величко и это дело наверняка получится.


Сегодня капитану 1 ранга А. Величко – 70. Уже семьдесят. Это возраст, который в соответствии с Положением о прохождении воинской службы по формальным признакам отдаляет человека служивого от флота на десять лет – как-никак уже в шестьдесят любой офицер переходит из разряда находящегося в запасе в "чистую" отставку. Но, глядя на Анатолия Тихоновича, невозможно даже сказать, что это – отставник. Конечно, его по-прежнему густая шевелюра приобрела серебряно-платиновый оттенок. Да и  здоровье в этом возрасте желает лучшего. Но все же… Все же невозможно сказать, что А. Величко находится в отставке. Он по-прежнему вместе с людьми. Со своими еще недавно – подчиненными, заводчанами – высококлассными профессионалами флотского судоремонта. Со своими однокашниками, разбросанными по городам и весям Великой России. Со своими единомышленниками – партийцами и сослуживцами. Он полон душевных сил и замыслов, которые воплощает в жизнь, к этому делу привлекая окружающих своей неуемной энергией. В этот праздничный день, передавая юбиляру слова добрых пожеланий, хочется сказать: "Так держать!".
http://blackseafleet-21.com/news/25-03-2011_kapitan-1-ranga-anatolij-velichko-flot-chest-imeju-byt-vernym-tebe 

Немає коментарів: